Interested Article - Альтернативная история

Альтернати́вная исто́рия ( АИ ) — жанр фантастики , посвящённый изображению реальности , которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов ( точек бифуркации , или точек развилки) пошла по другому пути.

Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями , которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной.

Особенности жанра

В произведениях, созданных в жанре альтернативной истории, непременным элементом сюжета является изменение хода истории в прошлом (относительно времени создания произведения). По фабуле произведения, в некоторый момент прошлого по какой-либо причине, либо случайно, либо в результате вмешательства внешних сил, например, пришельцев из будущего , происходит что-то отличное от происходившего в реальной истории. Случившееся может быть связано с широко известными историческими событиями или историческими личностями, а может казаться, на первый взгляд, малозначительным. В результате этого изменения происходит «разветвление» истории — события начинают развиваться по-другому. В мире с изменённой историей и происходит действие. Оно может проходить в любое время: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, — но на происходящие события существенным образом влияет факт изменения истории. В одних случаях описываются события, связанные с самим «разветвлением», в других изложение фокусируется на ситуациях, необычных в силу изменения реальности, в третьих же основной темой становятся попытки героев с помощью путешествия во времени вернуть историю в изначальное русло, вторично изменить её в другом направлении или, наоборот, «закрепить» изменённую реальность. Классический литературный пример — рассказ Роберта Шекли «Три смерти Бена Бакстера», где действие происходят в трёх, отличных друг от друга, мирах в XX веке.

В некоторых произведениях вместо или вместе с идеей перемещения во времени используется идея параллельных миров — «альтернативный» вариант истории реализуется не в нашем мире, а в параллельном, где история идёт другим путём. Такая трактовка позволяет устранить известный логический парадокс путешествия во времени, называемый иногда « парадоксом убитого дедушки ». Другой вариант устранения этого парадокса — возмущения в истории успокаиваются путём бесконечного перебора случайных событий, следовательно значимую для истории личность убить невозможно ( Р. Асприн , « Разведчики времени »), или возникнет другой мир со своей временной петлёй.

В XXI веке альтернативная история привлекает интерес профессиональных историков. За рубежом эта сфера деятельности разрабатывается уже много лет. В России её развитие сдерживалось идеологическими установками, характерными для советского периода. По мнению, А. П. Назаретяна , использование альтернативных моделей реальности плодотворно не только в естественных науках, но и «по отношению к истории человеческого общества» .

История жанра

Основоположником жанра альтернативной истории считается римский историк Тит Ливий , описавший возможную историю противостояния Римской империи и империи Александра Македонского , предположив, что Александр не умер в 323 году до н. э., а продолжил жить и править своей империей .

Политическая карта мира из книги «В присутствии моих врагов» Гарри Тертлдава Страны Оси победили во Второй мировой войне
Политическая карта мира в романе « 1984 »

Поджанры и родственные жанры

  • Криптоистория — разновидность альтернативной истории. Криптоистория изображает реальность внешне не отличающейся от обычной истории, но показывающей участие в исторических процессах неких иных сил (пришельцев, магов и т. п.), либо описывает как якобы состоявшиеся события, оставшиеся неизвестными.
  • основана на допущении исторических событий, прямо противоположных реальным(например: Правление нации созданный королем Ричардом Львиное Сердце который продержался до 20 века, действие Эйнштейна привлекло к возвращению магии, или Римская империя которая благодаря паровому двигателю(тут обошлось не без участия путешественников во времени) стала Межзвездной нацией, где одним из доказательств - эмблема нации на одной из сторон Луны в полный рост).
  • Альтернативная биохимия — в данном случае делается допущение, что на Земле получились иные природные условия (в частности, иная атмосфера, иная средняя планетарная температура, иная жидкость вместо воды в качестве универсального растворителя) и, как следствие, иная биосфера и человек, биологически очень отличный от человека из нашей реальности, и вытекающие отсюда прочие (в том числе культурно-цивилизационные) различия.
  • предполагает другое развитие истории как следствие иной географии Земли.
  • Постапокалиптика — жанр, посвящённый описанию цивилизаций, переживших тяжёлый глобальный катаклизм ( ядерную войну , экологическую катастрофу, эпидемию , внешнюю агрессию ). Близок к жанру антиутопии .
  • Стимпанк ( англ. steam — пар (имеются в виду паровые технологии) и англ. punk — хулиган, чепуха) — жанр, посвящённый описанию обществ, в которых превалируют технологии конца XIX — начала XX веков (паровые машины, дирижабли) или похожие на них них технологии (напр. ).
  • Дизельпанк — в контексте альтернативной истории поджанр одноименного жанра, описывающий альтернативное общество, находящееся на уровне технологий середины XX века.
  • Киберпанк — в контексте альтернативной истории также поджанр одноименного жанра, но уже посвящённый описанию общества альтернативной реальности, опередившего наше общество в технологическом развитии до уровня нашего возможного будущего, описываемого обычным киберпанком .

В сходном стиле создаются хронооперы , в которых путешествие во времени — заранее спланированный процесс.

Известные авторы и произведения жанра

Заглавная страница первого кастильского перевода рыцарского романа Жуанота Мартуреля « Тирант Белый »

Литература

Художественная литература

Премия « » вручается за лучшее произведение в жанре альтернативной истории.

Наиболее известные произведения

Документальная литература

Варианты иного исхода исторических событий, выполненные в основном профессиональными историками.

  • Тит Ливий — римский историк, фактически основоположник альтернативной истории. Описал возможный сценарий борьбы Рима с Александром Македонским, если бы он не умер ( ).
  • Арнольд Тойнби . « », « »
  • Роберт Фогель . «Железные дороги и рост американской экономики: эссе по эконометрической истории». Как развивались бы США в 1830—1890-х, если б вместо железных дорог продолжали использовать только дилижансы и пароходы .
  • Исаченко, Александр Васильевич . « ».
  • Сб. Пламя «холодной войны»: Победы, которых не было = Cold War Hot: Alternative Decisions of the Cold War / под ред. , пер. Ю. Яблокова. — М. : АСТ, Люкс, 2004. — 480 с. — (Великие противостояния). — 5000 экз. ISBN 5-17-024051-1 . от 11 июля 2009 на Wayback Machine
Вторая мировая война
  • . Вторжение, которого не было [на Британские острова] = Kenneth Macksey. Invasion: The Alternate History of the German Invasion of England, July 1940. (1980) / пер. Т.Велимеева, отв. ред. С.Переслегин . — М., СПб.: АСТ, Терра Фантастика, 2000. — 560 с. — (Военно-историческая библиотека). — 10 000 экз. ISBN 5-17-003163-7 .
  • . [militera.lib.ru/research/macksey/index.html Упущенные возможности Гитлера] = Kenneth Macksey. The Hitler Options: Alternate Decisions of World War II. (1995) / пер. и отв. ред. С.Переслегин . — М., СПб.: АСТ, Терра Фантастика, 2000. — 544 с. — (Военно-историческая библиотека). — 10 000 экз. ISBN 5-17-003162-9 .
  • Сб. [militera.lib.ru/research/dritten/index.html Победы Третьего рейха: Альтернативная история Второй мировой войны] = Third Reich Victorious. The Alternate History of How the Germans Won the War. (2002) / под ред. , пер. М.Борисова. — М. : АСТ, Астрель, 2004. — 378 с. — 5000 экз. ISBN 5-17-014717-1 .
  • Сб. [militera.lib.ru/research/nippon/index.html Победа Восходящего Солнца] = Rising Sun Victorious. The Alternate History of How the Japanese Won the Pacific War. (2001) / под ред. . — М. : АСТ, Ермак, 2004. — 480 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. ISBN 5-17-014717-1 .
  • Сергей Переслегин . Вторая мировая война между Реальностями / авторская редакция. — М. : Яуза, Эксмо, 2006. — 544 с. — (Великая Отечественная: Неизвестная война). — 5000 экз. ISBN 5-699-15132-X .

Исследования

  • Иван Лабазов. « »
  • Алексей Бочаров. « » Кандидатская диссертация
  • А. Бочаров. // Фигуры истории, или «общие места» историографии. СПб., 2005, с. 7-18
  • Артём Гуларян. « »
  • Габриэль Дэвид Розенфельд. «Мир, где Гитлера не было» ( англ. The world Hitler never made ) — научное исследование 2005 года . Автор исследует большое количество западных романов, фильмов, телепрограмм, игр, комиксов и показывает эволюцию памяти о Третьем рейхе.
  • Нехамкин В. А. Источники по Альтернативной истории и их методологическое значение // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2017. T. 8. Выпуск 2 (56). DOI: 10.18254/S0001696-4-1

Телевидение

  • Сериал « Скользящие » ( англ. Sliders ) — фантастический телесериал 1995—2000 гг. о путешествиях в параллельные миры . В исходном мире персонажей и многих посещённых ими параллельных мирах история пошла по иному пути, благодаря изобретению молодого физика, который в ходе исследования гравитации создал устройство, позволяющее перемещаться — «скользить» — между мирами. Причем два из них существенно опередили исходный мир в научно-техническом развитии.
  • « Доктор Кто », Великобритания , эпизод «Инферно» — эпизод сериала, в котором Третий Доктор попадает в параллельный мир, в котором Германия выигрывает Вторую мировую войну.
  • — телефильм 1964 г. с сюжетом о сдавшейся Третьему Рейху после масштабных бомбардировок Великобритании, в которой действует марионеточный полурабовладельческий режим нацистов.
  • «Короли» — сериал 2011 г., в котором библейские события переложены на язык современности и происходят в вымышленном королевстве Гильбоа.
  • — мини-телесериал (1987), в котором показан мир, в котором СССР оккупировал США.
  • « Отбросы », Великобритания , 2011 — 5 эпизод 3 сезона. В альтернативной реальности Третий Рейх одерживает победу во Второй мировой войне, в результате вмешательства еврея, отправившегося в прошлое, чтобы убить Гитлера.
  • « Человек в высоком замке », США , 2015 американский телесериал, действие которого происходит в 1962 году, в оккупированных Соединённых Штатах, после победы стран оси во Второй мировой войне .
  • « Дворец » — южнокорейский телесериал (2006), в котором в середине XX века в Корее была восстановлена конституционная монархия.
  • « », — постановочно- документальный сериал (2011) российского телеканала « ТВ-3 » из нескольких сюжетов альтернативной истории России/СССР разных эпох со сравнением с бывшими в реальной истории, которая меняется по принципу « эффекта бабочки » ведущим программы в образе путешественника во времени.
  • Детский сериал « Чародей » — австралийский фантастический сериал про школьника, который, находясь в аномальной зоне, случайно попадает в параллельный мир, в котором люди пережили ядерную зиму и крах цивилизации и теперь пытаются восстановить былое могущество.
  • Детский сериал « Чародей: Страна Великого Дракона » — продолжение сериала « Чародей ». Спасаясь от преследователей, они успевают посетить несколько параллельных миров, в каждом из которых история пошла по своему неповторимому пути: где-то компьютер изобрели за 400 до того как это произошло в исходное реальности главных персонажей, где-то люди получили бессмертие но утратили детородную способность, где-то люди пережили войну с роботами и теперь боятся любой (даже примитивной) техники. Также они посетили и мир из первой части сериала. Проходя через все испытания, герои налаживают контакт между мирами и помогают их жителям разрешить их проблемы.
  • Действие многих японских аниме -сериалов происходят в альтернативных мирах с иной историей (« Zipang »).
  • « Чернобыль. Зона отчуждения » (2 сезон), Россия , 2017 — научно-фантастический сериал, где герой, в результате перемещения во времени и изменения прошлого, попадает в альтернативное будущее, где СССР продолжает существовать и представляет собой технологически продвинутое, высокоразвитое государство с высоким уровнем жизни и комфорта, а Соединённые Штаты проиграли холодную войну и « балканизировались » — распались на части, между которыми продолжается затяжная война.

Также ряд серий-эпизодов других телесериалов — « Звёздный путь », « Остаться в живых » и т. д.

Кинематограф

Видеоигры

  • Fallout (серия игр) — действие происходит в альтернативном мире, где после Второй мировой технический прогресс пошёл по принципиально иному пути развития: ядерные технологии проникли во все сферы жизни — заводы, транспорт, электроника, военная промышленность и т. д. Стали появляться удивительные роботы-помощники, лазерное и плазменное оружие , силовая броня на ядерных блоках, мощный КПК «Pip-boy» и пр., не появились микропроцессоры. Но за это пришлось заплатить страшной ценой: из-за технического прогресса люди быстро исчерпали большинство невозобновляемых ресурсов (в первую очередь нефть), начались непрекращающиеся войны за ресурсы на Ближнем Востоке и Аляске, мир страдал от перенаселения, к 50-м годам XXI века практически полностью остановился научный и культурный прогресс, происходило усиление ядерного вооружения крупных стран. Всё это привело цивилизацию к краху: 23 октября 2077 года началась и закончилась Великая ядерная Война, в ходе которой Земля превратилась в выжженную ядерную Пустошь, погибло более 90 % человечества, а выжившие люди были вынуждены влачить своё жалкое существование на руинах старого мира.
  • Wolfenstein: The New Order и последующие после неё игры серии Wolfenstein (серия игр) , продолжающие её сюжет — события очередного перезапуска серии отправляют нас в альтернативный мир, в которой Третьему рейху, совершившему технологический скачок, удалось выиграть Вторую мировую войну. Начало игры происходит после завязки в 1946 году, когда главный герой, капитан Уильям «Би-Джей» Бласковиц, получает травму головы во время штурма немецкой крепости. Проведя 14 лет в вегетативном состоянии, герой приходит в себя в 1960 году и видит антиутопический мир, жёстко контролируемый нацистским режимом. Игра представляет собой шутер от первого лица , в котором игрок должен сражаться с нацистскими солдатами и роботами в различных точках планеты, используя разнообразное огнестрельное оружие.
  • Iron harvest 1920+ действие игры разворачивается в альтернативных 20-х годах XX столетия, где вместо танков и самолётов развитие получили дирижабли и шагающие машины на ДВС, разработанные Николой Тесла .

Графический дизайн

В западной современной интернет-культуре распространён жанр графического дизайна , посвящённый созданию альтернативно-исторических карт (в частности, выкладываемых на портале, а также на форуме, где имеется ряд сообществ. Чаще всего типичный «сценарий» (scenario) представляет собой карту либо серию карт, сопровождаемых легендой и большим пояснением о ходе исторического процесса от точки бифуркации (PoD, Point of Division) до момента, изображённого на карте [ неавторитетный источник ] . Нередко к дизайну карт добавляется дизайн флагов, гербов и военной амуниции различных вымышленных государств.

См. также

Примечания

  1. Ройфе А. // Вопросы культурологии. 2007, № 5.
  2. . 10 ноября 2019 года.
  3. Samuel Arbesman. (англ.) . www.bbc.com . Дата обращения: 5 января 2021. 21 января 2021 года.

Литература

Ссылки

  • [alternativa.lib.ru/ah/ Альтернативная история на сайте «Альтернатива» (alternativa.lib.ru)]
  • ;
Источник —

Same as Альтернативная история