Чеченцы в Сирии
- 1 year ago
- 0
- 0
Чече́нцы ( чечен. но́хчий ) — нахский народ, проживающий на Северном Кавказе , коренное население Чечни . Самый крупный из коренных народов Северного Кавказа, и третий по численности народ в России после русских и татар по переписи 2020—2021 гг. Исторически также проживают в Хасавюртовском , Новолакском , Казбековском , Бабаюртовском , Кизилюртовском , Кизлярском муниципальных районах Дагестана , Сунженском и Малгобекском муниципальных районах Ингушетии , Ахметском районе Грузии . Общая численность чеченцев во всём мире около 2 млн человек. Согласно сложившейся в дореволюционном кавказоведении традиции, в прошлом под названием - чеченцы ( нахчи ) исследователи обычно объединяли все нахские (чечено-ингушские) этно-территориальные группы . В современной науке для этой этноязыковой общности используют другой термин — « нахские народы » и/или народности , этногруппы. Иногда, в работах последних ста лет, исследователи употребляют наименование « вайнахи/вейнахи » в качестве синонима термина «нахские народы», однако считается правильным объединять под термином «вайнахские народы» только чеченцев и ингушей , исключая бацбийцев .
Наименование «чеченцы» является экзоэтнонимом , через русский язык вошедшим в XVIII веке в грузинскую и западноевропейскую этнонимическую традицию , а в дальнейшем и в мировой оборот. Изначально, параллельно со словоформой «чеченцы», часто использовалась и другая — «чечены» . В российском кавказоведении до революции 1917 года и в первые десятилетия советского государства исследователи иногда объединяли все нахские этно-территориальные группы ( аккинцев , бацбийцев , орстхойцев и других, включая собственно чеченцев, а иногда даже и ингушей ) под одним именем — «чеченцы» («нахче») (также существовал вариант «кисты» ). В современной науке для этой общности используют другой термин — « нахские народы » и/или народности/этногруппы.
Один из первых исследователей чеченцев, российский историк- востоковед А. П. Берже в середине XIX века привёл две версии возникновения наименования чеченцы среди русских , поясняя, что они носят скорее сказочный характер: 1) «… когда … прибыло на плоскость [сев-кавказское название предгорной равнины] племя, говорившее особеннымъ нарѣчіемъ, то Русскіе, слыша горловые и шипящіе звуки, дали этому племени названіе чечётка , намекая этимъ на то, что пришельцы говорили какъ-бы по-птичьи. Они чеченятъ (щебечатъ), говорили про нихъ Русскіе, — отсюда и названіе Чеченецъ …»; 2) «… говорятъ, что у Турпала Нахчууо [легендарный прародитель чеченцев] въ числѣ именъ было одно, подходящее к слову Чеченъ». Более достоверной А. П. Берже считал третью версию — происхождение этнонима от наименования уже разрушенного во времена исследователя аула Большой Чечень (вероятно, преемником этого поселения можно считать возродившийся позднее Чечен-Аул ) . Во второй половине XIX века офицер армии Российской империи , этнический чеченец У. Лаудаев , сообщал эту версию немного сложнее — от названия аула Чечень сначала кабардинцы в форме шашанъ начали именовать чеченцев, а уже от них это название взяли русские . Само поселение могло получить названии от горы, у подошвы которой находилось — Сюйри Корта Чачани (по У. Лаудаеву Ханкальская гора ) .
Возможность о происхождении наименования чеченцев от топонима Большой Чечень не исключал и российско-советский учёный-кавказовед Б. К. Далгат , согласно ему, русские с начала XVIII века именовали чеченцами только общество аула Большой Чечень , а в XIX веке этноним чеченцы был перенесён на «всё чеченское племя» . В советском и постсоветском кавказоведении версию происхождения имени чеченцы от села Чечень , вслед за А. П. Берже и У. Лаудаевым повторяло множество исследователей, иногда добавляя что-то от себя. Так д.ф.н. И. Ю. Алироев , предположил, что название села восходит к XIII веку, когда в этом месте, якобы, находилась ставка монгольского хана Сечена/Чечена , однако подтверждений этой версии на сегодня нет .
Альтернативная гипотеза. Этимологии названия чеченцев, согласно некоторым чеченским исследователям (напр. А. Вагапов), предполагает, что этот этноним был представлен у соседних народов задолго до прихода русских на Кавказ . Этноним «чеченцы» впервые упоминается под названием «народ сасан» (автор проводит аналогию этой персидской транскрипции названия чеченцев — «сасан» с осетинской — сасан и кабардинской — шашан ) в персидской летописи Рашида ад-Дина (XIII—XIV вв). в контексте войны с татаро-монголами .
В литературном чеченском языке самоназвание чеченцев во множественном числе нохчий ( чечен. нохчий [ nwoxt͡ʃʰi: ]) — «чеченцы», в единственном числе но́хчо ( чечен. нохчо [ nwoxt͡ʃʰʊ̯o: ]) или, иногда, но́хчи ( чечен. нохчи ) — «чеченец», «чеченка». В некоторых диалектах чеченского языка самоназвание произносят через гласную «а» в первом слоге, в таком же виде самоназвание чеченцев (нахчий , нахче ) известно в литературе XVIII—XIX вв.
Происхождение эндоэтнонима. Ряд исследователей связывают этноним нохчий с родо-племенной группой, условно названной нахчой — будущее ядро объединения чеченцев . Вероятно, это племя сформировалось в исторической области Нашха . К одним из ранних упоминаний самоназвания чеченцев, по мнению большого числа учёных, считается «Ашхарацуйц» — армянская география VII века . В ней упоминается народ «нахчаматьянк», где по словам исследователей «янк» - этническое окончание в армянском языке, на чеченском «мат» — место, страна, язык и «нахче, нахчий» — самоназвание чеченцев по сегодняшний день. Этноним в форме «нахче/нохче» достоверно зафиксирован в документе XIII века, в котором говорится о разрушении в стране Нахчу памятников архитектуры , также в грузинском источнике в 1310-м году .
Существует и противоположное мнение, в основном среди чеченских учёных, согласно которому этноним нохчий распространился на восточно-нахские группы гораздо ранее и этноним нахчаматьяне непосредственно с ним связан с VII века. В связи с этим возникают утверждения, согласно которым единый эндоэтноним нохчий исследователи распространяют на все нахские этногруппы в составе современных чеченцев и на современные субэтносы чеченцев (например, А. Г. Мациев ) .
Этимология. У разных этнографов, языковедов, исследователей прошлых столетий, описывавших Кавказ и события, происходившие там, упоминается как сам этноним, так и его этимология. Например, самая распространенная версия о значении самоназвания чеченцев — это «народ» . Так же чеченцы связывали происхождение своего самоназвания с именем пророка Ноя , на чеченском — Нох, в оригинале — др.-евр. נֹחַ [Но́ах].
В русскоязычных источниках. Только с начала XIX века в русскоязычных источниках становятся известны свидетельства широкого использования этнонима нохчий . В середине XIX века А. П. Берже сообщал, что у чеченцев имеется общее самоназвание — нахче , однако он также упоминал и об имени, которое дали равнинные чеченцы всем горцам, в том числе и горным чеченцам — таули (у комментаторов тавлинцы ). Советский и российский учёный, д.и.н. В. А. Шнирельман считает свидетельства А. П. Берже подтверждением того, что в этот период термин нахче/нахчой был распространён не у всех нахских обществ, а, в основном, только у переселившихся на равнину . Тяготение имени нохчий только к плоскостным чеченцам подтверждал и У. Лаудаев, во второй половине XIX века он опубликовал работу, где отметил: «названіе нахчой имѣли первоначально только жители плоскости Чечни, т. е. названіе это проявилось въ концѣ XVII столѣтія» . Также он констатировал отсутствие у чеченцев единого эндоэтнонима : «Собственно Нахчой называется общество бывшаго Чеченскаго округа [имеется в виду до 1862 года ]; прочія-же общества, лишь поверхностно называясь этимъ именемъ, имѣютъ каждое для себя особыя названія» .
Другие эндоэтнонимы. В XIX веке восточно-нахские общества, составляющие современных чеченцев, использовали и другие этнонимы для самоидентификации — помимо нохчий , исследователи фиксировали самоназвания аккинцы /ауховцы, ламрой/горцы, ичкеринцы, шотойцы . Также использовался в качестве самоназвания и русский эндоэтноним чеченцы , А. П. Берже ещё в середине XIX века сообщал, что делается это «даже весьма часто» .
В XIX — начале XX веков работы исследователей и различные документы могли указывать не соответствующую современным представлениям этнономенклатуру Северного Кавказа. Например, нередки случаи, когда нахские этнические объединения указывались под этнонимом черкесы , помимо собственно адыгоязычных народов (также черкесами иногда называли дагестанцев и карачаевцев ) .
Существует некоторое разнообразие в именовании чеченцев окружавшими их народами. В XIX веке зафиксированы имена: мичигишиъ — у кумыков для близ обитающих около них чеченцев (по А. П. Берже от «за рекою Мичик », по У. Лаудаеву от Мичик — имя реки и гиши — «человек», то есть «живущие на реке Мичик»); ичкери — у кумыков для обитающих вглубь до Андии в горах нахских обществах (по А. П. Берже от «дальние», «живущие там где-то»); шашанъ — у кабардинцев (по У. Лаудаеву от аула Чечень ); буртель — у тавлинцев (различных горцев); у лезгин для чеченцев не существовало единого названия — они были известны им по именам разных обществ . В русских источниках Позднего средневековья также использовался этноним мичкиз/минкиз (возможно, заимствован от кумыков) .
Чеченцы относятся к так называемым « нахским народам » — термин, который начиная с последних десятилетий XX века иногда употребляют синонимично с этнонимом « вайнахи » (ингуш. «в е йнахи» ). Оба термина введены в научный оборот лингвистами , и могли быть придуманы учёными, однако существует мнение, что они зародились в народной среде издревле . Начиная с 1970-х годов, в лингвистическом понимании более верно объединять под термином «нахские народы» всех носителей нахских языков , а под «вайнахами» — только чеченцев и ингушей (носителей вайнахских языков ), исключая бацбийцев (носителей бацбийского языка ) . До революции 1917 года и в первые десятилетия советского периода терминология российского кавказоведения имела некоторые отличия от современной. Ряд исследователей объединяли этноязыковую общность аккинцев , бацбийцев , ингушей , кистинцев , орстхойцев , чеченцев и прочих под названием «кисты» или «чеченцы» . В современной науке для этой общности используют термин — «нахские» народы и/или народности , этногруппы .
Чеченский тукхум — это союз определённой группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач — защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселённой им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определённом диалекте чеченского языка .
Чеченский тейп — это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» — фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения.
В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).
Список тукхумов:
Нохчий , с точки зрения чеченца, это жители Равнинной и Горной Чечни, объединённые общим самоназванием, чеченским языком и единством происхождения из исторической области Нашха . Западная граница распространения этнонима — бассейн реки Гехи , восточная — начало Кумыкской равнины . Исторические области Чечни, а также проживавшие/проживающие на этих землях этно-территориальные группы, именующие себя нохчий (по мнению чеченцев, опрошенных во время полевых исследований во 2-й половине XX века) :
Среди некоторых представителей нахских этногрупп и субэтносов в XX веке ещё встречались различные, иногда запутанные, взгляды на этническую принадлежность друг друга либо к чеченцам-нохчий, либо к ингушам-галгаям, а кроме того, у некоторых групп оставались представления о собственной этнической идентичности . Пограничные исторические области Чечни, а также проживавшие/проживающие на этих землях этногруппы и субэтносы, распространение на которые этнонима нохчий является дискуссионным (по мнению чеченцев, опрошенных во время полевых исследований во 2-й половине XX века) :
Кавказ IV тыс. до н. э. (то есть энеолитической и раннебронзовой эпох), находился в центре евразийских и общемировых технологических и социальных достижений и в значительной степени являлся источником этих достижений. Как отмечает датский учёный Свенд Хансен, среди кавказских инноваций того времени — «новые металлы, как серебро, новые сплавы, как мышьяковая медь, колесо и повозка, разведение овцы шёрстного направления и доместикация лошади. Инновационные ключевые технологии оказали большое влияние на производство более эффективных видов оружия, как кинжалы и мечи, на развитие грузового транспорта и передвижение на большие расстояния. С инновациями в технико-технологической сфере связаны новые социальные формации — первые государства в Месопотамии и Египте. В других регионах также появились монументальные курганные насыпи и захоронения с элитным инвентарём, показывающие возрастающую новую власть отдельных представителей общества. Кавказ — центр технических и социальных нововведений этого времени» .
В начале IV тыс. до н. э. на Кавказе складывается куро-аракская культура, занимающая почти все Закавказье и Северный Кавказ, где она охватывает Дагестан, Чечню, Ингушетию и некоторые районы Северной Осетии. На юге эта культура занимала северо-западную часть современного Ирана и Восточную Анатолию. Отдельные элементы куро-аракской культуры отчётливо прослеживаются даже в Сирии и Палестине, где они составляют так называемую кирбет-керакскую (= хирбет-керакскую) культуру .
По мнению Р. М. Мунчаева, куро-аракская культура первоначально зародилась на территории куро-аракского двуречья и всего Армянского нагорья, где наблюдается наибольшее скопление памятников этой культуры . Между раннеземледельческой и куро-аракской культурами лежит стерильный слой земли, лишённый всяких археологических находок, или обнаруживается культура, совершенно отличная от куро-аракской (Геой-тепе, Нахичеванское Кюль-тепе, поселения Восточной Анатолии). Следовательно, куро-аракская культура не является продолжением более древней энеолитической культуры Кавказа и Передней Азии . Куро-аракская культура возникает как бы ниоткуда, без всяких генетических связей с предшествовавшими культурами, что, очевидно, должно свидетельствовать о смене населения.
Меликишвили замечает:
проследить возникновение этой культуры (куро-аракской. — Авт.) в какой-либо одной области и предполагать её распространение именно отсюда, пока что очень трудно. Трудно подыскать для неё предка и вне территории её распространения. Все же исключительное единообразие этой культуры делает вероятным предположение о возникновении её первоначально где-то в одной небольшой области среди этнически весьма однородного населения и о распространении её в дальнейшем на обширной территории путем расселения представителей этой этнической группы .
Историки Чарлз Берни и Дэвид Лэнг, с некоторой осторожностью, подтверждают эту мысль. Они отмечают:
В последней четверти IV тыс. до н. э. вся обширная зона — от Кавказа до территории за верхним Евфратом и озера Урмия — начала демонстрировать общее единообразие материальной культуры. Процесс продолжался ещё больше тысячи лет. Он предполагает этническое единство, которое, учитывая чисто доисторические свидетельства, трудно доказать .
Древнейшие памятники куро-аракской культуры зафиксированы в Закавказье, там же наблюдается и наибольшая их густота. Куро-аракские памятники Северного Кавказа датируются серединой и второй половиной III тыс. до н. э., когда в Закавказье, по словам Р. М. Мунчаева, «жизнь на большинстве куро-аракских поселений прекращается» . Следовательно, куро-аракская культура появилась на Северном Кавказе, во-первых, позднее чем в Закавказье и, во-вторых, под влияние Закавказья. Последнее доказывается тесным сходством куро-аракских памятников Чечни, Ингушетии и Северной Осетии с аналогичными памятниками Грузии .
Кто создал куро-аракскую культуру? На этот счет существует несколько гипотез. Так, И. М. Дьяконов считал создателями этой культуры хурритов, основываясь на том, что «границы куро-аракской культуры в эпоху её расцвета не выходят за пределы распространения хурритского языка» . В другой работе И. М. Дьяконов уже пишет о группе языков — хуррито-урартских и нахско-дагестанских, как о языках создателей куро-аракской культуры . Такого же мнения придерживается и М. Г. Гаджиев, который к тому же считает, что «предки носителей современных нахско-дагестанских и хуррито-урартских языков обитали на этой территории (то есть на Северо-Восточном Кавказе. — Авт.) по крайней мере с эпохи раннего металла» .
Чеченцы являются представителями кавкасионского типа .
Характеристики кавкасионского типа:
Также чеченцы сочетают в себе множество элементов таких подтипов средиземноморской расы , как: понтийский и каспийский .
Характеристики средиземноморской расы:
Характеризуется кожей светлых или (в отличие от остальных европеоидов) смуглых оттенков, тёмными волнистыми или прямыми волосами, карими или (значительно реже) смешанных оттенков глазами, обильным или средним ростом бороды и обволошенностью тела у мужчин. Лицо довольно высокое и по европейским масштабам очень узкое; скуловая ширина среди европеоидов минимальная. Складка верхнего века развита слабо, часто отсутствует. Нос относительно крупный, узкий, обычно с прямой, но нередко с выпуклой спинкой. Слизистые губ тонкие или средние, верхняя губа чаще короткая. Черепная коробка средняя или небольшая, мезо - или долихокефальная , чаще с высоким сводом. Надбровный рельеф обычно развит слабо, нередко выражены лобные бугры. Преобладает удлинённый ( ) тип телосложения. Рост варьирует от довольно низкого до высокого .
У чеченцев самый высокий процент индекса долихокефализации среди характерных брахикефалов - кавкасионов .
Большинство мужчин в республике Чечня относятся по Y-ДНК к гаплогруппе J2a4b , зародившейся на Ближнем Востоке . Следующие по распространённости в республике Чечня являются гаплогруппы J1 (около 21 %) и L3 (более 10 %) .
В 1899 году была опубликована работа, в которой утверждалось, что у чеченцев 2-й самый большой мозг среди европеоидов .
В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации , а именно — в Чеченской Республике . В истории чеченского народа было несколько расселений.
Начало XIX века. Область расселения чеченцев делилась на горную и равнинную. Горная территория включала верховья рек Гехи , Мартана , Аргуна , Хулхулау и Аксая . Здесь находились исторические области, где проживали старинные этно-территориальные группы, выделяемые в источниках того периода среди чеченцев (с запада на восток): Пешхой ( пешхойцы ), Нашха ( нашхойцы ), Майста ( майстинцы ), Малхиста ( малхистинцы ), Терлой ( терлойцы ), Шатой ( шатойцы ), ( чеберлойцы ), Нохчмохк ( нохчмахкахойцы ) и другие. Равнинная часть занимала долину между рекой Фортангой и бассейном реки Гумс , а также часть долины Сунжи и правобережье Терека . Здесь тоже выделялись этно-территориальные группы чеченцев. Западной границей расселения чеченцев была река Фортанга, однако уже между Фортангой и Гехи существовали орстхойские и орстхойско-чеченские поселения, поэтому Ю. Клапрот и И. А. Гюльденштедт проводили западную границу расселения чеченцев по реке Гехи. На востоке немало чеченских поселений имелось на Кумыкской равнине . Южная граница — в основном по Главному Кавказскому хребту , отступая к северу в районе Шатиль-Мигмахевского и Ардотского ущелий, смена населения в которых произошла, видимо, в конце XVII — начале XVIII веков.
После кавказской войны в 1865 году около 5000 семей чеченцев переселились в Османскую империю . Это движение получило название мухаджирство . На сегодняшний день потомки тех переселенцев и составляют основную часть чеченских диаспор в Турции , Сирии и Иордании .
После Октябрьской социалистической революции 1917 года территория основного расселения чеченцев оставалась в составе Грозненского округа (адм. центр Грозный ) Терской области (адм. центр Владикавказ ) . В конце 1920 — начале 1921 годов, после административно-территориальных реформ Советской России на Кавказе, Грозненский округ и Терская область были упразднены, а для чеченцев создали Чеченский НО (адм. центр Грозный), включённый в состав Горской АССР (адм. центр Владикавказ). Город Грозный, оставаясь административным центром, теперь не входил в состав округа чеченцев, а был выделен в отдельную административную единицу — автономный город. Чеченцев в нём проживало немного — 1931 человек (1177 мужчин и 754 женщины), что составляло 19,9 человека на 1000 населения . В ходе национально-государственного размежевания в 1922 году Чеченский НО был выделен из Горской АССР и преобразован в Чеченскую АО (адм. центр Грозный). С 1924 года Чеченская АО включена в состав Юго-Восточной области (образована в 1924 году, адм. центр Ростов-на-Дону ), переименованной в том же году в Северо-Кавказский край (первый адм. центр Ростов-на-Дону, позднее другие).
К середине 1920-х годов чеченское население в стране увеличилось по сравнению с концом 1890-х , советские статистики ввели коэффициент при сравнении переписи населения в Российской империи (1897 год) и переписи в СССР (1926 год) , и для, так называемой, «чеченской группы», он составил 143,2 по всему СССР и 143,8 по его европейской части . Общее число чеченцев согласно переписи 1926 года — 318 521 (163 393 мужчины и 155 128 женщин), из них 91,44 % — 291 259 (149 250 мужчин и 142 009 женщин) проживали в пределах Чеченской АО, что составляло 940 человек на 1000 населения области (следующими шли русские — 29,4 на 1000 и кумыки — 6,9 на 1000). В соседних с Чеченской АО городах и областях ( РСФСР ) проживало 2572 чеченцев, в ЗСФСР ( Закавказье ) — 84 человека, в других союзных республиках СССР — 65. Основная часть чеченского населения проживала в сельской местности — 315 410 человек на селе и только 3111 в городе; половой состав у чеченцев того времени — на 1000 мужчин около 950 женщин .
В 1927 году территории проживания кистинцев , майстинцев и малхистинцев , также были включены в состав Чеченской АО. Административный район их проживания — Аллаго (создан в период Российской империи , адм. центр аул Бенесты ), отделили от ССРГ (ЗСФСР) .
Незначительная часть сельского чеченского населения проживала в Сунженском казачьем округе (адм. цент станица Слепцовская ) — 230 человек (121 мужчина и 109 женщин), что составляло 6,6 человека на 1000 населения . В 1929 году округ был упразднён, его часть — Слепцовский район и Вознесенский сельсовет, были включены в состав Чеченской АО (образовали ); также в этом году к Чеченской АО был присоединён город Грозный. В 1934 году область чеченцев была объединена с Ингушской АО в одну Чечено-Ингушскую АО в составе Северо-Кавказского края, а в 1936 году область была выделена из края и преобразована в Чечено-Ингушскую АССР . В 1944 году чеченцы, разделив трагическую участь с другими вайнахами , были принудительно выселены советским правительством в Среднюю Азию ( Казахскую и Киргизскую ССР ); ЧИАССР власти упразднили, на территории основного проживания чеченцев была создана Грозненская область в составе Ставропольского края (в 1946 году Грозненская область в составе РСФСР ), восточные районы были включены в состав Дагестанской АССР , а южные — Грузинской ССР ; представителей чеченского народа на этих землях фактически не осталось (кроме единичных случаев, напр., абрек Х. Магомадов ). В 1957 году ЧИАССР была восстановлена и чеченцам разрешили вернуться на прежние места проживания — большинство воспользовались этим и выехали на родину, при этом в Казахской и Киргизской ССР остались небольшие чеченские диаспоры .
Чеченцы согласно официальным переписям населения СССР : | ||||||||
1926 | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
всего | муж | жен | ||||||
Всего в
СССР
— в городских поселениях — в сельских поселениях |
318 521
3111 315 410 |
163 393
1949 161 444 |
155 128
1162 153 966 |
|||||
— в
РСФСР
— в Закавказье — в других союзных республиках СССР |
318 372
84 65 |
163 288
46 59 |
155 084
38 6 |
|||||
В
Чеченской АО
— в городских поселениях — в сельских поселениях В Ингушской АО В Грозном В Сунженском казачьем округе |
291 259
70 291 189 2572 1931 230 |
149 250
51 149 199 1175 1177 121 |
142 009
19 141 990 1397 754 109 |
После первой и второй чеченской войн значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы , Турцию и арабские страны . Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации и странах бывшего СССР (особенно в Грузии ).
Чеченцы считаются древнейшими обитателями Кавказа . Одно из ранних упоминаний чеченцев под именем «нахчаматьян». По мнению целого ряда историков, относится к VII в. в « Ашхарацуйц », «нахче» — самоназвание чеченцев, «мат» — вероятно, обозначает «место», «страна», а «янк» — этническое окончание в армянском языке .
Территория, на которой живут чеченцы, была заселена от палеолита до неолита , об этом свидетельствуют многочисленные находки, обнаруженные археологами и исследователями при раскопках .
Ущелий горных поселенцы
В долине шумно собрались —
Привычны игры начались.
Верьхами юные чеченцы,
В пыли несясь во весь опор,
Стрелою шапку пробивают,
Иль трижды сложенный ковер
Булатом сразу рассекают.
То скользкой тешатся борьбой,
То пляской быстрой. Жены, девы
Меж тем поют — и гул лесной
Далече вторит их напевы
.
Чеченцы относятся к группе, так называемых, нахских народов (иногда используется термин вайнахи ). История раннего этапа существования нахов остаётся дискуссионной. Не исключено, что на рубеже нашей эры протонахские племена обитали в Закавказье , занимая южные склоны Центрального Кавказа , возможно, часть из них ассимилировалась грузинскими и осетинскими группами, а часть передвинулась за хребет — на Северный Кавказ . Определённое время, причины и сам факт этой миграции остаются на уровне предположений . В документах соседних народов названия нахских племён прослеживаются со средневековья , а формирование самих племён относится, по-видимому, к ещё более древнему периоду — античности . Среди собирательных этнонимов нахских племён в арабских и грузинских источниках засвидетельствованы дзурдзуки и, хронологически следующий термин, — кисты. Первое упоминание дзурдзуков встречается у арабского географа Ибн аль-Факиха в IX веке (в сочинении описываются события VI века) , в период античности гипотетически нахскими могли быть племена двалов , гаргаров и другие . Согласно ряду исследователей, нахские племена имели каждое отдельно свою собственную этно-племенную идентичность , вплоть до нового времени у них не было чёткого национального самосознания — нахские этно-территориальные группы не считали себя единым народом и не имели общего эндоэтнонима .
Существует и противоположное мнение, в основном среди чеченских учёных, согласно которому нахские народы наоборот, с древности обладали общей идентичностью, а также имели общее самоназвание, восходящие к слову нах — в нахских языках «люди», «народ» .
На сегодня собраны сведения, согласно которым у большинства нахских этногрупп социальная память основывалась на фольклорных версиях, говоривших о приходе пращуров из отдалённых местностей . В варианте библейских легенд, отражённых в « Жизни картлийских царей » (XI век), упоминается персонаж Кавкас , седьмой сын Таргамоса , праправнук Ноя , во владения которому отец отдал земли на Северном Кавказе «от реки Ломека [Терек] до рубежей Кавказа на западе». По мнению ряда исследователей, он один из эпонимов , под которым подразумевается собирательный этноним автохтонного населения Северного Кавказа — кавкасианы , в том числе, вероятно, и нахские народы. По мнению Г. З. Анчабадзе , это подтверждает, что грузинская традиция представляет нахов самым «кавказским» народом из кавказцев. В сказании также сообщается, что Кавкас и его брат Лек (эпоним средневековых лезгин ) пришли из Закавказья. Предполагаемый автор этого источника — Леонти Мровели , упоминает ещё одного героя — Дзурдзука, который сопоставляется с другим собирательным нахским этнонимом — дзурдзуками . Также записана легенда, согласно которой предок нахов был вынужден бежать из Сирии (в сказаниях Шам) из-за кровной мести и первое время жил в Грузии , а затем поселился в нагорной Чечне, в исторической области Нашха . Г. З. Анчабадзе сомневается в конкретно сирийском происхождении нахских предков, считая, что эта деталь явно вставлена в сказания позднее и связана с распространением ислама , но отмечает интересным упоминание в сказании факта происхождении нахов откуда-то с юга .
Предки собственно чеченской этноязыковой общности , вероятно, начали формирование в XII—XIII веках на северных склонах Центрального Кавказа (предполагают исторические области Нашха , либо Нохчий-Мохк ). Возможно, здесь из нахской среды сформировалось будущее ядро объединения чеченцев — родо-племенная группа нохче . Этноним достоверно зафиксирован в одном грузинском источнике в начале XIV века, где среди прочих этнонимов упоминается народ нохче , в числе христианской паствы патриарха Евфимия/Эквтиме III ( католикос-патриарх Грузии в 1310—1325 гг.) . Также в кавказоведении существует подтвержденная гипотеза по мнению большинства кавказоведов и о более раннем единичном свидетельстве ( см. Нахчаматьяне ). Не исключено, что средневековые нохче на каком-то этапе доминировали над соседними восточно-нахскими этногруппами и, со временем, распространили на окружающих своё племенное название . Некоторые исследователи предполагают, что предпосылками к этому было экономическое развитие территории, принадлежащей нохче, которая могла являться житницей местных племён . Однако следует понимать, что это было только отдельное нахское племя, а имя нохчий , как этноним собственно всех чеченцев, распространилось гораздо позднее , вероятно, только с XVIII—XIX веков (зафиксированные свидетельства широкого использования — только с начала XIX века) ( см. ).
Существует и противоположное мнение, в основном среди чеченских учёных, согласно которому этноним нохчий распространился на восточно-нахские группы гораздо ранее и этноним нахчаматьяне непосредственно с ним связан с VII века. В связи с этим возникают утверждения, согласно которым единый эндоэтноним нохчий исследователи распространяют на все нахские этногруппы в составе современных чеченцев и на современные субэтносы чеченцев (например, А. Г. Мациев ) .
Предки чеченцев — различные нахские родо-племенные группы, имели разное происхождение и возводили себя к самым разным легендарным героям . В сохранившихся нахских преданиях происхождение своего народа они связывают с именами братьев (обычно только трёх), упоминаемых в разных комбинациях — Ако/Ахо, Га, Нахчо/Нохчо, Арштхо/Орштхо и Шото, являющиеся эпонимами нахских этномассивов, соответственно, — Аккий ( горные аккинцы ), Галгай ( ингуши ), Нохчий (чеченцы), Орстхой ( карабулаки ) и Шатой ( шатойцы ) . По преданиям, бытующим среди собственно чеченцев, все они произошли из области Нашха, от которой и произошло имя чеченцев — нохчий . В этой области до первой половины XX века якобы хранился громадный медный котёл, склёпанный из медных пластин, на которых были выгравированы названия всех чеченских тукхумов и тайпов ; если происходил спор о принадлежности к «чистым чеченским» тайпам, люди отправлялись в Нашха это выяснить .
Нахские этногруппы, принявшие участие в этногенезе чеченцев, начали достоверно фиксироваться в XVI—XVII веках в источниках Русского царства (первое упоминание в 1580-х годах ). Список засвидетельствованных в русскоязычных источниках нахских этногрупп, которые в будущем составили компоненты чеченского народа, а также соответствующие им объединения в более поздних источниках :
Источники XVI—XVII вв.
(терминология в Русском царстве: «горские люди» и «горские землицы») |
Источники XIX в.
(терминология в Российской империи: «общества») |
Источники XX в.
(терминология в СССР: «этногруппы») |
Традиционная классификация
( тукхумы / шахары , тайпы , гары, некъи и др.) |
|
---|---|---|---|---|
Мерези | Мерезинская земля | Мереджой | мержойцы | тайп в составе тукхума / шахара орстхойцев |
Мичкизы | Мичкисская земля | Мичикич | — | — |
Мулки | Мулкинская земля | Мулкой | мулкойцы | тайп, не входящий в тукхумы |
Ококи | Окоцкая земля | Аккий | аккинцы-ауховцы | тукхум |
— | Отчанская земля | Чантинская фамилия | чантийцы | тукхум |
Тшанские люди | — | Шатой | шатойцы | тукхум |
Шибуты | Шибутцкая земля | Шубут | — | иногда сопоставляют с шатойцами |
Чеченцы, как и родственные им ингуши, сформировались в отдельные этнокультурные общности сравнительно недавно. Образование собственно чеченского народа, в современном его понимании, являлось результатом сложных процессов внутренней этнической консолидации восточно-нахского населения в XVI—XVIII веках . Фольклорные произведения отражают складывание основ общенародного единства чеченцев только в XVIII веке . Общее самоназвание было воспринято несколько позднее — с XVIII по XIX века . Также существует мнение некоторых исследователей, согласно которому полная этническая консолидация и принятие единого самоназвания у чеченцев не наступило и в XX веке .
Исследователи называют ряд факторов, послуживших катализатором процессов формирования единого чеченского народа из отдельных восточно-нахских обществ: хозяйственный — освоение предгорной равнины после миграции с гор, что привело к развитию земледелия, скотоводства и ремесел; религиозно-культурный — контакты переселенцев с окружающими народами и последующее принятие от них ислама ; политический — колониальная инкорпорация в Русское государство , где состоялось объединение различных обществ в рамках национального округа, позднее области и республики, которые оформлялись для чеченцев уже в Российской империи и СССР .
В наши дни достаточно сложно определить все этнические группы нахов, как в горах, так и на равнине, которые явились основой для формирования чеченского народа. Нахские этногруппы в сущности представляли одну этноязыковую общность, разные части которой, в силу исторических условий, а позднее, политических устремлений российских властей на Кавказе, оказались в некоторой степени друг от друга изолированы. Динамический процесс ассимиляции нахских объединений исторически, географически и экономически тяготевших друг к другу, привёл к тому, что в XXI веке существуют три современных нахских народа: бацбийцы, ингуши и чеченцы .
Первое свидетельство, связанное с чеченцами, относится не к самому экзоэтнониму, а к территории их проживания — Чечне.
Собственно «чеченцы» первый раз упоминаются в документе Русского царства от 21 сентября [ 1 октября ] 1692 года , как участники разгрома и разграбления общины беглых донских казаков- раскольников Левки Манычского, при переселении этих казаков с реки Аграхань (территория Тарковского шамхальства , шамхал Будай II ) на Кубань (территория вассальной Крымскому ханству Малой Ногайской Орды , хан Кубек-Ага). Бой произошёл при переправе казачьей общины в количестве 500 человек с женщинами и детьми через Сунжу , отряд чеченцев и кумыков возглавлял эндиреевский мурза Амирхан ( уздень кабардинской владетельницы Тауки Салтанбековой), инициатор нападения на казаков — русское правительство в лице астраханской администрации воеводы П. И. Хованского . Документ о разгроме казаков-раскольников кумыками и чеченцами был впервые издан в 5-м томе « Актов исторических » в 1842 году. Под «чеченцами» в этот период следует понимать жителей аула Большой Чечень и близлежащих окружающих селений .
Ещё до Кавказской войны, в начале XVIII века, после того, как гребенские казаки покинули Терское правобережье, многим чеченцам, которые согласились добровольно принять российское подданство, была предоставлена возможность туда переселиться в 1735, а затем в 1765 году [ источник не указан 1088 дней ] .
Документ, на основании которого горная Чечня вошла в состав России, был подписан 21 января 1781 года и подтверждён осенью того же года. С чеченской стороны его подписали почётнейшие старшины сёл Большие и Малые Атаги, Гехи и ещё двенадцати селений, то есть всей южной половины Чеченской республики в нынешнем понимании. Документ этот был скреплён подписями на русском и арабском языках и клятвой на Коране [ источник не указан 1088 дней ] . Но во многом этот документ остался формальностью, хотя Российская империя при этом получила официальное «право» для вовлечения Чечни в состав России, далеко не все чеченцы, особенно влиятельный Шейх Мансур , смирились с новым порядком, и так началась почти вековая Кавказская война .
Во время Кавказской войны под руководством генерала Алексея Ермолова была построена Сунженская линия укреплений, в 1817—1822 годах на месте некоторых чеченских и ингушских сёл. После пленения Шамиля , уничтожения ряда мятежных имамов, а также с переходом к « тактике выжженной земли », когда мятежные аулы полностью разрушались, организованное сопротивление горцев удалось подавить в 1860 году.
Но конец Кавказской войны не означал полный мир. Особый спор вызывал земельный вопрос, который был далеко не в пользу чеченцев. Даже к концу XIX-го века, когда была найдена нефть, доходы чеченцам почти не шли. Относительное спокойствие в Чечне царскому правительству удавалось поддерживать за счёт фактического невмешательства во внутреннюю жизнь горцев, подкупом родо-племенной знати, бесплатной выдачей муки, тканей, кожи, одежды бедным горцам; назначением должностными лицами местных авторитетных старейшин, вождей тейпов и племён .
Чеченцы часто поднимали восстания, как было при Русско-турецкой войне 1877—1878 годов и затем во время революции 1905 года . Но одновременно чеченцы ценились царской властью за их боевую храбрость. Из них был сформирован чеченский полк элитной Дикой дивизии , отличившейся в Первой мировой войне . Их брали даже в личный царский конвой , состоявший также из казаков и других горцев . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1905 года про них писал :
Чеченцы считаются людьми весёлыми, остроумными («французы Кавказа»), впечатлительными, но пользуются меньшими симпатиями, чем черкесы , вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе — черты Ч., давно признанные всеми, даже их врагами.
А. И. Солженицын , « Архипелаг ГУЛАГ »:
…Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности — не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это — чеченцы…
Во время Гражданской войны Чечня превратилась в поле боя, и территория Чечни неоднократно менялась. После Февральской революции, в марте 1917 года под руководством бывшего члена конвоя его Императорского Величества, а позже Дикой дивизии Тапы Чермоева был образован Союз Народов Северного Кавказа, провозгласивший в ноябре 1917 года Горскую республику (а с мая 1918 — Республику горцев Северного Кавказа ). Но наступление Красной Армии и Деникина быстро покончило с республикой. В самой Чечне царила анархия. Большевикам чеченцы, как и другие народы Кавказа, сыграли на руку, и в результате после их победы чеченцев вознаградили автономией и огромным количеством земель, включая почти все станицы Сунженской линии, откуда выселили казаков.
В 1920-х годах , при политике коренизации был сделан огромный вклад в развитие чеченцев. Была разработана новая чеченская письменность (на основе сначала латинского , затем кириллического алфавита; до этого применялась арабская графика ), появился национальный театр, музыкальные ансамбли и многое другое. Но дальнейшая интеграция чеченцев в советский народ оборвалась при коллективизации, особенно при попытках создавать колхозы в горных районах. Волнения и восстания продолжались, особенно когда автономный статус Чечни стал опять формальным в результате того, что в 1934 году Чеченскую АО объединили с Ингушской, а в 1936-м с Сунженским Казачьим округом и городом Грозный в Чечено-Ингушскую АССР , руководство которой фактически возглавило русское население.
Согласно Большой Советской Энциклопедии в 1920 году среди чеченцев было 0,8 % грамотных, а к 1940 году грамотность среди чеченцев составляла 85 % .
В феврале 1944 года всё чеченское население (около полумиллиона) было депортировано из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию .
В 1951 году в Восточном Казахстане имел место чеченский погром .
9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на родину . Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии .
После Первой и Второй чеченской войны значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы , в Турцию и в арабские страны . Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации .
Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков. В лингвистике также употребителен термин дагестанские языки, охватывающий почти все перечисленные ветви нахско-дагестанской семьи, за исключением нахской ветви . Распространён в основном в Чеченской Республике и в Хасавюртовском , Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах Дагестана, а также в Ингушетии и других регионах Российской Федерации и в Грузии , частично — в Сирии, Иордании и Турции. Число говорящих до войны 1994—2001 — около 1 миллиона человек (по другим сведениям — ок. 950 тыс.).
Выделяются плоскостной, шатойский, аккинский (ауховский), чеберлоевский, шароевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский и кистинский диалекты. В фонетике для чеченского языка характерен сложный вокализм (противопоставление простых и умлаутированных, долгих и кратких гласных, наличие слабых назализованных гласных, большое число дифтонгов и трифтонгов ), начальные сочетания согласных, обилие морфонологических чередований, прежде всего изменение гласных основы в различных грамматических формах ( аблаут ); в грамматике — шесть именных классов, многопадежное склонение; состав глагольных категорий и способы их выражения обычны для восточнокавказских языков. Для синтаксиса характерно широкое использование причастных и деепричастных конструкций.
Литературный чеченский язык сложился в 20 веке на основе плоскостного диалекта. Письменность на чеченском языке до 1925 года существовала на арабской основе, в 1925—1938 — на латинской, с 1938 — на основе русской графики с использованием одного дополнительного знака I (после разных букв имеет разное значение), а также некоторых диграфов (кх, аь, тІ и т. п.) и триграфов (уьй). Состав диграфов в чеченском алфавите сходен с алфавитами дагестанских языков, однако их значения часто другие. С 1991 предпринимаются попытки вернуться к латинской графике. Первое монографическое описание чеченского языка создано в 1860-е годы П. К. Усларом — Этнография Кавказа. Языкознание. II. Чеченский язык, Тифлис, 1888 г. Впоследствии значительный вклад в изучение чеченского языка внесли Н. Ф. Яковлев, А. Г. Мациев , Т. И. Дешериев, З. К. Мальсагов и другие исследователи.
По филологическим изысканиям барона Услара, в чеченском языке есть некоторое сходство с лезгинским .
Является государственным языком Чеченской Республики.
Уровень образования чеченцев России, как показала перепись 2010 года, заметно ниже, чем в целом у населения РФ. В ходе переписи 2010 года 14,5 % чеченцев в возрасте 15 лет и старше указали, что имеют высшее или послевузовское образование (67 000 из 462 382 чеченцев этого возраста, указавших уровень) . В целом по России доля лиц с высшим образованием в 2010 году составила 23,4 % (среди лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования) .
Отметим, что война в Чечне закончилась в 2009 году . Василий Немирович-Данченко про образование чеченцев отмечал следующее: « Способности этого племени [чеченского] — вне всяких сомнений. Из кавказских интеллигентов есть уже много чеченцев в школах и гимназиях. Где учатся они — ими не нахвалятся. Те, которые высокомерно унижают непонятного горца, должны в то же время согласиться (…) что, разговаривая с простым чеченцем, чувствуешь, что имеешь дело с человеком чутким к таким явлениям общественной жизни, которые почти недоступны нашему крестьянину средних губерний » .
Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма.
Суфийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами: накшбандия и кадирия , в свою очередь делящимися на мелкие религиозные группы — вирдовые братства, общее количество которых достигает у чеченцев тридцати двух. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне являются последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева (« зикристы ») и отпочковавшиеся от него мелкие вирды — Баммат-Гирей-Хаджи, Чиммирзы, Мани-шейха.
Кроме религии для чеченцев огромное значение имеет этический кодекс чести « Къонахалла ». По убеждению самих чеченцев, «Къонахалла» — это универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от того, мусульманин он или нет. Практически в нём отражены все нравственные нормы, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа
Мой конь быстрее всех на свете,
А сталь меча остра.
А коль винтовка за спиною,
Что нужно мне еще тогда?;
.
Чеченский этический кодекс «Къонахалла», несомненно, уже существовал в аланскую эпоху. О древности кодекса говорят многочисленные параллели культа къонаха — достойного человека, народного героя с древнейшими слоями нартского эпоса.