История евреев Палестины
- 1 year ago
- 0
- 0
История Палестины —история одной из древнейших областей в мире, постоянно заселённой с доисторических времён и служившей основным путём миграции древних людей из Африки на другие континенты, что подтверждают археологические раскопки данной местности, например в заповеднике Нахаль Меарот , объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО . Также это история одного из первых в мире районов, где появилось земледелие и города, а в дальнейшем история войн за право держать под контролем территорию, лежащую на пересечении путей из Африки, Европы и Азии.
Первыми людьми на территории Палестины были эректусы , которые жили на берегу реки Иордан ещё 750 тыс. лет до н. э. и уже умели добывать огонь .
Во времена среднего палеолита здесь жили неандертальцы , чьи останки найдены в пещерах горы Кармель . Самые южные свидетельства существования неандертальцев найдены в пещере , расположенной на палестинском Западном берегу реки Иордан в провинции Рамалла и эль-Бира . Вместе с зубом неандертальца (нижний правый постоянный первый моляр M 1 ) NHMUK PA EM 3869 в брекчии слоя D найдены каменные орудия нубийской технологии Леваллуа , ранее считавшиеся характерными для Homo sapiens .
В эпоху мезолита сюда переселились племена натуфийской культуры . Около 9 тысяч лет назад здесь был построен Иерихон . На смену натуфийцам пришла тахунийская культура докерамического неолита (VIII тыс. до н. э.), сменившаяся ярмукской культурой (VI тыс. до н. э.).
В IV тыс. до н. э. на основе метисации кочевых семитских и местных протохурритских племен формируется гасульский период раннего Ханаана (IV тыс. до н. э.). Ханаанский период продолжался 2 тыс. лет до вторжения протоеврейских племён . Некоторое время Палестина принадлежала Древнему Египту , важным форпостом которого являлся город Лахиш . В XVIII веке до н. э. Палестина испытала нашествие гиксосов . В XII веке до н. э. в Ханаане поселились филистимляне , давшие название приморской части страны (регион Сектора Газа вплоть до Ашдода , Гата и Экрона ) в еврейских источниках (самоназвание неизвестно) (Палестина: страна филистимлян) .
Согласно Библии , древнееврейские племена под предводительством Иисуса Навина вторглись на территорию Ханаана с востока, через территорию Моава , и первой их жертвой стал Иерихон . Захватив большую часть территории Ханаана, древнееврейские племена натолкнулись на серьёзное сопротивление в лице филистимлян , осилить которых удалось лишь в царствование царей Давида и Соломона . После смерти последнего в 928 до н. э. древнееврейское царство разделилось на северную ( Израиль ) и южную часть ( Иудея со столицей в Иерусалиме ). В 722 году до н. э. Израиль был захвачен ассирийцами . Они изгнали израильтян, а на их место привели нееврейских поселенцев из Месопотамии и Сирии : гутиев , халдеев , арамеев ( 4Цар. ). В последующем их потомки стали называться самаритянами . В 586 году до н. э. Иудею завоевал вавилонский царь Навуходоносор II , однако вскоре новые хозяева Междуречья персы возвратили иудеев из Вавилонского плена . В IV веке до н. э. владельцами Палестины стали сначала эллинистические Селевкиды , а затем римляне .
Римский период начался в 66 году до н. э., когда Помпей присоединил Палестину в числе прочих территорий Восточного Средиземноморья, после победы над армянским царём Тиграном Великим . Первоначально местная иудейская региональная элита в лице династии Хасмонеев приветствовала новых властителей, считая, что далёкие римляне будут меньше вмешиваться во внутренние дела их страны. Однако римляне вскоре привели к власти более лояльную себе идумейскую династию, самым известным представителем которой стал царь Ирод Великий .
Рост апокалиптических ожиданий мессии и попытка римского императора Адриана построить храм Юпитера в Иерусалиме вызвали в 132 году восстание Бар-Кохбы , которое окончилось неудачей. Согласно некоторым источникам, до 1000 населённых пунктов были разрушены и более 500 000 человек были убиты, значительное количество евреев было изгнано римлянами из страны . Провинция Иудея была переименована в Сирия Палестинская , с тем, чтобы навсегда стереть память о еврейском присутствии в этих местах .
Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею и на Голанские высоты . Однако, несмотря на гонения, наиболее важные для иудаизма религиозные тексты, Мишна и Талмуд , были составлены именно в этот период ( II — V века ).
Тем временем, после раздела Римской империи в 395 году Палестина стала провинцией Византии . К этому времени среди местного эллинизированного населения сформировалась сильная христианская община, известная как Иерусалимская православная церковь . Преподобный Иларион Великий инициирует в Палестине монашеское движение . Несмотря на значительное уменьшение численности евреев ко второй половине V века, в Галилее даже в этот период сохранялось еврейское большинство .
В 614 году персидские войска, при поддержке местных евреев, завоевали Палестину, присоединив её к империи Сасанидов . Короткий персидский период сопровождался восстановлением еврейского влияния в регионе и гонениями на православных христиан, в которых видели «пятую колонну» Византии: церкви были разорены, а Животворящий Крест увезён в Иран .
После победы над Персией в 629 году византийский император Ираклий I торжественно вступил в Иерусалим — Палестина снова стала провинцией Византии. В 629—630 годах, в результате массовых убийств и гонений на евреев, вызванных Ираклием, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю, но полностью не исчезло.
Первое вторжение арабов в Палестину датируется 634 годом, когда войска халифа Абу Бакра захватили византийскую крепость Босра на западном берегу реки Иордан. Полностью вытеснить византийцев им удалось только после битвы при Ярмуке , после которой в 638 году патриарх Софроний передал ключи от Иерусалима халифу Омару . В арабский период в Иерусалиме на Храмовой горе были построены всемирно известные мечети Аль-Акса и Купол Скалы . Под влиянием ислама местное некогда эллинизированное население арабизировалось. После ослабления Арабского халифата в X веке контроль над Палестиной перешёл египетской династии Тулунидов , которых сменили турки-сельджуки и, с 1098 года, вновь египетские Фатимиды .
В 1099 году европейские крестоносцы штурмом взяли Иерусалим, а их предводитель Готфрид Бульонский учредил Иерусалимское королевство . Власть королевства помимо Палестины распространялась на Ливан и приморскую Сирию . В этот период в Палестине строились многочисленные замки (в том числе в Газе , Яффе , Акре , Арсуре , Цфате и Цезарии ). Однако малочисленность рыцарства, вражда иоаннитов и тамплиеров , нерегулярность поддержки со стороны европейских метрополий привели к падению королевства. Последним оплотом крестоносцев стала Акра , оставленная в 1291 году.
В 1187 ощутимый удар по крестоносцам нанёс Салах-ад-дин , которому удалось на время захватить Иерусалим. Он был представителем египетской династии Айюбидов (1169—1250), которую сменили мамлюки . Палестина в эпоху Айюбидов (1187—1253) представляла собой часть средневекового мусульманского государства, подчинённого Египту. Египтяне закрепили своё право на владение Палестиной 3 сентября 1260 года, отразив монгольское нашествие в битве при Айн-Джалуте . Воодушевившись победой, мамлюки под предводительством Бейбарса последовательно захватили замки крестоносцев в северной Палестине: в 1265 прекратили своё сопротивление Цезария и Арсуф , а в 1266 Сафед .
В 1517 году территория Палестины была завоёвана турками-османами под предводительством султана Селима I (1512—1520). В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи , охватывавшей значительную часть юго-восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку .
Христиане и иудеи, согласно мусульманским законам, имели статус « зимми » — то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, но не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях и были обязаны платить особые налоги . В этот период евреи Палестины жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы.
В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне , Цфате и Тверии .
В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид , прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе около тысячи своих последователей — выходцев из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов . Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами ( 1720 ) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне , Цфате и Тверии .
В начале XVIII века против турецкого господства поднял восстание арабский шейх из Назарета Дахир аль-Омар.
В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон . Французам удалось овладеть Газой , Рамлой , Лодом и Яффой . Упорное сопротивление турок остановило продвижение французской армии к городу Акко , на помощь туркам пришёл английский флот. Французскому генералу Клеберу удалось одержать победу над турками у и у горы Тавор (апрель 1799). Однако из-за отсутствия тяжёлой артиллерии Наполеон не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет .
В 1800 году население Палестины не превышало 300 тысяч, 25 тысяч из которых составляли христиане, которые были весьма рассеяны по Палестине. Главные места концентрации христианского населения — в Иерусалиме, Назарете и Вифлиеме — контролировались православной и католической церквями. Евреи (главным образом сефарды ) составляли 5 тысяч и в основном были по-прежнему сосредоточены в Иерусалиме, Цфате , Тверии и Хевроне . Остальное население страны (около 270 тысяч) составляли мусульмане, почти все — сунниты .
В период 1800-31 гг. территория страны делилась на две провинции ( вилайеты ). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету ; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко . Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции .
В 1832 году территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Его резиденция расположилась в Дамаске. Палестина, северная граница которой достигала Сидона , стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832—1840), провели некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой. В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США , имели в Иерусалиме консульские представительства .
В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тысяч евреев, и пришёл в упадок.
В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского — осталась без изменения .
К 1880 году население Палестины достигло 450 тысяч человек, из которых 24 тысячи составляли евреи. Большинство евреев страны по-прежнему жили в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране . Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназская община состояла главным образом из восточноевропейских евреев, которые делились на хасидов и их противников — митнагдим . Подавляющее большинство евреев придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов. Несмотря на поддержку из фондов халукки, евреи должны были тяжело трудиться под гнётом налогов, взимавшихся турецкими чиновниками. Тем не менее численность еврейского населения Эрец-Исраэль продолжала расти, особенно за счёт алии из Европы. Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между Одессой и Яффой .
Среди евреев, живших в диаспоре, всегда было распространено сильное желание возвратиться к Сиону и в Палестину. Эти надежды и устремления отражены в Библии : «И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.» ( Ис. ) и являются центральной темой еврейских молитв. Начиная с XII века преследование евреев христианской церковью привело к их притоку в Святую землю. В 1492 году этот поток существенно пополнился евреями, изгнанными из Испании , которые основали еврейскую общину Цфата .
Первая большая волна современной еврейской иммиграции, известная как Первая алия ( ивр. עלייה ), началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в России .
Основателем политического сионизма — движения, которое ставило своей целью основание еврейского государства на земле Израиля, поднимая еврейский вопрос на международной арене — считается Теодор Герцль . В 1896 году Герцль опубликовал свою книгу « Еврейское государство » ( нем. Der Judenstaat ), в котором изложил своё видение будущего еврейского государства. Уже в следующем году Герцль руководил первым Всемирным сионистским конгрессом .
Вторая алия (1904—1914) началась после Кишинёвского погрома . Приблизительно 40 тысяч евреев поселилось в Палестине . Большинство иммигрантов первой и второй алии были ортодоксальными евреями , но вторая алия включала в себя и социалистов, которые основали кибуцное движение .
Во время Первой мировой войны по инициативе В. Жаботинского и И. Трумпельдора в составе британской армии был сформирован « Еврейский легион », который оказал британским войскам помощь в завоевании Палестины. В ноябре 1917 года секретарь иностранных дел Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название Декларации Бальфура . В нём декларировалось, что Британия «смотрит положительно на основание в Палестине национального дома для еврейского народа » .
В 1919—1923 гг. ( Третья алия ) в Палестину прибыли 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства. В этот период были основана федерация профсоюзов, Гистадрут .
Арабское сопротивление привело в 1920 году к Палестинским бунтам и формированию новой еврейской военной организации — « Хаганы » (на иврите «Оборона») .
На основании решений конференции в Сан-Ремо (1920) Лига Наций вручила в 1922 году Великобритании мандат на Палестину, объясняя это необходимостью «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома» .
В то время страну населяли преимущественно арабы-мусульмане, однако самый крупный город, Иерусалим , был преимущественно еврейским .
Из-за Яффских бунтов в самом начале Мандата, Британия ограничила еврейскую иммиграцию и отдала в 1921 году 3/4 территории мандата под отдельный эмират Трансиордания , из которого впоследствии (в 1946 году ) было образовано независимое королевство Трансиордания , на территории которой было запрещено селиться евреям .
В 1924—1929 гг. ( Четвёртая алия ) в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии . Эта группа состояла во многом из семей среднего класса, которые переехали в растущие города, основав малые предприятия торговли и общественного питания и лёгкую промышленность. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.
Подъём нацистской идеологии в 1930-х гг. в Германии привёл к Пятой алие , которая была наплывом четверти миллиона евреев, спасавшихся от Гитлера . Этот наплыв закончился Арабским восстанием 1936—1939 годов и изданием в 1939 году Британией « Белой книги », которая фактически сводила на нет иммиграцию евреев в Палестину. Страны мира отказывались принимать евреев, спасавшихся от Холокоста , что вместе с запретом Великобритании на переселение в Палестину фактически означало смерть для миллионов. Для обхода запрета на иммиграцию в Палестину была создана тайная организация « Моссад ле-Алия Бет », которая помогала евреям нелегально добраться до Палестины и спастись от гибели .
По окончании Второй мировой войны , еврейское население Палестины составляло 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году .
В конце 1947 года согласно решению ООН британскую Палестину было принято разделить на арабскую и еврейскую часть с предоставлением особого статуса району Иерусалима под управлением ООН, однако арабы не согласились с созданием Государства Израиль на территории, которую они считали своей. Начался затяжной арабо-израильский конфликт .
В результате первой арабо-израильской войны территория Палестины оказалась разделена между Израилем , Египтом и Трансиорданией .
Арабские активисты почти сразу перешли к террористическим атакам против Израиля . Большая часть терактов была организована и направлялась сотрудниками египетской разведки с территории сектора Газа и Иудеи и Самарии .
Арабов поддерживали международные организации и страны социалистического лагеря. В 1967 году в результате Шестидневной войны большая часть территории британской Палестины оказалась под контролем Израиля. В результате Первой палестинской интифады , начавшейся в 1987 году, были начаты переговоры ООП с Израилем, которые привели к Соглашениям в Осло . В 1994 году была создана Палестинская национальная администрация (ПНА) во главе с Ясиром Арафатом . Столицей ПНА стал город Рамалла .
В 2005 году Израиль в ходе реализации « Плана одностороннего размежевания » эвакуировал все еврейские поселения и вывел свои войска из сектора Газа .