«
Лавкрафтовские ужасы
» (
англ.
Lovecraftian horror
) — направление
литературы ужасов
и
фантастики
, начавшее формироваться в конце 1910-х — начале 1920-х годов, родоначальником которого стал американский писатель ужасов
Говард Филлипс Лавкрафт
. Сам автор относил свои произведения к жанру «космических ужасов»
и «
странной фантастики
»
, в которых человеческий страх перед неизведанным и непостижимым обыгрывается больше, нежели страх перед кровью и другими элементами ужасов
. Понятие «Лавкрафтовские ужасы» позже стали применять исследователи творчества Лавкрафта
.
В работах Лавкрафта подчеркиваются такие темы, как: запретные знания, космические сущности, угроза нечеловеческих существ, человеческое безумие, роль религии и суеверий, судьбы и неизбежности смерти, а также риски, связанные с научными открытиями
, — все это ассоциируются с «Лавкрафтовскими ужасами», которые также называют «
Лавкрафтианой
»
.
Работы Лавкрафта со временем серьёзно повлияли на
современную массовую культуру
: в фантастической литературе, фильмах ужасов, видеоиграх и комиксах встречается множество ссылок на его произведения. Одна из основных частей «Лавкрафтовских ужасов» — произведения из цикла «
Мифы Ктулху»
.
Содержание
История
Лавкрафт развил уникальный литературный стиль, который образовал его собственные мифы, что включают необычные описания сверхъестественных явлений, дочеловеческих времен, внеземных существ и т.п
. Сам Лавкрафт является последователем
Эдгара По
. Также на его творчество особенное влияние оказали
Алджернон Блэквуд
,
Амброуз Бирс
,
Артур Мейчен
,
Роберт Чемберс
,
лорд Дансени
и другие писатели
. Однако Лавкрафт стремился отличить свою работу от существующей
готической литературы
и
научной фантастики
, подняв темы ужаса, по его собственным словам, до «космического» уровня
.
Стивен Кинг
, являющийся последователем Лавкрафта, сказал, что произведения Лавкрафта «уникальные среди всей американской литературы и актуальны до сих пор в полную силу»
.
Отличительной чертой работ Лавкрафта является
космицизм
, — представление того, что обычная жизнь является лишь тонкой оболочкой над реальностью, настолько абстрактной и относительно чуждой, что простое осознание этого нанесет ущерб здравомыслию нормального человека
. Этому сопутствуют темы незначительности
и бессилие человека перед космическими масштабами, и бескомпромиссный негатив
.
Чайна Мьевиль
отмечает, что «ужас Лавкрафта заключается не в навязывании, а в осознании. Мир всегда был неумолимо мрачным; ужас заключается в нашем признании этого факта»
.
«
Страна Лавкрафта
» пропитана атмосферой сельской местности
Новой Англии
— что стало одним из самых популярных окружений в фантастической литературе
. В большинстве произведений жанр вызывает ощущение «того, что человеку не дано узнать» и при этом он оказывается ближе к поверхностной, простой жизни за пределами переполненных городов современной цивилизации.
В письме Рейнхарду Кляйнеру от 23 апреля 1921 года Лавкрафт писал, что работает над своим новым стилем и называл его «Печаль и Ужас»
.
Темы
Основные темы «космического ужаса» изложены Лавкрафтом в его эссе «
Сверхъестественный ужас в литературе
». Позже был определен ряд тем и особенностей, связанных с «Лавкрафтовских ужасами»:
Страх перед неизвестным и непознаваемым
.
Космицизм
. Страх, который мы испытываем, когда сталкиваемся с «явлениями, находящимися за пределами нашего понимания, масштабы которых выходят за пределы узкой области человеческих возможностей и которые имеют космическое значение»
. Здесь ужас проистекает из осознания того, что человеческие интересы, желания, законы и мораль не имеют значения или смысла во Вселенной в целом. Следовательно, было отмечено, что сущности в книгах Лавкрафта не были злыми, они были далеко за пределами человеческих представлений о морали
.
Осознание «места человечества в огромной, лишенной комфорта Вселенной, исследуемой современной наукой», в которой ужас проистекает из «открытия ужасающей правды»
.
Натуралистическая комбинация ужасов и научной фантастики, в которой любые предположения о природе реальности «размываются»
.
Страх того, что «технический и социальный прогресс, начиная с классических времен, способствовал притуплению осознания величины и пагубности
макрокосма
, в котором содержится человеческий
микрокосм
», или, другими словами, преднамеренное подавление ужасающей природы космоса как реакции на «первозданный ужас мира»
.
Беспомощность героя.
Персонажи «Мифов Ктулху»
бессильны перед злом, неспособны ему противостоять или влиять на ход событий. Если герой одерживает победу над злыми силами, то довольно высоко за неё расплачивается
.
Озабоченность внутренностями, полустуденистыми веществами и слизью, в отличие от типовых элементов ужасов, таких как кровь, кости или трупы
.
Мизантропия
и отрицание
антропоцентризма
. Человек в произведениях Лавкрафта не исключительный вид, а наоборот — человечеству отводится незначительное место во Вселенной. Космос и его обитатели безразличны к человечеству. Причем само человечество свою ничтожность не признаёт
.
Ограниченность человеческого разума. Человек не может постичь всей полноты открывающихся перед ним тайн Вселенной, что приводит его к безумию. Разум человека слишком хрупок.
Социальная изоляция
. Герои Лавкрафта — замкнутые, социально изолированные люди. Несмотря на достойное образование и скептицизм, им приходится поверить в наличие потусторонних сил. Часто предки и родственники героев оказываются связаны с потусторонними силами и паранормальными явлениями.
Вопросы без ответов. Герои не могут найти ответ на мучающий их вопрос. Зачастую они погибают при попытке добраться до истины или же сходят с ума, так и не получив необходимые ответы.
Соавторы и последователи
Некоторые критики отмечают, что влияние самого Лавкрафта на жанр может быть вторично, поскольку он искал вдохновение в переписке с другими писателями, которые публиковали собственные известные произведения. Число писем Лавкрафт поистине грандиозное и насчитывает от 30 до 100 тысяч писем. В соавторстве с Лавкрафтом работали над совместными произведениями, такие писатели как:
Роберт Блох
, автор «Психо»;
Роберт Говард
, создатель Конана-варвара; и
Август Дерлет
, который сосредоточился на расширении «
Мифов Ктулху
»; а позже появились многочисленные последователи. Все эти писатели сформировали жанр «Лавкрафтовских ужасов», хотя они не были соавторами Лавкрафта. Иногда эти понятия рассматривают отдельно
Последователи в значительной степени опирались на работы Лавкрафта. Многие авторы прямо ссылались на элементы мифов Лавкрафта, подражая ему, и создавали похожие ассоциации, а другие же писатели опирались лишь на общие черты, намеки, ощущение и тон его работ, не ссылаясь конкретно на элементы мифов Лавкрафта. Некоторые критики считают, что Лавкрафт и
Эдгар По
являются самым значимыми классическими писателями, повлиявшими на современные ужасы в целом. Работы некоторых последователей иногда противоречат произведениям Лавкрафта и больше соответствуют жанру «Космический ужас».
Стивен Кинг
сказал: «Теперь, когда время дало нам некоторое представление о творчестве Лавкрафта, я думаю, вне всякого сомнения, его еще предстоит превзойти как величайшего исполнителя классического ужаса
XX века
»
.
В ранних произведениях современного английского писателя
Клайва Баркера
(«
Книги крови
», «Восставший из ада», «Проклятая игра») присутствует атмосфера космического ужаса, отличающая «Лавкрафтовские ужасы» от других жанров.
К концу
XX века
Лавкрафт стал чем-то вроде иконы поп-культуры, — что привело к бесчисленным подражаниям, интерпретациям и отсылкам на его работы. Многие из них выходят за рамки «Лавкрафтовских ужасов» либо представляют «Мифы Ктулху» в массовой культуре. Однако, все они так или иначе относятся к творчеству Лавкрафта.
Литература и искусство
Работы Лавкрафта, в основном публиковавшиеся в бульварных журналах, никогда не оказывали такого же влияния на литературу, как его современники-высокомодернистские литературные деятели, такие как
Эрнест Хемингуэй
или
Скотт Фицджеральд
. Однако, со временем влияние Лавкрафта возросло и по-прежнему широко распространено среди многих из самых известных авторов современной художественной литературы
.
Работы
Хорхе Луиса Борхеса
обнаруживают заметное сходство с произведениями Лавкрафта о сновидениях. Борхес посвятил свой рассказ «Там еще твари» Лавкрафту, хотя он также считал Лавкрафта «невольным подражателем Эдгара По»
.
Мишель Уэльбек
признал влияние Лавкрафта в своем эссе «
H. P. Lovecraft: Against the World, Against Life
», в котором он называет рассказы, написанные за последние десять лет жизни Лавкрафта, «великими текстами»
.
Жанр «Лавкрафтовских ужасов» близок к «литературе беспокойного присутствия» (или «чёрной фантастики»), что возник в начале
XX века
в
Австро-Венгрии
первоначально как более гротескная и мрачная ветвь литературного
экспрессионизма
. В произведениях
Георга Тракля
,
Франца Верфеля
,
Густава Мейринка
описаны апокалиптические картины, исполненные космического ужаса и иррационального чувства надвигающейся катастрофы в предчувствии
Первой мировой войны
, которую представляли и переживали как Конец света
. Лавкрафт упоминает писателей
готического романа
и чёрной фантастики, таких как
Мопассан
(рассказы «Орля» и «Страх») и
Ганс Эверс
, которого называли «немецким
де Садом
». Лавкрафт также высоко ценил апокалиптические картины
Иеронима Босха
.
В мире кино склонность Лавкрафта к мечтательным пейзажам, биологическим и
макабрическим
элементам оказала глубокое влияние на художников-визуалистов, таких как
Жан Жиро
(псевдоним «Мебиус») и
Ханс Руди Гигер
. Книга и сборник картин Гигера «
Некрономикон
» (название, придуманное Лавкрафтом), привела непосредственно ко многим рисункам для фильма «
Чужой
».
Дэн О'Бэннон
, автор сценария «Чужой», также упомянул, что Лавкрафт оказал большое влияние на фильм. Вместе с
Рональдом Шусеттом
он позже напишет сценарии к «
Похоронены, но не мертвы
» и «
Гемоглобин
», которые были признаны подделками Лавкрафта.
Культура
Творчество Лавкрафта оказало значительное влияние на культуру в целом. Более современные работы жанра ужасов ссылаются на работы Лавкрафта в медиа
.
Источники
Andy Black (1996). "Crawling Celluloid Chaos: H. P. Lovecraft in Cinema". In Black, Andy (ed.). Necronomicon: The Journal of Horror and Erotic Cinema, Book One. Creation Books. pp. 109–122.
Robert Bloch (August 1973). "Poe & Lovecraft". Ambrosia (2). Archived from the original on 2011-07-20. Retrieved 2006-09-10.
Donald R. Burleson (1991). "On Lovecraft's Themes: Touching the Glass". In Schultz, David E.; Joshi, S.T. (eds.). An Epicure in the Terrible: A Centennial Anthology of Essays in Honor of H. P. Lovecraft. Fairleigh Dickinson University Press. pp. 135–147. ISBN 978-0-8386-3415-8.
Tom Fassbender. "Interviews: Mike Mignola". Dark Horse.
Daniel Harms (2006). The Encyclopedia Cthulhiana: A Guide to Lovecraftian Horror. Chaosium. ISBN 1-56882-169-7.
James Jacobs (October 2004). "The Shadow Over D&D: H. P. Lovecraft's Influence on Dungeons & Dragons". Dragon (#324).
S.T. Joshi (2007). "The Cthulhu Mythos". In Joshi, S.T. (ed.). Icons of Horror and the Supernatural: An Encyclopedia of Our Worst Nightmares, Volumes 1 & 2. Greenwood Press. pp. 97–128. ISBN 978-0-313-33780-2.
Stephen King (2019). "Introduction 'Lovecraft's Pillow'". In Houellebecq, Michel (ed.). H. P. Lovecraft: Against the World, Against Life. Cernunnos. ISBN 978-1-932416-18-3.
Lovecraft, H.P. (1992). Crawling Chaos: Selected works 1920-1935 H. P. Lovecraft. introduction by Colin Wilson. Creation Press. ISBN 1-871592-72-0.
Andrew Migliore; Strysik, John (February 1, 2006). Lurker in the Lobby: A Guide to the Cinema of H. P. Lovecraft. Night Shade Books. ISBN 978-1892389350.
Charles P. Mitchell (2001). The Complete H. P. Lovecraft Filmography. Greenwood Press.
Darrell Schweitzer (1975). Lovecraft in the Cinema. TK Graphics.
Don G. Smith (2006). H. P. Lovecraft in Popular Culture: The Works and Their Adaptations in Film, Television, Comics, Music, and Games. McFarland. p. 173. ISBN 0-7864-2091-X.
Brian Stableford (2007). "The Cosmic Horror". In Joshi, S.T. (ed.). Icons of Horror and the Supernatural: An Encyclopedia of Our Worst Nightmares, Volumes 1 & 2. Greenwood Press. pp. 65–96. ISBN 978-0-313-33780-2.
Michael Zenke. "Dreading the Shadows on the Wall". The Escapist. Archived from the original on 2006-11-25. Retrieved 2006-09-10.
Примечания
Howard Phillips Lovecraft.
. — New York: the Library of America, 2005. — (The library of America series). —
ISBN 978-1-931082-72-3
.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 сентября 2014.
14 сентября 2014 года.
(англ.)
. Дата обращения: 17 июля 2023.
26 января 2023 года.
↑
Sunand T. Joshi.
I am providence: the life and times of H. P. Lovecraft. — New York, NY: Hippocampus Press, 2010. —
ISBN 978-0-9824296-7-9
.
Davis, Sarah S.
(амер. англ.)
.
BOOK RIOT
(19 февраля 2019). Дата обращения: 17 июля 2023.
19 мая 2023 года.
Daniel Harms.
The Encyclopedia Cthulhiana: A Guide to Lovecraftian Horror.. — Chaosium, 2006. — ISBN
ISBN 1-56882-169-7
..
Burleson, Donald R. (1991). "On Lovecraft's Themes: Touching the Glass". In Schultz, David E.; Joshi, S.T. (eds.).
An Epicure in the Terrible: A Centennial Anthology of Essays in Honor of H. P. Lovecraft
. Fairleigh Dickinson University Press. pp. 135–147. ISBN
978-0-8386-3415-8
.
acephalenoumena
(англ.)
.
The Lovecraft eZine
(13 мая 2016). Дата обращения: 17 июля 2023.
2 марта 2023 года.
Lovecraft, H. P.
Crawling Chaos: Selected works 1920-1935 H. P. Lovecraft. introduction by Colin Wilson.. — Creation Press.
ISBN 1-871592-72-0
., 1992. — ISBN
ISBN 1-871592-72-0
..
Bloch, Robert (August 1973). "Poe & Lovecraft".
Ambrosia
(2). Archived from the original on 2011-07-20. Retrieved 2006-09-10.
(неопр.)
.
www.hplovecraft.com
. Дата обращения: 17 июля 2023.
23 июня 2023 года.
↑
Stableford, Brian (2007). "The Cosmic Horror". In Joshi, S.T. (ed.).
Icons of Horror and the Supernatural: An Encyclopedia of Our Worst Nightmares, Volumes 1 & 2
. Greenwood Press. pp. 65–96. ISBN
978-0-313-33780-2
.
Stephen King.
"Introduction 'Lovecraft's Pillow'". In Houellebecq, Michel (ed.). H. P. Lovecraft: Against the World, Against Life.. — 2019. — С. Cernunnos.. — ISBN
ISBN 978-1-932416-18-3
..
McWilliam, D.S. (2015). "Beyond the Mountains of Madness: Lovecraftian Cosmic Horror and Posthuman Creationism in Ridley Scott's Prometheus (2012" (PDF).
Journal of the Fantastic in the Arts
.
26
(3). Retrieved 21 March 2021.
Baker, Phil (2006-07-15).
.
The Observer
. 0029-7712.
из оригинала
2 декабря 2020
. Дата обращения:
17 июля 2023
.
China Miéville.
. — New York: Penguin Random House., 2005. — С. p. i-xxv.. — ISBN
ISBN 9780812974416
..
Rebecca Janicker.
// Extrapolation. — 2007. —
Т. 48
,
вып. 1
. —
С. 56
. —
ISSN
.
17 июля 2023 года.
Tim Evans.
// Journal of Folklore Research. — 2005. —
Т. 42
,
вып. 1
. —
С. 99–135
. —
ISSN
. —
doi
:
.
Лавкрафт, избранные письма, Рейнхарт Кляйнер 23 апреля 1921 года. https://fantlab.ru/edition142563
Thomas Hull.
(англ.)
// Math Horizons. — 2006-02. —
Vol. 13
,
iss. 3
. —
P. 10–12
. —
ISSN
. —
doi
:
.
Ralickas, Vivian. "'Cosmic Horror' and the Question of the Sublime in Lovecraft." Journal of the Fantastic in the Arts 18, no. 3 (2008): 364.
James Kneale.
(неопр.)
. Дата обращения: 17 июля 2023.
17 июля 2023 года.
The Greenwood encyclopedia of science fiction and fantasy : themes, works, and wonders
. Greenwood Press. 2005. p. 393. ISBN
0313329508
.
Horror literature through history: an encyclopedia of the stories that speak to our deepest fears
. ABC-CLIO. 2017. pp. 164–5. ISBN
978-1440842023
.
Indick, Ben P. (2007). "King and the Literary Tradition of Horror and the Supernatural". In Bloom, Harold (ed.).
Bloom's Modern Critical Views: Stephen King
. Chelsea House. pp. 5–16.
Erik Fredriksson.
. — 2010.
Ошибка в сносках
?
: Неверный тег
<ref>
; для сносок
автоссылка3
не указан текст
(неопр.)
. Lovecraftzine.com (15 апреля 2013). Дата обращения: 25 июля 2017.
25 июля 2017 года.
Stephen King.
"Introduction 'Lovecraft's Pillow'". In Houellebecq, Michel (ed.). H. P. Lovecraft: Against the World, Against Life.. — Cernunnos., 2019. — ISBN
ISBN 978-1-932416-18-3
..
Joshi, S.T. (2007). "The Cthulhu Mythos". In Joshi, S.T. (ed.).
Icons of Horror and the Supernatural: An Encyclopedia of Our Worst Nightmares, Volumes 1 & 2
. Greenwood Press. pp. 97–128. ISBN
978-0-313-33780-2
.
(англ.)
.
AMERICAN HERITAGE
. Дата обращения: 17 июля 2023.
25 июля 2019 года.
(неопр.)
.
www.metroactive.com
. Дата обращения: 17 июля 2023.
2 февраля 2023 года.
Houellebecq, Michel.
H. P. Lovecraft: Against the World, Against Life. Translated by Khazeni, Dorna (2nd, English Translation ed.).. — Cernunnos, 2019. — ISBN
ISBN 9781683359746
..
(неопр.)
. Дата обращения: 14 сентября 2014.
14 сентября 2014 года.
(неопр.)
Дата обращения: 15 сентября 2014.
3 ноября 2014 года.