Мексиканская революция
- 1 year ago
- 0
- 0
Мариа́но Асуэ́ла Гонса́лес ( исп. Mariano Azuela González ; 1 января 1873 , , штат Халиско , Мексика — 1 марта 1952 , Мехико ) — мексиканский врач , литературный критик , писатель и политик .
Родился в семье мелкого землевладельца. Обучался хирургии в Гвадалахаре . Начал писать во время диктатуры Порфирио Диаса . Мариано Асуэла получил известность за свои рассказы, написанные в эпоху мексиканской революции 1910 года.
На протяжении своей литературной карьеры он добился признания, как драматург, литературный критик, автор рассказов. Его первым романом была «Мария Луиса», затем он опубликовал «Андрес Перес — мадерист» ( 1911 ). После свержения диктатуры он стал мэром родного города, но отказался от этого поста, видя как старая элита, притворяясь революционерами, возвращается к власти — этой теме и посвящён роман «Андрес Перес — мадерист». После падения режима президента Франсиско Мадеро , Асуэла примкнул к революционным силам Панчо Вильи в качестве военного врача. После разгрома Вильи Асуэла попадает в Эль-Пасо , штат Техас , где начинает книгу «Те, кто внизу» ( 1915 ), первый роман о мексиканской революции , принёсший ему популярность. «Те, кто внизу» публикуется в газете Эль-Пасо в 1916 году, однако известность роман получит только в 1927 году .
В 1917 году Асуэла переехал в Мехико, где продолжил творчество и работал в качестве врача среди бедных слоев населения. В 1942 году он получил мексиканскую Национальную премию по литературе. 8 апреля 1943 года Мариано Асуэла стал одним из членов-основателей в мексиканском Национальном колледже и в 1949 году получил Национальную премию искусств и наук. Он умер в Мехико 1 марта 1952 года и был погребён в Ротонде выдающихся людей .
В своём творчестве Мариано Асуэла старался лишь фиксировать окружающую его реальность «без изменений и стилизации». При изображении героев он избегал психологического анализа, раскрывая их характеры в действии и диалоге. Валери Ларбо характеризует манеру Асуэлы следующим образом: «Писатель не подвергает оценке поступки персонажей, не проникает в их сущность, никогда не говорит, о чём они думают и что мы должны думать о них. Его главная цель — дать нам возможность увидеть их такими, как они есть». Асуэла начал творческий путь с обличения политических и социальных пороков, однако на закате своих дней писатель пришёл к отрицанию всех сторон жизни, к пессимистическому взгляду на мир в целом .
Один из первых романов Асуэлы — «Бурьян» ( исп. Mala yerba ), опубликованный в 1909 году, — за год до революции. Этот роман строится на противоборстве помещика Хулиана Андраде и крестьянина Хертрудиса, влюблённых в одну и ту же девушку. Их борьба оканчивается поединком. В «Бурьяне» впервые в мексиканском романе с симпатией и сочувствием изображается судьба крестьянства .
В 1915 году Асуэла пишет роман «Те, кто внизу». Главный герой этого произведения — вожак крестьянского повстанческого отряда Деметрио Масиас. Роман состоит из трёх частей, первая из которых повествует о причинах побудивших героев присоединиться к революции, во второй части находят отражение политические манипуляции, приведшие к разделению революционных сил, а также бессмысленная жестокость и мародёрство, сопровождающие военные столкновения. Последняя часть описывает гибель остатков отряда Деметрио. Будучи не в силах остановить окружающее его насилие, Деметрио отвечает на вопрос своей жены о том, почему продолжает войну, бросая в каньон камень и произнося ставшую известной фразу: «Посмотри на этот камень — он продолжает катиться» ( исп. Mira esa piedra como ya no se para ) . В романе отражены с одной стороны мужество крестьянства и его самопожертвование, а с другой — его духовное убожество и варварская жестокость. В книге почти отсутствует описание места действия. В романе нет почти ни одной статичной сцены или диалога. Всё это усиливает динамичность романа. Негативно изображается в романе интеллигенция. Один из героев — студент-медик, примкнувший к партизанам — Луис Сервантес — произносит высокопарные речи о революции, а между тем подбирает драгоценности в разграбленных домах и покидает отряд, когда надвигается опасность .
Те, кто в ту пору отсиживался в кабинетах, могли позволить себе роскошь сохранять душевное спокойствие и интеллектуальную прозорливость, возвышаясь над мелкими частными событиями, в которых клубком сцепились преступления, слезы, кровь, скорбь и отчаяние, и спокойно созерцать чистый мрамор революции, триумфально возвышающийся над грязью, в которую её ввергли преступления. А для многих тысяч революционеров — образ революции был окрашен в красный цвет скорби и черный цвет ненависти. Нас были миллионы, и для этих миллионов «Те, кто внизу» — роман о революции — останется правдивым произведением, ибо такова была наша правда .
В середине 20-х гг. Асуэла меняет реалистический стиль на попытку изображения героев изнутри модернистскими средствами. Три его романа — «Злодейка» ( исп. La malhora , 1923), «Возмездие» ( исп. El desquite , 1925), «Свелячок» ( исп. La luciernaga , 1926—1932) — написанные в этот период, называются в критике «герметическими» или « ». Герои этих книг несколько удалены от социальных конфликтов, а основной акцент сделан на их внутреннем мире, не лишённом некоторой болезненности. Профессия врача, практикующего в одном из бедняцких кварталов, сталкивала Асуэлу с людьми в моменты физических и нравственных страданий: алкоголики, шизофреники, проститутки, люди с искалеченной психикой — жизнь предстаёт в этих романах как бессмысленный хаос. Только в «Светлячке» появляется героиня, по выражению В. Н. Кутейщиковой , «несущая свет добра и милосердия». В этом же романе проявляются антиурбанистические тенденции в литературе Асуэлы — жестокий город поглощает и уничтожает наивных провинциалов .
«Светлячок» привлёк внимание критики, сравнимое с интересом к «Те, кто внизу», однако он оставил равнодушными широкие массы читателей. Поэтому Асуэла, считая себя народным писателем, вернулся к реалистическому изображению жизни. Роман «Товарищ Пантоха» ( исп. El camarada Pantoja , 1937) описывает разложение низшего слоя бюрократии — выходцев из среды пролетариата. Главный герой предоставляет убежище одному из генералов режима Обрегона-Кальеса , за что в награду получает должность в полиции, становясь впоследствии депутатом парламента и временным губернатором штата Сакатекас . При этом Пантоха способен ради власти на любые преступления, даже убийство .
Чувство разочарования результатами революции помешало Асуэле наделить своих персонажей убедительностью, исключая из его внимания сложность политических и нравственных проблем. Действующие лица романа подобны марионеткам. Это дало повод для обвинения писателя в реакционизме и очернительстве. В ответ на эти упрёки Асуэла замечал, что «правда имеет тысячи граней, и один человек едва может воплотить хотя бы то, что он видит перед собой. Таким образом, даже не половину правды, а лишь малую её часть я хотел представить с наибольшей честностью и достоверностью» .
В романе «Сан-Габриэль де Вальдивиас» ( исп. San Gabriel de Valdivias , 1938) Асуэла в первый и последний раз обращается к проблеме индейцев. При этом писатель не видит различие между эксплуатацией индейцев помещиками и их угнетением новыми властями .
Главная героиня романа «Рехина Ланда» ( исп. Regina Landa , 1939) — дочь генерала, которая после его смерти оказывается в гуще бессмысленной и пошлой суеты режима нового президента Ласаро Карденаса . Примечательно, что теперь критика относилась к периоду в истории Мексики, известному прогрессивными изменениями. Как ещё более жалкий и уродливый мир Асуэла описывает собрание группы коммунистов — художников и писателей — которое посещает Рехина. По замечанию Луиса Леаля , в романе «отразились не только непонимание Асуэлой определённых социальных и политических проблем, но и множество его предрассудков» .
Характерной чертой романов Асуэлы 40-х гг. становится возрастающая ненависть писателя к существующему строю. Подобный настрой отражён в романе «Передовая» ( исп. Avanzada , 1940), одной из тем которого является конфликт неграмотной массы рабочих и профсоюзных демагогов, коррумпированных Карденасом. Героями другого романа этого периода — Новая буржуазия ( исп. Nueva burgesia, 1941 ) — становятся жители многоквартирного дома в Мехико. В отличие от предыдущих романов Асуэлы тут нет ни изображения общественных событий, ни критики существующих порядков. Жители дома не имеют никаких интересов кроме материальных, они одинаково ничтожны или несчастны .
В это десятилетие Асуэла написал ещё пять романов, два из которых вышли в печать уже после его смерти. В посмертно изданном романе «Проклятие» снова нашли место антиурбанистические взгляды Асуэлы, описывающие пороки столичного общества. Однако столь же мрачно здесь описана и сельская жизнь. Последний роман Асуэлы «Та же кровь» стал своеобразным финалом его творчества — его действие проходит там же, где и в первом романе писателя «Бурьян». Помещик Андраде предстаёт здесь разорённым революцией стариком, символом торжества исторической справедливости. Однако на его место заступают представители послереволюционной буржуазии .