Interested Article - Феминизм в Казахстане

Движение в поддержку прав женщин в Казахстане ведёт отсчёт с конца XIX века. В то время оно было неразрывно связано с общероссийским движением за предоставление женщинам доступа к образованию и оплачиваемому труду в Российской империи . Национальное казахское женское движение полноценно оформилось только в 1990-е годы после обретения Казахстаном независимости.

XIX — начало XX вв

Начало национальному женскому образованию в Казахстане было положено с открытием начального училища в селе Ханская Ставка , — центре Букеевской губернии , в 1883 году. Первыми его воспитанницами стали 20 казахских и русских девочек. С начала открытия и до 1889 года в училище обучалось 243 ученицы, однако полный курс закончили только 26 .

Первым системным шагом в сторону женской эмансипации в широких слоях населения Российской империи стало открытие женских училищ — средних профессиональных учебных заведений. Первое женское училище в Казахстане было организовано по инициативе педагога и просветителя Ибрая Алтынсарина в 1887 году в городе Иргиз (ныне село в Актюбинской области ). Первый набор учениц состоял исключительно из русских девочек, однако уже через год, в 1888 году при училище был открыт интернат для учениц казахской национальности . Позже учебные заведения подобного рода открылись в Тургае (1891), Кустанае (1893), Карабутаке (1896) и Актюбинске (1896). Всего в пяти женских училищах в 1896 году обучалось 211 девушек, из них 141 русских и 70 казашек. В дальнейшем женские училища были преобразованы в ремесленные училища .

В начале XX века в Казахстане сложилась система национальных новометодных школ, основанных на принципах джадидизма . Новометодные школы позволили казахским девушкам овладеть русским и, как минимум, одним восточным языком и получить достаточный запас знаний для поступления в российские или даже европейские университеты .

Теоретические основы эмансипации казахских и киргизских женщин закладывались и апробировались благодаря трудам Алихана Букейханова , Ахмета Байтурсынова , Миржакипа Дулатова и других казахских просветителей начала XX века. Другим важным источником идей стали труды иракского просветителя Джамиля Аз-Захави . Первые попытки централизации женского движения были предприняты в Семипалатинске : 18 марта 1907 года состоялся первый в Казахстане женский митинг, а 22 марта прошло общегородское собрание для обсуждения устава нарождавшегося общества трудящихся женщин .

Первой казахской женщиной-учителем считается Хуснижамал Нуралыханова, открывшая в конце XIX века первую школу для казахских девочек . В начале XX века педагог Газиза Малдыбаева вместе с супругом Мустахимом открыли ещё несколько национальных школ .

Гульсум Асфендиарова — первая казахская женщина-врач

347 девушек, в том числе казахской и киргизской национальности, получили учительское образование в женском медресе Багбустан-ханум, открытом в 1910 году в Оренбурге по инициативе Багбустан Мукминовой (Момыновой) (1884—1963) — татарского педагога и просветителя. Активное содействие открытию училища оказал Зияитдин Камалетдинов, основатель уфимского медресе « Галия ». За 10 лет медресе окончили 1212 учащихся, из них учительское образование получили 347 девушек. В 1917 училище перешло в ведение государства, а в 1925 году было закрыто .

Первыми женщинами — работниками периодических изданий стали сотрудницы журнала « Айкап » Мариям Сейдалина и Назипа Кулжанова , считающаяся основательницей казахской женской печати. Кулжанова работала в нескольких национально-демократических изданиях, а в дальнейшем в советской прессе. Помимо журналистики, она также занималась написанием учебников и переводческим делом .

Первой женщиной-врачом казахской национальности в Российской империи стала Гульсум Асфендиарова , закончившая Петербургский женский медицинский институт в 1908 году .

Однако положительная динамика изменения положения казахских женщин в обществе отмечалась только в урбанизированной части северных регионов Казахстана. Положение женщин Степи оставалось весьма тяжёлым. Российская империя не смогла изжить такие пережитки прошлого, как многожёнство , аменгерство и продажа невест за калым . Женщины не имели закреплённых имущественных и наследственных прав . Кроме того, несмотря на зарождение системы национального образования, грамотность (знание русского языка и письменности) среди казашек в начале XX века составляла всего 2 % .

После Февральской революции был продолжен курс на дальнейшую женскую эмансипацию. Так, программа партии « Алаш » утвердила права женщин на образование и участие в общественной жизни . Новыми значимыми фигурами в кругу сторонников расширения прав женщин стали Колбай Тугусов, — журналист и политик, и Аккагаз Досжанова , — одна из первых казахских женщин-врачей , делегат Первого Всероссийского съезда мусульман .

В советское время

Аккагаз Досжанова

Равенство прав мужчин и женщин было официально установлено большевиками почти сразу после прихода к власти и закреплено на Первом всероссийском съезде работниц, состоявшемся 19 ноября 1918 года . Советский Казахстан примкнул к широкомасштабной кампании по освобождению женщин Востока. Эту кампанию также называли «Худжум» ( араб. «наступление») .

12 ноября 1919 года при Туркестанском краевом комитете РКП (б) был создан первый женотдел — отдел по работе среди женщин. В течение года в областях Казахстана создавались региональные женотделы. В их функции входило повышение уровня политического сознания и общей грамотности женщин, а также подготовка их к деятельности в государственных и общественных учреждениях . Прошедший в мае 1924 года XIII съезд РКП (б) принял резолюцию «О работе среди работниц и крестьянок», согласно которой на организацию женских клубов в восточных республиках и областях выделялись финансовые средства .

Важным направлением работы советских органов стало формирование системы охраны материнства и детства. Начали открываться акушерские пункты и женские консультации, детские сады и ясли .

Алма Оразбаева

Одной из ключевых фигур женского движения 1920-х годов была Аккагаз Досжанова, помимо врачебной практики, развернувшая активную организационную и педагогическую деятельность. Другой видной фигурой стала Алма Оразбаева — первая казашка, вступившая в РКП (б) . Оразбаева участвовала в составлении Декларации прав трудящихся Киргизской АССР , принятой в октябре 1920 года и ликвидирующей многожёнство и аменгерство, а также постановления от 6 декабря 1923 года, отменяющего выплату калыма. Кроме того, по её инициативе в 1920-е годы была создана система «красных юрт» — аналогов общесоюзных « красных уголков » и ленинских комнат , ведущих культурно-просветительскую работу среди казахского населения . Заметный вклад в женское движение внесла Сара Есова — партработник и журналист, редактор нескольких периодических изданий, в том числе предназначенных для женщин .

В 1930-е годы женское движение в Казахстане, как и вообще в СССР, пошло на спад. В конце 1929 года были ликвидированы женотделы , а их функции переданы партийным организациям в порядке общепартийной работы. Вместо женотделов стали создаваться женсоветы, полномочия которых были ограничены . Также существенно уменьшилось число женщин — членов и председателей сельсоветов . Тем не менее, на XVIII съезде ВКП(б) было отмечено, что СССР стал страной с почти поголовной грамотностью (в том числе в национальных республиках), численность женщин с высшим и средним специальным образованием составила 864 тысячи человек, а число женщин-специалистов в СССР выросло до 36 % (среди занятых в сферах) . Кроме того, именно благодаря женсоветам в годы Великой Отечественной войны организовывалась работа женщин на производстве в тылу, а также были созданы «огородные бригады», выращивавшие на территории предприятий овощи (в первую очередь для питания детей) .

Большую роль в организации, расширении и развитии современного женского движения в Казахстане сыграла созданная в 1945 году Международная демократическая федерация женщин , в состав которой входил созданный в 1941 году Комитет советских женщин . Второй виток женского движения происходил в послевоенные годы, а в 1950-е годы была проведена попытка реорганизации женсоветов, однако в 1970-е годы активность женсоветов сошла на нет .

В независимом Казахстане

Организации

Казахское национальное женское движение вновь активизировалось в 1980-е годы, в эпоху перестройки . В начале 1990-х был создан целый ряд общественных организаций: Лига женщин-мусульманок (1992), Феминистская лига (1993), лига «Женщина и право» (1993), лига «Творческое начало» (1994), Фонд поддержки женщин-предпринимателей «Жанар» (1993), Международная ассоциация «Лиана» (1993), Международная ассоциация «Женщины Востока» (1994), ассоциация «Женщины-предприниматели Казахстана» (1994) и др. Руководители казахстанских женских организаций участвовали во Всемирном форуме неправительственных женских организаций (Пекин, 1995 год) и в 4-й конференции ООН по правам женщин .

Перед выборами 1998 года была создана коалиция женских организаций, в дальнейшем реорганизованная в Женский избирательный блок. Коалиция выдвинула предложение ввести 30-процентную квоту для женщин во всех структурах управления, однако инициатива не была реализована. Кроме того, согласно одному из исследований, проведённому к выборам, только 6 % казахстанских женщин изъявляли желание заниматься политической деятельностью. Тем не менее, общественные организации продолжают диалог с государственной властью на предмет защиты прав женщин .

Первым феминистским изданием в современном Казахстане стала газета « Мальвина », выходящая с 1991 года. Её издатели в дальнейшем стали основателями Феминистской лиги Казахстана. В настоящее время статьи, посвящённые правам женщин, публикуются в журналах «Сезон», « Казахстан айелдери », «Женщины. Восток-Запад», «Зеркало». В 1990-е, помимо этого, выходили такие известные женские издания, как газета «Кыз Жибек», журнал «Дарья», «Жума» — еженедельное приложение к « Казахстанской правде », однако в 2000-е они закрылись из-за недостатка финансирования .

Действующие в настоящее время неправительственные женские организации Казахстана можно разделить на несколько групп :

  • Образовательные (Союз женщин Казахского государственного Национального Университета им. Аль-Фараби );
  • По охране материнства (Ассоциация родителей детей-инвалидов , Комитет солдатских матерей Казахстана , несколько приютов для матерей-одиночек , многочисленные отделения Союза многодетных семей Казахстана);
  • Связанные с решением проблем по здоровью (Республиканское общество женщин-инвалидов «Биби-Ана» );
  • Кризисные центры («Забота» , «Незабудка» , Актюбинский кризисный центр );
  • Профессиональные (Лига женщин творческой инициативы , Ассоциация деловых женщин Казахстана );
  • Экологические (Международная экологическая ассоциация женщин Востока );
  • Мусульманские (Лига мусульманских женщин и её региональные отделения );
  • Многопрофильные (несколько Центров гендерных исследований , Феминистская лига Казахстана , Феминистская лига Кокшетау ).

Деятельность женских общественных организаций спонсируется в основном международными фондами ( Фонд Сорос-Казахстан , Counterpart Consortium, фонд «Евразия» ) и посольствами европейских стран ( Нидерланды , Германия , Великобритания ) .

На государственном уровне правами женщин в Казахстане занимается Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике . Наблюдение за правами женщин на международном уровне осуществляет отделение международного подразделения ООН ЮНИФЕМ .

Феминизм «третьей волны» и ЛГБТ-движение

В 2010-е годы в Казахстане появился специфический тип женских гражданских инициатив, связанных одновременно с третьей волной феминизма и ЛГБТ-движением : Feminita , FemPoint , «КазФем» , «ФемАстана» . В отличие от традиционных феминистских организаций, данные инициативные группы являются неформальными объединениями и нередко вступают в конфликты с правоохранительными органами . Так, первую согласованную с властями акцию, организованную группой «КазФем», удалось провести только в 2019 году .

Намного более свободным является положение деятельниц арт-феминизма . Например, как в Казахстане, так и за пределами страны экспонируются работы художниц- концептуалисток Зои Фальковой и Сауле Дюсембиной . Зоя Фалькова также является организатором ряда культурных мероприятий профеминистского характера .

С 2016 года в Алма-Ате регулярно проводится TEDxAbayStWomen — первый женский TED . С марта 2018 года проходит ежегодный кинофестиваль FemAgora, посвященный вопросами гендерного равенства .

Проблемы

Журналист Юрий Зайцев, исполнительный директор Феминистской лиги Казахстана, в монографии «Права женщин и их защита» выделяет четыре основные проблемы положения женщин в Казахстане :

  • существующие гендерные стереотипы в отношении женщин;
  • социальная незащищённость женщин;
  • насилие в отношении женщин;
  • проблема представления женщин во властных структурах.

В начале 2000-х отмечалось, что доля женщин среди лиц с доходами ниже прожиточного минимума составляет 44,9 %, а мужчины в среднем зарабатывают в 1,7 раза больше, чем женщины. Количество женщин-парламентариев снизилось с 13 % в 1999 году до 9,8 % в 2001 году. Однако в то же время, по данным на 1 января 2002 года, женщины составляли больше половины от количества как государственных чиновников в общем (55 %), так и представителей центральных органов власти. В правительстве 2006 года четыре женщины занимали министерские посты .

Возрождение национальных традиций повлекло за собой возвращение патриархальных стереотипов, среди которых пренебрежительное отношение отцов к дочерям, резкое осуждение бездетности и непременное требование девственности невесты. Женщины в традиционалистских семьях часто подвергаются побоям .

Одна из самых серьёзных проблем казахстанского общества — сексуальные домогательства и изнасилования. По данным Феминистской лиги Казахстана от 2016 года, больше половины казахстанских женщин сталкивались с домогательствами на рабочем месте, а девочки подвергаются приставаниям как в школе, так и за её пределами. Глава лиги Евгения Козырева также отмечала, что сексуальным домогательствам на рабочем месте подвергаются даже мужчины, а 70 % мальчиков подвергались домогательствам во время обучения в школе . Другой острой проблемой остаётся незаконный вывоз женщин и девушек за рубеж и продажа в сексуальное рабство . Кроме того, после распада СССР вновь поднял голову такой пережиток прошлого, как похищение невест . По предварительным оценкам организаций по защите прав женщин, ежегодно в Казахстане похищают до 5 тыс. женщин . В 2018 году большой резонанс получило дело казахстанки, изнасилованной двумя мужчинами в поезде «Тулпар-Тальго», следовавшем из столицы в Актобе . Насильники Колканат Курманиязов и Жетес Умбеталиев являлись проводниками поезда . Изначально дело расследовалось по статье об изнасиловании группой лиц. Прокуроры просили для подсудимых по шесть лет лишения свободы. Однако в итоге проводники получили всего по 2 года и шесть месяцев лишения свободы. Решение суда в отношении проводников вызвало недовольство в социальных сетях среди казахстанцев .

В настоящее время в стране остро стоит вопрос соблюдения прав девочек. В августе 2018 года фонд ООН в области народонаселения опубликовал данные исследования, в котором говорится, что ежегодно в Казахстане заключается около 3000 браков между мужчинами и несовершеннолетними девочками. В статистику не попали случаи, когда подобные браки официально заключались лишь спустя годы сожительства, и религиозные браки между взрослым мужчиной и девочкой-подростком. Около 8 % женщин в Казахстане впервые вступили в официальный или неофициальный брак до 18 лет, а больше 5 % женщин в возрасте 15-19 лет состоят в браке с супругом или партнёром старше их не менее чем на 10 лет . Кроме того, в 2017—2018 годах в связи с запретом о ношении хиджабов в школы местные СМИ писали об инцидентах, когда девочек-школьниц не впускали в школы из-за хиджабов .

В целом, несмотря на присутствие в социальном пространстве различных феминистских организаций, вплоть до инициатив «третьей волны», формальные институты Казахстана поддерживают патриархальный образ женщины. К примеру, в известном Казахском государственном женском педагогическом университете ежегодно проводятся курсы «Қазақ Аруы» («Казахская леди»). На курсах студентки изучают национальные традиции, нормы поведения девушек: как встречать гостей, как вести себя с родственниками, обустроить дом и т. д. Это обязательные курсы; результаты экзаменов по предмету «Казахская леди» влияют на общую успеваемость. Некоторые студентки считают этот курс сексистским .

Однако, несмотря на несовершенство системы обеспечения прав казахстанских женщин, связанные с правами женщин темы регулярно поднимаются на страницах центральной прессы Казахстана. Причём помимо бытовых аспектов проблемы, рассматриваются и глобальные вопросы, в том числе гендерное равноправие с точки зрения ислама или равенство возможностей на государственной службе .

Примечания

  1. Дина Игсатова. . Портал «История Казахстана» (3 ноября 2016). Дата обращения: 4 июля 2018.
  2. Казиев С. Н. // Вестник Алтайского государственного университета. — 2014. — Т. 2 , № 4 (84) . 20 июня 2018 года.
  3. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  4. Б. Ж. Ельмуратова. . Портал «История Казахстана» (11 сентября 2013). Дата обращения: 4 июля 2018. 12 июля 2018 года.
  5. Ушкын Сейдирахманов. . К 100-летию движения Алаш . el.kz информационно-познавательный сайт (29 ноября 2017) . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано из 6 июля 2018 года.
  6. // Ислам на Урале : энциклопедический словарь / ред. Д. З. Хайретдинов. — М. : Медина, 2009.
  7. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  8. Татьяна Щурко. . Цивилизаторская политика СССР: работа с «угнетенными» . Интернет-журнал «Гефтер» (29 мая 2015) . Дата обращения: 4 июля 2018. 11 ноября 2018 года.
  9. Б. Ж. Ельмуратова. . Портал «История Казахстана» (11 сентября 2013). Дата обращения: 4 июля 2018. 4 июля 2018 года.
  10. Дина Игсатова. . Портал «История Казахстана» (8 марта 2017). Дата обращения: 4 июля 2018. 6 июня 2018 года.
  11. // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). — М. : РИК Русанова, 1998. — 408 с.
  12. Шакулова, В. С. // Опыт КПСС в решении женского вопроса : сборник. — М. : Мысль, 1981. — С. 77—102.
  13. Бакытжан Жумалиева. . Мысль — Республиканский общественно-политический журнал (25 ноября 2016). Дата обращения: 4 июля 2018. 20 июня 2018 года.
  14. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  15. [bse.sci-lib.com/article039648.html Женотделы] // Большая советская энциклопедия . — М. : Советская энциклопедия, 1972.
  16. // Словарь гендерных терминов / ред. А. А. Денисова. — М. : Информация XXI век, 2002.
  17. // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
  18. [bse.sci-lib.com/article039681.html Женское движение в России и СССР] // Большая советская энциклопедия . — М. : Советская энциклопедия, 1972.
  19. Евгения Салагдинова. . Караван - новости, события, аналитика в Казахстане и мире (17 ноября 2003). Дата обращения: 4 июля 2018. 14 июля 2018 года.
  20. . Казахский национальный университет им. аль-Фараби (29 апреля 2014). Дата обращения: 4 июля 2018. 20 июня 2018 года.
  21. . Дата обращения: 4 июля 2018. 7 июля 2018 года.
  22. . Вооруженные Силы Республики Казахстан (Қазақстанның Қарулы Күштері) . Дата обращения: 4 июля 2018. 29 июня 2018 года.
  23. . Казахстанский форум «Все Вместе» vse.kz . Дата обращения: 4 июля 2018. 12 июня 2018 года.
  24. . NUR.KZ (26 июля 2015). Дата обращения: 4 июля 2018.
  25. . ЮРИСТ – комплекс правовой информации (законодательство) Республики Казахстан (ПАРАГРАФ-WWW) . Дата обращения: 4 июля 2018. 21 июня 2018 года.
  26. . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано из 28 июня 2018 года.
  27. . socialvko.gov.kz . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано из 15 июня 2018 года.
  28. . Официальный сайт акимата Актюбинской области . Дата обращения: 4 июля 2018. 16 февраля 2018 года.
  29. . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано из 21 июня 2018 года.
  30. . Единый государственный бизнес-портал для предпринимателей «Территория бизнеса» . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано из 21 июня 2018 года.
  31. . Facebook . Дата обращения: 4 июля 2018. 17 апреля 2022 года.
  32. Вера Ливинцова. . МИА « Казинформ (7 апреля 2012). Дата обращения: 4 июля 2018. 20 июня 2018 года.
  33. Нукетаева Д. Ж., Кодар З. М. // Актуальные научные разработки : материалы конференции. — 2014. 18 июня 2018 года.
  34. . ЖенСет . Дата обращения: 20 июня 2018. 20 июня 2018 года.
  35. . ПАРАГРАФ-WWW . Дата обращения: 4 июля 2018. 20 июня 2018 года.
  36. . Официальный сайт Президента Республики Казахстан . Дата обращения: 4 июля 2018. 23 июня 2018 года.
  37. . Казахстанская феминистская инициатива "Феминита" . 2016-03-06. из оригинала 25 июля 2018 . Дата обращения: 25 июля 2018 .
  38. Татьяна АЛАДЬИНА. (англ.) . express-k.kz. Дата обращения: 25 июля 2018. 25 июля 2018 года.
  39. . из оригинала 25 июля 2018 . Дата обращения: 25 июля 2018 .
  40. . 21 июня 2017 года.
  41. . Казахстанское Международное бюро по правам человека и соблюдению законности (6 мая 2017). 9 августа 2020 года. /
  42. Данияр Айсаров. . informburo.kz (28 сентября 2019). Дата обращения: 2 октября 2019. 2 октября 2019 года.
  43. . romovayababa.com. Дата обращения: 25 июля 2018. 25 июля 2018 года.
  44. Дана Круглова. . informburo.kz. Дата обращения: 25 июля 2018. 25 июля 2018 года.
  45. . из оригинала 25 июля 2018 . Дата обращения: 25 июля 2018 .
  46. (рус.) . FemWritingWorkshop Almaty . Дата обращения: 20 апреля 2021. 20 апреля 2021 года.
  47. (англ.) . www.ted.com. Дата обращения: 11 октября 2018. 6 февраля 2018 года.
  48. . the-steppe.com. Дата обращения: 27 июля 2019. Архивировано из 27 июля 2019 года.
  49. . Дата обращения: 4 июля 2018. 14 июля 2018 года.
  50. Тимур Селиванов. . Против насилия и ложного стыда: беседа с казахстанскими феминистками . Sputnik Казахстан (7 апреля 2018) . Дата обращения: 4 июля 2018. 12 июня 2018 года.
  51. Дамежан Хамитова. . iStory (26 сентября 2016). Дата обращения: 4 июля 2018. 22 июня 2018 года.
  52. Инга Селезнёва. . Казахстанская правда (5 апреля 2018). Дата обращения: 4 июля 2018. 4 июля 2018 года.
  53. Айнур Каипова. . Informburo.kz (11 ноября 2016). Дата обращения: 4 июля 2018. 20 июня 2018 года.
  54. Аскар Муминов. // Курсив. — 12 июня 2015. 21 июня 2018 года.
  55. Sputnik. . Sputnik Казахстан (26 июля 2019). Дата обращения: 27 июля 2019.
  56. Sputnik. . Sputnik Казахстан (26 июля 2019). Дата обращения: 2 августа 2019. 2 августа 2019 года.
  57. Sputnik. ru.sputniknews.kz. Дата обращения: 11 октября 2018. 11 октября 2018 года.
  58. . Радио Азаттык. Дата обращения: 11 октября 2018. 11 октября 2018 года.
  59. Круглова, Дана (2018-09-19). . из оригинала 11 октября 2018 . Дата обращения: 11 октября 2018 .
  60. . Казахстанская правда (9 ноября 2013). Дата обращения: 4 июля 2018. 4 июля 2018 года.
  61. . Казахстанская правда (30 июня 2018). Дата обращения: 4 июля 2018. 4 июля 2018 года.

Ссылки

  • Дина Игсатова. . Портал «История Казахстана» (3 ноября 2016). Дата обращения: 4 июля 2018.
  • Б. Ж. Ельмуратова. . Портал «История Казахстана» (11 сентября 2013). Дата обращения: 4 июля 2018.
  • Ушкын Сейдирахманов. . К 100-летию движения Алаш . el.kz информационно-познавательный сайт (29 ноября 2017) . Дата обращения: 4 июля 2018. Архивировано из 6 июля 2018 года.
  • Татьяна Щурко. . Цивилизаторская политика СССР: работа с «угнетенными» . Интернет-журнал «Гефтер» (29 мая 2015) . Дата обращения: 4 июля 2018.
  • Евгения Салагдинова. . Караван - новости, события, аналитика в Казахстане и мире (17 ноября 2003). Дата обращения: 4 июля 2018.

При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .


Источник —

Same as Феминизм в Казахстане