Вяземская епархия
- 1 year ago
- 0
- 0
« Вяземская лавра » или « чрево Петербурга » — трущобный квартал около Сенной площади , существовавший с конца XVIII века и до 1920-х годов . Само название Вяземской лавры — это саркастический топоним, так как «лавра» означает мужской монастырь высшего ранга, при этом в Вяземской лавре царили совершенно не монастырские порядки. Вяземской она была названа в честь рода Вяземских , на чьей территории и возникла лавра . Она завоевала дурную славу как пристанище для разбойников и обитателей общественного дна, и просуществовала до 1920-х годов . На 2023 год территория бывшей лавры частично занята торговым центром «Сенной рынок» .
Вяземская лавра образовалась на территории поместья Вяземских , а точнее, на территории его флигелей . Князья Вяземские, чей дворец выходил на Фонтанку , задумали для дополнительного дохода построить на своей земле ряд жилых домов, предназначенных для городской бедноты .
В 1912 году Вяземские задумали снести лавру и на её месте проложить улицу, застроенную доходными домами . Начало будущего переулка было проложено вместе со строительством двух домов в 1910-м и 1911 годах по проекту знаменитого зодчего Александра Хренова (ныне Московский проспект , 4, 6) . М. В. Вяземская, ставшая единственной наследницей недвижимости, в 1914 году продала лавру акционерному сообществу Санкт-Петербургских торговых помещений и рынков .
Между новыми домами и лаврой образовался Сенной рынок . Гражданская война , а затем революция помешали дальнейшим планам. При Советской власти лавра была снесена и вся территория была отдана под .
Вяземский трактир выступает одним из мест действия в романе « Преступление и наказание », где встречаются Раскольников и Свидригайлов |
Вяземская лавра представляла собой особый квартал у Сенной . Он фактически находился под контролем воров, а правоохранители избегали этого места . Сама территория вокруг Сенной площади считалась петербургскими трущобами . Вяземская лавра образовалась на территории поместья Вяземских, где было построено 13 домов , они оказались заселены общественным дном . Каждый флигель получил своё неофициальное прозвище, например «Столярный», «Корзиночный», «Тряпичный», «Четверные бани», «Малый» и «Большой Полторацкий» . Самый массивный жилой флигель назывался «Стеклянным коридором» . Он снискал самую дурную славу, так как на его третьем этаже обитала преступная организованная группировка . Также известностью пользовался располагавшийся рядом с лаврой « Малинник », являвшийся по совместительству трактиром и публичным домом .
Два флигеля выходили на Забалканский проспект и один — на Фонтанку . На территории также располагалась чайная постоялого двора — «Мышеловка» . Так её прозвали из-за того, что там сыскная полиция периодически проводила обыски и устраивала облаву на разыскиваемых преступников . Также здесь находился особняк Вяземских, роскошный дворец вступал в особый контраст с его флигелями . В двух флигелях по Забалканскому проспекту размещались трактир, семейные бани, питейный дом и дюжина торговых заведений подержанных и краденных вещей, в четырёх остальных жилых флигелях также располагались бани и кладовые . Жилые помещения в лавре делились на прямые и боковые и состояли из одиночных комнат, часть комнаты была отведена под каморку для хозяев, а остальное пространство плотно обставлялось койками и нарами. В прямых квартирах жило по 45 человек и более, в боковых — вполовину меньше . Прямая комната была размером около 9 метров и имела четыре окна . Хозяевами комнат были как правило крестьяне Новгородской , Смоленской и Калужской губерний или отставные солдаты . Гигиенист Ф. Ф. Эрисман указывал на «ужасающее» санитарное состояние жилья, рассказывая о водосточных трубах, использовавшихся жителями лавры как туалет. В итоге эти испражнения попадали в Фонтанку, воду из которой использовало бедное население, жившее вдоль реки . Несмотря на удручающие условия, за жизнь в таких квартирах платили по 36 — 38 рублей .
Вяземская лавра представляла собой «государство в государстве» со своими действующими законами, «властью» и правилами выживания . Здесь находили приют приезжавшие на заработки бедняки, воры, бродяги и секс-работницы. Николай Свешников описывал обитателей лавры как отбросов и паразитов общества . Юрист Д. А. Засосов и инженер В. И. Пызин чётко отличали вяземцев от остального бедного населения Петербурга, описывая их как людей «до безобразия рваных и грязных, частенько полунагих и полуголодных, но всё же умевших легко достать копейку» . Правозащитница Мария Покровская в своих заметках писала, что в лавре жило несколько тысяч людей обоих полов. Это были торговцы вразнос, чернорабочие, безработные, получавшие пенсии от благотворительных учреждений, плотники, каменщики, строители, корзинщики и пролетарии, находящиеся на иждивении у родственников и знакомых . По другим сведениям, в лавре проживало от 10 тысяч до 20 тысяч человек в летнее время . В выходные дни жители массово напивались, после чего устраивали пляски, драки и оргии . Арендодатели продавали водку жителям, имея с этого солидные доходы . К концу XIX века по сравнению с его серединой порядок здесь стал соблюдаться строже, а арендодатели больше не сдавали квартиры жильцам без документов, так как представители власти периодически проверяли таких арендодателей и могли наказать . В лавре действовало множество артелей, крупнейшая из которых — тряпичники — занималась перешиванием и перепродажей краденных вещей .
Приличные граждане опасались этого места и не решались туда заходить даже днём . Случайно попадавших туда подвыпивших петербуржцев всегда избивали и обкрадывали. Если не убивали, то полицейские отказывались расследовать дела выживших жертв . Зимой в лавру прибывали пригородные крестьяне, продававшие деревенские продукты . Ловить преступников в лавре было почти невозможно, так как при появлении правоохранительных органов преступники быстро перебегали с одного флигеля в другой, а оцепить всю территорию в 13 домов было невозможно .
Вяземский трактир посещал писатель Фёдор Достоевский и сделал местом действия в романе « Преступление и наказание », где встречались Раскольников с Свидригайловым . В своём романе Достоевский описывал трактир как «набитое битком злачное место с распахнутыми окнами, в чьём зале распевались песенки, гремели кларнет, скрипка и турецкие барабаны, издавались женские визги» .