Мартинес, Хуан Игнасио
- 1 year ago
- 0
- 0
Энрике Гонсалес Мартинес ( исп. Enrique González Martínez ; 13 апреля 1871 , Гвадалахара — 19 февраля 1952 , Мехико ) — мексиканский поэт, представитель модернизма . Поэзия Гонсалеса Мартинеса испытала влияние Ламартина , Бодлера , Верлена .
Родился в семье учителя , получил медицинское образование. До 1911 года работал в провинции, после чего переехал в Мехико. В правительстве Викториано Уэрты в 1913 году он занимал должность заместителя министра народного образования и изящных искусств. В 1914 году он был секретарем правительства штата Пуэбла. Входил в литературный кружок Атеней Молодёжи , издавал (с 1917) журнал «Пегас». С 1920 по 1931 год состоял на дипломатической службе: был послом в Аргентине , Чили , Испании и Португалии . После возвращения на родину посвятил себя литературной деятельности. В 1944 году он был удостоен Литературной премии Мануэля Авило Камачо , а в 1949 году был номинирован на Нобелевскую премию .
Первый поэтический сборник Гонсалеса Мартинеса «Прелюдии» ( исп. Preludios ), вышедший в 1903 году , написан в духе модернизма . Однако в своём знаменитом сонете «Смерть лебедя» ( исп. La muerte del cisne ) 1911 года он противопоставляет излюбленный образ известного поэта Рубена Дарио — лебедя, ставшего символом испаноамериканского модернизма, — мудрой сове, способной познать тайны бытия .
Ты шею лебедю сверни. Синеют воды,
но ложь — тот белый блик, что он в воде колышет;
своей лишь прелестью он полон и не слышит
живой души вещей и голоса природы.
…
Перевод О. Савича.
Эта строка отсылает к известному призыву Поля Верлена «свернуть шею красноречию». Таким образом, Гонсалес Мартинес выступает против эстетики модернизма в варианте т. н. «рубендаризма» (подражания поэзии Дарио), против увлечённости поэтической формой в ущерб содержанию. При этом он не считал этот сонет проявлением бунта, заявляя о своём уважении к Рубену Дарио и др. модернистам .
Стихи и поэмы Гонсалеса Мартинеса (сборники «Смерть лебедя», 1915, «Слово ветра», 1921, «Скрытые знаки», 1925) отличаются глубоким лиризмом. Сборники «Несбывшиеся стихи» (1932), «Пламенный поток» (1938), «Под знаком смерти» (1942) посвящены темам любви и смерти . Одной из лучших поэм Гонсалеса Мартинеса является «Вавилон» (1949), где он делает попытку обобщить окружающую его действительность. В эту поэму, отличающуюся сложным языком и образным рядом, насыщенную гражданским пафосом, входят также и размышления автора о политических событиях .