Пресвитерианство
- 1 year ago
- 0
- 0
Пресвитериа́нство ( англ. Presbyterianism от пресвитер — «старейшина») — направление в протестантизме , признающее кальвинистскую теологию и отвергающее церковную иерархию (см. Пресвитерианская система церковного управления ). Исторически связано с английской традицией умеренного пуританства . Континентальным аналогом пресвитерианства является реформатская церковь .
Термины "реформатский" и "пресвитерианский" могут быть использованы как синонимичные. Их основанная на кальвинизме теология идентична, равно как и структура управления. Пресвитерианские церкви нередко входят в объединения реформатских церквей . Единственно, реформатскими традиционно называются континентальные церкви с богослужением на голландском ( Нидерландская реформатская церковь ) и французском ( Реформатская церковь Франции ) языках, тогда как пресвитерианство укоренено в британо-шотландской традиции. В этом смысле реформатская церковь древнее пресвитерианских церквей. Однако есть примеры, когда пресвитерианские церкви Британии в результате реорганизации принимают название реформатской церкви: Объединённая реформатская церковь ( United Reformed Church ).
В настоящее время пресвитерианство распространено прежде всего в англоязычных странах:
Помимо англоязычного мира пресвитерианство пустило глубокие корни в Корее:
Основоположником пресвитерианства является ученик Кальвина Джон Нокс , который возглавил Реформацию в Шотландии в 1560 году , когда шотландский парламент принял «пресвитерианский символ веры ». В основу новой церковной организации были положены автономные церковные приходы («конгрегации»), подчиняющиеся десяти назначаемым государством суперинтендантам . Верховным органом пресвитерианской церкви стала генеральная ассамблея шотландского духовенства и мирян.
Дальнейшее развитие пресвитерианства связано с именем Эндрю Мелвилла (1545—1622), который отстаивал позицию полной независимости церкви от государства и усиления автономии приходских церквей. Под его влиянием была принята новая «Книга послушания», в шотландской церкви были созданы пресвитерии — специальные органы церковного самоуправления на уровне приходов, включающие пасторов, богословов и пресвитеров (избираемых пожизненно авторитетных и благочестивых прихожан). Государство было отстранено от участия в назначении духовенства. Пресвитерианское устройство Церкви Шотландии было формально узаконено в 1592 г.
« Вестминстерское исповедание », принятое в 1647 году , зафиксировало основные догматы пресвитерианства. После Славной революции 1688 года Акт о веротерпимости ( 1690 год ) утвердил пресвитерианство в качестве государственной религии Шотландии.
В настоящее время крупнейшая шотландская пресвитерианская организация носит название Церковь Шотландии и насчитывает более 1 миллиона членов. Также существует ряд других, например Свободная пресвитерианская церковь Шотландии .
Реформация в Англии началась в 1534 году , однако благоволение короля Генриха VIII привело к сохранению церковной иерархии, что стало отличительной особенностью англиканства . Католическая реакция в годы правления Марии Тюдор ( 1553 - 1558 ) привела к радикализации протестантизма. В годы правления Елизаветы (1559-1603) утвердилось англиканство , тогда как пресвитерианство уже сформировалось в соседней Шотландии.
В Англии первым пресвитерианином считается Томас Картрайт , который начал проповедовать пресвитерианскую форму организации церкви с 1570 года . Это вызвало негативную реакцию со стороны властей. В 1582 году в Англии был собран первый пресвитерианский синод. За английскими протестантами-диссидентами закрепилось общее обозначение пуритан , к которым относились как пресвитериане , так и индепенденты (из последних выделились баптисты ).
В годы Английской революции в 1642 году пресвитериане заняли прочные позиции в английском парламенте и на некоторое время упразднили англиканство, в 1647 году было принято Вестминстерское исповедание . Однако после Реставрации Стюартов в 1660 году пресвитериане в Англии были разгромлены, а англиканство восстановлено.
Только в 1996 году под влиянием Свободной церкви Шотландии появилась Евангелическая пресвитерианская церковь Англии и Уэльса и Объединённая Реформатская церковь (более 150 тысяч членов).
В период правления Якова I (1603—1625) значительная часть шотландцев переселилась в Ирландию , прежде всего в Ольстер , где основала в 1642 году Пресвитерианскую церковь в Ирландии, которая в настоящее время является второй по численности религиозной организацией Северной Ирландии , насчитывая более 130 тысяч членов.
Исторически пресвитерианство не преобладало в Северной Америке. Поначалу там тон задавали конгрегационалисты . Первая пресвитерианская община появилась в 1706 году в Филадельфии , на основе которой в 1717 возник Синод Филадельфии ( Synod of Philadelphia ). После образования США в 1789 году была образована Пресвитерианская церковь в США ( Presbyterian Church in the United States of America ). В 1861 году появилась еще одна "южная" Пресвитерианская церковь в США ( Presbyterian Church in the United States ). В 1983 году обе церкви объединились в объединенную Пресвитерианскую церковь ( Presbyterian Church (USA) ) c штаб-квартирой в Луисвилле . Общая численность пресвитериан в США составляет около 4 миллионов человек.
Первый пресвитерианский священник (капеллан Роберт Макферсон) появился на территории Канады в 1759 году. В 1818 году была создана Объединенная Пресвитерия Канад, а 1833 году был создан Синод Новой Шотландии в составе Церкви Шотландии . Помимо шотландцев в состав пресвитериан влились французские гугеноты . В 1875 году четыре пресвитерианские юрисдикции объединяются в Пресвитерианскую Церковь Канады. В 1925 году значительная часть пресвитериан влилась в состав Объединенной церкви Канады . В современной Канаде пресвитерианами считают себя около 1.4% населения .
Шотландские пресвитериане впервые прибыли в Южную Африку в 1812 году .
В 1885 году в Корее появился американский миссионер-пресвитерианин Гораций Аллен , благодаря которому к 1907 году появилась Пресвитерианская церковь Кореи. Еще в 1901 году в Пхеньяне была открыта пресвитерианская духовная семинария. В годы японской оккупации (1910-1945) пресвитерианство сомкнулось с корейским национально-освободительным движением. Корейская война и образование КНДР привело к концентрации пресвитериан в Южной Корее. В 1959 корейские пресвитериане разделились на «Тонхап» и «Хапдонг». К настоящему времени половина южнокорейских христиан (ок. 10 млн.) - пресвитериане. Духовным авторитетом корейских христиан является шотландский реформатор Джон Нокс .
Основы пресвитерианского вероучения изложены в Вестминстерском вероучении 1647 года . Помимо общих для всех кальвинистских церквей догматов о божественном предопределении и спасении через веру, пресвитерианство отличается повышенным вниманием к крещению как вступлению в сообщество верующих, особенным значением, придаваемым групповому пению псалмов , общим причастием как для духовенства, так и для мирян. Пресвитериане отрицают необходимость посредничества церкви между верующим и Богом, а также канонизацию святых и церковные таинства , кроме крещения и причастия, причём отрицается реальное присутствие Иисуса Христа в хлебе и вине [ источник не указан 4579 дней ] , которым совершается обряд причастия. Обрядовая жизнь сводится к молитвам, проповеди пастора, пению псалмов. Браки благословляются на дому, над умершими на дому прочитывается молитва. Отменены литургии и все католические праздники, кроме воскресенья. Также не практикуется коленопреклонение при причастии. В богослужении отсутствует литургия и пышные облачения священников. Большое значение имеют проповеди, особенно воскресные. Пресвитериане уделяют повышенное внимание образованию и постоянному изучению Святого Писания, теологических сочинений и пресвитерианской доктрины, сформулированной в символах веры и катехизисах .
В организационном плане базовой ячейкой церкви является церковный приход, управляемый конгрегацией (или сессией), в состав которой входят пасторы, ответственные за богослужения, организацию таинств и обучение, а также выборные из состава прихожан мирские «старейшины». В обязанности конгрегаций входят также организация общественных работ и благотворительность. Несколько конгрегаций объединяются в пресвитерии , в которые также наряду с церковнослужителями входят и авторитетные миряне, избираемые конгрегациями.
Пресвитерии посылают своих представителей на проходящие регулярно генеральные ассамблеи (или генеральные синоды) пресвитерианских церквей. Генеральные ассамблеи обладают правом законотворчества в церковных вопросах и одновременно являются высшей судебной инстанцией по церковному праву.
В некоторых странах (Канада, Австралия, США) промежуточным звеном между пресвитериями и генеральной ассамблеей являются синоды . Отличием пресвитерианской организации церкви является отсутствие епископов .