Interested Article - Крашенинникова, Екатерина Александровна

Екатерина Александрова Крашенинникова (7 декабря 1918 — 24 ноября 1997) — историк, библиограф, филолог-германист. Убеждённая сторонница и распространитель идей русского религиозного философа Н. Ф. Фёдорова в среде известных отечественных философов, литераторов, музыкантов, художников и священнослужителей. Адресат И. В. Сталина в ходе дискуссии по вопросам языкознания в газете « Правда ». Кандидат филологических наук. Автор исследований и публикаций в области немецкой лингвистики. Мемуарист. Входила в близкий круг общения Б. Л. Пастернака . Известна тем, что приняла предсмертную исповедь поэта и передала её священнику для получения разрешительной молитвы.

Биография

Родилась 7 декабря 1918 года в Москве. Отец, Александр Ефимович Крашенинников (1881—1952), происходил из семьи богатых купцов и промышленников. Портрет и краткая биография деда Е. А. Крашенинниковой — Ефима Поликарповича Крашенинникова в числе выдающихся деятелей Российской империи приведены в «Юбилейном историческом и художественном издании в память 300-летия царствования державного Дома Романовых» .

А. Е. Крашенинников окончил московское Петропавловское мужское училище , преподавание в котором велось на немецком языке. После смерти отца принял на себя все его коммерческие дела и унаследовал текстильную фабрику в селе Петушки . Был очень религиозен. В Петушках стал старостой храма Успения Пресвятой Богородицы .

Мать, Елизавета Александровна (1894—1974), урождённая Дюшен ( фр. Duchêne ) . Елизавета Александровна была дочерью московского музыканта и театрального деятеля, потомственного почетного гражданина Александра Петровича Дюшена (1845—1911) . В конце XIX — начале ХХ веков ему принадлежала подмосковная усадьба в селе Хованское . В 1888 году духовная консистория разрешила Дюшену на собственные средства отремонтировать и расписать находившуюся в селе церковь иконы Богоматери «Знамение» . В памяти Елизаветы Александровны надолго сохранилась стоявшая на берегу пруда «чудесная церковка с маленькой колоколенкой, беленькая, окруженная деревьями» . Закончила Екатерининском училище . Продолжила образование в Париже и Берлине, владела несколькими иностранными языками .

В семье было четверо детей — Сергей (1914—1998), Екатерина (1918—1997), Юрий (1921—1943) и Мария (1926—2003). Предпочитали жить не в Москве, а в Петушках, в собственном доме рядом с фабрикой. После революции и отмены частной собственности А. Е. Крашенинников по ходатайству рабочих был оставлен директором ранее принадлежавшей ему фабрики. В 1929 году его перевели на должность заведующего производством строившейся ткацкой фабрики в город Бальцер ( АССР Немцев Поволжья ). Елизавета Александровна с детьми переехала из Петушков в город Покров , где было больше возможностей для их учёбы. 25 декабря 1930 года Александр Ефимович был арестован и в августе 1931 года осуждён по обвинению в антисоветской деятельности. 11 августа 1934 года дело было прекращено прокуратурой АССР Немцев Поволжья за отсутствием состава преступления .

Семья смогла перебраться в Подмосковье и поселилась в посёлке близ станции Тарасовка по Северной железной дороге. Из заключения отец вернулся с эпилепсией, служил почтальоном. Мать работала курьером, на торфозаготовках. В 1935—1936 годах её приняли на работу преподавателем немецкого языка в Куракинскую фабричную школу .

Жили бедно . Катя вынуждена была подрабатывать стиркой и мытьём полов. Школу окончила, сдав экзамены экстерном .

В 1937 году она поступила на исторический факультет МГУ. Специализировалась сначала на археологии античных времён, а позже — на истории XIX века. Участвовала в работе научного студенческого общества, интересуясь ранним христианством и проблемами историчности личности Христа .

Общность интересов сблизила её с сокурсницей Ольгой Николаевной Сетницкой , дочерью русского экономиста, философа и эстетика Николая Александровича Сетницкого . Вместе участвовали в университетских экспедициях: в археологических изысканиях в Новгороде (1938) и Северном Кавказе (1939) . Много читали и обсуждали прочитанное — произведения философов Платона , Франциска Ассизского , Фомы Аквинского , С. Булгакова , В. Соловьёва , Н. А. Морозова , Е. Блаватской , Р. Штейнера , российских поэтов серебряного века .

Вовлечённость в философию общего дела Н. Ф. Фёдорова

Н. Ф. Фёдоров
Художник Л. И. Пастернак (1919)

В 1938 году Ольга познакомила Е. А. Крашенинникову с другом своего отца, поэтом и философом А. К. Горским , который, ещё в 1918 году обратил внимание Н. А. Сетницкого на идеи русского философа-космиста Н. Ф. Фёдорова . В итоге Н. А. Сетницкий стал последователем, издателем и популяризатором учения Н. Ф. Фёдорова . В 1926 году в Харбине была анонимно опубликована написанная им в соавторстве с А. К. Горским работа «Смертобожничество. Корень ересей, разделений и извращений истинного учения церкви. Догматические очерки. Часть 1. Борьба словом» — о необходимости борьбы со смертью, о проблемах христианского миропреображения и ведущей роли в нём творческой активности человека . В Риме в библиотеке поэта Вяч. Иванова сохранился экземпляр этого 81-страничного издания с надписью: «Певцу Смерти и Тлена, смертопоклоннику Вячеславу Ивановичу Иванову авторы 1926 г.» .

Летом 1939 года они навестили Александра Константиновича в Калуге , где с 1937 года ему было разрешено проживать после нескольких арестов (в том числе за пропаганду «реакционного учения Фёдорова») и 8-летнего пребывания в ИТЛ .

А. К. Горский в эти предвоенные годы использовал доступные возможности, чтобы широко пропагандировать идею достижения бессмертия и решения проблемы воскрешения. Идеей такого просветительства он увлёк жаждавших «служения религиозно-нравственному идеалу» студенток истфака . В собрании архивных материалов бывшего народовольца, почётного академика Н. А. Морозова сохранилось письмо к нему Е. А. Крашенинниковой и О. Н. Сетницкой от 7 февраля 1939 года (электронные коллекции РАН — дело 926, с. 11), в котором будущие историки пытались сформулировать для себя смысл профессии :

«Зачем нам изучать историю? Только ли за тем, чтобы посмотреть, как люди жили, боролись и умирали или затем, чтобы выяснить хорошенько к каким целям они стремились, хотя эти цели очень часто туманны и неочётливы. И если эти цели не плохи, посмотреть, что мешало их достижению, чтоб мы смогли это учесть при достижении своих целей, которые несомненно во многом совпадают с прежними».

А. К. Горский считал соответствовавшим духу фёдоровского общего дела погружение в исторические дисциплины и связанное с ними музейное и архивное «собирание материалов о прошедшем в целях сохранения для будущего» Он настраивал своих единомышленниц на глубину и масштабность этих целей в связи с изучением проблем антропогенеза :

«Взлёт от нечеловека к человеку есть, очевидно, прыжок такого размаха, который трудно сравнить с чем бы то ни было в предыдущей трансформации видов, что и подчеркивается эпитетами „творчество“, образ творца и т. п. Нужно думать, что лишь в процессе равносильного или превышающего по силе размаха нового прыжка от человека (стыдящегося своей смертности) к сверхчеловеку (бессмертному и блаженному) мы сможем увидеть и измерить те бездны, через которые перелетело существо, ставшее человеком».

Горский, развивавший идеи В. С. Соловьёва «о любви как пути к преображению человеческой плоти, ведущему в итоге к бессмертию», отправлял своим «светлоплеменницам», искавших «реального делания, соединения веры и жизни», обширные письма об активном христианстве и знании, смысле творчества, о воскресительной метаморфозе любви . Интерес к музыке, поэзии, философии и постоянные беседы о «важном», о его творцах и произведениях А. Н. Скрябина , А. Белого , А. А. Блока , Фёдорова, Соловьёва погружали «светлоплеменниц» в атмосферу духовных исканий минувшего серебряного века. 13 августа 1940 года в святой для Горского день памяти В. С. Соловьёва Крашенинникова ходила с цветами к его могиле в ограде Новодевичьего монастыря , где не только были похоронены и другие её кумиры — Скрябин, Белый, В. Я. Брюсов , но и жил в подклете Успенской церкви один из их современников — поэт, символист Б. А. Садовский .

Вдохновлённые фёдоровскими идеями воскрешения и бессмертия участницы «дочерне-творческого актива» (по определению Горского) стремились в обсуждениях и письмами, умением писать которые отличалась Е. А. Крашенинникова, донести их до творческой и научной интеллигенции . Среди тех, с кем они общались, были литераторы Вс. В. Иванов , И. Г. Эренбург , А. К. Югов и Б. Л. Пастернак, который в своем творчестве, как считали «светлоплеменницы», был наиболее близок к восприятию идей Фёдорова .

В архивах сохранились её письма: учёным В. И. Вернадскому , Н. А. Морозову , писателям — М. М. Пришвину , И. Г. Эренбургу, Вс. В. Иванову, О. Д. Форш и другим . Ответы она просила отправлять в университет по адресу — Москва, ул. Герцена, 5, истфак, Крашенинниковой Екатерине Александровне .

Начало войны изменило и жизнь, и планы. В августе было объявлено о начале на историческом факультете нового учебного года, но занятия фактически не возобновились. Студентам, сдавшим экзамены за 4-й курс, выдали свидетельства о четырёхлетнем обучении в университете, дававшие право преподавания в средней школе .

Осенью 1941 года Екатерина начала работать санитаркой в НИИ имени Склифосовского — принимала отправляемых с поля боя раненых на вокзалах, чтобы развозить их по госпиталям . С весны 1942 года исполняла обязанности начальника дежурной смены пожарной команды исторического факультета .

Отзывчивая на чужие беды , Е. А. Крашенинникова находила время и силы, чтобы помочь с дровами инвалиду Б. А. Садовскому, живущему с женой в холодном монастырском полуподвале . Известный своими монархическими настроениями Садовский с конца 1920-х годов был в поле зрения чекистов в связи с делом о контрреволюционной деятельности в Ленинграде ряда религиозных философских и монархических организаций . Имя Садовского фигурировало в документах следствия наряду с М. А. Волошиным , А. В. Волынским , А. Ф. Лосевым , Б. Л. Модзалевским и многими другими . В начале 1942 года органы государственной безопасности начали реализацию разведывательной игры с абвером , которая проводилась от имени якобы руководимой Садовским подпольной группы «Престол», действовавшей с целью восстановления в стране монархии. Операция получила кодовое имя « Монастырь » по месту жительства Садовского, который, как и его окружение, не догадывались о своём «участии» под присмотром советских спецслужб в тайной игре, успешно завершившейся к 1944 году .

По мнению историков, Е. А. Крашенинникова и О. Н. Сетницкая были в числе разрабатываемых спецслужбами участников церковно-монархического кружка Садовского .

В обращениях к убеждённому стороннику концепции ноосферы и роли в ней человека, основоположнику биогеохимии академику В. И. Вернадскому и поэту Б. Л. Пастернаку главными были фёдоровские вопросы, на которые искала ответы Е. А. Крашенинникова — вопросы о смерти и жизни, ставшие такими актуальными в условиях войны .

В 1942 году она пыталась найти ответы на них в опубликованной перед войной книге В. И. Вернадского «Биогеохимические очерки» (1940) , в предисловии к которой автор отмечал, что его очерки проникнуты «одной определенной идеей — идеей жизни как космической силы». Крашенинникова писала Вернадскому, что если жизнь и разум играют главную роль в научной картине Космоса, то в этом состоит залог «безграничных возможностей человеческого разума и труда, уменья управлять всеми процессами в природе, как вовне, так и внутри человека». Она пыталась выяснить мнение учёного о реальности планов осуществления идей Фёдорова:

«… возможно ли человеку овладеть процессами, происходящими у него в организме и приносящими ему смерть, возможна ли полнейшая реконструкция организма, полнейшее изменение качества жизни? … Само собой разумеется, что воскрешение является по существу творчеством, так как, конечно, возможность восстанавливать жизнь и самим не умирать сообщает жизни совершенно особое качество, которым должны будут обладать и воскрешённые, так как они своей работой подготовили для нас почву, за недостаточность работы понесли высшую меру наказания — смерть… …мне бы хотелось знать Ваше мнение как учёного: 1) Может ли и нужно ли, чтобы наука стала проективной, исходящей из единой цели воскрешения всех прежде бывших поколений, овладения всеми стихийными процессами в космическом объеме? 2) Если да, то как, считаете Вы, это всего скорей осуществить?»

О воскресительных идеях фёдоровского космизма Крашенинникова писала и Б. Л. Пастернаку:

«Считаете ли Вы, что человек может воссоздавать жизнь и победить смерть физическую здесь на земле, если да, то какие бы Вы увидели пути к этому? Или эта задача кажется Вам столь грандиозной, что Вы не видите возможности реально подступить к ней» («О, если б мог прямей возникнуть».)

Цитируя пастернаковскую строку (в оригинале — «О, если б я прямей возник!»), она напоминает поэту о сборнике его стихов «Второе рождение» (1932), связанных с переломным моментом в жизни, и который «не просто открывал для Пастернака перспективу нового пути во „втором рождении“, но и нес в себе опыт преодоленной смерти» .

В апреле 1942 года О. Н. Сетницкая и Е. А. Крашенинникова отправили письмо И. В. Сталину с просьбой освободить арестованного 1 сентября 1937 года Н. А. Сетницкого, не зная, что к тому времен он уже давно был расстрелян . К письму они приложили написанную Н. А. Сетницким и А. К. Горским в 1937 году неопубликованную работу «Творческий марксизм и ликвидация хвостизма в биологии» (1937), в которой авторы заявляли, что коммунистическая идеология являлась только шагом к философии общего дела, за которым возникнет неминуемая «моральная необходимость воскрешения отцов и обретения бессмертия» .

В 1943 году Е. А. Крашенинникова передала для ознакомления книгу «Смертобожничество» Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому) .

4 февраля 1943 года в Калуге был арестован А. К. Горский. Среди изъятых при аресте книг были «Философия общего дела», «Смертобожество» и другие. Ему инкриминировали не только участие в шпионской деятельности по «заданию немецкой разведки», но и целенаправленное «внедрение идей Фёдорова». Из материалов следствия следовало, что Горский «группировал вокруг себя социально-чуждых и антисоветски настроенных лиц» и использовал знакомство с Е. А. Крашенинникой и О. Н. Сетницкой для создания с этой целью «кружков среди студентов высших учебных заведений, отвлекая „студенческую и научную молодежь… от вопросов социалистического строительства и идей марксистско-ленинского учения“». Несмотря на его отказ давать признательные показания о контрреволюционной деятельности, 2 июня 1943 года начальник Управления НКГБ по Тульской области направил дело на рассмотрение Особого совещания при НКВД СССР с предложением применить к обвиняемому «высшую меру наказания — расстрел». 24 августа того же года А. К. Горский скончался в тульской тюремной больнице .

Кандидат философских наук Д. В. Барановский, исследователь наследия Н. К. Фёдорова, писал, что в этот период его идеи «распространялись вне официальной жизни страны», так как власти стремились вытеснить их из общественного пространства, зачастую, «физическим способом — путём ареста наиболее видных её сторонников». В этих условиях Е. А. Крашенинникова и О. Н. Сетницкая вплоть до 1960-х годов «остались едва ли не единственными фёдоровцами на всем просторе СССР» . Их активность в ограничиваемой государством религиозно-философской сфере не могла оставаться незамеченной, в том числе и из-за доносов. Современники удивлялись, как они «могли уцелеть, как всех не пересажали» .

Скрябинские девочки
Слева направо:
Ирина Тучинская,
Екатерина Крашенинникова,
Ольга Сетницкая (1940-е)

В круг их общения входили религиозный писатель С. Н. Дурылин , пианисты В. В. Софроницкий , М. В. Юдина , художник П. Д. Корин , поэты А. Е. Кручёных , Б. Л. Пастернак и другие . Не имевшая московской прописки, Е. А. Крашенинникова жила то в квартире уехавшего в эвакуацию Всеволода Иванова в писательском доме в Лаврушинском переулке , то у знакомых в одном из Неопалимовских переулков . С июля 1943 по конец 1945 года — в Большом Николопесковском переулке в опустевшем особняке эвакуированного Скрябинского музея , в штат которого её зачислили пожарным . Летом 1944 года Крашенинникову, как единственную из «скрябинских девочек» (так в переписке именовал их Б. Л. Пастернак) официальную сотрудницу музея, по разнарядке отправили на лесозаготовки в район Рыбинска. Об атмосфере тех лет вспоминала сестра О. Н. Сетницкой, Елена Берковская, которая жила в музее с Крашенинниковой и ещё одной студенткой истфака — И. И. Тучинской: «…в это время мы, музейные девочки, жили с ощущением какой-то сгущающейся возможности ареста. Топор, конечно, всегда висел над головой, но тут тучи сгустились… Так вот текла наша жизнь… споры о вечном и земном, — всё это на постоянном фоне ожидания ареста в любой момент» .

Поэт А. Е. Кручёных под впечатлением от личности Крашенинниковой в конце 1944 года посвятил ей четверостишие, написанное «футуристическим заумным языком» :

Ворвалась под Новый год
Небыванна дочь Незнакомки
И мечтахаря – поэта,
Смелость ангела и вепря,
Беспощадная радость – Екатерина Александровна Блок

А. Е. Кручёных, которого Крашенинникова пыталась обращать то к фёдоровской вере в возможность воскрешения земной жизни, то к церковной вере в спасение души, оценивая кипящую в ней энергию, воспользовался образом блоковской « Незнакомки », о которой сам А. А. Блок писал: «Это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это — дьявольский сплав из многих миров…» . Свидетельством интереса Крашенинниковой к Блоку могло служить и неоднократное обращение к теме его творчества А. К. Горского, который в письмах «светлоплеменницам» отмечал, что поэт, «живя в одно время с Н. Ф. [Фёдоровым], ухитрился проморгать его» .

С осени 1944 года начала работать как библиограф в московских библиотеках, сначала в Библиотеке иностранной литературы , затем в отделе церковной истории Ленинской библиотеки . В середине 1950-х годов — библиотеке Института санитарного просвещения , в котором работала и её младшая сестра М. А. Крашенинникова, врач, кандидат медицинских наук .

В языкознании

В конце 1940-х поступила в аспирантуру на кафедру немецкого языка Московского городского педагогического института имени Потёмкина . Занималась проблемой категории модальности в немецком языке, занимающей особое место среди проблем общего языкознания .

В ходе ведущейся дискуссии по языкознанию в газете «Правда» 20 июня 1950 года была опубликована работа И. В. Сталина: «Относительно марксизма в языкознании». В числе откликов на публикацию в его адрес поступило и письмо Е. А. Крашенинниковой от 22 июня с возникшими после прочтения статьи вопросами. По мнению некоторых учёных само появление вопросов к инициатору дискуссии могло быть запланированным эпизодом в сценарии её завершения, а начинающая свою научную деятельность в языкознании исследовательница германской филологии не смогла бы сформулировать их самостоятельно. В преамбуле к вопросам Крашенинникова писала, что «при обсуждении Вашей статьи я и мои товарищи встретили ещё ряд вопросов, по которым очень хотелось бы знать Ваше мнение». Предположительно, в формулировке вопросов участвовал работавший в 1946—1952 годах в Институте философии Академии наук СССР кандидат философских наук А. Г. Спиркин . Уже 29 июля заведующий особым сектором ЦК ВКП(б) А. Н. Поскрёбышев разослал ответы Сталина «на вопросы тов. Крашенинниковой (преподавателя Московского городского педагогического института имени Потёмкина) в области языкознания)» членам Политбюро. Новая статья И. В. Сталина «К некоторым вопросам языкознания. Ответ товарищу Е. Крашенинниковой» была напечатана в «Правде» 4 июля 1950 года . 5 июля аспирантка Крашенинникова, не избежав обычного для того времени выражения благодарности за внимание и «ещё один вклад в науку о языке», писала: «Что касается меня лично, то я обещаю Вам осенью этого года дописать и защитить свою кандидатскую диссертацию»

Диссертацию на соискание учёной степени кандидата филологических наук она защитила в 1951 году . По результатам исследований в 1954 году вышла из печати её книга «Модальные глаголы в немецком языке», а уже в 1958 году — переработанное и дополненное издание.

Академик В. М. Жирмунский отмечал тщательность и значимость проделанной ею работы . Современные филологи относят результаты исследований Е. А. Крашенинниковой к «фундаментальным положениям общего, сравнительно-исторического языкознания» .

Ашукинские годы

Во время пожара в 1951 году сгорел дом родителей в Тарасовке, но семье удалось купить две комнаты с отдельной террасой в частном доме в Ашукино , дальше от Москвы, но ближе к Троице-Сергиевой лавре , что было очень важно для Екатерины Александровны . В этом доме Е. А. Крашенинникова и ее младшая сестра М. А. Крашенинникова жили до самой смерти . Ограниченные в средствах сестры Крашенинниковы всегда с вниманием относились к нуждающимся в помощи. В доме находили временное пристанище выпущенные из лагерей и ссылки священники и другие без вины наказанные люди .

В этом же доме до смерти хозяек хранились материалы архива А. К. Горского, которые в 1962 году Е. А. Крашенинниковой и О. Н. Сетницкой удалось перевезти из Калуги в Москву. Их усилиями архив был не только сохранён, но и разобран и приведён в порядок, что способствовало новой активизации деятельности в области изучения фёдоровских идей .

Своей радостью о находке рукописей и писем Н. Ф. Фёдорова делился с Е. А. Крашенинниковой историк науки, философ А. А. Дорогов (1923—2003), которому удалось выяснить, что они сохранились в семье его ученика и издателя Н. П. Петерсона (1844—1919). Позднее при содействии А. А. Дорогова материалы были переданы в отдел рукописей библиотеки имени В. И. Ленина (Ф.657) .

В числе адресатов, с которыми Е. А. Крашенинникова продолжала делиться мыслями об идеях Фёдорова, были писатель Д. А. Гранин , философ А. В. Гулыга , кинорежиссёр А. А. Тарковский и другие .

В апреле 1966 года А. А. Тарковский отвечал ей: «Я с благодарностью читал письмо и с волнением человека, с которым делятся — блестяще и одухотворенно — идеями и мыслями — глубокими и ясными… Я очень благодарен Вам за мысли и о Боге, которые Вы связываете и с Сергием, и с Рублёвым, и о святости, и о смысле иночества их круга. Это всё очень важно и необходимо… Ещё раз благодарю Вас за Ваше прекрасное письмо. Как радостно, что в наше время встречаются такие умные и образованные люди!» .

Общение с Е. А. Крашенинниковой, сохранившей адресованные ей и О. Н. Сетницкой письма А. К. Горского с изложением его философских воззрений, ценили известные фёдороведы С. Г. Семёнова и А. Г. Гачева , которые внесли существенный вклад в актуализацию идей Н. Ф. Фёдорова и определению их места в истории философии .

В мае 1981 года С. Г. Семёнова, признавая авторитетность Крашенинниковой в вопросах православной догматики, писала по поводу прочитанной рукописи одной её из статей: «Раскрытие смысла Голгофы и ее соотношения с Евхаристией — гениально… У Федорова есть… толкование Евхаристии как постоянно повторяющегося в Храме акта воскрешения. Из частиц хлеба и вина, материальных элементов, воссозидается нетленное, божественное Тело Христово — как бы прообраз, мистериальное предвосхищение той грандиозной внехрамовой евхаристии, когда из праха отцов, идущего нам сейчас в пищу, мы будем созидать их преображенные тела… Как, по-Вашему, может ли Церковь принять идею внехрамовой литургии как реального осуществления Дела Божьего и человеческого?» . Она же характеризовала Е. А. Крашенинникову в письме философу-космисту, поэту Ю. В. Линнику , как «уникального по душе и уму человеку))» .

Е. А. Крашенинникова скончалась 24 ноября 1997 года. Похоронена на Ашукинском кладбище рядом с родителями, старшим братом Сергеем и младшей сестрой Марией.

7 декабря 1997 года Е. Б. Пастернак , сблизившийся после смерти отца с Екатериной Александровной, тяжело болевшей в последний период её жизни, написал о ней: «Ни слова жалобы на свою беспомощность и трудность быта. Смиренное принятие страданий. Жертвенность и глубина мистической жизни» .

Религиозность

Е. А. Крашенинникова выросла в семье с православными традициями. С юных лет ощущала потребность регулярно посещать и молиться в храме. По мнению близко знавших её и оставивших опубликованные воспоминания современников она была наполнена «внутренним горением, ощущением высшего смысла бытия». Это религиозное чувство сопутствовало ей на протяжении всей жизни. После поступления в 1937 году в МГУ она успевала перед началом занятий посещать утреннюю литургию в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке , а с 1939 по 1943 годы — в храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке .

Переживание случившихся в 1943 году событий существенно повлияло на её дальнейшую жизнь. В августе умер в тульской тюрьме человек, которого Крашенинникова считала своим наставником — Александр Константинович Горский, богослов, поднявший её стихийную веру на более глубокий уровень. В октябре скончался от крупозного воспаления лёгких её духовный отец архиепископ Сергий (Гришин) . В октябре же пришла похоронка о погибшем в сентябре на фронте её брата Георгия" . Всё это способствовало мыслям о спасительных догматах и обрядности церкви и о том, что «Федоров и церковное учение о воскресении не противоречат друг другу» . В Елоховском соборе познакомилась с учёным-химиком, профессором Н. Е. Пестовым , работавшим в то время над фундаментальным исследованием особенностей «современных путей в Царство Божие», нравственно-аскетические взгляды и соблюдение православных устоев в семье которого повлияли на её духовные искания . В числе церковных деятелей, оставивших важный след в её жизни, были — её первый духовник архиепископ Сергий Гришин , митрополит Сергий Страгородский, протоиерей Александр Воскресенский , протоиерей Николай Голубцов , писатель и тайный священник С. Н. Дурылин, богослов и писатель, протоиерей Александр Мень , владыка Антоний Сурожский . С 1944 года всё свободное время она стала проводить в храме Храм Илии Пророка в Обыденском переулке . Е. Н. Берковская вспоминала, к весне 1945 года Крашенинникова полностью вошла в церковную жизнь . В 1947 году её активной религиозной деятельностью в этом храме, который называли «храмом московской интеллигенции», заинтересовались органы власти и ей пришлось перейти в храм Иоанна Воина . Позднее она вспоминала о связанных с вводимыми ограничениями на участие в церковной жизни служебных конфликтах, о вынужденных переменах мест работы, об арестах в среде верующих друзей . С 1951 года из-за необходимости ухаживать за больными родителями не могла регулярно участвовать в церковных службах в московских храмах и начала чаще бывать в Троице-Сергиевой лавре. .

Скульптор и писатель З. А. Масленикова, познакомившаяся с ней в 1959 году, отмечала, что «в её чистых экстатических глазах есть что-то монашеское» . Искренняя религиозность стала основой оптимистического отношения Е. А. Крашенинниковой к жизни. Она верила, что в условиях навязанного атеизма «Россия верующая держала на своих плечах Россию неверующую» .

Рядом с Пастернаком

Знакомство с Пастернаком состоялось в военном августе 1941 года. Б. А. Садовский, с которым после возвращения из эмиграции общалась М. И. Цветаева , рассказал Крашенинниковой о неопределённости её положения и связанной с этим глубокой подавленности: «Пастернак помог ей с работой, но ей трудно воспринимать обычную жизнь». Решив отвлечь Цветаеву от мрачных мыслей разговором о перекличке статьи В. С. Соловьёва «Смысл любви» с любовными мотивами в её поэзии, Крашенинникова и Сетницкая пришли за адресом к Б. Л. Пастернаку в Лаврушинский переулок . Но к своему разочарованию Цветаеву они уже не застали — 8 августа она уехала в Елабугу . Тем не менее знакомство состоялось и вскоре переросло в дружеские отношения. Пастернак с юности был наслышан об Н. Ф. Фёдорове, портрет которого писал его отец — художник Л. О. Пастернак . Е. А. Крашенинникова передала ему рукопись своей статьи о философских идеях Н. Ф. Федорова и том его «Философии общего дела», думая, что поэт не читал книгу в силу её редкости .

Одинаково значимыми для обоих оказались сформировавшееся ещё в детские годы религиозное чувство и знание канонов церковной жизни. Крашенинникова приносила Пастернаку нужные ему для работы священные и богослужебные книги, дарила иконы и картины . В 1954 году она подарила ему один из вариантов картины «Моление о чаше», кисти близкого ей религиозного художника Г. Э. Бострема , жившего и работавшего в те годы в Загорске . Пастернак ответил ей в письме от 2 августа 1954 года :

«…развернув холст, увидал, как Вы правы. Лицо живет, дышит и молится, и, хотя оно повторяет представления обычной дореволюционной иконописи, и хорошо, что с ними не расходится, художник в виде особого тепла и тонкости вливает в его формы все свое пережитое. Если бы не было этого тождества со знакомым обликом, с детства привычным, и неожиданность была бы больше, я был бы, наверное, смущен, не мог бы разобраться в своем чувстве и не знал бы, что сказать».

Пастернак давал Крашенинниковой читать рукописи своих произведений и переводов, приглашал на собственные чтения . Их встречи и переписка продолжались до 1960 года.

Б. Л. Пастернак (1958)

В периоды, когда Крашенинникова ощущала усиленное со стороны властей внимание к её церковной деятельности, она во избежание дополнительных неприятностей для него отказывалась от очного общения. В августе 1956 года он благодарил её за исповедальные мысли, связанные с прочтением романа «Доктор Живаго» и, имея в виду её душевность и одарённость писал: «мне кажется, что Ваша жизнь, несмотря на трудность одиночества не только завидно правильна, но на удивление светла, счастлива и удачна» . Крашенинникова была в числе близких Пастернаку людей, которым он показывал свой скульптурный портрет, над которым в 1959 году работала З. А. Масленикова .

В начале 1960 года она оставила ему рукопись о судьбе и об идеях Фёдорова в её жизни, в которой попыталась «фотографически запечатлеть свою жизнь, свои встречи с замечательными личностями». Тяжело больной Пастернак 14 апреля — за полтора месяца до смерти — откликнулся своими впечатлениями: «Я был очень приятно поражен живостью и достоинствами начала. Очень порадовался Вашему умению определить разные ступени и значения деятельной духовной сосредоточенности. Я застрял на последней трети рукописи, и опять у меня будет период, когда я не смогу ее дочитать. Оставьте мне ее до середины мая». На обложке рукописи сохранилась сделанная его рукой надпись — « Проза Кати » .

2 мая Пастернак рассказал сыну, что накануне к нему приходила «Катя Крашенинникова и я ей исповедался, она приготовила меня к смерти» . Крашенинникова передала исповедь своему духовнику священнику Николаю Голубцову. Он принял её и дал разрешительную молитву , записка с которой на похоронах была вложена в правую руку поэта .

М. В. Юдина, уважавшая и ценившая «догматически, литургически и т. д.» образованную Крашенинникову, сомневалась в её праве передавать священнику «предсмертную беседу двух друзей» как предсмертную исповедь Пастернака: «Исповедь — таинство, а Вы женщина и даже не монахиня» . По мнению Е. Б. Пастернака, такой способ исповедоваться встречался в лагерях, «когда священник был недоступен» . С точки зрения публикатора «Этюда о Юдиной» смелость и открытость, с которыми Е. А. Крашенинникова дополнила свои воспоминания письмом Юдиной со строками прямой и даже суровой критики в её адрес, свидетельствовали о её искренности в отношениях с близкими людьми .

Е. Н. Берковская, характеризуя отношение Крашенинниковой к Пастернаку писала: «Для Кати это был гениальный человек, который постоянно заблуждался, ошибался, „недопонимал“ что-то, почему и следовало неукоснительно указывать ему на эти ошибки, заблуждения и недопонимание и помогать освободиться от всего этого» .

Б. Л. Пастернак в разговоре с З. А. Маслениковой говорил о Е. А. Крашенинниковой, с которой почти два десятка лет поддерживал доверительные отношения, что «она очень хороший, редкий человек и умница к тому же» .

Публикации

Германистика :

  • Крашенинникова Е. А . Побудительная модальность в немецком языке // Известия Академии наук СССР. Отделение литературы и языка, 1953. — Т. XII. — Вып. 5. — С. 457—469
  • Крашенинникова Е. А . Модальные глаголы в немецком языке — М.: Учпедгиз, 1954. — 127 с.
  • Крашенинникова Е. А . Модальные глаголы и частицы в немецком языке. — Изд. 2-е, переработ. и доп. — М. : Учпедгиз, 1958. — 186 с.
  • Крашенинникова Е. А . Ирреальная модальность в немецком языке // Вопросы языкознания, 1960 — № 3. — С. 86-90
  • Крашенинникова Е. А . Новое в немецкой грамматике — М.: Учпедгиз; Просвещение, 1960—1965:
    • Вып. 1 : Обзор зарубежных работ по морфологии, 1960. — 152 с..
    • Вып. 2 : Учение о предложении : (обзор зарубежных работ), 1961. — 132 с. -
    • Вып. 3 : Учение о словосочетании : (обзор зарубежных работ по синтаксису словосочетания), 1963. — 160 с.
    • Вып. 4 : Словообразование : (обзор зарубежных работ по немецкому словообразованию), 1965. — 142 с.
  • Крашенинникова Е. А . О роли запоминания в изучении языков // Иностранные языки в школе, 1967. — N 4
  • Крашенинникова Е. А . Внеаудиторное чтение на немецком языке. Пособие для студентов I—III курсов ЗИСТа. — М.: Заочный институт советской торговли, 1969. — 132 с.
  • Крашенинникова Е. А . О модальных глаголах в немецком языке // Иностранные языки в школе, 2010. — N 8 («Золотые страницы», 2010. — Вып. 2. — С. 58-65) .
  • Крашенинникова Е. А . О роли запоминания в изучении языков // Иностранные языки в школе, 2012. — № 4 («Золотые страницы», 2012. — Вып. 5. — С. 87-95) ISSN 0130-6073 .

Воспоминания :

  • Крашенинникова Е . Крупицы о Пастернаке // Новый мир, 1997. — № 1. — С. 204—214.
  • Крашенинникова Е . Этюд о Юдиной // Новый Мир, 1998. — № 4. — С. 162—170
  • Крашенинникова Е . Храмы и пастыри // Альфа и Омега, 1999. — № 21,
  • Екатерина и Мария Крашенинниковы. Наши встречи с Юдиной и Пастернаком // Пламенеющее сердце: Мария Вениаминовна Юдина в воспоминаниях современников — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. — С. 475—498 ISBN 978-5-98712-650-9

Комментарии

  1. Её французские предки открыли торговлю в Москве ещё до войны 1812 года. 30 сентября 1812 года некий Пьер Дюшен пожаловался французским оккупационным властям, что «его магазин был разграблен и сожжён».
  2. А. П. Дюшен в 1909 году писал Л. Н. Толстому о желании создать интернациональное общество христиан «на основании 5 заповедей нагорной проповеди».
  3. В 1914 году старец Георгий (Коссов) , благословляя девятнадцатилетнюю Елизавету Александровну, предсказал: «Господь пошлет тебе четырёх ребятишек и проживёшь ты до глубокой старости. Но это не значит, что весь твой жизненный путь будет лёгким, что ты будешь срывать лишь розы, нет, будут и шипы. Тебе будет и морально и физически тяжело, особенно физически, так как ты не привыкла к физическим испытаниям». В 1918 году отец Георгий крестил её дочь — Екатерину.
  4. Е. Н. Берковская вспоминала, что в маленькой закопченной комнате, в которой ютилась семья Крашенинниковых, висели несколько картин, входивших когда-то в большую коллекцию произведений живописи Александра Ефимовича — «этюд головы старика работы Александра Иванова , девичья головка Грёза , какой-то темный, еле различимый пейзаж и небольшой холст Рембрандта , ну, может быть, его школы».
  5. В 1925—1935 годах Н. А. Сетницкий работал на КВЖД и жил с семьёй в Харбине.
  6. Поэт-символист Б. А. Садовский был известен как собиратель архивных материалов и документов и, как и Н. Ф. Фёдоров, работал одно время в журнале « Русский архив » — Двуреченская Т. Н. Прославил Отечество и русскую культуру. Пётр Иванович Бартенев // Библиотечное дело, 2009. — № 23 (113). — С. 12-14 ISSN 1727-4893
  7. Е. Н. Берковская писала про Крашенинникову: «Катя жила в ином, сверкающем, фёдоровском, ослепительном мире будущего».
  8. По этому делу в 1929 году был приговорён к 10 годам ИТЛ А. К. Горский
  9. 4 ноября 1937 года Н. А. Сетницкий как «изменник Родины и японский шпион» был приговорён высшей мере уголовного наказания. Расстрелян в тот же день. Похоронен в братской могиле на Донском кладбище. Был реабилитирован 1 декабря 1956 года.
  10. В сентябре этого года Архиерейским Собором митрополит Сергий был избран Патриархом Московским и всея Руси.
  11. 15 апреля 1999 года А. К. Горский был реабилитирован.
  12. «Скрябинские девочки» — кроме Е. А. Крашенинниковой и О. Н. Сетницкой в этот «дочерне-творческий актив» входили их младшие сёстры Мария Крашенинникова и Елена Сетницкая и Ирина Ивановна Тучинская.
  13. В библиотеке Румянцевского музея , которая в 1924 году вошла в состав Ленинки, 25 лет служил библиотекарем и её кумир — Н. Ф. Фёдоров.
  14. Статья В. М. Жирмунского «Об аналитических конструкциях» была опубликована в 1965 году.
  15. С. А. Крашенинников — профессор Московского Химико-технологического института им. Менделеева
  16. Архиепископ Сергий (Гришин) в 1941—1943 годы был ближайшим соработником Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия — Некролог // Журнал Московской Патриархии, 1943. — № 3. — С. 13-17.
  17. В 1949 году по обвинению «в шпионской деятельности в пользу Ватикана» была приговорена к 25-летнему заключению в ИТЛ одна из «скрябинских девочек» — крещённая в католичестве Ирина Ивановна Тучинская. В 1954 году приговор отменили «за недоказанностью обвинения» — // Под тенью века. С. Н. Дурылин в воспоминаниях, письмах, документах — М.: Никея, 2022. — 576 с. ISBN 978-5-907628-57-1
  18. В 1952 году умер отец, а в 1974 году — мать.
  19. 31 августа в Елабуге М. И. Цветаева покончила с собой.
  20. Под рубрикой «Золотые страницы» в журнале «Иностранные языки в школе» переиздавались работы учёных, чьи заслуги перед педагогической наукой и практикой были признаны неоспоримыми.
  21. Статья «О роли запоминания в изучении языков» впервые была опубликована в журнале «Иностранные языки в школе» в 1967 году (№ 4).

Примечания

  1. Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  2. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  3. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  4. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  5. Дата обращения: 15 апреля 2023.
  6. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 22 марта 2023 года.
  7. Крашенинникова Е. А. Из воспоминаний. Имение Хованское Звенигородского уезда в начале ХХ в. // Русская усадьба: cборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 7 (23) — М.: Жираф, 2001. — С. 555—564 ISBN 5-89832-023-7
  8. , с. 138.
  9. Дюшен-Крашенинникова Е. А. Путешествие к отцу Георгию Коссову в марте 1914 года // Альфа и Омега, 2001. — N. 2. — С. 252—264
  10. Крашенинникова Е. Крупицы о Пастернаке // Новый мир, 1997. — № 1. — С. 204—214
  11. , с. 38.
  12. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  13. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  14. , с. 452—453.
  15. Евгений Пастернак. Предисловие // Екатерина Крашенинникова . Этюд о Юдиной. Публикация и послесловие А. Кузнецова — Новый Мир, 1998. — № 4. — С. 162—170
  16. , с. 70, 98.
  17. , с. 352.
  18. , с. 567.
  19. , с. 156.
  20. , с. 569—570.
  21. , с. 442.
  22. , с. 89.
  23. , с. 136—137.
  24. , с. 7, 19-22.
  25. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  26. Макаров В. Г. Архивные тайны: философы и власть. Александр Горский: судьба, покалеченная «по праву власти» // Вопросы философии, 2002. — № 8. — С. 98-133 ISSN 0042-8744
  27. , с. 565—568.
  28. , с. 8.
  29. . Дата обращения: 15 апреля 2023.
  30. , с. 566.
  31. , с. 267—286.
  32. , с. 272.
  33. , с. 309, 318,321.
  34. , с. 10.
  35. , с. 368—369, 435.
  36. , с. 184.
  37. , с. 318, 572, 589.
  38. , с. 710.
  39. , с. 319.
  40. , с. 199—200.
  41. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  42. , с. 177.
  43. , с. 413.
  44. , с. 144.
  45. , с. 415.
  46. , с. 318.
  47. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  48. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 9 мая 2023 года.
  49. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  50. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  51. Вернадский В. И. Биогеохимические очерки — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1940. — 250 с.
  52. Вигилянская А. Второе рождение: об одном философском источнике творчества Бориса Пастернака // Вопросы литературы, 2007. — № 6. — С. 131—146
  53. , с. 568.
  54. , с. 151.
  55. , с. 273.
  56. , с. 150—151.
  57. , с. 410.
  58. , с. 379—380, 430, 568.
  59. Берковская Е. Н. Мальчики и девочки 40-х годов» — // Знамя, 1999. — № 11. — С. 153—172
  60. , с. 405,407.
  61. , с. 388—390.
  62. Сетницкая Е. Н. Скрябинские девочки — // Знамя, 2020. — № 3. — С. 183—197
  63. , с. 488—490, 508.
  64. , с. 638—637.
  65. Блок А. А. О современном состоянии русского символизма // Аполлон, 1910. — N 8 — С. 21-30
  66. , с. 273.
  67. Гачева А. Г."Крест над вьюгой": Философ Александр Горский — о поэме Александра Блока «Двенадцать» // Литературный факт, 2018. — № 7. — С. 197—214 ISSN 2541-8297
  68. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 28 мая 2023 года.
  69. , с. 136—137.
  70. Крашенинникова Е. А. О модальных глаголах в немецком языке — // Иностранные языки в школе, 2010. — № 8. — С. 58-66 ISSN 0130-6073
  71. Сталин И. В. Относительно марксизма в языкознании. К некоторым вопросам языкознания: Ответ т. Е. Крашенинниковой — М.: Госполитиздат, 1950. — 40 с.
  72. Алпатов В. М. «Марксизм и вопросы языкознания» И. В. Сталина: Ответы на письма читателей // Культура и искусство, 2011. — № 5. — С. 48-53 ISSN 2222—1956
  73. Илизаров Б. С. К истории дискуссии по вопросам языкознания в 1950 году // Новая и новейшая история, 2004. — № 5. — С. 179—213 ISSN 0130-3864
  74. Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  75. Жирмунский В. М. Общее и германское языкознание — Л.: Наука, 1976. — С. 106
  76. Егорова О. М. Модальные глаголы немецкого языка как грамматические прецедентные единицы: монография — Нижний Новгород: НГЛУ, 2016. — 188 с. ISBN 978-5-85839-314-6
  77. , с. 701.
  78. Кудрин В. Б. Созвучия гениев мест // Москва, — 2020. — № 9. — С. 143—187 ISBN 0131-2332
  79. , с. 572.
  80. , с. 563.
  81. , с. 153.
  82. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  83. Барановский Д. В. Современные отечественные исследования философского наследия Н. Ф. Федорова: историко — философский анализ // Манускрипт, Тамбов, 2018. — N. 12 (98), часть 1. — С. 76-79
  84. , с. 11.
  85. , с. 438.
  86. , с. 439.
  87. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  88. , с. 137, 143.
  89. , с. 445.
  90. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  91. , с. 218—219.
  92. , с. 505.
  93. , с. 214—215, 220-221.
  94. , с. 267.
  95. Семёнова С. Г. "Всю ночь читал я твой завет … ". Образ Христа в совремеином романе // Новый мир, 1989. — № 11. — С. 229—243
  96. , с. 44—46.
  97. , с. 486.
  98. , с. 162—164.
  99. , с. 266—267.
  100. , с. 592—593.
  101. Анна Сергеева-Клятис . Пастернак в жизни — М.: АСТ, 2015. — 560 с. ISBN 978-5-17-079047-0
  102. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  103. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  104. . Дата обращения: 15 апреля 2023. 29 мая 2023 года.
  105. , с. 601.
  106. , с. 271.

Литература

  • Барановский Д. В. Философия общего дела в СССР в 1940-1960-е годы: причины возрождения интереса и направления развития // Вестник РХГА. — 2017. — Т. 18, вып. 4. — С. 149—156.
  • Берковская Е. Н. Судьбы скрещенья: Воспоминания. — М. : Возвращение, 2008. — 720 с. — ISBN 978-5-7157-0227-2 .
  • Гачева А. Г. Русский космизм в идеях и лицах. — М. : Академический проект, 2019. — 431 с. — ISBN 978-5-8291-2447-2 .
  • Гачева А. Г. Перед лицом войны и смерти: тема войны в философском и поэтическом наследии А. Горского // Человек и война. — М. : Голос, 2020. — С. 303—337. — ISBN 978-5-91952-017-3 .
  • Горский А. К., Сетницкий Н. А. Сочинения. — М. : Раритет, 1995. — 448 с. — ISBN 5-85735-017-4 .
  • Крашенинников А. Ф. Раскопки в пропасти забвения. Воспоминания о XX веке. — М. : Совпадение, 2008. — 342 с. — ISBN 978-5-903060-52-8 .
  • Макаров В. Г. Русский философ Николай Сетницкий: от КВЖД до НКВД // Вопросы философии. — 2004. — Вып. 7. — С. 136—157. — ISSN .
  • Масленикова З. А. Портрет Бориса Пастернака. — М. : Присцельс; Русслит, 1995. — 384 с. — ISBN 5-85324-019-6 .
  • «Мы шли навстречу ветру и судьбе…»: Воспоминания, стихи и письма историков МГУ — участников Великой Отечественной войны. — М. : Весь мир, 2009. — 608 с. — ISBN 978-5-7777-0438-2 .
  • Папкова Е. А. Идеи Фёдорова в мировоззрении и творчестве Вс. Иванова // Литературоведческий журнал. — 2011. — Вып. 29. — С. 196—206. — ISSN .
  • Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений. Том IХ. Письма, 1935-1953. — М. : Слово, 2005. — 768 с. — ISBN 5-85050-689-6 .
  • Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений. Том Х. Письма, 1954-1960. — М. : Слово, 2005. — 678 с. — ISBN 5-85050-680-2 .
  • Семёнова С. Г. Юродство проповеди: Метафизика и поэтика Андрея Платонова. — М. : ИМЛИ РАН, 2020. — 624 с. — ISBN 978-5-9208-0606-2 .
  • Ривкина О. С. Пути неисповедимые. — М. : Прогресс-Традиция, 2001. — 248 с. — ISBN 5-89826-169-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Крашенинникова, Екатерина Александровна