Interested Article - Комикс
- 2021-05-23
- 1
Комикс (от англ. comic «смешной») — рисованная история, рассказ в картинках.
Комикс сочетает в себе черты таких видов искусства, как литература и изобразительное искусство . Разновидность книжно-журнальной иллюстрации , иногда используется в печатных СМИ .
Другие названия
Существует много разных названий этого вида искусства и отдельных его разновидностей. Масштабные комиксы со сквозным сюжетом называются графические романы (они же графические новеллы), короткие — стрипы . В сети размещаются веб-комиксы .
В некоторых государствах и странах с развитой индустрией рисованных историй для них есть своё название. Так, во франкоязычном мире комикс называют фр. bande dessinée ( рисованная лента ) или BD, японские комиксы называются манга , китайские — маньхуа , а комиксы в Корее называются манхва . На русском языке некоторые авторы предлагают использовать термин « рисованные истории » .
Определение
Существует много определений комикса, однако все они, в целом, сводятся к тому, что комикс представляет собой серию изображений, в которой рассказывается какая-либо история. Согласно большинству исследователей, комикс — единство повествования и визуального действия. Скотт Макклауд , автор книги « Суть комикса » ( англ. Understanding comics ), предлагает краткое определение «последовательные изображения», и более полное — «смежные рисунки и другие изображения в смысловой последовательности» . Жорж Садуль определяет комиксы как «рассказы в картинках» .
В комиксах не обязательно присутствует текст, существуют и «немые» комиксы с интуитивно понятным сюжетом (например, « » Жана Жиро). Но чаще всего прямая речь в комиксе передаётся при помощи «словесного пузыря», который, как правило, изображается в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. Слова автора обычно помещают над или под кадрами комикса.
Комиксы могут быть любыми и по литературному жанру, и по стилю рисования. В виде комиксов адаптируются даже произведения классиков литературы. Но исторически сложилось, что самые распространённые жанры комикса — приключения и карикатура . Этот стереотип долго портил репутацию комиксов.
Рисунок в комиксе имеет некоторую долю условности. Он упрощается для скорости рисования и удобства восприятия и идентификации читателя с персонажем .
По объёму комиксы варьируются от коротких «полосок» из нескольких (обычно трёх) картинок до объёмных графических романов и сериалов из множества выпусков.
Комикс тесно связан с кино, и особенно с мультипликацией . Как отмечает Макклауд, «Фильм на плёнке — это очень медленный комикс. Пространство для комикса значит то же, что время для фильма» . В английском языке слово «cartoon» — « карикатура » может обозначать и комикс, и мультфильм . Очень многие японские мультфильмы « аниме » являются экранизацией японских же комиксов «манга».
Также комиксы стали прародителями целого жанра кино, игр и литературы — супергероика . В этом жанре события разворачиваются вокруг героев, которые значительно превосходят обычных людей и ставят свои способности на службу какой-то высокой идее: борьбе с преступностью, спасением попавших в беду, мести и пр. Превосходство не всегда чисто физическое, оно может выражаться в глубоких знаниях какого-то предмета, наличии редкой аппаратуры, магических артефактов.
Стандартный состав комикса
- Обложка — передаёт основной смысл комикса. Помимо рисунка на обложке могут находиться: название, эмблема фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников . Обложка может находиться на двух листах, правая сторона обложки «лицевая», левая «тыльная».
- Фронтиспис — рисунок перед титульным листом. Даёт читателю возможность побольше узнать о комиксе.
- Титульный лист — на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов , художников, контуровщиков и т. д. Может сопровождаться небольшими иллюстрациями .
- Основная часть — страницы, количество которых неограниченно, но в стандартных комиксах их от 20 до 40.
- Pin-up page — дополнительные рисунки от основных художников или от других людей, имеющих какое-то отношение к комиксу, например, альтернативные варианты обложек.
История возникновения
Рассказы в картинках
Традиция рассказов в картинках восходит к ещё к первобытной наскальной живописи . Рисунки доисторических художников вряд ли можно назвать комиксами, однако, как и в современных графических романах, изображения в них составляли полноценный сюжет.
К этому виду искусства также постоянно обращались служители религиозных культов. Так, например, древнеегипетские мастера изображали своих богов и различные обрядовые и ритуальные сюжеты на стенах своих храмов и гробниц; это же характерно для раннехристианского искусства , да и вообще для христианской церковной росписи. В XIII веке на Руси уже были популярны житийные иконы, в центре которых располагалось изображение самого святого, а на полях — сцены из его жизни.
В XVI и XVII веках в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это были пересказы житий святых в сериях небольших гравюр , отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуи»). Рисунки на светские сюжеты назвались «( исп. aucas )» (от исп. jeu de l'oie ) .
«Аллилуи» в XVI и XVII веках были широко распространены во Фландрии , Франции и Германии .
Прообраз комиксов можно найти в европейских карикатурах XVIII века и даже в древнерусских лубках . Гравюры английского художника, иллюстратора Уильяма Хогарта ( 1697 — 1764 ) были крайне популярны и представляли собой серию рисунков, повествующую определённую историю. В 1730—1731 годах им была выполнена серия гравюр из шести картин под названием « Карьера проститутки », затем последовала следующая — «Карьера мота», которая была опубликована в 1735 году . В 1745 году был создан знаменитый сатирический цикл « Модный брак ». Появился ещё ряд других серий и в середине 50-х годов XVIII века почти в любом английском книжном магазине или небольшой лавочке можно было купить гравюры Уильяма Хогарта.
В XIX веке в Эпинале налаживается фабричное производство историй в картинках. Так, на фабрике Пеллерена было издано 600 историй, состоящих из 16 квадратных картинок с подписями (классическая испанская «аллилуйя» насчитывала 48 картинок) .
В 1830— 1846 годах швейцарец Родольф Тёпфер выпускает в Женеве серию альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена.
Художник-романтик Валентен издавал альбомы картинок по сказкам Перро .
Одним из основоположников жанра комиксов считается немецкий поэт-сатирик и художник Генрих Христиан Вильгельм Буш ( 1832 — 1908 ). Его остроумные сатирические стихи в картинках популярны во всём мире. Российским читателям он известен, например, по стихотворению « Плих и Плюх » в переводе Даниила Хармса или « Макс и Мориц » (перевод Константина Льдова ). Творчество Вильгельма Буша, его истории про Макса и Морица вдохновили одного из первых авторов американских комиксов Рудольфа Дёркса, а образы этих озорных мальчишек легли в основу комикса Дёркса «Каценджемеровские детки».
После 1870 года иллюстрированные еженедельники в Европе стали использовать одну из форм лубочных «картинок Эпиналя». Луи Люмьер заимствовал сюжет « Политого поливальщика » из таких альбомов с картинками .
Комиксы в США
Комиксы приходят в США
Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале « » (редактор Уильям Рендолф Херст ) . Трест печати Херста широко использовал иллюстрацию, с появлением же комиксов они становятся любимым оружием херстовской прессы, впрочем, как и прессы его соперника Джозефа Пулитцера .
В 1894 году в типографии « World » установили первую машину, печатавшую в четыре краски, причём, получаемые оттиски уже не походили на яичницу с помидорами. 18 ноября «World» выпустил в воскресном номере первый действительно удавшийся комикс. Ричард Ф. Ауткольт , рисовальщик газеты «Электрик уорлд», поставлял ей комиксы, в которых главными действующими лицами были клоун и овчарка. Так появилась первая комическая серия в воскресной газете.
— Уинклер, историограф Уильяма Херста
Позже Ауткольт ( фр. Richard F. Outcault ) выпустил серию «Аллея Хогана». Второстепенным персонажем в нём присутствовал маленький мальчик в жёлтом костюме, который очень полюбился жителям Нью-Йорка. Ауткольт делает его главным героем.
Херст стал заполнять комиксами воскресный выпуск своей газеты «Морнинг джорнэл». « Жёлтого малыша » в « World » рисовал и раскрашивал Джордж Б. Люкс . Осенью 1899 года Херст меняет печатный станок, который печатал 4 страницы цветных рисунков, на станок, печатающий 16 страниц. Воскресная газета выпускает комиксы сначала на 8 страницах, а затем на 16 .
Одним из самых видных рисовальщиков Херста был в то время Уинзор Маккей , который считался скорее специалистом по политической карикатуре, чем по комиксам. Он сотрудничал в нью-йоркской газете Херста «Нью-Йорк Америкен» и в свободное время нарисовал мультфильм « Динозавр Герти ».
Благодаря этим цветным сериям газеты Херста и Пулицера стали называть « желтой прессой ».
— Жорж Садуль
Золотой век
В XX веке комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. К этому времени комиксы, в основном, утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали приключения : боевики , детективы , ужасы , фантастика , истории о супергероях .
Золотой век комиксов ( англ. Golden Age of Comic Books ) — название периода в истории американских комиксов, который длился (по разным оценкам) с 1938 года по 1955 год. Первые серьёзные шаги в развитии искусства графических новелл были сделаны в начале XX века, в поисках новых путей графической и визуальной коммуникации и самовыражения. Сначала комиксы носили чисто юмористический характер. Во многом это объясняется этимологией английского слова, определившего их название. В корне эта ситуация изменилась в июне 1938 года, когда в США появился персонаж Супермен ( англ. Superman ). Началом золотого века принято считать первое появление Супермена в комиксе Action Comics #1 , вышедшем в 1938 году и изданном DC Comics . Появление Супермена было очень популярным, и вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов . Другими персонажами, долгое время пользовавшимися популярностью, стали Пластик ( англ. Plastic Man ) , издаваемый издательством Quality Comics, а также детектив Спирит под авторством карикатуриста Уилла Айснера , который первоначально выходил в качестве дополнения, объединённого с воскресным выпуском газеты . Всего за этот период было создано более 400 супергероев. Большинство из них сильно напоминали Супермена и не дожили до наших дней, однако именно тогда родились такие герои, как Бэтмен и Капитан Америка . Вторая мировая война оказала серьёзное влияние на содержание комиксов о супергероях — теперь герои сражались со странами Оси , а на обложках изображались супергерои, борющиеся с лидером нацистского движения. После победы над фашизмом стали появляться супергерои с ядерными способностями, например, Атомный Громовержец и Атомный Человек . Историки того времени считают, что детские персонажи помогли ослабить страх молодых читателей относительно перспектив атомной войны . Кроме того, герои начали бороться с коммунистами , а некоторые были вовлечены в Корейскую войну . Тем не менее, после окончания Второй мировой войны популярность супергероев пошла на спад. В целом, именно во времена золотого века проявилось новое и по сей день главное направление в комиксах — супергерои и новые миры.
Серебряный век
Серебряный век комиксов ( англ. Silver Age of Comic Books ) — название периода в истории американских комиксов, который длился с 1956 до 1972 года , а после сменился бронзовым веком . Серебряный век начался с комикса Showcase #4, выпущенного DC Comics в октябре 1956 года . В нём компания представила новую версию уже существующего супергероя Флэша .
В 60-х на мировую арену также выходит компания « Марвел ». Небезызвестные Стэн Ли , Стив Дитко и Джек Кирби создают одних из самых популярных героев за всю историю комиксов: Фантастическая Четвёрка , Человек-Паук , Халк , Тор , Люди Икс , Железный Человек и многие другие. Главным центром индустрии комиксов остаются США, где они пользуются огромной популярностью. Крупнейшими всемирно известными компаниями считаются Marvel , DC , Dark Horse и Image Comics .
Бронзовый век
Бронзовый век комиксов ( англ. Bronze Age of Comic Books ) — название периода в истории американских комиксов, и хотя точных рамок данного периода не существует, принято считать, что он начался в 1973 и закончился в 1985 году. Сюжеты комиксов стали более реалистичными и взрослыми, теперь они затрагивали такие актуальные темы, как употребление наркотиков , алкоголизм и загрязнение окружающей среды .
Одним событием, которое чаще всего называют началом бронзового века, стала смерть Гвен Стейси , возлюбленной Человека-паука в The Amazing Spider-Man #121-122, выпущенных в 1973 году .
Современный век
Последний, выделяемый на данный момент, период в истории развития комиксов длится с 1986 года по наше время. Точных рамок, как и в случае с бронзовым веком , не существует. Кроме того существует несколько версий наименования периода. Современный век характеризуется ещё большей реалистичностью в комиксах, появлением антигероев и мрачностью сюжетов.
В конце XX века большую популярность приобретают азиатские жанры комикса: японская манга и, несколько менее известные, китайская маньхуа и корейская манхва . Развитие манги в Японии началось ещё с окончанием Второй мировой войны, однако на Западе азиатский комикс оставался малоизвестен до тех пор, пока многие из манг не были экранизированы в виде аниме (жанр японской мультипликации).
В начале XXI века комиксы получили новое воплощение за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов, а также целого ряда талантливых художников, таких как , Тодд Макфарлейн , , , Грег Капулло , Умберто Рамос , , Томм Мур и др. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.
Развитие индустрии комиксов в США
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
- Март 1897 г. В газете «Нью-Йорк Американ» было первое упоминание о комиксе. Это был художник Ричард Аутколт.
- 1922 г. Журнал « » начинает регулярно выделять колонку специально для комиксов.
- C 1929 по 1933 гг. Джордж Делакот выпустил 36 выпусков комикса под названием «The Funnies» — это было первым цветным отдельным изданием комикса.
- 1933 г. Эту идею подхватили работники нью-йоркской фирмы Eastern Colour Printing Company. Они напечатали 32-страничный комикс «Funnies On Parade» тиражом 10 тысяч экземпляров, который вскоре вырос до четверти миллиона. Его раскупили в считанные дни.
- С 1933 по 1940 гг. Комиксы начали печататься регулярно в разных газетах и журналах и издаваться отдельными книжками. Начал выходить ежемесячный журнал «Famous Funnies», тираж которого был уже изначально большим (400 тысяч экземпляров).
- 1938 г. Начало « Золотого века ». Появился ещё один журнал — « Action Comics » — основным героем которого был Супермен , а чуть позже, в серии «Detective Comics» появился мрачный герой — Бэтмен .
- С 1941 по 1952 гг. обрушивается целый шквал новых суперкомиксов, таких как « Капитан Америка », «Удивительная женщина», серии «War Comics» и «Police Comics» и целый набор героев мультфильмов: «Багз Банни», «Дональд Дак», «Микки Маус», «Поросенок Порки» и пр. Серии патриотических, антивоенных, антифашистских комиксов, первые появления комикс-ужастиков с монстром Франкенштейном и многое другое.
- 1947—1959 гг. Падает спрос на комиксы про супергероев; развиваются другие жанры — научная фантастика, ужасы и тд.
- 1956 г. Конец «Золотого века», начало « Серебряного века ».
- 1960—1970 гг. Появляется «Лига Справедливости», «Фантастическая четверка», «Могучий Тор». В комиксе «Amazing Fantasy» #15 читателя знакомят с Человеком-пауком (его придумали писатель Стэн Ли и художник Стив Дитко ).
- 1970 г. Конец «Серебряного века», начало « Бронзового века ». Новый бум произвел комикс «Конан-варвар» по роману Роберта Говарда.
- 1970—1980 гг. Начинается бешеная конкуренция в комикс-бизнесе между двумя крупнейшими печатными компаниями «Марвел» и «Делл». «Делл» начинает переиздавать комиксы 30-х — 50-х годов, а « Marvel Comics » отвечает на это серией оригинальных и занимательных приключений Человека-Паука.
- 1977 г. За три месяца до выхода фильма « Звёздные войны » компания «Марвел Комикс» приступила к изданию серии комиксов по сценариям этого фильма. «Звёздные войны» превзошли все ожидания, побив все рекордные тиражи. Агентство Warner Communications привлекало читателей персонажами Халк , Доктора Стренджа , Дика Трейси и Флеша Гордона . Впоследствии и по этим комиксам были отсняты художественные и мультипликационные фильмы. Журнал « Heavy Metal » выпустил авангардную комикс-книгу лучших европейских художников.
- 1980—1990 гг. В этот период индустрия комиксов в полном расцвете.
- 1984 г. Настоящую сенсацию произвели « Черепашки-ниндзя », которых выпустила в свет , авторы сценария Кевин Истман и Питер Лэрд. Выпускается сериал комиксов, выходят одноимённые мультсериал (1987) и художественные фильмы (1990—1993).
- 1985 г. Условное завершение «Бронзового века», начало « Современного века ».
- 1988 г. Компания продаёт часть прав на Черепашек-ниндзя « Archie Comics ». Комиксы под её эгидой назывались « ». Собственно с этой серии началось распространение комиксов о TMNT по другим странам. В Британии эти комиксы выпускала марка «Fleetway Publications». В России их издавало издательство « Махаон ».
- 1989 г. стал пятидесятой годовщиной Бэтмена. К этому году был приурочен цикл комиксов и снят художественный фильм « Бэтмен », фильм стал самым кассовым в списке американского проката за всю историю кино в текущем году.
- 1990 г. Выходит серия «Классика в иллюстрациях», которая включала в себя « Моби Дик », « Ворон », поэмы Эдгара По , « Большие надежды » Диккенса , « Алиса в Зазеркалье » Льюиса Кэррола .
- 1993 г. Мэтт Грейнинг (автор комикса « Жизнь в Аду ») вместе с коллегами создаёт «Bongo Comics Group». Они выпускают множество комиксов на основе мультсериала « Симпсоны ».
- 1997 г. Появились первые веб-комиксы , например, « ».
- 2000 г. Marvel Comics перезапускает самые популярные классические комиксы для современного поколения под общим названием Ultimate Marvel . Компания « Dark Horse » начинает печатать комиксы по мотивам фильмов, таких как « Чужой », « Хищник », « Терминатор ». В то время, когда комикс-компании соперничают между собой, « Walt Disney Company » занимается выпуском детских историй с Микки Маусом , Гуфи , Дональдом Даком , Плуто и другими своими персонажами.
Комиксы в Европе
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
В Европе комиксы появились в начале XX века, но широкую популярность они приобрели после Второй мировой войны. Важное место в Европе занимает франко-бельгийская школа комиксов. Широко известны (в том числе и за пределами Европы) такие серии комиксов, как « Астерикс » (Франция), « Приключения Тинтина » (Бельгия) и « Смурфы » (Бельгия). Большое количество серий бельгийских комиксов популярны в своей стране, но мало известны за её пределами, например, «Приключения Урбануса» Урбануса и «Приключения Нерона» Марка Слена . В Брюсселе действует музей комиксов.
Предшественником графических романов, то есть «серьезных» комиксов, отличающихся «взрослым» сюжетом и высоким художественным уровнем, являются «романы без слов» (серии ксилографий) бельгийского художника Франса Мазереля , созданные им в начале XX века.
Комиксы в Азии
Азиатские комиксы по характеру сильно отличаются от американских и европейских. Наиболее известная «национальная школа» комиксов в Азии — японская. Японские комиксы известны как манга. Хотя термин «манга» используется с XII века (первоначальное значение — «наброски», «эскизы», «гротески»), манга в современном значении слова возникала в начале XX века и приобрела популярность после Второй мировой войны, особенно — с 1960-х годов.
Японская манга оказала большое влияние на форматирование национальных школ комиксов в Китае (известны как маньхуа) и Корее (известны как манхва). Одной из основных причин широкого распространения манги в Японии и в целом широкой популярности национальных мангаподобных комиксов в странах Азии таких как: маньхуа — на Тайване , в Китае , Гонконге , Макао и Сингапуре , а также манхва — в Южной Корее , является склонность японцев в частности и в целом народов Восточной и Юго-Восточной Азии к восприятию информации в виде изображений, как наследие и следствие их иероглифической культуры. Названия сходны потому, что во всех трёх языках это слово записывается одними и теми же иероглифами . Комиксы в стиле манга, нарисованные во Франции, называют « », а также (с фр. — «новая манга») — форма комиксов, созданная под влиянием японской манги. Комиксы в стиле манга, нарисованные в США, называют « америманга » или OEL, от англ. original English-language manga — «манга англоязычного происхождения» .
В настоящее время мир манги пронизывает практически всю Японию. Манга уважаема как форма изобразительного искусства и как литературное явление. Поэтому существует множество произведений разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика , ужасы , эротика , бизнес , наука и другие . В Японии мангу читает практически всё население поголовно, всех возрастов и социального статуса от молодёжи до пенсионеров, от социальных низов до верхов. Отчасти такая высокая популярность манги и чрезмерная одержимость её части населения Японии и культура отаку , позволяет ей не сдавать позиции, даже при негативных социальных и экономических факторов в Японии, таких как нахождение Японии почти три десятилетия в экономическом застое и постоянной дефляции , уменьшение населения вызванное демографическим кризисом и . Японская нация является самой престарелой и одной самых быстро стареющих в мире. По состоянию на 1 октября 2021 года 29,1 % населения Японии было старше 65 лет. Бывший премьер-министр Таро Асо , поклонник манги и аниме , считает, что манга — один из способов вывода страны из экономического кризиса и улучшения её имиджа на мировой арене. «Превращая популярность японской „мягкой силы“ в бизнес, мы можем к 2020 году создать колоссальную индустрию стоимостью в 20-30 триллионов иен и дать работу ещё примерно 500 тысячам человек», — сказал Таро Асо в апреле 2009 года .
На рубеже XX и XXI веков почти четверть всей печатной продукции в Японии составляла манга. Популярность манги за пределами Японии всё время растёт. Переводы манги стали чрезвычайно популярными на зарубежных рынках — в некоторых случаях они сравнялись с продажами отечественных комиксов или превзошли их. В 2011 году на мангу приходилось 40 % всех комиксов, публикуемых во Франции. В 2007 году на долю манги приходилось примерно 70-75 % всех комиков проданных в Германии. В США в октябре 2019 года отраслевой аналитик представил данные на конференции в Нью-Йорке , показывающие, что впервые за несколько десятилетий на рынке США доминировали не традиционно американские ежемесячные комиксы в жанре супергероев, а графические романы и торговые книги в мягкой обложке других жанров, а также японская манга и книги, вдохновленные мангой. Эти книги хорошо продаются в книжных магазинах, хотя сдвиг отразился и на магазинах комиксов. По данным , на детские комиксы и графические романы приходилось 41 % продаж в книжных магазинах, на мангу — 28 %, в то время как на комиксы в жанре супергероев приходилось менее 10 %, то есть на 9,6 % меньше чем в прошло году.
Манга популярна и в России: она имеет тысячи поклонников по всей стране. Более того, с 2017 года крупнейшее российское издательство Bubble Comics издаёт свою собственную мангу « Тагар » авторства Анны Сергеевой и Марины Приваловой.
-
«Обезьяна-воришка убегает от животных с длинными палками» (первый свиток « Тёдзюгига », Токийский национальный музей ), XII век , Тоба Содзё .
-
«Два человека, в шутку играют в перетягивание каната головой» (третий свиток « Тёдзюгига », Токийский национальный музей ), XII век , Тоба Содзё .
-
« Манга Хокусая » страница, где изображены приемы самообороны , начало XIX века , Кацусика Хокусай .
-
« Манга Хокусая » страница на развороте из четвёртого тома, где изображены купающиеся и ныряющие люди, начало XIX века , Кацусика Хокусай .
-
Пьеса бунраку состоящая из 11 актов. Акты 1–4, первый акт вверху справа, второй акт внизу справа, третий акт вверху слева, четвертый акт внизу слева, 1836 год, Художественный музей Принстонского университета , Утагава Куниёси .
-
«Тагосаку и Мокубэ осматривают Токио», 1902 год. Ракутэн Китадзава - считается отцом-основателем современной манги, его работа была источником вдохновения для многих молодых мангак и аниматоров. Он был первым профессиональным художником-карикатуристом в Японии и первым, кто использовал термин «манга» в его современном смысле.
Виды комиксов
Комиксы на основе исторических событий
Канадские мультипликаторы, номинанты на Оскар-2007, Мацек Щербовски и Крис Лавис вели в первом международном бесплатном молодёжном лайфстайл-журнале Vice Magazine популярный комикс «The Untold Tales of Yuri Gagarin» на протяжении 10 лет. Главным героем комикса был Юрий Гагарин .
Комикс « Инок », выпускавшийся издательством Bubble с 2012-го по 2016-й год, также был создан по мотивам исторических событий, происходивших в России в то или иное время, а также по мотивам русских мифологических сюжетов. События «Инока» продолжаются в серии «Мироходцы» (2017—2018), а затем в кроссовере «Крестовый поход» (2018—2019).
Фантастические комиксы
Разновидность комиксов, основанных на фантастической тематике. Дмитрий Злотницкий в своей статье «Фантастические комиксы» в журнале « Мир фантастики » выделяет 5 направлений фантастических комиксов: комиксы по мотивам знаменитых сериалов, комиксы по мотивам литературных произведений, комиксы по мотивам игровых вселенных, комиксы по мотивам потерявших популярность сериалов (комиксы по мотивам приключений Индианы Джонса , комиксовая серия Зена, королева воинов , комиксы по мотивам Рыжей Сони , мини-серии по мотивам Конана , серия комиксов про Горца компании Dynamite Entertainment, комиксы по мотивам Robotech фирмы Wildstorm 2003 года, многочисленные комиксы по мотивам трансформеров компаний Marvel , DreamWave и IDW Publishing) и авторские оригинальные комиксы без связи с уже существующими фантастическими произведениями (Ричард и Венди Пини ElfQuest — «Сага о Лесных всадниках» 1978 года, мир Warlands компаний DreamWave и Image Comics , серия Sojourn компании Crossgen Comics, мир Soulfire, V for Vendetta и серия о городе меж миров GrimJack) .
Веб-комиксы
|
Этот раздел
не завершён
.
|
Комиксы в Российской империи, СССР и Российской Федерации
В советское время широкого распространения комикс не получил . Однако отдельные примеры всё же существовали.
Так, технику комикса использовал Владимир Маяковский в своих агитационных плакатах Окна сатиры РОСТА . В 1930-е годы в журнале « Ёж » регулярно печатались истории в картинках, такие как цикл « Умная Маша » (1934−1937). В 1937 году вышла детская книга-альбом « Рассказы в картинках » художника Николая Радлова .
С сентября 1956 года начал выходить журнал « Весёлые картинки » и в нём на регулярной основе стали печататься истории с цветными картинками (как разовые, так и с продолжением). Уже в первых 4 номерах были опубликованы « Необыкновенные приключения знаменитого путешественника Пети Рыжика и его верных друзей Мика и Мука » (сюжет Юрия Постникова , рисунки Ивана Семёнова ), в 1964 году выпущенные отдельным, черно-белым изданием. В 1966 году в ленинградском журнале для школьников « Костёр » был опубликован комикс Юрия Лобачёва « Ураган приходит на помощь », выполненный в черно-белой гамме и имеющий большее сходство с американскими аналогами. В конце 1970-х и начале 1980-х в журнале « Мурзилка » был напечатан детский детектив Александра Семёнова « Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды ». Время от времени иностранные комиксы публиковались в журнале « Наука и жизнь ».
В 1991—1994 годы выходил журнал « Муха ». Предприятие Российского Союза ветеранов Афганистана « Велес-ВА » в 1990—1998 годы издавало журналы комиксов, ориентированные в основном на патриотическое воспитание молодёжи , были там и просто развлекательные комиксы; журнал считается удачным и комиксы переиздаются поныне . С 1999 по 2003 выпускался журнал « Великолепные приключения ». Однако до 2010-х годов в России комиксы не пользовались популярностью, и многие говорили, что комикс-культура в России не сложилась.
В середине 2010-х Россия впервые в своей истории пережила бум комиксов . Рисованные истории начало издавать более десятка издательств, среди них — «42», XL Media, «Комикс Арт», «Панини», « Азбука ». На русском языке вышли самые известные зарубежные графические романы, возникли специализированные магазины комиксов. С 2002 года ежегодно проводится фестиваль комиксов « КомМиссия », а с 2014 года в рамках выставки « Игромир » проводится фестиваль Comic-Con Russia , где широко представлены в том числе комиксы. По мнению ряда издателей, этот бум связан с успехом экранизаций комиксов (таких как киновселенная Marvel ) и появлением комикс- фэндома .
Кроме того, в 2010-е существенно увеличилось число изданий российских комиксов. Так, в 2012 году издательство Bubble Comics начало издавать четыре серии своих комиксов: « Майор Гром », « Бесобой », «Красная фурия» и « Инок »; спустя два года вышли новые « Экслибриум » и «Метеора», а через несколько лет свет увидели такие линейки, как «МИР» и «Чумной Доктор». На данный момент издательство Bubble Comics является лидером российской комикс-индустрии. В 2021 году под их началом вышла первая российская экранизация комикса — « Майор Гром: Чумной Доктор » , которой предшествовал короткометражный фильм « Майор Гром » (2017) .
Также в 2012 году был издан комикс « Иллюстрированная Конституция России » .
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 17 июня 2012. Архивировано из 20 июля 2013 года.
- Колонка Владимира Сахнова. от 27 декабря 2016 на Wayback Machine
- от 26 декабря 2016 на Wayback Machine . Интервью с Дмитрием Яковлевым — директором фестиваля «Бум комиксов»
- ↑ Ж. Садуль . Всеобщая история кино. Том 1. — М.:"Искусство", 1958.
- . Дата обращения: 28 декабря 2016. 29 декабря 2016 года.
- . spb.kp.ru (20 августа 2009). Дата обращения: 2 июля 2021. 9 июля 2021 года.
- . Дата обращения: 1 июля 2012. 3 октября 2011 года.
- Andelman, Bob, Will Eisner: «A Spirited Life» , ISBN 1-59582-011-6
- от 19 марта 2011 на Wayback Machine , журнал Scientific American
- от 21 ноября 2016 на Wayback Machine scan
- . Дата обращения: 15 апреля 2022. 25 ноября 2020 года.
- Ferenc M. Szasz, «Atomic Comics: The comic book industry Confronts the Nuclear Age», глава книги Atomic Culture: How We Learned to Stop Worrying and Love the Bomb , авторы Scott C. Zeman and Michael A. Amundson (Colorado: University Press of Colorado, 2004), ISBN 0-87081-764-7
- Reynolds, Richard. Super Heroes: A Modern Mythology. — University Press of Mississippi, 1994. — С. 8—9. — ISBN 0878056947 .
- CBR News Team . Comic Book Resources (2 июля 2007). Дата обращения: 27 июня 2008. 8 февраля 2012 года.
- Zicari, Anthony . Comics Bulletin (3 августа 2007). Дата обращения: 27 июня 2008. 8 февраля 2012 года.
- . Дата обращения: 1 июля 2012. 29 мая 2012 года.
- 26 июля 2011 года.
- (англ.) . Anime News Network. Дата обращения: 11 мая 2008. 23 января 2009 года.
- МАНГА // Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия. (CD-ROM). — М. : Directmedia Publishing, «Япония сегодня», 2008. — ISBN 978-5-94865-190-3 .
- Gravett, Paul. (англ.) . — New York: Harper Design, 2004. — P. . — 176 p. — ISBN 1-85669-391-0 .
- (англ.) . Statistics Bureau of Japan (1 января 2021). Дата обращения: 3 февраля 2021. 6 июня 2019 года.
- Derek Anderson, Dennis Botman, Ben Hunt. (англ.) (pdf). IMF.org (август 2014). Дата обращения: 3 февраля 2021. 30 ноября 2020 года.
- Mitsuru Katagiria, Hideki Konishib, Kozo Ueda. (англ.) // Journal of Monetary Economics : academic journal . — Elsevier , 2020. — May ( vol. 111 ). — ISSN .
- International Monetary Fund. Asia and Pacific Dept. (англ.) . — IMF , 2013. — P. 30. — 61 p. — (IMF Staff Country Reports (issue 13-254)). — ISBN 9781484349410 .
- Niklas J. Westelius, Yihan Liu. (англ.) . — IMF , 2017. — P. 6. — 18 p. — ISBN 978-1475569650 .
- Mitsuru Katagiri, Hideki Konishi, Kozo Ueda. (англ.) . Federal Reserve Bank of Dallas (ноябрь 2014). Дата обращения: 3 февраля 2021. 11 декабря 2016 года.
- Szu Ping Chan. (англ.) . BBC News (30 ноября 2017). Дата обращения: 3 февраля 2021. 9 декабря 2020 года.
- Mary Robinson, William Novelli, Clarence E. Pearson, Laurie Norris. // (англ.) . — John Wiley & Sons, 2007. — P. 133. — 350 p. — (Global Health Book). — ISBN 978-0470175835 .
- Kaori Hitomi. (англ.) . AP News (17 января 2019). Дата обращения: 3 февраля 2021. 9 ноября 2020 года.
- . As other rich countries age, their economies too will suffer from sluggish demand (англ.) . Economist (5 декабря 2019). Дата обращения: 3 февраля 2021. 7 декабря 2020 года. (требуется подписка)
- Ezrati, Milton. (англ.) . Forbes (12 октября 2020). Дата обращения: 3 февраля 2021. 16 ноября 2020 года.
- . « Эхо Москвы » (24 сентября 2008). Дата обращения: 28 ноября 2008. 22 августа 2011 года.
- Геворг Мирзаян. . « Эксперт » (25 мая 2009). Дата обращения: 28 мая 2009. 22 августа 2011 года.
- Brenner, Robin E. (англ.) . — Greenwood Publishing Group, 2007. — 356 p. — ISBN 9780313094484 .
- Daragh O'Reilly, Finola Kerrigan. (англ.) . — Taylor & Francis , 2010. — 308 p. — ISBN 9780203855072 .
- (англ.) . Anime News Network (4 февраля 2004). Дата обращения: 29 января 2011. 23 сентября 2010 года.
- Fishbein, Jennifer (англ.) . Spiegel (2 декабря 2007). Дата обращения: 30 января 2012. 14 октября 2008 года.
- Salkowitz, Rob. . Forbes (8 октября 2019). Дата обращения: 29 июня 2020. 10 октября 2019 года.
- . Комиксы Bubble.ru . Дата обращения: 2 июля 2021. 3 июня 2021 года.
- (рус.) . Дата обращения: 15 июля 2021. 15 июля 2021 года.
- The first cartoonist to use the term "manga" in the narrower sense of "caricature" was probably Ippyō Imaizumi, Rakuten's predecessor as political cartoonist at the Jiji Shimpo , in 1892. See . en:Newspaper Manga (яп.) . The Japan Newspaper Museum . Дата обращения: 3 января 2009. 22 июля 2011 года.
- Дмитрий Злотницкий. // Мир фантастики . — май 2007. — № 45 .
- Виталий Шишикин. // « Мир фантастики ». — июнь 2011. — № 94 .
- Дмитриева Д. Г. от 18 апреля 2015 на Wayback Machine . — диссертация, с. 168—170
- от 14 апреля 2015 на Wayback Machine // Сегодня.ua
- от 16 апреля 2015 на Wayback Machine // белорусская газета «Виртуальные радости»
- . Дата обращения: 13 декабря 2012. Архивировано из 20 марта 2013 года.
- Кунин А.: от 7 января 2017 на Wayback Machine
- Волков А. от 9 сентября 2015 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 11 апреля 2015. 11 апреля 2015 года.
- ↑ от 25 мая 2015 на Wayback Machine . Мир фантастики № 128; апрель 2014
- Бластер. от 25 сентября 2015 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 8 июня 2015. 9 мая 2015 года.
- (рус.) . Дата обращения: 2 июля 2021. 10 июля 2021 года.
- (рус.) . Дата обращения: 2 июля 2021. 6 марта 2017 года.
- от 11 декабря 2013 на Wayback Machine Журнал «Ваш досуг» (СПб) № 09 (29 апреля-12 мая 2013): «А в 2012 году и вовсе был издан комикс „Иллюстрированная Конституция России“, в 2013 вышло второе издание. А это значит… жизнь продолжается!»
- от 15 октября 2014 на Wayback Machine «Московский Комсомолец» № 26185 от 14 марта 2013: «Комикс-Конституция содержит немало уникальных картинок».
Литература
- Дмитрий Злотницкий. // Мир фантастики . — май 2007. — № 45 . .
- Ahrens, Jörn; Meteling, Arno. Comics and the City: Urban Space in Print, Picture, and Sequence (англ.) . — Continuum International Publishing Group , 2010. — ISBN 978-0826440198 .
- Alaniz, José. (неопр.) . — University Press of Mississippi , 2010. — ISBN 978-1604733662 .
- Barker, Martin. (неопр.) . — Manchester University Press , 1989. — ISBN 978-0719025891 .
- Beaty, Bart. (англ.) . — University of Toronto Press , 2007. — ISBN 978-0802094124 .
- Beaty, Bart. (неопр.) . — University of Toronto Press , 2012. — ISBN 978-1442696273 .
- Beronä, David A. (англ.) . — ISBN 978-0810994690 . , 2008. —
- // Comics through Time: A History of Icons, Idols, and Ideas (англ.) / Booker, M. Keith. — ABC-CLIO , 2014. — P. xxv—xxxvii. — ISBN 978-0313397516 .
- Bramlett, Frank. (неопр.) . — Palgrave Macmillan , 2012. — ISBN 978-0230362826 .
- The Routledge Companion to Comics (неопр.) / Bramlett, Frank; Cook, Roy; Meskin, Aaron. — Routledge , 2016. — С. 45—6. — ISBN 978-1317915386 .
- Brenner, Robin E. (неопр.) . — Greenwood Publishing Group , 2007. — ISBN 978-0313094484 .
- Cates, Isaac. // The Comics of Chris Ware: Drawing Is a Way of Thinking (англ.) / Ball, David M.; Kuhlman, Martha B.. — University Press of Mississippi , 2010. — P. 90—105. — ISBN 978-1604734423 .
- Chapman, Robyn. (англ.) . — Quarry Books, 2012. — ISBN 978-1610586290 .
- Childs, Peter; Storry, Michael. Encyclopedia of Contemporary British Culture (англ.) . — Routledge , 2013. — P. 532. — ISBN 978-1134755554 .
- Chute, Hillary L. (англ.) . — Columbia University Press , 2010. — ISBN 978-0231150620 .
- Chute, Hillary; DeKoven, Marianne. // The Cambridge Companion to Popular Fiction (англ.) / Glover, David; McCracken, Scott. — Cambridge University Press , 2012. — P. 175—195. — ISBN 978-0521513371 .
- Clark, Alan; Clark, Laurel. (неопр.) . — Green Wood, 1991. — ISBN 978-1872532554 .
- Cohn, Neil. (англ.) . — London: Bloomsbury, 2013. — ISBN 978-1441181459 .
- Collins, Rachel. // Graphic Novels and Comics in Libraries and Archives (англ.) / Weiner, Robert G.. — McFarland & Company , 2010. — P. 226—241. — ISBN 978-0786456932 .
- Cooper-Chen, Anne M. (англ.) . — Peter Lang , 2010. — ISBN 978-1433103681 .
- Dawson, Willow. (неопр.) . — Kids Can Press Ltd, 2010. — ISBN 978-1554534388 .
- Duncan, Randy; Smith, Matthew J. The Power of Comics (неопр.) . — Continuum International Publishing Group , 2009. — ISBN 978-0826429360 .
- Eisner, Will . (неопр.) . — Poorhouse Press, 1985. — ISBN 978-0961472801 .
- Fingeroth, Danny. (неопр.) . — ISBN 978-1843539933 . , 2008. —
- Forceville, Charles; Veale, Tony; Feyaerts, Kurt. // The Rise and Reason of Comics and Graphic Literature: Critical Essays on the Form (англ.) / Goggin, Joyce; Hassler-Forest, Dan. — McFarland & Company , 2010. — P. 54. — ISBN 978-0786442942 .
- Gabilliet, Jean-Paul. (англ.) . — University Press of Mississippi , 2010. — ISBN 978-1604732672 .
- Goldsmith, Francisca. (англ.) . — American Library Association , 2005. — ISBN 978-0838909041 .
- Gordon, Ian. Comic Strips and Consumer Culture (неопр.) . — Smithsonian, 2002. — ISBN 978-1588340313 .
- Gravett, Paul. (неопр.) . — ISBN 978-1856693912 . , 2004. —
- Groensteen, Thierry. // A Comics Studies Reader (неопр.) / Heer, Jeet; Worcester, Kent. — University Press of Mississippi , 2012. — С. 124—131. — ISBN 978-1604731095 .
- Grove, Laurence. (англ.) . — Ashgate Publishing , 2005. — ISBN 978-0754634881 .
- Grove, Laurence. (англ.) . — ISBN 978-1845455880 . , 2010. —
- Guigar, Brad J. (англ.) . — Adams Media , 2010. — ISBN 978-1440523069 .
- University Press of Mississippi , 1994. — ISBN 978-0878056743 . The Art of the Funnies: An Aesthetic History (англ.) . —
- Comedy at the Juncture of Word and Image // The Language of Comics: Word and Image (неопр.) / Varnum, Robin; Gibbons, Christina T.. — University Press of Mississippi , 2001. — С. 75—96. — ISBN 978-1578064144 .
- Hashimoto, Akiko; Traphagan, John W. (англ.) . — State University of New York Press , 2008. — ISBN 978-0791475775 .
- Hatfield, Charles. (англ.) . — University Press of Mississippi , 2005. — ISBN 978-1578067190 .
- Holbo, John. // The Art of Comics: A Philosophical Approach (англ.) / Meskin, Aaron; Cook, Roy T.. — John Wiley & Sons , 2012. — P. 3—30. — ISBN 978-1444334647 .
- Inge, Thomas M. (неопр.) . — Greenwood Press , 1989. — ISBN 978-0313254062 .
- Jenkins, Henry. // Globalization: Culture and Education for a New Millennium (англ.) / Suárez-Orozco, Marcelo M.; Qin-Hilliard, Desirée Baolian. — University of California Press , 2004. — P. 114—140. — ISBN 978-0520241251 .
- Jobs, Richard Ivan. // Global Perspectives on Tarzan: From King of the Jungle to International Icon (англ.) / Wannamaker, Annette; Abate, Michelle Ann. — Routledge , 2012. — P. 73—106. — ISBN 978-1136447914 .
- Johnson-Woods, Toni. (англ.) . — Continuum International Publishing Group , 2010. — ISBN 978-0826429384 .
- Kaplan, Arie. (англ.) . — ISBN 978-0827608436 . , 2008. —
- Karp, Jesse; Kress, Rush. (неопр.) . — American Library Association , 2011. — ISBN 978-0838910894 .
- Kinsella, Sharon. (англ.) . — ISBN 978-0824823184 . , 2000. —
- Kovacs, George; Marshall, C.W. (англ.) . — Oxford University Press , 2011. — ISBN 978-0199792900 .
- Lee, Hye-Kyung. // Marketing the Arts: A Fresh Approach (неопр.) / O'Reilly, Daragh; Kerrigan, Finola. — Taylor & Francis , 2010. — С. 153—170. — ISBN 978-0415496858 .
- Stan Lee . How to Draw Comics the Marvel Way (неопр.) . — Simon & Schuster , 1978. — ISBN 978-0671530778 .
- Lopes, Paul. (англ.) . — ISBN 978-1592134434 . , 2009. —
- Lefèvre, Pascal. // Encyclopedia of Comic Books and Graphic Novels: [Two Volumes] (англ.) / Booker, M. Keith. — ABC-CLIO , 2010. — P. 185—192. — ISBN 978-0313357473 .
- Libraries Unlimited , 2004. — ISBN 978-1591581420 . ; (англ.) . —
- MacWilliams, Mark Wheeler. (англ.) . — ISBN 978-0765616029 . , 2008. —
- Mansfield, Stephen. (англ.) . — Oxford University Press , 2009. — ISBN 978-0195386349 .
- McCloud, Scott. (неопр.) . — ISBN 978-0878162437 . , 1993. —
- McCloud, Scott . (англ.) . — HarperCollins , 2000. — ISBN 978-0060953508 .
- (англ.) / McKinney, Mark. — University Press of Mississippi , 2011. — ISBN 978-1604737615 .
- (англ.) / Meskin, Aaron; Cook, Roy T.. — John Wiley & Sons , 2012. — ISBN 978-1444334647 .
- Miller, Ann. // Encyclopedia of Contemporary French Culture (англ.) / Hughes, Alex; Reader, Keith. — CRC Press , 1998. — P. 116—119. — ISBN 978-0415131865 .
- Miller, Ann. (англ.) . — Intellect Books, 2007. — ISBN 978-1841501772 .
- Morita, Naoko. Cultural Recognition of Comics and Comics Studies: Comments on Thierry Groensteen's Keynote Lecture // Comics worlds & the world of comics : towards scholarship on a global scale (англ.) / Berndt, Jaqueline. — International Manga Research Center, , 2010. — Vol. 1. — P. 31—39. — (Global Manga Studies). — ISBN 978-4905187035 .
- Nordling, Lee. (неопр.) . — ISBN 978-0836207484 . , 1995. —
- O'Nale, Robert. // Encyclopedia of Comic Books and Graphic Novels: [Two Volumes] (англ.) / Booker, M. Keith. — ABC-CLIO , 2010. — P. 378—387. — ISBN 978-0313357473 .
- Orr, Tamra. (неопр.) . — ISBN 978-1404218543 . , 2008. —
- Petersen, Robert. (англ.) . — ABC-CLIO , 2010. — ISBN 978-0313363306 .
- Poitras, Gilles. (англ.) . — Stone Bridge Press , 2001. — ISBN 978-1880656532 .
- Power, Natsu Onoda. (англ.) . — University Press of Mississippi , 2009. — ISBN 978-1604734782 .
- Raz, Aviad E. (англ.) . — ISBN 978-0674768949 . , 1999. —
- Peter Lang , 2008. — ISBN 978-1433101076 . (англ.) . —
- Rowland, Barry D. (неопр.) . — ISBN 978-0920474525 . , 1990. —
- Routledge , 1993. — ISBN 978-0415044196 . Adult Comics: An Introduction (неопр.) . —
- Sabin, Roger. // The Francophone Bande Dessinée (неопр.) / Forsdick, Charles; Grove, Laurence; McQuillan, Libbie. — , 2005. — С. 175—188. — ISBN 978-9042017764 .
- Saraceni, Mario. (неопр.) . — Routledge , 2003. — ISBN 978-0415214223 .
- Schodt, Frederik L. (англ.) . — Stone Bridge Press , 1996. — ISBN 978-1880656235 .
- Screech, Matthew. (англ.) . — Liverpool University Press , 2005. — ISBN 978-0853239383 .
- Stewart, Ronald. // Manga's Cultural Crossroads (неопр.) / Berndt, Jaqueline; Kümmerling-Meibauer, Bettina. — Routledge , 2014. — С. 27—49. — ISBN 978-1134102839 .
- Graphic novel // (англ.) / Stringer, Jenny. — Oxford University Press , 1996. — P. . — ISBN 978-0192122711 .
- Sugimoto, Yoshio. (неопр.) . — Cambridge University Press , 2010. — ISBN 978-0521879569 .
- Theobald, John. (неопр.) . — Ashgate Publishing , 2004. — ISBN 978-0754638223 .
- Thomas, Evan. // Multicultural Comics: From Zap to Blue Beetle (англ.) / Aldama, Frederick Luis. — University of Texas Press , 2010. — ISBN 978-0292737433 .
- Thorne, Amy. Part Eight: Metacomic/Webcomics // Graphic Novels and Comics in Libraries and Archives: Essays on Readers, Research, History and Cataloging (англ.) / Weiner, Robert G.. — McFarland & Company , 2010. — P. 209—212. — ISBN 978-0786456932 .
- Tondro, Jason. (англ.) . — McFarland, 2011. — ISBN 978-0786488766 .
- Thompson, Jason. (неопр.) . — New York: ISBN 978-0345485908 . , 2007. —
- Vessels, Joel E. (англ.) . — University Press of Mississippi , 2010. — ISBN 978-1604734447 .
- Paul; Williams; Lyons, James. The Rise of the American Comics Artist: Creators and Contexts (англ.) . — University Press of Mississippi , 2010. — ISBN 978-1604737929 .
- Wong, Wendy Siuyi. (неопр.) . — ISBN 978-1568982694 . , 2002. —
- Couch, Chris. (англ.) // Image & Narrative : journal. — 2000. — December ( no. 1 ). — ISSN .
- Frahm, Ole. (англ.) // Image & Narrative : journal. — 2003. — October ( no. 7 ). — ISSN .
- Groensteen, Thierry. The Current State of French Comics Theory (неопр.) // Scandinavian Journal of Comic Art. — Т. 1 , № 1 . — С. 111—122 .
- Cohen, Martin S. The Novel in Woodcuts: A Handbook (англ.) // vol. 6 , no. 2 ). — P. 171—195 . — . : journal. — 1977. — April (
- Yuan, Ting. (англ.) // Childhood Education : journal. — 2011. — Vol. 87 , no. 4 .
- Beerbohm, Robert . The Search For Töpffer in America (2003). Дата обращения: 23 июля 2012.
- . The Comics Journal . (20 декабря 2010). Дата обращения: 6 февраля 2013. 14 сентября 2011 года.
- Markstein, Don . (2010). Дата обращения: 5 февраля 2013. 16 октября 2009 года.
- ISBN 978-0271021881 . The Aesthetics of Comics (неопр.) . — , 2002. —
- Cohn, Neil. (англ.) . — London, UK: Bloomsbury, 2013. — ISBN 978-1441181459 .
- Dowd, Douglas Bevan; Hignite, Todd. (англ.) . — ISBN 978-1568986210 . , 2006. —
- Eisner, Will . Graphic Storytelling (неопр.) . — Poorhouse Press, 1995. — ISBN 978-0961472832 .
- Estren, Mark James. (неопр.) . — ISBN 978-0914171645 . , 1993. —
- Groensteen, Thierry. (неопр.) . — University Press of Mississippi , 2007. — ISBN 978-1578069255 .
- Groensteen, Thierry. // The French Comics Theory Reader (неопр.) / Miller, Ann; Beaty, Bart. — Leuven University Press , 2014. — С. 93—114. — ISBN 978-9058679888 .
- The New Comics (неопр.) / ISBN 978-0425113660 . ; Fiore, R.. — , 1988. —
- (неопр.) / Heer, Jeet; Worcester, Kent. — University Press of Mississippi , 2012. — ISBN 978-1604731095 .
- The World Encyclopedia of Comics (неопр.) / ISBN 978-0877543237 . . — , 1977. —
- Kunzle, David. (англ.) . — University of California Press , 1973. — ISBN 978-0520057753 .
- Kunzle, David. (англ.) . — University of California Press , 1990. — ISBN 978-0520018655 .
- ISBN 978-0714839936 . Comics, Comix and Graphic Novels: A History of Comic Art (англ.) . — Phaidon, 1996. —
- University Press of Mississippi , 1947. — ISBN 978-0878054992 . The Comics (неопр.) . —
- (англ.) / Stein, Daniel; Thon, Jan-Noël. — De Gruyter , 2015. — ISBN 978-3110426564 .
Ссылки
- (рус.)
- 2021-05-23
- 1