Interested Article - Пастернак, Борис Леонидович

Бори́с Леони́дович Пастерна́к (имя при рождении — Бори́с Исаа́кович Постерна́к ; 29 января ( 10 февраля ) 1890 , Москва , Российская империя 30 мая 1960 , Переделкино , Кунцевский район , Московская область , СССР ) русский советский поэт , писатель и переводчик . Один из крупнейших русских поэтов XX века .

Первые стихи опубликовал в 23 года . В 1955 году закончил роман « Доктор Живаго », через три года 23 октября Пастернаку присудили Нобелевскую премию по литературе — «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», после чего он подвергся травле и гонениям со стороны советского правительства и ряда коллег и в результате был вынужден отказаться от премии.

Биография

Борис (слева) и Александр Пастернак (справа). Портрет работы отца, Леонида Осиповича
Запись о рождении Бориса Пастернака 30 января 1890 года (книга для записи родившихся евреев по городу Москве)

Родился в Москве в творческой еврейской семье. Отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать — пианистка (урождённая Кауфман , 1868—1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до рождения сына. Борис появился на свет в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы , где они поселились.

Согласно сохранившейся записи о рождении в метрической книге Московской синагоги , Борис Пастернак родился 30 января 1890 года: "родился январ[я] 30 / шеват[а] 21 в 12 ч[асов] ночи обрезан по слабости февр[аля] 13 / адара 5… Отец запасный младший фейерверкер из вольноопределяющихся, действительный студент Исаак Иосиев Постернак, мать Райца (она же Роза) Срулева Кауфман (по отцу). [Кто родился:] Сын, имя дано ему Борис . В аттестате зрелости и ряде других документов 1900—1910-х годов дата рождения также записана как 30 января . Сын и биограф поэта Е. Б. Пастернак подтверждает время рождения из метрической книги: «в 12 часов ночи», указывая день рождения как 29 января (по старому стилю) . Публицист Д. Быков находит возможным уточнить: «за несколько минут до полуночи» . Сам Борис Пастернак называл своей датой рождения 29 января по старому стилю (причём упоминал о совпадении этой даты с годовщиной смерти Пушкина ), но после календарной реформы 1918 года отмечал день рождения 11 февраля , что объясняется распространённой ошибкой при пересчёте даты 29 января на «новый стиль» .

Кроме старшего, Бориса, в семье родились Александр (1893—1982), (1900—1993) и (1902—1989) . Ещё в аттестате зрелости по окончании гимназии Борис фигурировал как «Борис Исаакович (он же Леонидович)» .

Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками, в их числе Исаак Левитан , Михаил Нестеров , Василий Поленов , Сергей Иванов , Николай Ге . В доме бывали музыканты и писатели, в том числе и Лев Толстой ; устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие Александр Скрябин и Сергей Рахманинов . В 1900 году во время второго визита в Москву с семьёй Пастернаков познакомился Райнер Мария Рильке . В 13 лет под влиянием композитора Александра Скрябина Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились его две прелюдии и соната для фортепиано).

В 1900 году не был принят в 5-ю московскую гимназию (ныне московская школа № 91 ) из-за процентной нормы , но по предложению директора в 1901 году поступил сразу во второй класс. В 1903 году 6 (19) августа при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую писатель скрывал, осталась на всю жизнь) был в дальнейшем освобождён от воинской повинности . Позже уделил особое внимание этому эпизоду в стихотворении «Август» как пробудившему его творческие силы.

25 октября 1905 года попал под казачьи нагайки , когда на Мясницкой улице столкнулся с толпой митингующих, которую гнала конная полиция. Этот эпизод потом нашёл своё отражение в его книгах.

В 1908 году одновременно с подготовкой к выпускным экзаменам в гимназии под руководством Юлия Энгеля и Рейнгольда Глиэра готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории . Окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего , от которого был освобождён из-за еврейского происхождения.

По примеру родителей, добившихся высоких профессиональных успехов неустанным трудом, стремился во всём « дойти до самой сути, в работе, в поисках пути ». Валентин Асмус отмечал, что «ничто не было так чуждо Пастернаку, как совершенство наполовину» .

Вспоминая впоследствии свои переживания, писал в «Охранной грамоте»: « Больше всего на свете я любил музыку… Но у меня не было абсолютного слуха… ». После ряда колебаний Пастернак отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора: « Музыку, любимый мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал вон из себя, как расстаются с самым драгоценным » . Одним из первых оценил его поэтический талант С. Н. Дурылин . Позднее написал, что именно « он переманил меня из музыки в литературу, по доброте своей сумев найти что-то достойное внимания в моих первых опытах ».

В 1908 году поступил на юридический факультет Московского университета , а в 1909 году по совету Александра Скрябина перевёлся на философское отделение историко-филологического факультета.

Борис Пастернак в 1910 году на картине Леонида Пастернака

Летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы профессора Германа Когена , который советовал ему продолжить карьеру философа в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца Давида Высоцкого ), но получил отказ (факт описан в стихотворении «Марбург» и автобиографической повести «Охранная грамота»). В 1912 году вместе с родителями и сёстрами посетил Венецию , что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг (дочерью литератора и изобретателя Моисея Фрейденберга ). С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.

В 1912 году окончил Московский университет . За дипломом не явился. Диплом № 20974 сохранился в архиве Московского университета .

Творческий путь

После поездки в Марбург Пастернак отказался от философских занятий. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. Он участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», затем в литературно-артистическом кружке Юлиана Анисимова и Веры Станевич , из которого выросла недолговечная постсимволистская группа « Лирика ». С 1914 года Пастернак примыкал к содружеству футуристов « Центрифуга » (куда также входили другие бывшие участники «Лирики» — Николай Асеев и Сергей Бобров ). В этом же году близко знакомится с другим футуристом — Владимиром Маяковским , чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е годы, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского « ЛЕФ », но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.

Первые стихи Пастернака по рекомендации С. Н. Дурылина были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга — «Близнец в тучах» — в конце того же года (на обложке — 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 году половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале , под городом Александровском Пермской губернии , в посёлке Всеволодо-Вильва , приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из « Доктора Живаго » является город Пермь . В этом же году поэт побывал на Березниковском содовом заводе на Каме . В письме к С. П. Боброву от 24 июня 1916 г. (на следующий день после отъезда из дома во Всеволодо-Вильве), Борис «называет содовый завод „Любимов, Сольвэ и К“ и посёлок европейского образца при нём — „маленькой промышленной Бельгией“» .

Внешние изображения
В годы гражданской войны (1917—1922)

После революции 1917 года, в 1921 году, родители Пастернака и его сёстры покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского для лечения главы семейства в Германии и обосновываются в Берлине , однако после операции Леонида Осиповича Пастернака семья не пожелала вернуться в СССР (позднее, после прихода к власти нацистов, семья в 1938 году переезжает в Лондон ).

В СССР

В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье , с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922—1923 годов . В том же 1922 году выходит программная книга поэта « Сестра моя — жизнь », большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года . В следующем, 1923 году (23 сентября), в семье Пастернаков рождается сын Евгений (скончался в 2012 году).

Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с Мариной Цветаевой . В 1926 году началась переписка с Р.-М. Рильке .

В 1920-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.

На конец 1920-х — начало 1930-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза . Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.

Познакомившись с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897—1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза , вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию (см. ниже). Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В том же году выходит его книга «Второе рождение». В ночь на 1 января 1938 года у Пастернака и его второй жены рождается сын Леонид (будущий физик, умер в 1976).

В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира , где с ним случается нервный срыв. Это была его последняя поездка за границу. Белорусский писатель Якуб Колас в своих мемуарах вспоминал жалобы Пастернака на нервы и бессонницу .

В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Анны Ахматовой , освобождённых из тюрем после писем Сталину от Пастернака и Анны Ахматовой. В декабре 1935 года Пастернак шлёт в подарок Сталину книгу переводов Грузинской лирики и в сопроводительном письме благодарит за «чудное молниеносное освобождение родных Ахматовой» .

В январе 1936 года Пастернак публикует два стихотворения, обращённые со словами восхищения к И. В. Сталину . Однако уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется — его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок.

В 1936 году поселяется на даче в Переделкино , где с перерывами проживёт до конца жизни. С 1939 по 1960 год живёт на даче по адресу: улица Павленко, 3 (сейчас мемориальный музей). Его московский адрес в писательском доме с середины 1930-х до конца жизни: Лаврушинский переулок, д.17/19, кв. 72 .

К концу 1930-х годов он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Уильяма Шекспира (в том числе « Гамлета ») , « Фауста » Гёте , «Марии Стюарт» Ф. Шиллера . Пастернак понимал, что переводами спасал близких от безденежья, а себя — от упрёков в «отрыве от жизни», но в конце жизни c горечью констатировал , что «… полжизни отдал на переводы — своё самое плодотворное время».

В годы Второй мировой войны (1939—1945)

14 октября 1941 года в составе писательского эшелона был эвакуирован из Москвы в Чистополь , Татарская АССР . По протекции драматурга Переца Маркиша , уезжавшего в Ташкент , Пастернак сумел снять небольшую угловую комнату на втором этаже дома банковского служащего Василия Вавилова (улица Володарского, 75.) В 1990 году в этой квартире был организован Мемориальный музей Бориса Пастернака .

1941—1943 годы провёл в эвакуации в Чистополе . Помогал денежно многим людям, в том числе репрессированной дочери Марины Цветаевой Ариадне Эфрон . В 1943 году выходит книга стихотворений « На ранних поездах », включающая четыре цикла стихов предвоенного и военного времени.

Послевоенные годы

В 1946 году Пастернак познакомился с Ольгой Ивинской (1912—1995), и она стала «музой» поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения.

В 1952 году у Пастернака произошёл первый инфаркт, описанный в стихотворении «В больнице»:

«О Господи, как совершенны
дела Твои, — думал больной, —
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной…»

Положение больного было серьёзным, но, как Пастернак написал 17 января 1953 года Нине Табидзе, его успокаивало, что « конец не застанет меня врасплох, в разгаре работ, за чем-нибудь недоделанным. То немногое, что можно было сделать среди препятствий, которые ставило время, сделано (перевод Шекспира, Фауста, Бараташвили) » .

Пастернак и Сталин

Существует обширная литература на тему взаимоотношений Иосифа Сталина и Бориса Пастернака. Доктор философских наук Евгений Громов , рассказывая о телефонном разговоре Сталина с Пастернаком по поводу судьбы Осипа Мандельштама, делал акцент на высокой оценке политиком поэта, на желании Пастернака поговорить со Сталиным не только о Мандельштаме, но и «о жизни и смерти» (услышав эти слова, Сталин повесил трубку), а также о разрешении секретаря Сталина Пастернаку открыто рассказывать о телефонной беседе с вождём . Целую большую главу «„Пасквиль на вождей“. Сталин и дело Мандельштама 1934 года» в своей монографии «Поэт и Царь: Из истории русской культурной мифологии (Мандельштам, Пастернак, Бродский )» посвятил этим событиям литературовед, исследователь русского литературного модернизма и авангарда Глеб Морев .

Английский историк, писатель и журналист, доктор философии по истории, специализирующийся на истории Российской империи и СССР, Саймон Себаг-Монтефиоре в своей монографии «Молодой Сталин» рассказывает, что в 1949 году к официальному празднованию 70-летию Сталина член Политбюро ЦК КПСС Лаврентий Берия поручил лучшим переводчикам, в том числе Борису Пастернаку и Арсению Тарковскому , подготовить подарочное русское издание стихотворений, созданных Сталиным в 1895—1896 годах . Им не сказали, кто автор, но один из поэтов оценил их как достойные Сталинской премии первой степени, правда, Саймон Себаг-Монтефиоре предполагал, что, вероятно, он догадался о личности их автора. В разгар проекта работа была прекращена. Саймон Себаг-Монтефиоре утверждал, что Сталин хотел, чтобы история запомнила его как лидера революции и руководителя советского государства, а не как поэта-подростка из Грузии . Профессор кафедры мировой литературы и культуры Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации Дмитрий Быков в книге «Борис Пастернак», вышедшей в серии « Жизнь замечательных людей » в 2007 году, по другому излагает легендарную, по его убеждению, историю попытки публикации книги стихов Сталина и роли Бориса Пастернака в ней. В его версии Сталин лично показал Пастернаку некую подборку стихотворений в русских переводах и спросил его мнение о стихах. Пастернак якобы сказал, что стихи посредственные. После этого издание было остановлено .

Пастернак и Грузия

Впервые интерес Пастернака к Грузии проявился в 1917 году, когда было написано стихотворение « Памяти Демона », в котором зазвучала навеянная творчеством Лермонтова кавказская тема.

В октябре 1930 года Пастернак познакомился с приехавшим в Москву грузинским поэтом Паоло Яшвили .

В июле 1931 года по приглашению П. Яшвили Борис Леонидович с Зинаидой Николаевной Нейгауз и её сыном Адрианом (Адиком) приехали в Тифлис. Там началось знакомство и последовала тесная дружба с Тицианом Табидзе , Г. Леонидзе , С. Чиковани , Ладо Гудиашвили , Николо Мицишвили и другими деятелями грузинского искусства.

Впечатления от трёхмесячного пребывания в Грузии, тесное соприкосновение с её самобытными культурой и историей оставили заметный след в духовном мире Пастернака.

6 апреля 1932 года он организовал в Москве литературный вечер грузинской поэзии. 30 июня Пастернак написал П. Яшвили, что будет писать о Грузии .

В августе 1932 года вышла книга «Второе рождение» с включённым в неё циклом «Волны», полным восторга:

…Мы были в Грузии. Помножим
Нужду на нежность, ад на рай,
Теплицу льдам возьмём подножьем,
И мы получим этот край…

В ноябре 1933 года Пастернак совершил вторую поездку в Грузию, уже в составе писательской бригады ( Н. Тихонов , Ю. Тынянов , О. Форш , П. Павленко и ). В 1932—1933 годах Пастернак увлечённо занимался переводами грузинских поэтов.

В 1934 году в Грузии и в Москве был издан пастернаковский перевод поэмы Важи-Пшавелы «Змееед».

4 января 1935 года на 1-м Всесоюзном совещании переводчиков Пастернак рассказал о своих переводах грузинской поэзии. 3 февраля того же года он читал их на конференции «Поэты Советской Грузии».

В феврале 1935 года вышли книги: в Москве — «Грузинские лирики» в переводах Пастернака (оформление художника Ладо Гудиашвили) , а в Тифлисе — «Поэты Грузии» в переводах Пастернака и Тихонова. Т. Табидзе писал о переводах грузинских поэтов Пастернаком, что им сохранены не только смысловая точность, но и « все образы и расстановка слов, несмотря на некоторое несовпадение метрической природы грузинского и русского стиха, и, что важнее всего, в них чувствуется напев, а не переложение образов, и удивительно, что всё это достигнуто без знания грузинского языка » .

В 1936 году был завершён ещё один грузинский цикл стихов — «Из летних заметок», посвящённый «друзьям в Тифлисе» .

22 июля 1937 года застрелился Паоло Яшвили. В августе Пастернак написал его вдове письмо с соболезнованиями.

10 октября был арестован, а 16 декабря расстрелян Тициан Табидзе. Пастернак на протяжении многих лет материально и морально поддерживал его семью . В этом же году был репрессирован ещё один грузинский друг Пастернака — Н. Мицишвили.

Когда в Москву перед войной вернулась М. И. Цветаева , по ходатайству Пастернака в Гослитиздате ей давали переводческую работу , в том числе из грузинских поэтов. Цветаева перевела три поэмы Важа-Пшавела (больше 2000 строк) , но жаловалась на трудности грузинского языка.

Дом-музей поэта Н. Бараташвили в Тбилиси

В 1945 году Пастернак завершил перевод практически всех сохранившихся стихотворений и поэм Н. Бараташвили . 19 октября по приглашению Симона Чиковани он выступил на юбилейных торжествах, посвящённых Бараташвили, в тбилисском Театре имени Руставели. Перед отъездом из Тбилиси поэт получил в подарок от Нины Табидзе запас гербовой бумаги , сохранившейся после ареста её мужа. Е.Б. Пастернак писал, что именно на ней были написаны первые главы «Доктора Живаго». Борис Леонидович, оценивший « благородную желтизну слоновой кости » этой бумаги, говорил позднее, что это ощущение сказалось на работе над романом и что это — « Нинин роман » .

В 1946 году Пастернак написал две статьи: «Николай Бараташвили» и «Несколько слов о новой грузинской поэзии» . В последней не упоминались имена бывших под запретом П. Яшвили и Т. Табидзе, но строки о них он включил в 1956 году в специальные главы очерка «Люди и положения», который был напечатан в «Новом мире» только в январе 1967 года .

В октябре 1958 года среди первых поздравивших Пастернака с Нобелевской премией была гостившая в его доме вдова Тициана Табидзе — Нина.

С 20 февраля по 2 марта 1959 года состоялась последняя поездка Бориса Леонидовича и Зинаиды Николаевны в Грузию. Поэту хотелось подышать воздухом молодости, побывать в домах, где когда-то жили его ушедшие друзья; другой важной причиной было то, что власти вынудили Пастернака уехать из Москвы на время визита в СССР британского премьер-министра Г. Макмиллана , который выразил желание повидать «переделкинского затворника» и лично выяснить причины, по которым тот отказался от Нобелевской премии . По просьбе Пастернака Нина Табидзе пыталась сохранить его приезд в тайне, только в доме художника Ладо Гудиашвили был устроен вечер с избранным кругом друзей. В мемориальной комнате квартиры семьи Табидзе, где жил Пастернак, сохранились вещи, которыми он пользовался: низкий старомодный абажур над круглым столом, , за которой он писал .

Попытки осмыслить и понять корни грузинской культуры привели писателя к замыслу разработать тему раннехристианской Грузии. Пастернак начал подбирать материалы о жизнеописаниях святых грузинской церкви, археологических раскопках, грузинском языке. Однако из-за преждевременной смерти поэта замысел остался неосуществлённым.

Начавшаяся в начале 1930-х годов дружба с видными представителями грузинского искусства, общение и переписка с которыми длились почти тридцать лет , привела к тому, что для Пастернака Грузия стала второй родиной. Из письма Нине Табидзе :

…Но вот окончусь я, останется жизнь моя,… и что в ней было главного, основного? Пример отцовской деятельности, любовь к музыке и А. Н. Скрябину, две — три новых ноты в моём творчестве, русская ночь в деревне, революция, Грузия.

Интерес и любовь к народу и культуре Грузии прививал Пастернаку, в частности, герой поэмы Н. Бараташвили «Судьба Грузии» Ираклий II, прототипом которого является грузинский царь восемнадцатого века .

1990 год был объявлен ЮНЕСКО «годом Пастернака». Устроители юбилейной мемориальной выставки в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина выделили тему «Пастернак и Грузия» в отдельный раздел .

Вопросы развития связей русской и грузинской культур на примере взаимоотношений поэтов были включены в повестку международной конференции « Борис Пастернак и Тициан Табидзе: дружба поэтов как диалог культур », состоявшейся 5−6 апреля 2015 года в Государственном литературном музее в Москве .

«Доктор Живаго»

Портрет Пастернака перед входом в книжный магазин Фельтринелли, Рим, 2012 г.

В феврале 1959 года Борис Пастернак написал о своём отношении к месту, которое занимала проза в его творчестве :

Я всегда стремился от поэзии к прозе, к повествованию и описанию взаимоотношений с окружающей действительностью, потому что такая проза мне представляется следствием и осуществлением того, что значит для меня поэзия.
В соответствии с этим я могу сказать: стихи — это необработанная, неосуществленная проза

Роман «Доктор Живаго» он писал в течение десяти лет — с 1945 по 1955 год . Став, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман представляет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода с начала столетия до Великой Отечественной войны. «Доктор Живаго» пронизан высокой поэтикой и сопровождён стихами заглавного героя. Во время работы над романом Пастернак не раз менял его название — «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет».

Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческого существования — тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора по отношению к Октябрьской революции и последующим изменениям в жизни страны. Э. Г. Казакевич , например, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать»; К. М. Симонов , главный редактор « Нового мира », отреагировал отказом: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!».

Книга вышла в свет сначала в Италии в 1957 году в издательстве Feltrinelli . По воспоминаниям Ольги Ивинской, «крёстным отцом» романа стал литературный агент Серджио Д’Анджело, который привёз невычитанную рукопись и подал миланскому издателю Фельтринелли идею выпустить роман . Передавая рукопись, Пастернак сказал Д’Анджело: «Вы меня пригласили взглянуть в лицо собственной казни» . Спустя некоторое время «Доктора Живаго» опубликовали в Голландии и Великобритании при посредничестве философа и дипломата сэра Исайи Берлина .

Издание романа в Нидерландах и Великобритании (а затем и в США в карманном формате) и бесплатную раздачу книги советским туристам на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе и на фестивале молодёжи и студентов в Вене в 1959 году организовало Центральное разведывательное управление США . ЦРУ также участвовало в распространении «имевшей большую пропагандистскую ценность» книги в странах социалистического блока . Кроме того, как следует из рассекреченных документов, в конце 1950-х годов британское министерство иностранных дел пыталось использовать «Доктора Живаго» как инструмент антикоммунистической пропаганды и финансировало издание романа на языке фарси .

Фельтринелли обвинил голландских издателей в нарушении его прав на издание. ЦРУ сумело погасить этот скандал, так как книга имела успех среди советских туристов.

Нобелевская премия. Травля

Марка СССР, 1990 год

Ежегодно в период с 1946 по 1950 год, а также в 1957 году Пастернак выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе . В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю , и 23 октября Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина ), удостоенным этой награды.

Уже в день присуждения премии (23 октября 1958 года) по инициативе М. А. Суслова Президиум ЦК КПСС принял постановление «О клеветническом романе Б. Пастернака» , которое признало решение Нобелевского комитета очередной попыткой втягивания в холодную войну .

Присуждение премии привело к травле Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР, оскорблениям в его адрес со страниц советских газет, на собраниях «трудящихся». Московская организация Союза писателей СССР , вслед за правлением Союза писателей, требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Среди литераторов, требовавших высылки, были Л. И. Ошанин , А. И. Безыменский , Б. A. Слуцкий , С. A. Баруздин , Б. Н. Полевой и многие другие (см. стенограмму заседания Общемосковского собрания писателей в разделе «Ссылки»). Отрицательное отношение к роману высказывалось и некоторыми русскими литераторами на Западе, в том числе В. В. Набоковым .

« Литературная газета » (главный редактор — В. Кочетов ) 25 октября 1958 года заявила, что писатель «согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды » .

Публицист Давид Заславский напечатал в « Правде » статью «Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка».

Сергей Михалков откликнулся на присуждение Пастернаку премии отрицательной эпиграммой под карикатурой М. Абрамова «Нобелевское блюдо» .

29 октября 1958 года на Пленуме ЦК ВЛКСМ Владимир Семичастный , в то время — первый секретарь ЦК комсомола, заявил (как он впоследствии утверждал, по указанию Хрущёва ) следующее :

…как говорится в русской пословице, и в хорошем стаде заводится паршивая овца. Такую паршивую овцу мы имеем в нашем социалистическом обществе в лице Пастернака, который выступил со своим клеветническим так называемым «произведением» ...

31 октября 1958 года по поводу вручения Нобелевской премии Пастернаку председательствующий на Общемосковском собрании писателей СССР Сергей Смирнов выступил с речью, заключив, что писателям следует обратиться к правительству с просьбой лишить Пастернака советского гражданства.

В официозной писательской среде Нобелевская премия Пастернаку была воспринята также негативно. На собрании партийной группы Правления Союза писателей 25 октября 1958 года Николай Грибачев , Сергей Михалков и Вера Инбер выступили с требованием лишить Пастернака гражданства и выслать из страны . В тот же день «Литературная газета» по просьбе редколлегии «Нового мира», возглавляемой на тот момент А. Т. Твардовским , публикует письмо Пастернаку, составленное в сентябре 1956 г. тогдашней редколлегией журнала и отклоняющее рукопись его романа. Письмо содержало резкую критику произведения и его автора и помимо «Литературной газеты» было позднее опубликовано в ближайшем выпуске «Нового мира» .

27 октября 1958 года постановлением совместного заседания президиума правления Союза писателей СССР, бюро оргкомитета Союза писателей РСФСР и президиума правления Московского отделения Союза писателей РСФСР Пастернак был единогласно исключён из Союза писателей СССР . Решение об исключении было одобрено 28 октября на собрании московских журналистов, а 31 октября — на общем собрании писателей Москвы, под председательством С. С. Смирнова . Несколько писателей на собрание не явились по болезни, из-за отъезда или без указания причин (в том числе А. Т. Твардовский , М. А. Шолохов , В. А. Каверин , Б. А. Лавренёв , С. Я. Маршак , И. Г. Эренбург , Л. М. Леонов ) . По всей стране прошли собрания республиканских, краевых и областных писательских организаций, на которых писатели осудили Пастернака за предательское поведение, поставившее его вне советской литературы и советского общества.

Присуждение Нобелевской премии Б. Л. Пастернаку и начавшаяся кампания его травли неожиданно совпали с присуждением в том же году Нобелевской премии по физике советским физикам П. А. Черенкову , И. М. Франку и И. Е. Тамму . 29 октября в газете «Правда» появилась статья, подписанная шестью академиками, в которой сообщалось о выдающихся достижениях советских физиков, награждённых Нобелевскими премиями. В ней содержался абзац о том, что присуждение премий физикам было объективным, а по литературе — вызвано политическими соображениями. Вечером 29 октября в Переделкино приехал академик М. А. Леонтович , который счёл долгом заверить Пастернака, что настоящие физики так не считают, а тенденциозные фразы в статье не содержались и были вставлены помимо их воли. В частности, статью отказался подписать академик Л. А. Арцимович (сославшись на завет Павлова учёным говорить только то, что знаешь). Он потребовал, чтобы ему дали для этого прочесть «Доктора Живаго» .

Травля поэта привела к возникновению поговорки: «Не читал, но осуждаю!». Так как, например, в киевской « Литературной газете » была опубликована статья, автор которой утверждал :

Борис Пастернак написав роман «Доктор Живаго». Я його не читав, але не маю підстав не вірити редколегії журналу « Новый мир », що роман поганий. I з художнього боку, i з ідейного.

Обличительные митинги проходили на рабочих местах, в институтах, заводах, чиновных организациях, творческих союзах, где составлялись коллективные оскорбительные письма с требованием кары опального поэта.

Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «за значительные достижения в современной лирической поэзии , а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» , усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго» . В результате массовой кампании давления Борис Пастернак отказался от Нобелевской премии . В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».

Джавахарлал Неру и Альбер Камю взяли на себя ходатайство за нового нобелевского лауреата Пастернака перед Никитой Хрущёвым . Но всё оказалось тщетно.

По мнению Евгения Евтушенко , Пастернак в этих событиях оказался заложником внутриполитической борьбы между различными группами властной элиты СССР , а также идеологического противостояния с Западом :

"Желая столкнуть Хрущёва с пути либерализации и опытным нюхом почуяв, что какая-то часть его души тоже хочет «заднего хода», идеологические чиновники подготовили искусно подобранный из «контрреволюционных цитат» «дайджест» в 35 страниц из «Доктора Живаго» для членов Политбюро и умело организовали на страницах газет «народное возмущение» романом, который никто из возмущавшихся им не читал. Пастернаком начали манипулировать, сделав его роман картой в политической грязной игре — и на Западе, и внутри СССР. Антикоммунизм в этой игре оказался умней коммунизма, потому что выглядел гуманней в роли защитника преследуемого поэта, а коммунизм, запрещая этот роман, был похож на средневековую инквизицию. Но партийной бюрократии было плевать, как она выглядит в так называемом «мировом общественном мнении», — ей нужно было удержаться у власти внутри страны, а это было возможно лишь при непрерывном производстве «врагов советской власти». Самое циничное в истории с Пастернаком в том, что идеологические противники забыли: Пастернак — живой человек, а не игральная карта, и сражались им друг против друга, ударяя его лицом по карточному столу своего политического казино."

Несмотря на исключение из Союза писателей СССР, Пастернак продолжал оставаться членом Литфонда СССР , получать гонорары, публиковаться. Неоднократно высказывавшаяся его гонителями мысль о том, что Пастернак, вероятно, захочет покинуть СССР, была им отвергнута — Пастернак в письме на имя Хрущёва написал: «Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой» .

Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» 27 февраля 1959 года было принято постановление ЦК КПСС «О Пастернаке Б. Л.» , Пастернак в феврале 1959 года был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко , где ему угрожали обвинением по статье 1 « Измена Родине » Закона СССР от 25 декабря 1958 года «Об уголовной ответственности за государственные преступления» .

Летом 1959 года Пастернак начал работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженный вскоре рак лёгких в последние месяцы жизни приковал его к постели.

Смерть и похороны

Кровать, на которой скончался Борис Пастернак. Дом-музей в Переделкино

По воспоминаниям сына поэта, 1 мая 1960 года больной Пастернак, в предчувствии близкой кончины, попросил свою знакомую Е. А. Крашенинникову об исповеди.

Борис Леонидович Пастернак умер от рака лёгких в подмосковном Переделкино 30 мая 1960 года на 71-м году жизни. Сообщение о его смерти было напечатано в « Литературной газете » (от 2 июня) и в газете «Литература и жизнь» (от 1 июня) , а также в газете « Вечерняя Москва ».

Борис Пастернак был похоронен 2 июня 1960 года на Переделкинском кладбище . Проводить его в последний путь, несмотря на опалу поэта, пришло много людей (среди них Наум Коржавин , Булат Окуджава , Андрей Вознесенский , Кайсын Кулиев ). Автор памятника на его могиле — скульптор Сарра Лебедева .

Надгробие Пастернака в Переделкине


Семья

Первая жена писателя — Евгения Владимировна Пастернак (в девичестве Лурье, 1898—1965). Брак продлился с 1922 по 1931 год. В браке родился сын Евгений Пастернак (1923—2012).

Вторая жена — Зинаида Николаевна Нейгауз-Пастернак (1897—1966), ранее жена Генриха Нейгауза . Брак был заключён в 1932 году. В семье Пастернака воспитывались двое детей Генриха и Зинаиды Нейгаузов, в том числе пианист Станислав Нейгауз . В браке родился второй сын Пастернака — Леонид (умер в 1976 году в возрасте 38 лет) .

Последняя любовь Пастернака, Ольга Ивинская (1912—1995) (они сошлись в 1948 году), была осуждена за «антисоветскую агитацию» и «близость к лицам, подозреваемым в шпионаже», а после смерти поэта — ещё и за контрабанду, и провела в заключении несколько лет (вплоть до 1964), потом на полученные по завещанию гонорары приобрела квартиру в доме около Савёловского вокзала , где жила до своей кончины 8 сентября 1995 года . Похоронена на Переделкинском кладбище .

У Бориса Пастернака 4 внука и 10 правнуков. [ источник не указан 247 дней ]

После смерти

Памятник на могиле неоднократно осквернялся, и к сороковой годовщине смерти поэта была установлена точная копия памятника, выполненная скульптором Дмитрием Шаховским .

Памятник Борису Пастернаку в Сколково

В ночь на воскресенье 5 ноября 2006 года вандалы осквернили и этот памятник . В настоящее время на могиле, расположенной на крутом склоне высокого холма, для укрепления восстановленного памятника и предотвращения сползания грунта сооружён мощный стилобат , накрывающий захоронения самого Пастернака, его жены Зинаиды Николаевны (умерла в 1966 году ), младшего сына Леонида (умер в 1976 году ), старшего сына Евгения Борисовича Пастернака (умер в 2012 году ) и пасынка Адриана Нейгауза. Также была устроена площадка для посетителей и экскурсантов .

Реабилитация

Негативное отношение советских властей к Пастернаку постепенно менялось после его смерти. В 1965 году в серии «Библиотека поэта» было опубликовано почти полное стихотворное наследие поэта (известное как Синий Пастернак ). В статьях о Пастернаке в Краткой литературной энциклопедии (1968) и в Большой советской энциклопедии (1975) о его творческих трудностях в 1950-х годах уже рассказывается в нейтральном ключе (автор обеих статей — З. С. Паперный ). Однако о публикации романа речи не шло.

В СССР до 1989 года в школьной программе по литературе не было никаких упоминаний о творчестве Пастернака, да и о его существовании вообще.

В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей СССР было отменено. В 1988 году роман «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР (« Новый мир »). Летом 1988 года был выписан диплом Нобелевской премии Пастернака. Он был послан в Москву наследникам поэта через его младшего друга, поэта Андрея Вознесенского, приезжавшего в Стокгольм . 9 декабря 1989 года медаль Нобелевского лауреата была вручена в Стокгольме сыну поэта — Евгению Пастернаку . Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в том числе полное собрание сочинений в 11 томах (издательство «Слово», 2003—2005). В конце XX — начале XXI века в России были изданы многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя.

Память

Дом-музей Б. Л. Пастернака в Переделкине
Улица Бориса Пастернака, Зутермер , Нидерланды

В 1960—1962 годах Исаак Савранский написал поэму «Смерть Пастернака».

В октябре 1984 года по решению суда дача Пастернака в Переделкино была изъята у родственников писателя и передана в государственную собственность. Через два года, в 1986-м, на даче был основан первый в СССР музей Пастернака .

В 1980 году, в год 90-летия со дня рождения поэта, астроном Крымской астрофизической обсерватории Людмила Карачкина назвала астероид, открытый 21 февраля 1980 года, (3508) Pasternak .

В 1990 году, в год 100-летия со дня рождения поэта, Мемориальный музей Бориса Пастернака открыл свои двери в Чистополе , в доме, где поэт жил в эвакуации в годы Великой Отечественной войны (1941—1943) , и в Переделкино , где он жил долгие годы вплоть до своей смерти . Директор дома-музея поэта — , приходящаяся ему невесткой (вдова младшего сына Леонида) .

Мемориальная доска памяти Бориса Пастернака в Туле

В 2008 году во Всеволодо-Вильве (Пермский край) в доме, где начинающий поэт жил с января по июнь 1916 года, был открыт музей .

В 2009 году, в день города , в Перми был открыт первый в России памятник Пастернаку в сквере около Оперного театра (скульптор — ) .

На доме, где родился Пастернак ( 2-я Тверская-Ямская улица , д. 2) , была установлена мемориальная доска .

В память о троекратном пребывании в Туле на здании гостиницы Вёрмана 27.5.2005 была установлена мраморная памятная доска Пастернаку как нобелевскому лауреату, посвятившему Туле несколько произведений .

20 февраля 2008 года в Киеве в доме № 9 на улице Липинского (бывшая Чапаева) была установлена мемориальная доска , а через семь лет её сняли вандалы .

В 2012 году памятник Борису Пастернаку работы З. Церетели был установлен в районном центре Мучкап (Тамбовская обл.)

К 50-летию присуждения Нобелевской премии Б. Пастернаку, княжество Монако выпустило в его честь почтовую марку .

27 января 2015 года Почта России в честь 125-летия со дня рождения поэта выпустила в почтовое обращение конверт с оригинальной маркой .

1 октября 2015 года в Чистополе был открыт памятник Пастернаку.

10 февраля 2020 в московском санатории « Узкое » открылся мемориальный номер, посвящённый пребыванию там Бориса Пастернака .

В 2022 году издательство «Бослен» выпустило первый том из трёхтомной «Летописи жизни и творчества Б. Л. Пастернака», в который вошла документированная хроника жизни поэта с 1899 по 1924 год. Составители летописи — Анна Сергеева-Клятис и Рахель Лихт .

Отражение творчества писателя в искусстве

В кинематографе

За рубежом

«Доктор Живаго» впервые был экранизирован в Бразилии в 1959 году , когда был поставлен одноимённый телефильм «Doutor Jivago» .

Самой известной в мире экранизацией романа был голливудский фильм 1965 года Дэвида Лина , получивший 5 премий « Золотой глобус » и 5 статуэток « Оскар » .

Третья постановка была осуществлена режиссёром Джакомо Кампиотти ( итал. Giacomo Campiotti ) в 2002 году .

В СССР

В фильме « Степень риска » (1968) Иннокентий Смоктуновский (исполнитель роли математика Александра Кириллова) цитировал отрывок в 12 строк из стихотворения Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…» (1956). Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» (1956) цитируется в фильме Олега Ефремова « Строится мост » (1965) в исполнении Игоря Кваши . Это же стихотворение читает в фильме « Блондинка за углом » (1984) Андрей Миронов , сыгравший астрофизика-неудачника Николая Порываева.

Массовый советский телезритель познакомился со стихами Пастернака в 1976 году в фильме Эльдара Рязанова « Ирония судьбы, или С лёгким паром! ». Стихотворение « Никого не будет в доме… » (1931), преобразившееся в городской романс, в фильме исполняет, под аккомпанемент гитары, Сергей Никитин . Позднее Эльдар Рязанов включил отрывок из другого стихотворения Пастернака, «Любить иных — тяжёлый крест…» (1931), в свой фильм « Служебный роман », правда, в фарсовом эпизоде, где главный герой Анатолий Новосельцев пытается выдать стихи поэта за свои.

Песня на стихи Б. Л. Пастернака на музыку Сергея Никитина «Снег идёт» (1957) звучит в художественном фильме режиссёров Наума Ардашникова и Олега Ефремова « Старый новый год » (1980) в исполнении Сергея Никитина.

В 1990 году вышел телефильм « Другая драма » в котором переплетены биография Пастернака и сюжет романа «Доктор Живаго».

В России

«Доктор Живаго» был экранизирован в 2005 году Александром Прошкиным . В заглавной роли снялся Олег Меньшиков . Эта экранизация вызвала неоднозначные отзывы критики.

Киновоплощения

В театральных постановках

В 1987 году состоялась премьера написанной годом ранее оперы британского композитора « Электрификация Советского Союза » по мотивам произведений Бориса Пастернака .

В 2006 году в Пермском академическом Театре-Театре режиссёром Борисом Мильграмом , композитором Александром Журбиным и драматургом Михаилом Бартеневым был поставлен мюзикл «Доктор Живаго» . Премьера состоялась 30 декабря .

В 2016 году в Гоголь-центре состоялась премьера спектакля «Пастернак. Сестра моя — жизнь». Режиссёр Максим Диденко [ источник не указан 2148 дней ] .

В творчестве современников

Долгое время Пастернак состоял в переписке с Мариной Цветаевой.

Анна Ахматова на смерть Пастернака 1 июня 1960 года написала стихотворение .

Варлам Шаламов , бывший в Переделкине на похоронах Пастернака, откликнулся на смерть поэта циклом из нескольких стихотворений, четыре из которых были написаны в тот же день — 2 июня 1960 года .

4 июня 1960 года присутствовавший на похоронах поэта Герман Плисецкий написал стихотворение под названием «Памяти Пастернака».

В 1962 году Борис Чичибабин написал стихотворение «Пастернаку».

4 декабря 1966 года Александр Галич написал и посвятил памяти поэта одну из своих лучших песен — «Памяти Пастернака» , которую впоследствии неоднократно исполнял. Песня заканчивалась следующей строфой:

Вот и смолкли клевета и споры —
Словно взят у Вечности отгул…
А над гробом — встали мародёры,
И несут — почётный — ка-ра-ул!

29.11.1971 года в Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» по трагедии Уильяма Шекспира, главную роль в котором исполнил ведущий актёр театра Владимир Высоцкий . Спектакль начинался с исполнения артистом, под собственный гитарный аккомпанемент, песни на стихотворение Б. Пастернака «Гамлет» (1946) — «Гул затих. Я вышел на подмостки…» (музыка В. Высоцкого). Спектакль стал центральным в репертуаре театра и оставался в нём до 18.7.1980 года включительно.

Документальные фильмы

  • 1980 — Поэзия. Борис Пастернак (Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ СССР) — литературные чтения
  • 1991 — Борис Пастернак. Свеча горела… (реж. Владимир Абрамов, Владимир Зарубин)
  • 1997 — Больше, чем любовь. Борис Пастернак и Ольга Ивинская. О свойствах страсти (реж. Одельша Агишев)
  • 2002 — Литературное Переделкино: Борис Пастернак (реж. Сергей Сатиренко)
  • 2003 — Тайный путь «Доктора Живаго» / The Secret Passage of «Doktor Zhivago» (реж. Джерольд Хофманн / Gerold Hofmann)
  • 2004 — Борис Пастернак. Свидание (реж. Аркадий Пучков, Игорь Штернберг)
  • 2006 — Борис Пастернак: раскованный голос… (реж. Алексей Шемятовский, Виталий Максимов)
  • 2007 — Снег идёт (Телеканал «Культура») — литературные чтения
  • 2007 — Проект Энциклопедия / Encyclopedia channel: Борис Пастернак (США)
  • 2008 — Больше, чем любовь. Борис Пастернак и Зинаида Нейгауз. Второе рождение (реж. Александр Столяров)
  • 2008 — Борис Пастернак. Сумрак ночи (реж. Юлий Лурье)
  • 2008 — Самарины и Пастернак: воскрешение идеи (реж. Ирина Федоренко)
  • 2008 — Образы Бориса Пастернака (реж. Мария Волчанская)
  • 2009 — Пастернак и другие (реж. Максим Палащенко)
  • 2009 — Гении и злодеи уходящей эпохи: Борис Пастернак (реж. Юлия Маврина)
  • 2009 — Цветаева + Пастернак (реж. Алексей Кужельный) — театральная постановка, Киевская академическая мастерская театрального искусства «Сузирья»
  • 2010 — Исторические хроники с Николаем Сванидзе. 1958 год. Стрельцов и Пастернак (реж. Роман Масло)
  • 2012 — Преступление Бориса Пастернака (реж. Светлана Резвушкина)
  • 2015 — Борис Пастернак. Будем верить, жить и ждать (реж. Олеся Фокина)

Библиография

Том собрания сочинений Пастернака. М.: Худлит , 1990

В октябре 2005 года издательство «Слово» выпустило первое полное собрание сочинений Пастернака в 11 томах (общий тираж — 5000 экземпляров). Собрание составлено и прокомментировано сыном поэта Евгением Борисовичем Пастернаком (1923—2012) и его женой Еленой Владимировной Пастернак. Вступительную статью к собранию написал Лазарь Флейшман . Первые два тома собрания вместили в себя стихи, третий — повести, статьи, эссе, четвёртый — роман «Доктор Живаго», пятый — публицистику и драматургию, шестой — стихотворные переводы. Обширная переписка поэта заняла четыре тома (всего 1675 писем). В последнем, одиннадцатом, находятся воспоминания современников о Б. Л. Пастернаке. В полное собрание вошли черновые редакции «Доктора Живаго», в том числе фрагменты и варианты, отвергнутые автором, первая редакция перевода « Гамлета », выпущенные отрывки из поэмы «Лейтенант Шмидт», неизвестные катрены из поэмы «Спекторский», переводы из бельгийского поэта Шарля ван Лерберга.

Почтовая карточка СССР с оригинальной маркой, художник Ю. Арцименев , 1990

Произведения и книги

  • Пастернак Б. Л. Близнец в тучах. — М. : «Лирика», 1914.
  • Пастернак Б. Л. Детство Люверс. — 1918. опубл. в 1922 .
  • Пастернак Б. Л. Три главы из повести // «Московский понедельник» : газета. — 1922.
  • Пастернак Б. Л. Сестра моя жизнь: Стихи. Лето 1917 года. — М. : З. И. Гржебин, 1922. — 139 с.
  • Пастернак Б. Л. Темы и варьяции: Четвёртая книга стихов. — Берлин: Геликон, 1923.; 126 с.
  • Пастернак Б. Л. Рассказы. — М. Л. : Круг, 1925. — 108 с.; 3000 экз.
  • Пастернак Б. Л. 1905 год. Девятьсот пятый год. Первое издание. — М. Л. : Госиздат, 1927. — 100 с.; 3000 экз. [Уменьшенный формат]
    • То же — Второе издание. — Гравюры на дереве Т. Покровской. — М. Л. : Госиздат, 1930. — 96 с.; 3000 экз.
    • То же — Третье изд. — Л. : Изд-во писателей в Ленинграде, 1932. — 96 с. (тип. «Печатный двор») [Обложка работы М. А. Кирнарского]
  • Пастернак Б. Л. Две книги: Стихи. — М. Л. : ГИЗ, 1927. — 212 с.; 2000 экз.
  • Пастернак Б. Л. Поверх барьеров: Стихи разных лет. — М. Л. : Госиздат, 1929. — 152 с.; 3000 экз.
    • То же — Второе издание. Дополненное. — М. Л. : Госиздат, 1931. — 162 с.
  • Пастернак Б. Л. Спекторский. — М. Л. : ГИХЛ , 1931. — 62 с.
  • Пастернак Б. Л. Второе рождение: Стихи. — Обложка худ. А. Левина. — М. : Федерация, 1932. — 94 с. — 5200 экз.
  • Пастернак Б. Л. «Охранная грамота», первые главы в журнале «Звезда» N 8 — 1929 год.
  • Пастернак Б. Л. Воздушные пути. — М. : ГИХЛ, 1933. — 142 с.
  • Пастернак Б. Л. Второе рождение. — М. : «Советский писатель», 1934. — 95 с. — 10 200 экз.
  • Пастернак Б. Л. Грузинские лирики. — М. : «Советский писатель», 1935.
  • Пастернак Б. Л. На ранних поездах . — 1943.
  • Пастернак Б. Л. Когда разгуляется , цикл стихотворений, полностью издан посмертно в «Избранном» (М., 1961).
  • Пастернак Б. Л. . — М. : «Государственное издательство художественной литературы», 1961. — 376 с. — 30 000 экз.
  • Пастернак Б. Л. Доктор Живаго . — М. : «Советский писатель», 1989. — 736 с. — 200 000 экз.
  • Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы: В 2-х т / Сост., подг. текста и примеч. В. С. Баевского и Е. Б. Пастернака. — 3-е изд. — Л. : «Советский писатель», 1990. — (Библиотека поэта. Большая серия). — 100 000 экз.
  • Пастернак Б. Л. Не я пишу стихи... Переводы из поэзии народов СССР. — М. : «Советский писатель», 1991. — 352 с.
  • Пастернак Б. Л. Избранные сочинения / Сост. и комм. Е. В. Пастернак. — М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1998. — (Бессмертная библиотека). — 10 000 экз.
  • Пастернак Б. Л. Письма к родителям и сестрам. — М. : Новое литературное обозрение, 2004. — 896 с. — 3000 экз. ISBN 5-86793-289-3 .
  • Переписка Бориса Пастернака. — М., Художественная литература, 1990. — 576 с., 250 000 экз.
  • Пастернак Б. Л . «Земной простор» — Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1990, 50 000 экз.

Переводы

Пьесы

Поэзия

Музыкальные произведения

  • (1906)
  • Соната для фортепиано (1909) ,

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Пастернак в своём выступлении ответил, что нельзя жертвовать своим «лицом ради положения… слишком велика опасность стать социалистическим сановником… Каждый, кто этого не знает, превращается из волка в болонку…» — Борис Пастернак. Биография — М.: Цитадель, 1997. — 728 с. — С. 497.
  2. Т. Табидзе сказал Пастернаку при первой встрече: «Не может быть, чтобы вы никогда не были в Грузии. Человек, написавший „…в синеве ледника от Тамары“, должен был это видеть».
  3. На грузинском языке — в журнале «Мнатоби», 1956, № 11—12.
  4. 4 ноября 2008 г. 50-летию последнего приезда поэта в Тбилиси было посвящено выступление И. Емельяновой «Пастернак и Грузия» в Институте грузинского языка и литературы имени Шота Руставели
  5. Рукопись стихотворения «Нобелевская премия» Пастернак вручил посетившему его в январе 1959 года журналисту Daily Mail Энтони Брауну с просьбой передать её сестре Лидии в Оксфорд . Однако по возвращении в Лондон Браун без согласования с поэтом опубликовал стихотворение в переводе на английский язык, сопроводив его политическим комментарием о преследовании автора советской властью. — / Борис Пастернак. Письма к Жаклин де Пруайяр // Новый мир, 1992. — № 1. – С. 159
  6. Уже после осуждения О. В. Ивинской издатель Фельтринелли через «Инюрколлегию» переводил значительные суммы гонораров за роман наследникам Б. Л. Пастернака: О. В. Ивинской, Е. Б. Пастернаку и С. Г. Нейгаузу, так как Ивинская, названная в волеизъявлении Пастернака «единственной наследницей», сочла невозможным принять все суммы за роман и добровольно две трети наследства уступила «наследникам по закону» .
Источники
  1. Cp.: от 29 ноября 2021 на Wayback Machine . Расшифровку см. в публикации:
  2. ПАСТЕРНАК // М. : Большая российская энциклопедия , 2004.
  3. Пастернак Борис Леонидович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. Boris Pasternak // (англ.) — 2000.
  5. / Пастернак Е.В. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.
  6. . Дата обращения: 2 августа 2019. 2 августа 2019 года.
  7. от 29 октября 2020 на Wayback Machine ISBN 5-7598-0361-1
  8. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  9. Борис Пастернак и его семейное окружение: Официальные документы / Публ. Е. Г . Болдиной и О. В . Кузовлевой // Лица: Биографический альманах. — М. ; СПб. : Феникс: Atheneum, 1993. — Вып. 3 . — С. . — ISBN 5-85042-049-5 .
  10. , с. .
  11. , с. .
  12. Пастернак Б. Люди и положения // Доктор Живаго; Автобиографическая проза; Избранные письма. — М. : Гудьял Пресс, 1998. — С. . — (Гранд либрис). — ISBN 5-8026-0005-5 .
  13. В письме родителям от 12 февраля 1937 года, цитируется в: , с.
  14. Анна Кознова. . Журнал «Знамя» (ноябрь 2017). Дата обращения: 21 декабря 2021. 1 декабря 2021 года. : 11 февраля, в день выхода первой статьи Энтони Брауна, Б. Л. Пастернак принял у себя нескольких корреспондентов, среди них — журналистов Daily Express Берчета и Добсона и председателя агентства United Press International Генри Шапиро. <…> В статье Генри Шапиро описывается бурная реакция поэта на новость: «Я не давал разрешения на её публикацию. Да, прекрасный подарок вы преподнесли мне в день рождения!»
  15. Чупринин С. И. . — Новое литературное обозрение , 2020. — 2773 с. 1 декабря 2021 года. : [11 февраля]. Сегодня Борису Пастернаку исполнилось 69 лет. Я поздравил его с днём рождения на его занесённой снегом даче под Москвой. <…> С горечью Пастернак сказал мне: Да, прекрасный подарок вы преподнесли мне в день рождения!
  16. от 1 декабря 2021 на Wayback Machine : Согласно воспоминаниям сына поэта , в семье день рождения Пастернака отмечали 11 февраля и только в последние годы жизни дата была поправлена на 10 февраля («Существованья Ткань Сквозная» — Переписка с Евгенией Пастернак, дополненная письмами к Евгению Борисовичу Пастернаку и его воспоминаниями. М: АСТ, 2017).
  17. Хронологический справочник (XIX и XX вв.) / Сост. М. И. Перпер ; Отв. ред. В. Н . Баскаков. — Л. : Наука , 1984. — С. .
  18. Блох А. М. . — Litres , 2018. — С. 654—655. — 880 с. — ISBN 5-9221-0527-2 .
  19. Каган Ю. М. . Литературное обозрение, № 4. С. 43–50 . screen.ru (1996). Дата обращения: 23 августа 2013. 12 апреля 2009 года.
  20. , Глава I.
  21. . Дата обращения: 11 июня 2020. 13 июля 2020 года.
  22. . 91.ru. Дата обращения: 23 августа 2013. Архивировано из 30 апреля 2010 года.
  23. , с. 882.
  24. , с. —93.
  25. Асмус В. Пастернак об искусстве. — Таллинн, Радуга, № 9, с.68
  26. Люди и положения -//Борис Пастернак. Воздушные пути — М.:Сов. писатель, 1982. — С. 413—469
  27. Рашковская М. А. Две судьбы. (Б. Л. Пастернак и С. Н. Дурылин. Переписка) // Встречи с прошлым. Вып. 7 — М.: Советская Россия, 1990. — 592 с. — С. 366—407
  28. Дмитрий Быков. Борис Пастернак. — 8-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2007. — (Жизнь замечат. людей: сер. биогр.; вып. 1087). — С. 91. — ISBN 978-5-235-03074-9 .
  29. Померанцева Г. Е. На путях и перепутьях (о Сергее Николаевиче Дурылине) // Дурылин С. Н. В своём углу — М.: Молодая гвардия, 2006. — 880 с. — С. 5-94 ISBN 5-235-02754-X
  30. Гайсин О. Д. . nasledie.perm.ru (12 декабря 2007). Дата обращения: 23 августа 2013. Архивировано из 10 февраля 2008 года.
  31. Томас Урбан . Русские писатели в Берлине в 20-е годы XX века. — Санкт-Петербург, 2014. — С. 155.
  32. Колас Я. Збор твораў у чатырнаццаці тамах. — Том 11. Публіцыстычныя і крытычныя артыкулы 1917—1946 гг.. — Минск: Маст. літ, 1976. — С. 188. — 424 с.
  33. Д. Быков. // Нева. — 2005b. — № 3 . — ISSN . 3 ноября 2012 года.
  34. Фейнберг М. Комментарии в кн. Б. Пастернак, З. Пастернак «Второе рождение». М.: Дом-музей Бориса Пастернака, 2010, с.184, 469, 475.
  35. Шекспировед Д. М. Урнов отмечал:

    … я до сих пор не знаю, с какой целью он садился за перевод — то ли пересидеть тёмное время в своей поэтической судьбе, то ли просто попробовать и это — так далеко это от оригинала и так перекрашено. В старое время Лермонтов писал, например, «Из Цедлица», и мы аттестовали это как перевод — тут поэт летел над поэтом. Вот и у Пастернака — «из Шекспира». Только почему-то на титуле стоит — «Шекспир».

    Курбатов В. Я. Подорожник. — Иркутск: Издатель Сапронов , 2006. — 416 с. — С. 167.
  36. Существованья ткань сквозная. Б. Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак — М.: НЛО, 1998, 592 с., — с. 548
  37. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Биография — М.: Цитадель, 1997. — 728 с. — ISBN 5-7657-0031-4 .
  38. Громов Е. С. Сталин: искусство и власть. — М. : Эксмо , Алгоритм , 2003. — С. 308—309. — 548 с. — (Сталиниана). — ISBN 5-6990-1925-1 .
  39. Морев Г. А. «Пасквиль на вождей». Сталин и дело Мандельштама 1934 года // Поэт и Царь: Из истории русской культурной мифологии (Мандельштам, Пастернак, Бродский). — М. : Новое издательство, 2020. — С. 13—68. — 128 с. — (Новые материалы и исследования по истории русской культуры). — ISBN 978-5-9837-9250-0 .
  40. Себаг-Монтефиоре С. Поэт и духовенство / «Юноша бледный со взором горящим» // Молодой Сталин. Пер. с англ. Л. Оборина . — М. : АСТ, 2014. — С. 92—96, 97. — 579 с. — 5000 экз. ISBN 978-5-1708-0799-4 .
  41. Быков Д. Л. Борис Пастернак. — М. : Молодая гвардия , 2007. — С. 527. — 893 с. — ( Жизнь замечательных людей (Вып. 1039)). — 5000 экз. ISBN 978-5-2350-2977-4 .
  42. Мир Пастернака. — М.: Сов. художник, 1989. — 206 с.
  43. Борис Пастернак . Собрание сочинений в пяти томах — М.: Худ. лит-ра, 1992. — Т. 5. — С. 325—328.
  44. Борис Пастернак . Второе рождение — М.: Федерация, 1932
  45. Б. Пастернак . Грузинские лирики — М.: Сов. писатель, 1935.
  46. Пастернак Б. Не я пишу стихи… Переводы из поэзии народов СССР — М.: Советский писатель, 1991. — 352 с. — ISBN 5-265-02093-4 .
  47. Новый мир : журнал. — 1936. — № 10.
  48. Борис Пастернак. Собрание сочинений в пяти томах. — М. : Худ. лит-ра , 1992 . — Т. 5. — С. 372−374.
  49. Нина Табидзе . Радуга на рассвете. // Воспоминания о Борисе Пастернаке. — М.: Слово, 1993. — С. 289—307.
  50. Существованья ткань сквозная. Борис Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак — М.: НЛО, 1998. — С. 410. — 592 с.
  51. Марина Цветаева. Сочинения. Том второй — М.: Худлит, 1988. — С. 546. — 640 с.
  52. Грузинские романтики. — Л. : Сов. писатель , 1978. — 336 с.
  53. Борис Пастернак об искусстве. — М.: Искусство, 1990. — С. 170—175.
  54. , с. 833–834.
  55. Ленский И. . stopstamp.ru. Дата обращения: 23 августа 2013. 3 сентября 2014 года.
  56. . Дата обращения: 2 июня 2014. 16 октября 2019 года.
  57. Письма грузинским друзьям. // Литературная Грузия. — 1966. — № 1—2.
  58. Г. Маргвелашвили. Выход в Грузию (о Борисе Пастернаке) // Когда на нас глядит поэт…. — М. : Сов. писатель , 1990. — С. 69−155. — 336 с.
  59. Борис Пастернак . Воздушные пути. Проза разных лет. — М.: Сов. писатель, 1982. — С. 389.
  60. . Дата обращения: 6 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
  61. . Дата обращения: 1 февраля 2016. 5 февраля 2017 года.
  62. .
  63. Мартынов, А. . Независимая газета (25 июня 2015). Дата обращения: 3 января 2020. 27 января 2020 года.
  64. . Дата обращения: 30 сентября 2017. 6 марта 2019 года.
  65. от 23 апреля 2021 на Wayback Machine // «The Washington Post», April 6, 2014, p. A1
  66. от 8 апреля 2014 на Wayback Machine // РБК от 7 апреля 2014
  67. от 15 апреля 2014 на Wayback Machine // BBC от 7 апреля 2014
  68. от 7 марта 2016 на Wayback Machine // BBC от 26 июля 2001
  69. . Дата обращения: 25 августа 2015. 30 октября 2015 года.
  70. , 23 октября 1958 года
  71. Золотоносов М. Ленинградская двухдневка ненависти: «Братья Ершовы» против «Доктора Живаго». — НЛО, 2013, № 120
  72. . Литературная газета, № 128 (3939) . starosti.ru (25 октября 1958). Дата обращения: 23 августа 2013. 3 ноября 2012 года.
  73. Михалков С. . Комсомольская правда (29 октября 1958). Дата обращения: 23 августа 2013. 13 февраля 2020 года.
  74. Семичастный В. Завтра, № 25 (186) . zavtra.ru; archive.org (24 июня 1997). Дата обращения: 15 августа 2013. Архивировано 28 февраля 2002 года.
  75. . Комсомольская правда . starosti.ru (30 октября 1958). — См. ниже статей из «ЛГ» и «Правды». Дата обращения: 23 августа 2013. 24 августа 2013 года.
  76. Пастернак Е. Б. Хроника прошлых лет — Знамя, 2008, № 12
  77. А. Т. Твардовский и др. . Литературная газета, №128(3939) . vivovoco.astronet.ru (25 октября 1958). Дата обращения: 23 августа 2013. 21 августа 2014 года.
  78. antology.igrunov.ru. Дата обращения: 3 февраля 2016. 6 февраля 2012 года.
  79. . hrono.ru (28 октября 1958). Дата обращения: 23 августа 2013. 28 февраля 2013 года.
  80. .
  81. Левин М. Л. . Академик М. А. Леонтович: Учёный. Учитель. Гражданин: М.: Наука, 2003 . vivovoco.astronet.ru. Дата обращения: 23 августа 2013. 30 декабря 2014 года.
  82. Панч П. Вилазка ворога // Літературна газета. — Київ, 1958. — № 85 (28 жовтня).
  83. Заславский Д. . Правда . vivovoco.astronet.ru. Дата обращения: 23 августа 2013. 30 декабря 2014 года.
  84. Агапов и др. Литературная газета, № 128 (3939) . vivovoco.astronet.ru (25 октября 1958). Дата обращения: 23 августа 2013. 30 декабря 2014 года.
  85. .
  86. Евтушенко Евгений Александрович. Волчий паспорт.
  87. . n-t.ru (9 мая 0199). Дата обращения: 23 августа 2013. 2 августа 2013 года.
  88. Президиум ЦК КПСС. 1954—1964. Черновые протокольные записи заседаний: Стенограммы. Постановления: В 3 т. Т. 3: Постановления. 1959—1964 / Гл. ред. А. А. Фурсенко. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2008. — 1271 с. (Серия «Архивы Кремля»)
  89. . Дата обращения: 24 декабря 2017. 24 декабря 2017 года.
  90. Существованья ткань сквозная. Б. Пастернак. Переписка с Евгенией Пастернак — М.: НЛО, 1998, 592 с. — С. 566
  91. Фейнберг М. Комментарии в кн. Б. Пастернак, З. Пастернак «Второе рождение». — М.: Дом-музей Бориса Пастернака, 2010. — С. 475
  92. от 17 июня 2015 на Wayback Machine . // Чтобы помнили
  93. Послесловие к роману. Из записок адвоката // Москва. — 1988. — № 10 . — С. 139—147 . — ISSN .
  94. Дата обращения: 10 декабря 2019. 10 декабря 2019 года.
  95. . ntv.ru (10 ноября 2006). Дата обращения: 23 августа 2013. 29 июля 2013 года.
  96. Радио Свобода. . YouTube (4 февраля 2023). Дата обращения: 8 марта 2023. 9 марта 2023 года.
  97. // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков . — М. : Советская энциклопедия , 1962—1978. (Дата обращения: 24 августа 2013)
  98. Пастернак Борис Леонидович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  99. . Дата обращения: 26 ноября 2015. 8 декабря 2015 года.
  100. Фейнберг М. Комментарии в кн. Б. Пастернак, З. Пастернак «Второе рождение». — М.: Дом-музей Бориса Пастернака, 2010. — С. 469
  101. . museum.prometey.org. Дата обращения: 23 августа 2013. 14 октября 2011 года.
  102. . museum.ru; archive.org. Дата обращения: 23 августа 2013. Архивировано 29 июля 2013 года.
  103. . rosbalt.ru (10 ноября 2006). Дата обращения: 23 августа 2013. 30 декабря 2014 года.
  104. . museum.perm.ru. Дата обращения: 23 августа 2013. 28 июля 2013 года.
  105. . dompasternaka.ru. Дата обращения: 23 августа 2013. Архивировано из 4 сентября 2013 года.
  106. . Дата обращения: 24 июля 2022. 16 сентября 2016 года.
  107. Игнатьева Ю. . inauka.ru (14 декабря 2006). Дата обращения: 23 августа 2013. Архивировано 16 декабря 2006 года.
  108. Мирошкин А. Воображаемый город. Московские улицы и дворы Бориса Пастернака //НГ—EX LIBRIS, № 4 (1016), 6 февраля 2020 года. — С. 15
  109. . Дата обращения: 15 февраля 2020. 15 февраля 2020 года.
  110. . Дата обращения: 14 ноября 2009. 31 октября 2010 года.
  111. . Дата обращения: 24 июля 2022. 11 марта 2022 года.
  112. Тульский биогр. слов. Новые имена. — Тула, 2003. — С. 174; Борис Пастернак в Петровском на Оке. 1914 год : библиогр. указ. лит. — Алексин, 2004. — С. 6.
  113. . Дата обращения: 26 сентября 2016. 14 февраля 2016 года.
  114. . Дата обращения: 6 мая 2018. 7 мая 2018 года.
  115. . chichkin.org (3 февраля 2009). — По рисунку художника Г. Шишкина . Дата обращения: 15 августа 2013. Архивировано из 4 сентября 2013 года.
  116. . Дата обращения: 22 августа 2015. 29 июня 2016 года.
  117. от 28 марта 2020 на Wayback Machine // Комсомольская правда. Екатеринбург. 2020. 14 февраля.
  118. от 3 июня 2020 на Wayback Machine // Москва. Зa Кaлужcкoй зacтaвoй. 2020. 5 февраля.
  119. . Российская газета (15 января 2023). Дата обращения: 27 января 2023. 27 января 2023 года.
  120. Levy E. . — 2,. — Continuum International Publishing Group, 2003. — С. 17. — 390 с. — ISBN 9780826414526 .
  121. Konrad Heidkamp. . Zeit Online (нем.) . Дата обращения: 19 февраля 2010 . (недоступная ссылка)
  122. . Дата обращения: 16 ноября 2009. Архивировано из 17 декабря 2009 года.
  123. от 12 августа 2013 на Wayback Machine от 12 августа 2013 на Wayback Machine
  124. Ефим Гофман . от 6 сентября 2017 на Wayback Machine
  125. . Дата обращения: 17 ноября 2009. Архивировано из 13 декабря 2009 года.
  126. Студия Лавр. . Дата обращения: 13 декабря 2018. 11 мая 2022 года.
  127. . Дата обращения: 11 июня 2020. 20 октября 2020 года.

Литература

Документы

Мемуары

  • Воспоминания о Борисе Пастернаке. (сборник). — М. : Слово/Slovo, 1990.
  • Вильям-Вильмонт Н. Н. Воспоминания о Борисе Пастернаке // Воспоминания и мысли. — М. , 1989.
  • Гинзбург Л. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. — СПб. : СПб-Искусство, 2002.
  • Гладков А. Встречи с Пастернаком. — М. : Арт-Флекс, 2002.
  • Ивинская О. В. , Емельянова И. И. В плену времени // Годы с Борисом Пастернаком. — М. : Этерна, 2016. — ISBN 978-5-480-00236-2 .
  • Масленникова З. А. Борис Пастернак. Встречи. — М. : Захаров, 2001.
  • Пастернак Е. Б. , Пастернак Е. В. Жизнь Бориса Пастернака: Документальное повествование. — СПб. : изд-во журнала «Звезда», 2004.
  • Пастернак Е. Б. // Знамя. — 2008. — № 12 . — ISSN .
  • Цветаева М. Эпос и лирика в современной России: Владимир Маяковский и Борис Пастернак // Сочинения в 2-х т. — М. , 1990.
  • Чуковская Л. К. Борис Пастернак // Сочинения. В 2 т. — М. : Арт-Флекс, 2001.

Исследования

Беллетристика

Ссылки

  • Шаламов В. . shalamov.ru. Дата обращения: 23 августа 2013.
  • . Воспоминания сына . n-t.ru (10 ноября 2001). Дата обращения: 23 августа 2013.
  • . Международный фонд «Демократия» (Фонд А. Н. Яковлева). Дата обращения: 20 июля 2013. 25 июля 2013 года. ( Афиани В. Ю. . alexanderyakovlev.org. Дата обращения: 20 июля 2013. 25 июля 2013 года. )
  • . antology.igrunov.ru (31 октября 1958). Дата обращения: 23 августа 2013.
  • Борисов В. М. . К творческой истории романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» . pasternak.niv.ru (1988). Дата обращения: 23 августа 2013.
  • Зыслин Ю. . Русская Америка, №342 . rusamny.com (2005). Дата обращения: 15 августа 2013. Архивировано из 1 апреля 2013 года.
  • Карпенко А. (8 октября 2011). Дата обращения: 15 августа 2013. Архивировано из 18 февраля 2013 года.
  • Леви В. . levi.ru. — Воспоминания. Дата обращения: 23 августа 2013.
  • Николаев А. И. . listos.jimdo.com. Дата обращения: 15 августа 2013.
  • Пастернак Е. Б. . shapkino.ru (8 июля 2012). Дата обращения: 23 августа 2013.
  • Сарнов Б. . Лехаим , №8(184) . lechaim.ru (2007). Дата обращения: 23 августа 2013.
  • .
  • Фурсов А. И. , на YouTube
Источник —

Same as Пастернак, Борис Леонидович