Interested Article - Русские блины

Русские блины, приготовленные в Восточной Сибири, Россия

Ру́сские блины́ — традиционное блюдо русской кухни , национальный вариант блинов . Традиционные русские блины готовятся на дрожжевом тесте [ источник не указан 583 дня ] , иногда завариваются в воде или молоке (заварные блины) перед выпечкой в традиционной русской печи . Раньше для их приготовления часто использовалась гречневая мука . Блины на пресном тесте в дореволюционной литературе назывались «блинцами», «блинчиками» или «молочными блинами», и не были распространённым или обрядовым блюдом. Некоторые исследователи русской кухни считают тонкие блинчики из пресного теста поздним, заимствованным блюдом .

В Европе слово «блины» ( blini, bliny ) обычно используется без перевода именно для дрожжевых [ источник не указан 906 дней ] русских блинов, которые отличаются от традиционных местных вариантов этого блюда.

История

Слово рус. блин восходит к др.-рус. млинъ и изначально обозначало еду из перемолотой муки (ср. укр. млин — «мельница» ).

Обрядовое значение

Блины и оладьи входили в перечень ритуальных блюд дохристианских праздников встречи весны. В XIII—XVII веках их готовили на различные семейные торжества . У восточных славян блины были обрядовой едой на поминках , и первоначально именно в этом качестве использовались на Масленицу , когда умерших предков приглашали «к обильному ужину накануне поста » . Впоследствии блины стали атрибутом русской Масленицы безотносительно их ритуальной символики. Причиной использования блинов в поминальных обрядах фольклорист В.Я. Пропп считает архаичность этого блюда:

Почему при поминках употреблялись блины — на этот вопрос можно ответить только предположительно. Во всяком случае не потому, что они своей круглой формой напоминают солнце и должны служить магическим средством возвращения солнца после зимы, как думают некоторые исследователи . <…> По-видимому, блины — древнейшая форма печёной мучной еды .

Рассматривать блины как древний элемент славянской масленичной обрядности нет оснований. У украинцев и белорусов атрибутом Масленицы являлись не блины, а вареники со сметаной. Более того, даже у русских блины на Масленицу были распространены не везде, став массовым её атрибутом лишь в XX веке .

С подачи учёных «мифологической школы» ( А. Н. Афанасьев ) в конце XIX века блин в массовом сознании начинает ассоциироваться с солнцем. По мнению исследователей, мнение о связи блинов с солярным культом не имеет серьёзных оснований . Тем не менее, мифологема о связи с солнцем стала очень популярной, и отразилась, например, в словах А. И. Куприна , которые часто приводят в подтверждение солнечной «языческой символики» блинов:

Блин красен и горяч, как горячее всепрогревающее солнце, блин полит растопленным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Круглый, горячий блин — символ яркого солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных счастливых браков.

В советские годы идея о «блинах — символе солнца» поддерживалась академиком Б. А. Рыбаковым , воспринявшим наследие «мифологической школы».

Давно уже высказано мнение, что блины являются символом солнца и их изготовление и коллективное поедание отмечало победу дня над ночью, света над тьмой. В русских деревнях IX—X веков известны круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями и с прочерченным ещё по сырой глине крестом, знаком солнца. Вероятно, они делались для выпечки масленичных блинов. Вся небольшая сковорода (диаметр 20 см) с её лучистыми краями являлась как бы моделью солнца.

Популярна, хотя и неверна, и интерпретация пословицы « Первый блин — комом » как искаженного «Первый блин комам», где комы – это, якобы, старинное название медведей на Руси, которым несли первые масленичные блины, дабы задобрить и продемонстрировать своё почтение .

Масленичные блины
Дореволюционная открытка «С широкой масляницей». (художник Б. В. Зворыкин )

Блины — главная ритуальная еда Масленичной недели. Богатые люди начинали печь блины в понедельник, бедные — в четверг или пятницу. Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: «Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару». Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу.

Особенности дней Масленичной недели, связанные с блинами:

  • В понедельник начинали печь первые блины. Их клали на слуховое окошко «для душ родительских» или отдавали нищим, чтобы они помянули усопших: «Первый блин — за упокой».
  • Во вторник проходили смотрины невест: молодых людей приглашали на блины; словесной формой зазывания было: «У нас горы снежные готовы и блины напечёны — просим жаловать!».
  • В среду зять приходил «к тёще на блины», которые та сама готовила.
  • В четверг начинался «широкий разгул». Наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: «Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!»
  • В пятницу с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю: блины в этот день пекла её дочь — жена зятя.
  • В субботу в дом приходили сёстры мужа — золовки , из-за чего день принято называть «Золовкины посиделки».
  • Воскресенье был последним днём, когда можно было есть скоромные блины.

Блины в произведениях искусства

  • Рассказ А. П. Чехова описывает непонятную для иностранцев способность русских поглощать во время еды огромное количество блинов.
  • Н. С. Лесков в рассказывает о трагикомических приключениях немца Гуго Пекторалиса в России, завершаются они гибелью Пекторалиса, подавившегося блином.
  • Знайка, герой повести Носова « Незнайка на Луне » объяснял формирование лунных кратеров аналогией с дырками в блинах.
  • Рассказ Тэффи
  • Рассказ Аркадия Аверченко .

Галерея

См. также

Примечания

  1. Ковалёв, Николай Иванович . Русская Кулинария. — 1990. — С. 69.
  2. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина . — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986. — Т. I : А—Д. — С. 175.
  3. Пища (XII—XX века) // Руccкие. — М. : Наука, 1999. — С. 354, 365—366.
  4. , с. 47—48.
  5. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991. С. 391, 406
  6. Пропп В.Я. . — СПб. : Терра — Азбука, 1995. — С. 27. 3 февраля 2018 года.
  7. Ершова Г.Г. . — ЭКСМО, 2009. — С. 217. — ISBN 978-5-699-29546-3 .
  8. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. Глава 13.
  9. от 20 июня 2021 на Wayback Machine // naukatv.ru, 01.03.2020]

Литература

  • Ковалёв Н.И., Усов В.В. Вот такие пироги! // Рассказы о тайнах домашней кухни. — М. : Химия, 1993. — С. 286—290. — 336 с.
  • Ковалёв Н.И. Блины, блинчики, оладьи // Блюда русского стола. — СПб. : Лениздат, 1995. — С. 98—105. — 317 с.
  • Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Блины // Русская кухня: традиции и обычаи. — М. : Советская Россия, 1990. — С. 86—93. — 256 с.
  • Мороз А.Б. // Живая старина . — 2016. — № 2 . — С. 13—17 .
  • Соколова В. К. . — М. : Наука, 1979. — 286 с.
Источник —

Same as Русские блины