Рисунок в разрезе
- 1 year ago
- 0
- 0
«Звёздная ночь» ( фр. La Nuit étoilée , нидерл. De sterrennacht , нем. Sternennacht ) — рисунок нидерландского художника- постимпрессиониста Винсента Ван Гога , созданный летом 1889 года во французском городе Сен-Реми-де-Прованс в период работы над одноимённой картиной , для которой написал несколько эскизов. Художник направил рисунок своему брату Тео в Париж . После их смерти коллекция досталась жене последнего Йоханне , продавшей рисунок немецкому писателю Альфреду фон Хеймелю. После его смерти в 1914 году он перешёл по завещанию его сестре, а та в 1918 году преподнесла рисунок в дар бременскому музею Кунстхалле .
Во время Второй мировой войны немецкие власти спрятали собрание западноевропейских мастеров этого музея в подвале брандербургского замка Карнцов, где в июле 1945 года в тайнике его нашли советские солдаты 1-го Белорусского фронта . Капитану Виктору Балдину удалось спасти многие работы и различными способами собрать 2 полотна и 362 графические работы. После демобилизации он тайно привёз их в СССР, в том числе и рисунок Ван Гога, который пострадал при транспортировке, так как его пришлось сложить пополам. В 1947 году Балдин передал коллекцию московскому Государственному музею русской архитектуры (в настоящее время Музей архитектуры имени Щусева ), где был директором с 1963 года до выхода на пенсию. Там она хранилась долгое время до передачи в 1991 году в Государственный Эрмитаж .
По мнению британского искусствоведа Мартина Бейли ( Martin Bailey ), рисунок создан в июне 1889 года, через несколько дней после того, как Ван Гог написал одну из своих самых известных картин — «Звёздная ночь » ( Музей современного искусства , Нью-Йорк ) . Стивен Найфи и Грегори Уайт-Смит датировали его июлем того же года . На обоих произведениях представлен вид из восточного окна спальни Ван Гога в больнице для душевнобольных Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс (где он находился с мая 1889 года) на предрассветное небо и преображённую его фантазией деревню. Директор лечебницы доктор Пейрон не препятствовал художнику писать и даже выделил отдельную комнату под мастерскую .
С 7 июня художника стали выпускать в деревенскую округу, где на одном из первых сеансов он набросал эскиз будущей композиции «Звёздной ночи» — «Вид Сен-Реми». Однако он воспользовался этим рисунком лишь отчасти: в отличие от него на законченном полотне прежде всего выделяются кипарисы на первом плане, а не улочки и дома деревни . Эскиз пером и чернилами шириной более 60 см был одной из более десяти копий картины «Звёздная ночь», над которой он работал начиная с выходных 15—16 июня и ко вторнику закончил. Идея ночного пейзажа с кипарисом и звёздным небом зародилась у Винсента ранее, ещё когда он проживал в провансальском Арле . В октябре 1888 года он написал полотно « Звёздная ночь над Роной » ( Музей д’Орсе , Париж ), но решил вернуться к этой теме позднее . После того как картина была закончена, Винсент предупредил брата, что он несколько отошёл от стиля своих предыдущих работ, а «Звёздная ночь» — скорее художественное преувеличение, а не традиционный пейзаж .
Кроме помощи при работе над ночным пейзажем, эскизы предназначались для брата живописца — торговца картинами Тео Ван Гога , жившего вместе с женой Йоханной в Париже, чтобы тот «имел представление о том, над чем он сейчас работал» . 19 июня мастер писал Тео в Париж:
Спрячь подальше то из присланного, что чересчур уж плохо, тебе это не нужно, а мне оно попозже всё-таки пригодится как напоминание о виденном. То же, что есть у меня хорошего, будет выглядеть тем лучше, чем меньшим количеством полотен оно будет представлено.
Остальное сунь в картонную папку, проложив старыми газетами, — большего эти этюды не заслуживают. Посылаю тебе рулон рисунков…
В больнице художник пробыл до середины 1890 года, после чего переехал в Париж. Во время чрезвычайно продуктивного в художественном отношении периода нахождения в Сен-Реми он создал более 150 картин, более 100 рисунков и акварелей . После смерти Винсента в июле 1890 года и Тео в январе 1891 года рисунок и картина вместе с коллекцией перешли во владение Йоханны, которая в 1907 году продала его через арт-дилера бременскому писателю, коллекционеру и издателю Альфреду Вальтеру фон Хеймелю ( Alfred Walter von Heymel ). Он умер в 1914 году и завещал работу Ван Гога своей двоюродной сестре Кларе Хэй. В 1918 году она передала рисунок в дар бременскому музею Кунстхалле . До начала Второй мировой войны он был малодоступен для публики и выставлялся только восемь раз: в парижской галерее Амбруаза Воллара в 1896 году, в Городском музее Амстердама в 1905 году, в берлинской галерее Кассирера в 1914 году, в ганноверской галерее Гестнера в 1919 году, в Берлине, Вене и Ганновере в 1927—1828 годах и в последний раз в парижском Дворце современного искусства в 1937 году . Название «Звёздное небо» стало известно после выставки в Роттердаме, на которой было представлено полотно. Сам же автор упоминал про полотно по разному: «звёздное небо», «ночной этюд», «ночной эффект», а Тео называл «деревней в лунном свете». После смерти братьев картина чаще всего была известна как «Звёзды», пока после 1927 года не закрепилось современное название .
Собрание из Бременского кунстхалле было спрятано немцами от воздушных налётов союзников в 1945 году в подвале брандербургского замка Карнцов и 5 июля было обнаружено советскими солдатами 38-й Пинской инженерно сапёрной бригады 61-й армии Первого Белорусского фронта в тайнике . Командиру сапёрного батальона капитану Виктору Балдину , по образованию реставратору, удалось собрать и вывезти в СССР коллекцию, позднее получившую название в честь него . В это собрание вошли 364 произведений западноевропейского искусства (две небольших картины Дюрера и Гойи , а также 362 графических, среди которых — рисунки Рембрандта , Рубенса , Ван Дейка , Тициана , Веронезе , Тьеполо , Грёза , Делакруа , Коро , Мане , Дега , Родена , Тулуз-Лотрека ) . Балдин сложил рисунки в свой чемодан, но в связи с тем, что работа Ван Гога по своим размерам в него не помещалась, её пришлось сложить пополам . Долгое время на Западе ничего не было известно о судьбе эскиза. В 1970 году вышло новое пересмотренное издание каталога-резоне нидерландского искусствоведа Якоба Барта де ла Файя , где рисунок значился под номером «F 1540» как утраченный .
После демобилизации Балдин проживал в подмосковном городе Загорск (ныне Сергиев Посад ), куда привёз в своём чемодане собранные им работы. Несколько лет они находились у него дома, а в 1947 году он передал их московскому Государственному музею русской архитектуры (в настоящее время Музей архитектуры имени Щусева ), где был директором с 1963 года до выхода на пенсию. Там они хранились долгое время до передачи их в 1991 году в Государственный Эрмитаж . В 1993 году коллекцию показали на выставке, издали её каталог и открыли для зарубежных исследователей . Ван Гог часто применял чернила, которые со временем теряли яркость. Однако рисунок хорошо сохранился, так как находился на хранении без яркого дневного света. В связи с тем, что он был сложен при транспортировке Балдиным, на листе образовалась вертикальная складка в центре, внизу которой образовался надрыв длиной 2 см .
Министерство культуры Российской Федерации в феврале 2003 года предложило передать коллекцию в Кунстхалле в Бремене, которой она принадлежала до конца Второй мировой войны . Однако в силу юридических и политических коллизий решения о передаче коллекции Германии не было принято . С 2005 года бременская коллекция Балдина находится в распоряжении Министерства культуры Российской Федерации .