Interested Article - Конфессия

Конфе́ссия ( лат. «испове́дание»), или вероиспове́дание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения , а также объединение верующих , придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве , церкви , в исповедании употребляющие разные символы веры , образуют разные конфессии . В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённого направления в рамках отдельной религии . Иногда отождествляется с термином деноминация .

Примеры конфессий

Распределение преобладающих религий и конфессий по странам: православие · древневосточные православные церкви · католицизм · протестантизм · суннизм · шиизм · ибадизм · тхеравада · махаяна · ваджраяна · индуизм

Конфессиональное деление в христианстве

Единого мнения о разделении христианства на исповедания и количество конфессий не существует. Однако широко распространено мнение, что христианство делится на три конфессии — католицизм , протестантизм и православие . Но с таким упрощённым делением в одной конфессии оказываются на самом деле разные по вероисповеданию группы.

К протестантизму помимо лютеран , англикан и кальвинистов , отделившихся от Римской католической церкви во времена Реформации, относят и течения, возникшие позже в рамках уже самого протестантизма, например, баптистов , пятидесятников и других. Что касается адвентистов седьмого дня , то некоторые протестантские теологи относят их к культам , отмечая, впрочем, «зарождение в их рядах евангелического движения» с конца 1950-х годов . К протестантизму не относят некоторые из религиозных течений, возникших в XIX веке, например, свидетели Иеговы (и не относят сами себя ), мормоны , а также в XX веке, например, мунисты .

Не менее сложна ситуация и с историческими Церквями . Так, относящие себя к католицизму старокатолики и другие группы, называющие себя католическими, не признаются таковыми Римской католической церковью, поскольку основной признак католицизма — в признании Папы Римского главою церкви. К православию себя относят две разные группы церквей, одинаково называющих себя православными — нехалкидонские Древневосточные православные церкви и халкидонские Восточные православные церкви византийской традиции. При этом взаимоотношения между ними варьируют от взаимопризнания до обвинений в ересях .

Кроме того, в такую трёхчастную схему не вписывается Ассирийская церковь Востока и Древняя Ассирийская церковь Востока , единственные церкви, исповедующие несторианство , а стало быть в своём лице являющая отдельную христианскую конфессию. Также, такое деление совершенно не учитывает противников тринитарной концепции среди христиан, к числу которых из действующих религиозных организаций относятся, в частности, филиппинская Церковь Христа (действует в международном масштабе), Унитарианская церковь Трансильвании и иные организации, придерживающиеся унитарианства , а также Свидетели Иеговы , Церковь Иисуса Христа Святых последних дней и другие.

Христианские конфессии согласно хронологии их обособления

Конфессиональное деление в иудаизме

Современный иудаизм включает различные конфессии. Самыми крупными являются ортодоксальный иудаизм (включающий, в свою очередь, хасидов , « литваков », современную ортодоксию, религиозных сионистов и т. д.), реформистское и консервативное течения (в основном, в США и Канаде). В некоторых странах течение, приблизительно соответствующее реформистскому, называется либеральным либо прогрессивным иудаизмом, а сторонников консервативного иудаизма вне США и Канады называют «масорти».

Конфессиональное деление в исламе

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов , когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Примерно 85—90 % мусульман мира составляют сунниты, остальные — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены исламских сект ( ахмадиты , алавиты , друзы , ибадиты , исмаилиты и др.).

Конфессиональное деление в буддизме

На основе махаянских представлений буддизм часто делят на Хинаяну («Малую колесницу») и Махаяну («Великую колесницу»), отдельно от последней также часто выделяют Ваджраяну («Алмазную колесницу»). Хинаяна также может делиться на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким способом вместе с Махаяной Три колесницы по другому принципу .

Конфессии в России

С целью обеспечения в России свободы вероисповедания Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации», признавая «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры» и подчёркивая уважение ко всем мировым религиям, «составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России», провозглашает «равенство перед законом» всех конфессий.

Статья 13, часть 2 Федерального закона определяет особый статус иностранных религиозных организаций (созданных за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства). Они имеют право открывать свои представительства на территории Российской Федерации, в том числе при российских религиозных организациях. Однако данные представительства не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус «религиозного объединения», установленный Федеральным законом. Данные ограничения предполагают дифференциацию по юрисдикционному, а не конфессиональному признаку.

См. также

Примечания

  1. . от 26 сентября 2018 на Wayback Machine // Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998.
  2. Конфессия // Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. — М., 2006
  3. Конфессия // Крысин Л. П. Толковый словарь иностранных слов. — М: Русский язык , 1998.
  4. Конфессия // Современная энциклопедия, 2000.
  5. Безнюк Д. К. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2772 дня]) // Энциклопедия / сост. и общ. ред. А. А. Грицанов , Г. В. Синило . — Минск: Книжный Дом, 2007. — 960 с. — (Мир энциклопедий)
  6. Цыпин В. А. , прот. // Православная энциклопедия . — М. , 2004. — Т. VII : « Варшавская епархия Веротерпимость ». — С. 270. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-010-2 .
  7. Конфессия // Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 9. Кл—Ку. — М.: Большая российская энциклопедия , 2003.:ил. — « С. 115 ». ISBN 5-85270-201-3 (кн. 9), ISBN 5-85270-218-8
  8. Пучков П. И. , Казьмина О. Е. (недоступная ссылка) — М., 1997. — 286 с.
  9. // Религиоведение: энциклопедический словарь / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красникова , Е. С. Элбакян . — М.: Академический проект , 2006. — C. 840
  10. // Религиоведение: энциклопедический словарь. / Под ред. А. П. Забияко , А. Н. Красникова , Е. С. Элбакян . — М.: Академический проект , 2006. — C. 43
  11. Макдауэлл Джош , Стюарт Дон . « . от 11 декабря 2013 на Wayback Machine ». — М.: , 1994. — 215 с.
  12. от 14 мая 2011 на Wayback Machine // Сторожевая башня , 1 ноября 2009 года. — С. 19. — ISSN 0043-1087
  13. «Армянская Церковь всегда оставалась верной Православию, — сказал при встрече с главой ААЦ-и США Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) — она воспринимается Русской Церковью как православная Сестра-Церковь, ибо разделяет общую веру и догматы Отцов Церкви» .

    (митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, «Православие и Экуменизм: Новые вызовы», МДА, «Церковь и время», n3 (6), 1998, стр. 65).

  14. Торчинов Е. А. . — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 48—49. — 304 с. — ISBN 5-93597-019-8 .
  15. Стрелков А. М., Торчинов Е. А. , Монгуш М. В. Буддизм. Каноны. История. Искусство. Научное издание / Ответственный редактор Н. Л. Жуковская . — М. : ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2006. — 600 с. — (Ars Buddhica, том 2). — ISBN 5-287-00373-0 , ISBN 5-287-00033-2 (серийный).
  16. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм. — СПб. : Азбука-классика; Петербургское Востоковедение , 2004. — С. 64. — (Мир Востока). — ISBN 5-85803-268-0 ( Петербургское Востоковедение ). ISBN 5-352-00735-9 (Азбука-классика).

Ссылки

Источник —

Same as Конфессия