Аниме и манга в жанре ужасы
- 1 year ago
- 0
- 0
Ужасы или хоррор ( англ. horror ) — жанр фантастики , который предназначен устрашить, напугать, шокировать или вызвать отвращение у своих читателей или зрителей, вызвав у них чувства ужаса и шока. Литературный историк определил ужасы как «фрагмент художественной литературы в прозе переменной длины … которая шокирует или даже пугает читателя, или, возможно, вызывает чувство отвращения или антипатии». Авторы произведений в жанре «ужасы» создают жуткую и пугающую атмосферу. Ужас часто сверхъестественный, хотя может быть и не сверхъестественным. Часто главная угроза произведения в жанре «ужасы» может быть истолкована как метафора больших опасений общества: фильмы о зомби — страх перед каннибализмом , об оборотнях — самого себя, о вампирах — некрофилии , слэшеры — серийных убийц и т. д.
Жанр ужасов имеет древнее происхождение, уходя своими корнями в фольклор и религиозные традиции, фокусируясь на смерти , загробной жизни , зле , демоническом и принципе вещи, воплощенной в человеке. Это проявилось в рассказах о колдовстве , вампирах , оборотнях и призраках . Европейская литература ужасов была создана благодаря произведениям древних греков и древних римлян . Персонаж греческой мифологии титан Прометей вдохновил Мэри Шелли на написание готического романа « Франкенштейн, или Современный Прометей », ставший одним из первых произведений фантастического жанра вообще и оказавшего огромное влияние на жанр ужасов. В литературе Прометей впервые упоминается в « Теогонии » Гесиода , одной из первых древнегреческих мифологических поэм . Также Прометей является героем целого ряда древнегреческих трагедий и комедий . Тем не менее, на историю Франкенштейна гораздо большее влияние оказала история Ипполита , сына афинского царя Тесея и царицы амазонок, трагически погибшего и воскрешённого богом медицины и врачевания Асклепием . Еврипид написал две пьесы, основанные на этой истории: «Ипполит закрывающийся» и « Ипполит ». Плутарх в своих « Сравнительных жизнеописаниях » описывает историю убийцы Дамона, который после того как сам был убит в бане в родной Херонии , являлся туда как призрак. Плиний Младший описывает историю о том как философ - стоик Афинодор из Канана , учитель Октавиана Августа , дёшево нанял дом в Афинах . Низкая цена, как выяснилось, объяснялась тем, что в нём появлялся призрак. Поздней ночью, когда Афинодор писал философское сочинение, к нему явилось привидение, обвязанное цепями, и поманило следовать за ним. Дух привёл его во двор, где внезапно исчез. Афинодор отметил место и на следующий день получил разрешение произвести раскопки, в ходе которых был найден скелет старика, опутанный цепями. После захоронения скелета привидение больше в доме не появлялось.
Установление христианства как господствующей религии сначала в Римской империи , а затем и по всей Европе , преобразило религиозный ландшафт этой части света . Восстание готов , объединения древнегерманских племён, пытавшихся защитить свою привычную веру, , привлекло к ним внимание ряда ранних писателей, таких как авторы жизнеописаний Августов . Самое раннее документально подтверждённое официальное обвинение в сатанизме со стороны католиков было выдвинуто в Тулузе в 1022 году против нескольких священнослужителей. Истории оборотней- вервольфов стали популярными в литературе средневековой Франции . Одна из самых известных поэтесс XII века Мария Французская написала один из своих известных лэ в качестве истории оборотней под названием (в переводе с фр. — «Оборотень»). Около 1200 года по заказу графини Иоланды заказала историю про оборотней под названием « ». сочинили две истории оборотней: « » и « ».
Значительная часть литературы ужасов обязана своему появлению самым жестоким персонам в мировой истории, в первую очередь тех, кто жил в XV веке . Так, происхождение Дракулы , самого известного в литературе ужасов и популярной культуре вампира , можно проследить до господаря Валахии XV века Влада III Цепеша , чьи предполагаемые преступления впервые были обнародованы в немецких памфлетах конца XV века. Брошюра 1499 года, опубликованная Маркусом Айрером, наиболее примечательна своими ксилографическими изображениями. Предполагаемые преступления Жиля де Ре , некогда соратника Жанны д’Арк , привели к появлению французской народной сказки о Синей Бороде ". Истории о вампирессе, в первую очередь, происходят от реальной дворянки и убийцы Элизабет Батори , чья история, став частью литературы и популярной культуры , способствовала появлению жанра ужасов в XVIII веке, например, через Ласло Турочи и его книги 1729 года «Трагическая история».
В XVIII веке жанр ужасов был тесно связан с традиционной готической литературой. Ярким примером готических ужасов XVIII столетия стал оригинальный и противоречивый роман английского автора Хораса Уолпола « Замок Отранто » (1764). Это был первый случай включения элементов сверхъестественного вместо чистого реализма . По факту, первое издание вышло под видом настоящего средневекового романа из Италии, обнаруженного, переведённого и изданного фиктивным переводчиком. Когда стало известно, что «Замок Отранто» современное произведение, многие нашли его анахроничным, реакционным или просто написанным в плохом вкусе, но он оказался сразу популярен. Этот первый готический роман ужасов вдохновил такие произведения, как « Ватек » Уильяма Бекфорда (1786), « » (1790), « » (1794) и « Итальянец » (1796) Анны Редклифф , а также « Амбросио, или Монах » (1796) Мэтью Льюиса . Значительная часть литературы ужасов этой эпохи была написана женщинами и продавалась в женской аудитории, а типичный сюжет — находчивая женщина, вынужденная спасаться из мрачного замка.
Готическая традиция процветала в литературе ужасов XIX века. Целый ряд историй и персонажей, которые популярны до сих пор, зародились в таких произведениях, как « Гензель и Гретель » братьев Гримм (1812), « Франкенштейн » Мэри Шелли (1818), « Легенда о Сонной Лощине » Вашингтона Ирвинга (1820), « » (1827), « Собор Парижской Богоматери » Виктора Гюго (1831), « » и (1847), « Алая буква » Натаниэла Хоторна (1850), работы Эдгара Аллана По и Шеридана Ле Фаню , « Странная история доктора Джекила и мистера Хайда » Роберта Луиса Стивенсона (1886), « Портрет Дориана Грея » Оскара Уайльда (1890), « Человек-невидимка » Герберта Джорджа Уэллса (1897) и « Дракула » Брэма Стокера (1897). Каждое из этих произведений создало прочную икону ужаса, замеченную в современных переосмыслениях на сцене и экране.
Распространение грамотности и появление дешёвых книг и периодических изданий уже в начале XX века привели к настоящему буму в жанре ужасов. Например, знаменитый готический роман Гастона Леру « Призрак Оперы » был сначала опубликован по частям в газете «Ле-Голуа» и лишь потом вышел отдельной книгой. В те же годы началась карьера американского писателя , писавшего для « бульварных журналов », таких как All-Story Magazine , затрагивавших в своих произведениях темы безумия и жестокости. Позже появились журналы, специализировавшиеся на историях жанра «ужасов», в том числе Weird Tales и Unknown Worlds .
В начале XX века началась карьера целого ряда значимых для жанра писателей. Среди них в первую очередь надо выделить почитаемого автора ужасов Говарда Филлипса Лавкрафта , чьё творчество было настолько уникально, что выделилось в отдельный поджанр — так называемые « лавкрафтовские ужасы », а придуманные им мифы Ктулху — произведения, объединённые своеобразной общей мифологией, стали пионером жанра . Большой вклад в развитие жанра принадлежит английскому историку- медиевисту Монтегю Родсу Джеймсу , вошедшему в историю мировой литературы как крупнейший мастер рассказа о привидениях , которому приписывают переопределение этого поджанра.
Важной и повторяющейся темой в литературе ужасов в XX веке становится серийный убийца . Жёлтая журналистика и сенсационализм увековечили и само явление и таких убийц, как Джек-потрошитель , и в меньшей степени, Карл Панцрам , Фриц Хаарман и Альберт Фиш . Пример этого можно найти в неопубликованном рассказе американского журналиста и сценариста «Работы восковых фигур». Тенденция продолжалась в послевоенную эпоху, частично возобновлённая после убийств, совершённых Эдом Гином . В 1959 году американский писатель-фантаст Роберт Блох , находясь под впечатлением от убийств Гина, написал « Психо », впоследствии дважды экранизированного. Убийства, совершённые в 1965—1966 годах Чарльзом Шмидом , вдохновили Джойс Кэрол Оутс опубликовать в 1966 году рассказ « » Серия жестоких убийств, совершённых в 1969 году Чарльзом Мэнсоном и членами его секты ещё больше повлияли на поджанр ужасов слэшер . В 1981 году американский писатель и журналист Томас Харрис написал роман « Красный дракон », положив начало циклу книг про доктора Ганнибала Лектера , блестящего судебного психиатра, серийного убийцу и каннибала . Говорят, что прототипом персонажа стал доктор Альфредо Балли Тревино. В дальнейшем Харрис написал ещё три романа про убийцу-каннибала, а их успешные экранизации превратили доктора Лектера в культовый персонаж.
Первые фильмы ужасов были вдохновлены многими аспектами литературы ужасов, заложив традицию киноужасов и поджанров, которая продолжается и по сей день. До появления кинематографа вкусы любителей насилия и предельно натуралистичной демонстрации крови и внутренностей удовлетворяли театры, такие как знаменитый парижский « Гран-Гиньоль » (1897—1963), на спектаклях которого кровь буквально лилась рекой, а натуралистичность сцен безумия заставляла зрителей падать в обморок. В некоторых языках (прежде всего во французском и в английском) имя театра стало нарицательным обозначением «вульгарно-аморального пиршества для глаз». Французский режиссёр и сценарист Морис Турнёр , желая привлечь аудиторию «Гран-Гиньоля», снял в 1912 году фильм «Лунатики». Подобные фильмы в конечном итоге привели к публичному протесту в США, в конце концов, заставив Голливуд в 1930 году принять так называемый Кодекс Хейса .
В 1950-х годах для любителей графического и предельно откровенного насилия стали выходить комиксы, такие как « Байки из склепа », публикуемые EC Comics . Обилие сцен, натуралистично изображающих насилие, сделало отношение общества к этим комиксам противоречивым, и, как следствие, они часто подвергались цензуре. В 1960-х и 1970-х годах киножанр слэшер , предназначенный как раз для любителей графического насилия и предельной натуралистичности, переживал расцвет. В конце 1978 года выходит фильма Джорджа Ромеро « Рассвет мертвецов », положивший начало новому поджанру ужасов — сплэттеру . Термин изначально был придуман самим Ромеро для своего фильма. По его же определению, это фильм, в котором кровь и отрезанные части тела занимали 80 % экранного времени.
На формирование поджанра апокалиптической зомби -фантастики повлияли Г. Ф. Лавкрафт и написанные им Cool Air (1925), In The Vault (1926) и The Outsider (1926), а также «Необыкновенный конфликт» Денниса Уитли (1941) и роман Ричарда Мэтисона « Я — легенда » (1954).
Одним из самых известных современных писателей ужасов является Стивен Кинг , известный своими романами « Кэрри », « Сияние », « Оно », « Мизери » и другими. Начиная с 1970-х годов Кингу удалось привлечь огромную аудиторию, за которую он был награждён в 2003 году. В число популярных современных авторов ужасов также включают Брайана Ламли , Джеймса Герберта , Дина Кунца , Клайва Баркера , Рэмси Кэмпбелла и Питера Страуба .
Популярны смежные жанры, такие как « », « городское фэнтези », эротическое готическое фэнтези. Элементы жанра ужасов всё чаще можно встретить за пределами жанра, причудливо перемешиваясь с другими жанрами, в том числе, далёкими от ужасов и фантастики. Так, в 2007 году был опубликован исторический роман в жанре мистического триллера американского писателя Дэна Симмонса «Террор» . В 2009 вышел роман Сета Грэма-Смита « Гордость и предубеждение и зомби », написанный в стиле мэшап , пародийно объединивший классический роман Джейн Остин « Гордость и предубеждение » (1813) с современными элементами зомби - хоррора и восточных единоборств . Комиксы « Джон Константин: Посланник ада » и « Хеллбой » объединили в себе исторический жанр, фэнтези и ужасы. Ужасы выступают в качестве одного из центральных жанров и в более сложных современных произведениях, таких как « » Марка Данилевского , финалиста Национальной книжной премии . Есть также романы ужасов для детей и подростков, такие как « Ученик монстролога » Рика Янси и серия книг «Ужастики» Роберта Лоуренса Стайна .
Зачастую в режиссуре жанра ужасов используется приём субъективный монтаж , для большей погруженности.
Исследования и критика художественной литературы ужасов почти так же стара, как сам жанр. В 1826 году готическая писательница Анна Радклиф опубликовала эссе, в котором выделила два элемента жанра: «террор» и «хоррор». В то время как «террор» — это чувство страха, которое имеет место до того, как произойдёт событие, «хоррор» — это чувство отвращения или омерзения после того, как произошло событие. Радклиф описывает «террор» как то, что «расширяет душу и пробуждает способности к высокой степени жизни», тогда как «хоррор» описывается как то, что «замирает и почти уничтожает их».
Современные исследования и критика художественной литературы ужасов опирается на ряд источников. В своих исторических исследованиях готического романа, такие специалисты как Девандра Варма и С. Л. Варнадо ссылаются на теолога Рудольфа Отто , концепция которого « нуминозность » первоначально использовалась для описания важнейшей стороны религиозного опыта, связанную с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия.
Достижения в жанре ужасов отмечаются отраслевыми наградами, учредителями которых обычно выступают отраслевые объединения писателей. Так, международная , созданная в 1985 году , вручает отличившимся авторам Премию Брэма Стокера , названную в честь автора романа о самом известном в культуре вампире « Дракула ». ежегодно награждает авторов Австралии , Новой Зеландии и Океании . Международная гильдия ужасов с 1995 по 2008 год ежегодно вручала авторам произведениям в жанрах «ужасы» и «тёмная фэнтези». — литературные награды в память Шерли Джексон за выдающиеся достижения в литературе психологической напряженности, ужасов и тёмной фантастики, которые вручают на ежегодном научно-фантастическом конвенте . Другие важные награды за литературу ужасов — это номинации общих наград за фэнтези и научную фантастику, таких как австралийская .
Некоторые авторы, чьи произведения обычно классифицированы как «ужасы» («хоррор»), тем не менее не любят этот термин, считая его слишком зловещим. Вместо этого они используют такие термины как «тёмная фантастика», « тёмное фэнтези », « готическое фэнтези » для ужасов со сверхъестественным, или «психологический триллер» для ужасов без сверхъестественного.
Stephen King, brand-name writer, master of the horror story and e-book pioneer, has received an unexpected literary honor: a National Book Award for lifetime achievement.
Путеводитель « » в Викигиде (англ.)