Джеваншир, Алихан-бек
- 1 year ago
- 0
- 0
Алиха́н Нурмухаме́дович Букейха́нов или Бокейханов ( каз. Әлихан Нұрмұхамедұлы Бөкейхан, ٴالىيحان نۇرمۇحامەدۇلى بوكەيحان , МФА : [æləj'χɑn no̙r'mo̙hɑmmjed'o̙ɫə bøkej'χɑn] ; 5 марта 1866 , Токраунская волость , Каркаралинский уезд , Семипалатинская область , Российская империя — 27 сентября 1937 , Бутырская тюрьма , Москва , СССР ) — казахский государственный, политический и общественный деятель , преподаватель , журналист и этнограф . Основатель и один из лидеров партии « Алаш ». Председатель правительства Алашской автономии (казахского национал-территориального образования) с 1917 по 1920 годы, в современной казахской историографии рассматривается как первый премьер-министр Казахстана .
С 1906 член ЦК Партии Народной Свободы (конституционных демократов) . Депутат Государственной думы Российской империи 1-го созыва, подписал « Выборгское воззвание » .
Комиссар Временного правительства (с губернаторскими полномочиями) по Казахстану в 1917 году .
Принадлежал к потомкам казахских « чингизидов » торе .
Его мать — Бегим-ханым, была потомком Мамай батыра , а отец Нурмухамед — казахского хана Бокея (Букея)
В возрасте 24 лет обратился с просьбой к руководству Омского технического училища сменить фамилию с Нурмухамедов на Букейханов . Окончил Омское техническое училище, затем в 1894 году экономический факультет Петербургского лесного института . Занимался статистикой. Сотрудничал с газетой «Семипалатинские областные ведомости» . В 1904 году Букейханов участвовал в экспедиции Ф. А. Щербины по подготовке массового переселения крестьян из Центральной России в Степной край .
Относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая «видит будущее киргизской степи (казахской) в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова» и «возьмёт за образец… в частности, Партию Народной Свободы » .
В то же время он активно боролся против русской колонизации Казахской степи , в прессе критиковал мулл и татарских купцов .
Алихан Букейханов стал первым биографом Абая . Его статья «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» — некролог казахского народного поэта в связи с характеристикой его творчества была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества» в 1907 году
Участвовал в Общероссийском съезде земских и городских деятелей, прошедшем в Москве 6-13 ноября 1905 года. Выступил на вечернем заседании 12 ноября по вопросу о применении начал автономии на окраинах империи. А. Букейханов начал своё выступление со слов:
«Я являюсь представителем 4-х миллионного киргизского народа (казахского), занимающегося огромную территорию от Урала до Алтая — от линии сибирской железной дороги до Омска».
Он говорил о преследовании «школ с киргизским языком», о давлении цензуры, которая не позволяет выпустить даже перевод 46 басен Крылова, об отказе почты принять пакет с петицией о свободе употребления родного языка . 12-14 ноября 1905 года принял участие в совещании, последовавшем после организационного съезда кадетской партии , представлял на нём Омскую губернию . Член партии кадетов с 1905 г. по 1917 г.
В конце 1905 года в Уральске на съезде делегатов 5 областей был одним из инициаторов попытки создания ( Киргизской ) конституционно-демократической партии.
5-6 января 1906 года А. Букейханов был арестован «как руководитель киргизского (казахского) политического движения» . Находился 3 месяца в Павлодарской тюрьме (затем 2 недели в Омской тюрьме).
Редактировал газеты « Омич », « Иртыш », « » .
В мае 1906 года по распоряжению гражданина исправляющего должность генерал-губернатора генерал-лейтенанта Романова освобождён из Омской тюрьмы .
5 июня 1906 года прибыл в Семипалатинск, где был горячо встречен.
Были высказаны пожелания семипалатинских киргизов (казахов) выбрать его в члены Государственной думы, так как он был единственным человеком, который умело и твёрдо стоял за интересы киргизского (казахского) народа .
Член ЦК кадетской партии с 1906 года по 1917 г.
Член 1-й Государственной Думы от Семипалатинской области.
Добравшись до Петербурга на следующий день после роспуска Думы, он, тем не менее, подписал Выборгское воззвание (9 июля 1906), призывавшее к гражданскому неповиновению , причем подписал его прямо в типографии . За подписание воззвания в конце 1907 года приговорён вместе с другими подписантами к 3 месяцам тюрьмы, отбыл заключение в Семипалатинске и получил пожизненный запрет на участие в любых выборах Государственной думы и других государственных органов.
В 1908 году арестован вновь, освобождён из Павлодарской тюрьмы . До 1917 года (9 лет) пребывал в «добровольно-договорной» ссылке в Самаре, работая главным банковским агентом Донского земельного банка, занимался оценкой имений, земельной ипотекой .
Работал в Уфимском губернском комитете Партии Народной Свободы . Не позднее 1912 года кооптирован в члены Самарского губернского комитета той же партии .
Был членом ВВНР , состоял в ложе «Чермака» (Петроград) .
В 1917 году после февраля комиссар («губернатор») Тургайской области Временного правительства .
Но его пути с кадетами разошлись после Февральской революции , поскольку он перестал находить поддержку среди них в самом главном вопросе — предоставление автономии казахскому народу, а также по другим принципиальным вопросам (землепользование и взаимоотношение государства и церкви).
Свои мотивы он изложил в статье «Почему я вышел из партии кадетов» [ источник не указан 960 дней ] , отметив в качестве сути расхождений стремление товарищей по партии «сохранить империю при существующих границах» [ источник не указан 960 дней ] .
Самоопределившись, Букейханов создаёт национальное политическое избирательное объединение « Алаш » (не партию) для участия в избирательной кампании по выборам в Учредительное собрание (где участие партий не требовалось, выборы были одномандатные, по мажоритарной системе), идейные предпосылки которой были заложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года, которую он создал с Ахметом Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым . По партии не было никакого учредительного съезда/собрания, политической программы партии, не был избран никакой орган партии, не было Устава партии, печатного органа партии.
Он участвовал в работе съезда сибирских автономистов (руководители — известные географы и этнографы Григорий Потанин и Михаил Березовский) в Томске, на котором было принято решение о предоставлении автономии казахам в составе Сибирской республики (выделяющейся из России, с лозунгом «Сибирь — для сибиряков!»).
В декабре 1917 года по инициативе Букейханова на 2-м Всеказахском курултае (учредительном съезде) не была провозглашена официально Алашская автономия , то есть автономное государство казахов , вопрос был отложен по решению съезда на месяц для изучения ситуации, при этом был избран Временный Народный Совет, который можно считать квази-правительством автономии де-факто. В течение месяца ситуация резко усложнилась — в январе Букейханов и другие лидеры бежали от преследования и скрылись в подполье, в глухих местах степи [ источник не указан 877 дней ] .
В гражданской войне Букейханов и алашординцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алашординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение — войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности.
Он считал противозаконной акцию Ленина и большевиков по вооруженному захвату власти. С её осуждением он выступил в статье «Общесибирский съезд», опубликованной в 1917 году в газете «Сарыарка» [ источник не указан 362 дня ] .
Активно оппонировала Алихану Бокейханову казахская партия « Уш жуз ».
Поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, Букейханов счёл для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры.
Платформа марксизма и экономического материализма , казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике и методам насаждения социализма.
Но деятельность Букейханова была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти».
Достигнутый между большевиками и « Алаш-ордой » компромисс первыми был впоследствии отброшен, а лозунг «алашординец-националист» стал основой репрессий против казахской интеллигенции.
С 1922 по 1927 годы был литературным сотрудником Казахской секции Центрального издательства народов СССР в Москве.
В 1920—1930-е годы трижды арестовывался органами НКВД .
27 сентября 1937 года осужден ВКВС за принадлежность к «террористической организации» и в тот же день расстрелян (вместе с Нурмаковым ).
16 мая 1989 года Пленум Верховного Суда СССР признал необоснованным осуждение Букейхана Алихана Нурмухамедулы по ст. 17-58-8 и 58-11 УК РСФСР и постановил приговор ВК ВС СССР от 27 сентября 1937 года отменить, а дело прекратить за отсутствием состава преступления .
Депутат I-й Думы, ихтиолог Н. А. Бородин со слов самого Букейханова рассказал, как непросто было объяснять тонкости политической ситуации на первых российских выборах:
Оратор киргиз, интеллигент, объяснявший на митинге, что случилось в Петербурге (кстати упомянуть, его трибуной была спина верховой лошади) и как власть ограничена, — прибег к такому сравнению, «вы знаете, что бывает, когда жеребца облегчат? (т. е. кастрируют): жеребец делается мерином; вот это теперь случилось и с царём; вместо жеребца он будет мерином...» Киргизы, видимо, хорошо это поняли и избрали в Думу представителя оппозиции — Букейханова .
Кадет, князь В. А. Оболенский позднее вспоминал:
Когда мы [В. А. Оболенский и Н. А. Бородин ] несли текст воззвания в типографию, мы встретили нашего знакомого киргиза Алихана Букейханова. Оказалось, что, избранный депутатом от Акмолинской области , он добрался до Петербурга лишь после роспуска Думы и, узнав, что мы в Выборге, приехал нас разыскивать. Мы сообщили ему, что и в Выборг он опоздал.
— Ну, что же делать, — покорно сказал он, — пойду с вами в типографию.
В типографии он с нами дождался первого оттиска воззвания, держал его корректуру, а затем не поморщившись подписал. Так, не побывав ни на одном заседании Думы и не участвуя в составлении Выборгского воззвания, он, можно сказать, не солоно хлебавши, попал на скамью подсудимых, а затем в тюрьму, лишившись избирательных прав вплоть до революции 1917 года. Недавно промелькнул в газетах слух, что этот милейший интеллигентный киргиз расстрелян в советской России .