В качестве дипломной работы поставила спектакль «
» по одноимённой пьесе
Жана Ануя
в
МХТ
(2012), где суд над Жанной д’Арк становится метафорой отечественного правосудия
.
В том же году в рамках проекта «Платформа» в
Центре современного искусства «Винзавод»
поставила российскую премьеру оперы
Сергея Невского
«Autland», основанной на текстах и стихах
аутистов
; постановка вызвала разноречивые отзывы критики: Алёна Карась в «Российской газете» увидела в режиссуре Беркович «наивное, но точное отражение» музыки Невского
, тогда как
Пётр Поспелов
в «Ведомостях» увидел в спектакле «донельзя плоскую драматургию и милую, но ненужную режиссуру»
. Неоднозначно была встречена и следующая работа Беркович — спектакль «Человек, который не работал. Суд над
Иосифом Бродским
» (2012), основу которого составили стихи Бродского и сделанная
Фридой Вигдоровой
запись судебного процесса над ним
. Среди последующих постановок Беркович внимание театральной общественности привлёк спектакль «
» по одноимённой пьесе
Ивана Вырыпаева
на
Новой сцене Александринского театра
в Санкт-Петербурге (2018), также не избежавшая жёстких претензий критики
.
Работы
Режиссёр театра
Драматург
Вадим Леванов
и Женя Беркович после спектакля «Геронтофобия» в большом винохранилище ЦСИ «
Винзавод
»
Спектакли
«Человек, который не работал. Суд над Иосифом Бродским»
2019 — «Считалка», Москва, Боярские палаты. Лонг-лист театральной премии
Золотая маска
за 2020 год
. Было объявлено, что 22 и 23 марта 2022 года — последние представления спектакля
, так как в связи со
вторжением России в Украину
автор книги «Считалка», грузинская писательница
Тамта Мелашвили
, прекратила сотрудничество с российским театром
.
2020 — «Рас-стаёмся». Аудиоспектакль Мобильного художественного театра. Прогулка по Воробьевым горам под музыку группы
OQJAV
— про трагедию невозможности любви на земле. Маршрут повторяет прогулку героев «Поэмы конца»
Марины Цветаевой
: мост, набережная, гора — и дополнен фрагментами из «Поэмы горы». Сценарий Жени Беркович и Алексея Киселева. В 2021 году спектакль был номинирован на театральную премию
«Золотая маска»
в номинации «Эксперимент»
/
2020 — «
Финист ясный сокол
», независимый театральный проект «Дочери СОСО». В пьесе, основанной на документальных источниках, рассказываются истории женщин, которые вышли замуж за представителей
радикального ислама
и переезжали в
Сирию
. В 2022 году спектакль был номинирован на театральную премию
Золотая маска
по четырём номинациям (драма, режиссура Жени Беркович, костюмы
Ксении Сорокиной
, драматургия
Светланы Петрийчук
)
. Светлана Петрийчук и Ксения Сорокина стали лауреатами премии
.
2022 — «Наше сокровище» по одноимённой пьесе Беркович, совместный проект пространства «Внутри» и независимой театральной компании «Дочери СОСО»
.
Также на сайте
Большого театра
Женя Беркович указана как автор переводов текстов к
мюзиклам
«Суини Тод, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» С. Сондхайма, «Бернарда Альба» М. Д. Лачиусы, «Пробуждение весны» Д. Шейка/С. Сейтера и других
.
Режиссёр кино
2014 — совместно с Александром Кащеевым «Если бы я был», документальный фильм
Женя Беркович, Света Нагаева.
Наголо
(рус.)
/ Издатель: Виталий Кабаков. — Израиль: Книга Сефер, 2023. — 72 с. —
ISBN 978-617-8082-81-9
.
Мы все еще в суде, где обсуждается вопрос избрания или продления или апелляции на нашу меру пресечения.
И каждый раз есть фраза, которая меня совершенно завораживает.
Она звучит примерно так: «Суд не видит оснований для изменения меры пресечения, поскольку не изменились обстоятельства, при которых она была избрана».
Ваша Честь!
Я должна констатировать:
Все действительно так и есть.
Тут и нечего дискутировать.
И наши аргументы и правда всегда похожи.
Потому что от следствия каждый раз
Мы слышим один набор из формальных фраз,
И, естественно, отвечаем одно и то же!
Все продолжает повторяться и повторяться.
Я уже не знаю, за что мне браться
И как нам драться.
Написать речь и спеть ее? На бурятском?
Продавать в ней рекламные интеграции?
Каждый раз, когда нас со Светой везут сюда,
Мы надеемся. Но что-то никак пока.
Как граждане мы рассчитываем на час суда,
Но каждый раз получается День сурка.
На один вопрос существует один ответ!
И мы его даем: иногда по видео, иногда, как сейчас, вживую.
Про возможность скрыться, которой нет,
Про давление на свидетелей, которых не существует.
И про то, что из дома с браслетом никуда я не убегу,
Я в этой драме в любом случае до финала.
И продолжить преступную деятельность
Я по-прежнему не могу,
Потому что я ее в принципе не начинала!
Я в России, под следствием. От его сетей
Мне всем желании никуда не деться.
У меня по-прежнему двое больных детей,
Которых снова лишают детства.
16 лет детдомов — это на двоих.
И вот наконец дом, безопасность, мама.
Можно же мучать меня и не мучать их?
Просто не мучать, это уже не мало.
У меня все то же жилье в Москве.
И прописка та же, и адрес запомнить просто.
Вот только бабушки: до ареста их было две.
Теперь одна. Через месяц ей девяносто.
Я надеюсь, будет…
И следствие все еще ничего не смогло нарыть,
Несмотря на все ресурсы и все возможности.
И по-прежнему никто не спешит закрыть
Это наше Дело Особой Сложности.
Это дело — мертвое, все, его песня спета.
Его не спасти экспертизой, допросом, словом.
Слышите, за девять месяцев можно было родить целиком эксперта.
И он бы вышел вполне готовым!
Может, уже закончить с публичной поркой?
Мы не в восьмидесятых и за окнами не бараки.
Разница между следствием и разборкой
В том, чтобы доказать, а не наказать!
Но следствие довольно, так все легко устроив.
Удобно же: дело не движется, мы сидим.
Эта стратегия для реально крутых героев.
Противник не вышел на поле, значит, не победим.
Ваша честь! Мы не сами выбрали этот путь
И нашу дорогу не назовешь комфортной.
Понимаете, когда неизменна суть
Художнику останется работать с формой.
А суть не изменится — здесь не может быть разных сутей
Это вам скажет любой ребенок — не важно чей.
Как граждане мы рассчитываем на справедливых судей,
Еще немножко рано для палачей.
Но я все еще верю, что вы не один из них.
Что для вас это тоже серьезный и честный выбор.
И раз он зачем-то у вас возник,
То значит, и мы все еще можем ждать сюрпризов.
Я сейчас закончу, у меня нет четырех томов,
К сожалению, нет даже двух тетрадок
Но если нет надежды на выбор слов,
Остается делать ставку на их порядок.
В конце концов, наступил Новый год
Прилетел дракон — не паук, не червяк, не немая рыба.
Я прошу вас, вспомните про чудо и про закон
Это почти синонимы. У меня все. Спасибо
Общественно-политические взгляды
Высказалась в поддержку «
Мемориала
» на церемонии вручения ей премии проекта «Сноб»
. 24 февраля 2022 года cообщила о своём задержании за одиночный пикет с плакатом «Нет войне»
, была арестована на 11 суток
.
10 апреля 2023 года
Следственный комитет Российской Федерации
по городу Москве возбудил
уголовное дело
по статье 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма» против Беркович и драматурга
Светланы Петрийчук
на основании опубликованной в интернете видеозаписи читки пьесы
«
Финист ясный сокол
»
. 4 мая Беркович и Петрийчук задержаны, в тот же день им предъявлено обвинение. Вину они не признали
. Судья Замоскворецкого районного суда города Москвы Наталья Чепрасова
5 мая заключила Беркович под стражу до 4 июля
. То же решение судья приняла в отношении Петрийчук
. 30 мая 2023 года
Мосгорсуд
оставил решение о заключении под стражу без изменений
. В июне 2023 г. судья Хамовнического суда Екатерина Пахомова оставила Беркович и Светлану Петрийчук в СИЗО. Судья Хамовнического суда Москвы Диана Мищенко, находящаяся под санкциями в рамках «
акта Магнитского
», обвинённая в нарушении прав человека в рамках дела против политика
Владимира Кара-Мурзы
, продлила арест женщин до 4 ноября 2023 года
. 3 ноября 2023 года Судья Замоскворецкого районного суда Москвы Юрий Рахматов удовлетворил ходатайство следователя Дмитрия Полещука и оставил Женю Беркович и Светлану Петрийчук под стражей до 10 января 2024 года
.
Семья
Прадед (со стороны отца) — Лев Майзелис, политработник в рядах
РККА
, казнён в 1938 году
.
Бабушка (со стороны отца) — Галина Львовна Майзелис (род. 1934), преподаватель литературы.
Бабушка (со стороны матери) —
Нина Семёновна Катерли
(1934—2023), писательница, публицист и правозащитница.
Мать — Елена Михайловна Эфрос, правозащитница.
Отец — Борис (Илья) Львович Беркович, поэт, живёт в Израиле.
Сестра — Мария Борисовна Беркович (род. 1985), сурдопедагог, педагог-дефектолог; живёт в Санкт-Петербурге
.
Муж — Николай Матвеев, главный администратор независимого театрального проекта «Дочери СОСО»
.
Дочери (приёмные) — Анна Беркович и Кира Беркович
.
Комментарии
Сама Женя Беркович настаивает, что её профессия — режиссёрка:
Для меня это вообще больной вопрос, потому что меня зовут Женя Беркович и я режиссёр. То есть если не видеть сиськи, то гендерная принадлежность не очень угадывается.
По поводу отсутствия слова «режиссёрка» в словарях русского языка:
Никаких слов раньше не было. Ни слова водка, ни слова фаллоимитатор, ни слова кибернетика, ни слова садовод. Нет явления — нет слова. Появилось явление — появилось слово. В конце XIX века все так же страшно спорили из-за слова студентка — и ругались, и издевались, и кричали про насилие над языком. И ничего, стало в вузах девушек-учащихся не меньше, чем юношей — и слово никому уже не мешает.
—
Женя Беркович.
(рус.)
.
Сноб
(23 октября 2018). Дата обращения: 31 мая 2023.
3 июня 2023 года.
Примечания
Дмитрий Быков
.
(рус.)
(4 мая 2023). — «Женя Беркович – большой поэт. Я знаю ее меньше как режиссера, как поэта знаю многие годы». Дата обращения: 27 декабря 2023.
Деменцова, Эмилия
.
(неопр.)
. «Комсомольская правда» (14 февраля 2012).
21 июня 2018 года.
от 21 июня 2018 на
Wayback Machine
// «Российская газета», 21.03.2012
от 21 июня 2018 на
Wayback Machine
// «Деловой Петербург», 13.04.2018.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 марта 2022.
30 марта 2022 года.
груз.
ეკა ქევანიშვილი
.
(груз.)
.
Свобода (радио)
(21 марта 2022). Дата обращения: 24 марта 2022.
25 марта 2022 года.
: Эка Кеванишвили: «„Считалка“ Тамты Мелашвили больше не будет ставиться в Санкт-Петербургском театре — причина — отказ писателя»
(неопр.)
.
mobiletheater.io
. Дата обращения: 20 ноября 2023.
(англ.)
.
Golden Mask
. Дата обращения: 20 ноября 2023.
(неопр.)
. Дата обращения: 24 марта 2022.
14 марта 2022 года.
(неопр.)
.
ТАСС
(2 ноября 2021).
26 января 2022 года.
(неопр.)
(20 апреля 2022).
20 апреля 2022 года.
(англ.)
.
Журнал Театр.
(24 декабря 2022). Дата обращения: 11 января 2023.
11 января 2023 года.
Большой Театр
(рус.)
(30 ноября 2021). Дата обращения: 25 февраля 2022.
10 апреля 2022 года.
(рус.)
.
facebook.com
. Дата обращения: 25 февраля 2022.
(неопр.)
. Дата обращения: 2 июля 2023.
2 июля 2023 года.
↑
Яна Суринская.
(неопр.)
.
Ведомости
(5 мая 2023). Дата обращения: 8 мая 2023.
8 мая 2023 года.
(рус.)
.
Forbes.ru
(4 мая 2023). Дата обращения: 4 мая 2023.
4 мая 2023 года.
(рус.)
.
fontanka.ru - новости Санкт-Петербурга
(4 мая 2023). Дата обращения: 4 мая 2023.
4 мая 2023 года.
(неопр.)
. Deutsche Welle (4 мая 2023). Дата обращения: 4 мая 2023.
4 мая 2023 года.
(неопр.)
.
ТАСС
(5 мая 2023). Дата обращения: 6 мая 2023.
6 мая 2023 года.
(неопр.)
.
ТАСС
(5 мая 2023). Дата обращения: 6 мая 2023.
6 мая 2023 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 30 мая 2023.
30 мая 2023 года.