Interested Article - Государственный музей искусств Казахстана имени А. Кастеева
- 2020-12-31
- 1
Музей искусств им. А. Кастеева — крупнейший в Казахстане художественный музей и ведущий научно-исследовательский и культурно-просветительский центр в области изобразительного искусства . Расположен в Алма-Ате . Организован в 1976 году .
Официальное название — Государственный музей искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан ( каз. Қазақстан Республикасының мемлекеттік Әбілхан Қастеев атындағы өнер мұражайы )
История
В 1935 году выставкой под названием «15-летие образования Казахской ССР» была организована Казахская государственная художественная галерея имени Т. Г. Шевченко . Галерея начала проведение работы по сбору произведений казахских, а также зарубежных художников . В 1936 году по личному запросу Алиби Джангильдина из Московского Государственного музея изобразительных искусств в галерею было передано около 100 произведений европейских авторов. Вторая волна поступлений из музеев России пришлась на 1950-е годы, в основном из Эрмитажа .
В 1966 году в Дрезденскую картинную галерею был возвращен «Портрет Вильгельмины Шредер-Девриент» немецкого художника Карла Бегаса , вывезенный из Германии в качестве военного трофея после окончания Второй мировой войны .
В 1970 году организован Музей народного прикладного искусства Казахстана, который собирал, хранил, изучал и экспонировал изделия казахского народного прикладного искусства .
16 сентября 1976 года на базе коллекций Казахской государственной художественной галереи имени Т. Г. Шевченко и Музея прикладного народного искусства Казахстана был создан Государственный музей искусств Казахской ССР . С того же года располагается в современном здании .
В 1984 году музею было присвоено имя казахского художника, основоположника казахской национальной школы живописи Абильхана (Абылхана) Кастеева .
После провозглашения независимости Республики Казахстан от СССР многочисленные произведения поступившие в советский период из музеев России не были возвращены назад. По состоянию на 2023 год данные произведения находятся на хранении в фондах и составляют «жемчужину» постоянной экспозиции современного Государственного музея искусств Казахстана имени А. Кастеева.
В 2014 году был открыт дом-музей Кастеева , который административно является частью музея искусств.
По состоянию на 2023 год основной фонд музея состоит из более 25 000 единиц учета музейных предметов.
Здание музея
Здание в стиле советского модернизма было специально построено для музея в 1976 году на берегу реки Весновка. Авторами проекта выступили архитекторы , и Б. М. Новиков, конструкторы З. А. Суханова, М. Л. Кашарский, Б. Цигельман.
Атриум музея отвечает традиционным объёмно-пространственным приёмам казахского национального зодчества, пластически и колористически насыщен скульптурой, цветовыми акцентами живописи, вихревыми орнаментальными структурами войлоков. Вход, расположенный на боковом фасаде акцентирует козырек, который опирается на квадратные в плане мраморные столбы. Особую выразительность придает четырёхгранная стеклянная пирамида кровли, через которую освещается центральное ядро здания, а также верхние обходные галереи двухуровнего зала «периодики». Пирамидальные объемы «фонарей» освещают помещения третьего этажа. В центре расположен внутренний дворик с деревьями, цветниками и декоративными бассейнами, служит эффективным средством «музейного утомления» .
4 апреля 1979 года было принято Решение исполнительного комитета Алма-Атинского городского Совета народных депутатов № 139 «Об утверждении списка памятников истории и культуры города Алма-Аты», в котором было указано здание музея . Решением предусматривалось оформить охранное обязательство и разработать проекты реставрации памятников.
26 января 1982 года здание было включено в список памятников истории и культуры республиканского значения Казахской ССР .
Памятник А. Кастееву
В 2004 году был установлен памятник Абильхану Кастееву в год столетия художника перед зданием ГМИ им. А. Кастеева. Скульптором памятника стал Н. Далбаев.
Фигура сидящего художника с палитрой и кистью в руках отлита в бронзе. Композиция представлена на постаменте из красно-коричневого мрамора. В пластическом решении образа подчеркнута простота и ясность, доброта и мудрость, чем всегда привлекал к себе мастер. Эту доверительную интонацию автор композиции усиливает картинной рамой и драпировкой – неизменных атрибутов мастерской живописца .
Памятник был установлен с левой стороны от входа в музей искусств и фонтанов, ближе к улице Сатпаева. Памятник смотрит на бульвар им. Мусрепова.
10 ноября 2010 года утверждён новый Государственный список памятников истории и культуры местного значения города Алматы, одновременно с которым все предыдущие решения по этому поводу были признаны утратившими силу . В этом Постановлении был сохранён статус памятника местного значения монументу А. Кастеева. Границы охранных зон были утверждены в 2014 году .
Музейный фонд
Искусство Казахстана
Музей является крупнейшим в мире собранием живописи, скульптуры и графики казахстанских мастеров, включающим работы А. М. Черкасского , Н. Г. Хлудова , А. Кастеева , а также А. Г. Галимбаевой , Г. М. Исмаиловой , М. С. Кенбаева , Л. П. Леонтьева , С. А. Мамбеева , К.В. Муллашева , Х. И. Наурузбаева , Е. М. Сидоркина , М. Т. Тельжанова , Б. И. Урманче , Р. Н. Хальфина и других. В музее хранится крупнейшее собрание произведений (более 1 100 работ) известного российско-казахстанского авангардиста С. И. Калмыкова , охватывающее как российский так и казахстанский период его творчества, включающее знаменитую картину «Красные кони», предположительно послужившую прототипом для шедевра К. С. Петрова Водкина « Купание красного коня ». В музее также хранится значительная коллекция деревянных скульптур еврейского скульптора И. Я. Иткинда , сосланного в Казахстан из России в 1938 году.
Музей обладает большой коллекцией декоративно-прикладного искусства Казахстана. В музее хранится коллекция войлочных и ворсовых ковров, изделия из кожи и дерева.
Зарубежное искусство
Коллекция зарубежного искусства является крупнейшей в Центральной Азии и включает около 7 500 единиц хранения художественных произведений из России, Италии, Франции, Голландии, Фландрии, Германии, Англии, Армении, Украины, Молдавии, Беларуси, а также предметы декоративно-прикладного искусства и графики Индии, Китая, Кореи и Японии. Коллекция искусства России XVIII — XX веков включает русские православные иконы, работы И. К. Айвазовского , Л. С. Бакста , В. Э. Борисова-Мусатова , В. Л. Боровиковского , И. И. Бродского , Ф. А. Бронникова , В. В. Верещагина , А. А. Дейнеки , Н. В. Досекина , О. А. Кипренского , П. П. Кончаловского , П. Д. Корина , Б. М. Кустодиева , И. И. Левитана , Д. Г. Левицкого , В. М. Максимова , Н. Ф. Новикова , К. С. Павлова , К. С. Петрова-Водкина , А. А. Пластова , И. Е. Репина , О. В. Розановой , Ф. С. Рокотова , А. К. Саврасова , В. А. Тропинина , И. И. Шишкина , К. Ф. Юона и других. Имеется офорт Рембрандта , картина армянско-российского художника-передвижника В. А. Суренянца «Покинутая», посвященная происходившим событиям геноцида армян в Османской империи , работы С. Бурдона , Ш.-Ф. Добиньи , Г. Дюге , А. Дюрера , Ж. Б. Коро , Ф. Пурбуса Младшего , М. С. Сарьяна , Ф. Халса , М. Шонгауэра , Т. Н. Яблонской , скульптуры Ж.-А. Гудона и А. Куазево .
Галерея
-
Русская христианская православная икона «София Премудрость Божия». Россия, конец XIX – начало XX в.
-
-
Максимов В. М. «Сборы-на-гулянье». Россия, 1869 г.
-
-
Суренянц В.А. «Покинутая». Россия, 1894 г.
-
Бакст Л.С. «Портрет великой княгини Елены Владимировны ». Россия, 1899 г.
-
Досекин Н.В. «Венецианский ноктюрн». Италия, Венеция, 1900-е гг.
-
Кустодиев Б.М. «Портрет М.Н. Галкина-Враского », этюд к картине И.Е. Репина « Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года ». Россия, Санкт-Петербург, 1902-1903 гг.
-
Калмыков С.И. «Красные кони». Россия, Санкт-Петербург, 1911 г.
-
Репин И. Е. «Портрет В.В. фон Битнера ». Россия, Санкт-Петербург, 1912 г.
-
Розанова О.В. «Супрематизм». Россия, 1916 г.
-
Кастеев А. «Похищение невесты». Россия, Москва, 1937 г.
Деятельность
Основными задачами музея являются сбор, хранение, учет и экспонирование произведений казахстанского и мирового искусства.
Из 14 залов музея в 11 развёрнуты постоянные экспозиции: современная скульптура Казахстана, мемориальный зал А. Кастеева, казахское народное прикладное искусство, изобразительное искусство Казахстана, русское искусство, западно-европейское искусство, искусство советского периода, искусство Востока. Три зала представлены для временных выставок.
Важным аспектом работы музея являются прикладные и фундаментальные научные исследования о теории искусствознания, музееведения и методов сохранения и консервации художественных произведений. В музее 9 научных отделов: фонд, реставрации, изобразительного искусства Казахстана, прикладного искусства Казахстана, русского и зарубежного искусства, искусства советского периода, выставок и экспозиций, экскурсионно-массовой работы, отдел информации и издательской работы. В разные годы и музее работали Плахотная Л. Г., Вандровская Е. Б., Вул Н. М., Тельжанов К. Т., Кумарова С. Б., Копбосинова Р. Т., Марченко Л. Ф., Усачева Л. П., Хрей Г. Н., Баймухаммедова М. Р., Барманкулова Б. К., Бучинская B.C., Ли К. В., Уразбекова Л. С. , Тохтабаева Ш., стоявшие у истоков организации музейной деятельности и становления искусствоведения Казахстана. В музее проводятся международные научные конференции, на которых обсуждаются различные теоретические и практические вопросы искусствознания: «Культура кочевников на рубеже веков: проблемы генезиса и трансформации», «Казахстан 2030. Культура в стратегии устойчивого развития», «Эволюционная роль культуры в формировании мышления 21 в.», «Музей и художественная жизнь Казахстана на современном этапе», «Искусство Казахстана на пороге 3 тысячелетия», «Искусство Независимого Казахстана», «Наследие века», «Художественный музей и его роль в контексте современной культуры», «Художник и эпоха. А. Кастеев и изобразительное искусство Центральной Азии XIX−XX вв.».
Музей является членом Международной ассоциации музеев ICOM .
Примечания
- ↑ // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2 . (CC BY-SA 3.0)
- Казахская ССР: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1991. — Т. 4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура. — С. 589. — 31 300 экз. — ISBN 5-89800-023-2 .
- ТОО "Агентство Kazakhstan Today", медиа портал «Караван». Автор: Марина Хегай. Дата обращения: 7 августа 2023.
- . ТОО "Агентство Kazakhstan Today", медиа портал «Караван». Автор: Марина Хегай. Дата обращения: 7 августа 2023.
- Казахская ССР: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1991. — Т. 4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура. — С. 391. — 31 300 экз. — ISBN 5-89800-023-2 .
- Алма-Ата. Энциклопедия / Гл. ред. Козыбаев М. К.. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1983. — С. 372. — 608 с. — 60 000 экз.
- ↑ Казахская ССР: краткая энциклопедия / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев. — Алма-Ата: Гл. ред. Казахской советской энциклопедии, 1991. — Т. 4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура. — С. 184. — 31 300 экз. — ISBN 5-89800-023-2 .
- . dostoprim.almaty.kz. Дата обращения: 18 ноября 2019. Архивировано из 8 сентября 2019 года.
- . Информационная система ПАРАГРАФ. Дата обращения: 18 ноября 2019. 23 октября 2020 года.
- . Дата обращения: 15 января 2013. 21 января 2013 года.
- . web.archive.org (20 апреля 2017). Дата обращения: 18 ноября 2019. Архивировано 20 апреля 2017 года.
- . adilet.zan.kz. Дата обращения: 18 ноября 2019. 27 января 2019 года.
- . adilet.zan.kz. Дата обращения: 18 ноября 2019. 27 ноября 2020 года.
При написании этой статьи использовался материал из издания « Казахстан. Национальная энциклопедия » (1998—2007), редакцией «Қазақ энциклопедиясы» по лицензии Creative Commons .
- 2020-12-31
- 1