К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Загробный мир ( Потусторонний мир , Грядущий мир , Царство мёртвых , Тот свет , Мир иной , Царство небесное , Ирий ) — мир, в который уходят люди после смерти, обитель умерших или их душ.
В славянской мифологии — это место обитания душ умерших, а также вообще мир мёртвых, противопоставленный жизни и земному миру людей . Обычно Загробный мир помещался под землёй или на небе, куда попадали по мосту (часто — по радуге или Млечному Пути), залезая на дерево, столб и т. п. Древние греки отождествляли Подземный мир , Царство мёртвых и жилище Аида .
Представления о загробном мире являются типологически общими практически для всех религий , а также культур и цивилизаций с религиозной основой мировоззрения.
В древнейших религиозных системах, закреплённых в письменных источниках, загробный мир представляет собой недифференцированное мрачное царство без солнечного света и радостей, размещённое чаще всего в нижнем ярусе трехъярусного мира (небесный — земной — подземный), табуированное для именования и называющееся эвфемистически. Таковы, например, Ки-галь (букв. «великая земля», «великое место»), или Кур (букв. «гора», «горная страна», хотя она и мыслится в «нижнем» мире) — в шумерской культуре и соответствующие им Эрцету («земля»), или Кур-ну-ги («страна без возврата»; заимствовано из шумерского языка) — в аккадской культуре; темный, глубокий и бесконечный дуат в египетских религиозных представлениях; греческий аид, или гадес («безвидный», «незримый»); в этом же ряду и древнееврейский (библейский) шеол .
Самые древние представления о загробном мире не несут в себе никакой этической дифференциации: все умершие люди уходят в одно и то же место независимо от того, кем они были на Земле. Первые попытки связать загробный мир с загробным воздаянием зафиксированы в египетской культуре эпохи Среднего царства (XXI—XVII вв. до н. э.) в Книге мёртвых , связанной с загробным судом Осириса , в результате которого души благочестивых людей отправляются на поля Иару, или Иалу , — поля блаженных (прообраз Елисейских полей , или Элизиума , в древнегреческой мифологии), а души грешных отправляются в пасть чудовища Амат на окончательное уничтожение. Отчасти та же дифференциация наблюдается позднее в древнегреческих представлениях (более ранние версии представляют тартар как безрадостное финальное пристанище всех без исключения покойников), согласно которым души людей, не прогневавшие богов, блуждают в Элизиуме, в то время как грешники наказываются, но в том же аиде.
Постепенно именно в монотеистических религиях — зороастризме , иудаизме и наследующих ему христианстве и исламе — акцентируются этические начала в жизни человека, что приводит к окончательному размежеванию загробного мира на Ад и Рай . В монотеизме загробный мир неразрывно связан с идеями окончательного воздаяния человеку, бессмертия души, грядущего воскресения мертвых, а также с эсхатологией — преображением всей человеческой жизни в конце истории, с приходом Мессии (см. также Машиах , Махди ) и установлением Царства Божьего . В православии существует учение о наличии различных «степеней» ада и рая (в раю насчитывается семь «чинов» ), при этом умершие продолжают общение с живыми .
![]() |
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
![]() |
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|