Широкоугольная и планетарная камера 2
- 1 year ago
- 0
- 0
Планетарная фантастика или планетарный роман — один из поджанров научной фантастики , в котором большая часть действия состоит из приключений на одной или более довольно экзотических планет, населённых не менее экзотическими аборигенами или земными колонистами. Некоторые планетарные романы происходят в далёком будущем, где путешествия между мирами на космическом корабле является обычным делом, в других, особенно ранних образцах жанра, используются менее реалистичные способы передвижения. В любом случае, центральной темой являются приключения на планете, а не метод перемещения между планетами .
Планетарная фантастика развилась как продолжение приключенческих романов, в том числе из pulp-журналов конца XIX — начала XX века, действие которых переносилось на другие планеты. Как и в космической опере , фантастический элемент поначалу привносился незамысловатым способом: смелый авантюрист, обычно родом из Западной Европы или Северной Америки, становился космическим путешественником, Азия и Африка в роли экзотических мест заменялись чуждыми планетами, а туземцы — инопланетными обитателями.
В то же время, планетарные романы начали использоваться в качестве площадки для выражения самых разнообразных политических и философских мыслей, в них часто описывалась тема контакта чуждых друг другу цивилизаций, трудностей взаимопонимания и порой катастрофических результатов такого контакта. В планетарной фантастике уделяется больше внимания социальным, экономическим и антропологическим аспектам, чем это обычно делается в других видах фантастики. Примером такого романа с серьёзной проработкой мира может служить « Левая рука Тьмы » Ле Гуин.
Не каждый роман, в котором действие происходит на некоторой планете, можно отнести к планетарной фантастике, так как во многих фантастических произведениях особенности конкретной планеты слабо влияют на сюжет. Например, в цикле Гарри Гаррисона « Стальная крыса » приключения главного героя разворачиваются на множестве планет, но в основном они подобны Земле, не имея уникальных характеристик за исключением названия. Для сюжета, соответственно, не важно, что представляет собой планета, на которой герой выкручивается из очередной неприятности. Напротив же, в научно-фантастическом романе Хола Клемента « Экспедиция „Тяготение“ » сюжет строится на большем, чем решение главными героями физических и логических вопросов для преодоления препятствий. В истинном планетарном романе мир как будто живёт своей жизнью, а само повествование освещает лишь временной отрезок из этой жизни .
Первым автором, ставшим успешным в данном жанре, был Эдгар Берроуз , чьи произведения о Барсуме начали выходить в журналах с 1912 года . «Барсум» (Марс) изобилует хаотическим смешением культурных и технологических стилей, сочетаниями футуристический устройств, таких как «радиевые пистолеты» и летательные аппараты, с анахронизмами типа кавалерии, феодально-рабовладельческим строем с императорами и принцессами, многочисленными сражениями на мечах. « Дюна » Герберта и « Звёздные войны » Лукаса являются прямыми наследниками традиции сплавлять футуристическое будущее со средневековьем.
Цикл Берроуза породил большое количество подражателей. Например, прямо имитировал стиль Берроуза, начав писать свой аналогичный цикл о Венере. После этого романы барсумского типа несколько десятилетий были вне моды, пока в 1960-е Лин Картер и Майкл Муркок не начали производство стилизаций под Берроуза. Этот жанр сознательного подражания, на который оказал влияние также Роберт Говард , получил название « ».
Публикации фантастических pulp-журналов начиная с 1926 (ставшие особенно плодовитыми в 1930-е годы) создали новый рынок для планетарных романов, которые имели сильное влияние на более поздних воплощений этого жанра. Некоторые такие журналы, например, и , в основном были посвящены планетарных романам, в то время как уже существующие журналы типа Weird Tales начали публиковать научно-фантастические романы рядом с их обычными ужасами и фэнтези меча и магии.
В 1940-х и 1950-х годах существенный вклад в жанр планетарного романа внесла Ли Брэкетт , чьи произведения сочетали героев-авантюристов (иногда преступников), многочисленные приключения, случайные любовные истории, детализированные физические параметры, что было необычно для pulp-прозы, и стиль, характерный для космической оперы или фэнтези. Брэкетт была постоянным автором «Planet Stories» и «Thrilling Wonder Stories», для которых она создала взаимосвязанную серию произведений, объединённых единой вселенной, но, за исключением Эрика Джона, с разными героями. Рассказы Брэкетт являются в первую очередь приключенческой фантастикой, но также содержат размышления на темы культурного и корпоративного колониализма.
С середины 1960-х годов традиционный тип планетарного романа, действие которого происходит в Солнечной системе, попал в немилость, так как технический прогресс позволил установить, что большинство ближних планет совершенно непригодны для жизни. Как следствие, действие новых планетарных произведений обычно стало разворачиваться на планетах в других звёздных системах. Одним из исключений является серия « Гор », первый роман которой был опубликован в 1967 году. Гор является антиземлёй — планетой, расположенной на земной орбите, но по другую сторону Солнца . Сопутствующие гравитационные эффекты и сокрытие планеты от земных исследователей объяснены «высокоразвитой наукой чужих», что является общим местом планетарных романов.