Interested Article - Хиджаб
- 2021-08-29
- 1
Хиджа́б ( араб. حجاب — букв. «преграда, завеса») в исламе — накидка, скрывающая тело и/или лицо, которую мусульманки надевают при выходе на улицу. В разных мусульманских странах приняты разные практики ношения хиджаба. Под словом «хиджаб» могут подразумеваться разные виды мусульманской одежды: накидка, покрывающая всё тело, только лицо или только голову. Консервативные течения в исламе считают ношение хиджаба одним из необходимых элементов мусульманской этики, при этом с борьбой за эмансипацию женщин в мусульманских странах распространились призывы к отказу от обязательного ношения хиджаба .
В изначальном смысле слова «хиджаб» — сама традиция покрытия тела и любая накидка, покрывающая тело и/или голову . В наши дни, особенно в немусульманских странах, под хиджабом часто подразумевается определённый тип такой накидки: головной платок, закрывающий волосы и шею, но оставляющий открытым лицо. В разных странах и регионах есть свои варианты хиджаба, закрывающие лицо и тело в разной степени: никаб , бурка , абайя , шейла, химар , чадра , паранджа и многие другие .
Религиозное значение
По традиции, ношение хиджаба возводится к Корану , однако данный обычай имеет доисламское происхождение . Первоначально ношение хиджаба было предписано только жёнам пророка Мухаммеда, о чём написано в тексте Корана и хадисах , но уже в раннем исламе хиджаб был признан обязательным для всех свободных мусульманок в рамках законов шариата .
Среди исламских богословов велись и ведутся споры о том, является ли ношение хиджаба правилом или только рекомендацией. Также ведутся дискуссии о том, предписывает ли текст Корана закрывать лицо. Некоторые фрагменты священных текстов считаются двусмысленными: среди таких, например, предписание женщинам закрывать грудь химаром или носить плащ- джильбаб . Существуют более либеральные интерпретации Корана, согласно которым женщина должна иметь скромный характер, но не обязана носить хиджаб .
Разновидности хиджаба
Традиции ношения и внешнего вида хиджаба сильно различаются в мусульманских странах .
Регулирование ношения хиджаба
В некоторых странах правительства поощряют ношение хиджаба женщинами, в других ношение хиджаба обязательно, в третьих его полностью или частично запрещают. В ряде стран, где ношение хиджаба не распространено и запрещено законом, активистки борются за право на ношение хиджаба в государственных учреждениях и школах в качестве символа своей религиозной идентичности .
Мусульманские страны
Ношение хиджаба обязательно в Йемене . В Иране с 1936 по 1979 годы ношение хиджаба было запрещено , а после Исламской революции 1979 года, наоборот, стало обязательным . В секторе Газа движение « Хамас » настаивает на ношении хиджаба, хотя законодательно он необязателен .
Ношение хиджаба обязательно в автономной индонезийской провинции Ачех . В 2001 году индонезийское правительство дало религиозным лидерам Ачеха право на введение обязательного хиджаба, чтобы подавить сепаратистские настроения в регионе .
В Турции ношение хиджаба запрещено в общественных местах и в зданиях суда, армии и полиции . До 2008 года ношение хиджаба было также запрещено в вузах , до 2013 года — во всех государственных организациях. В 2016 году запрет на ношение хиджаба был снят для женщин-полицейских .
Впервые демонстративный отказ от хиджаба имел место в Египте в 1870-х годах . В Сирии с 2010 года для всех посетителей вузов, за исключением учителей, действует запрет на головные уборы, закрывающие лицо. В Малайзии государственным служащим запрещено носить хиджаб . После революции 2010—2011 годов в Тунисе был отменён запрет на ношение хиджаба в общественных местах, введённый в 1981 году .
Принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд в 2018 году заявил, что по законам страны саудовским женщинам и мужчинам необходимо «одеваться прилично», но выбор одежды должен оставаться за ними .
В среднеазиатских республиках СССР в 1920—1930-х гг. проводились кампании по публичному отказу от ношения хиджаба, получившие название «ходжум» (от араб. حجوم — «наступление») . В наши дни в Туркменистане , Таджикистане , Киргизии , Узбекистане , Казахстане и Азербайджане действует запрет на ношение хиджаба в государственных и учебных учреждениях .
Другие страны
15 марта 2004 во Франции был принят закон, запрещающий носить на себе в образовательных учреждениях «символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность». В 2016 году было запрещено ношение буркини , накидки для плавания; позже запрет был частично снят .
С 2011 года во Франции запрещено ношение хиджаба, полностью закрывающего лицо. Франция стала первой европейской страной, введшей такой запрет. В том же году подобный закон был принят в Бельгии , в 2018 году — в Дании . Похожие законы есть в некоторых регионах Швейцарии , Италии и Испании . Такие запреты обычно не затрагивают ношение, например, никаба , который не закрывает глаза . В 2017 году в Австрии был принят закон, запрещающий сокрытие лица, в том числе ограничивающий ношение никаба или бурки и использование медицинских масок .
В нескольких регионах Германии ношение хиджаба в школах запрещено для учителей; в Баварии — в государственных и образовательных учреждениях. Школы Британии имеют право самостоятельно определять дресс-код для учеников и учителей .
Россия
В октябре 2012 года в Ставропольском крае России был введён запрет на ношение хиджаба в школах края, расположенных в районах с большинством мусульманского населения .
В феврале 2015 года Верховный Суд России признал законным запрет на демонстрацию религиозной атрибутики и ношение хиджаба в школах .
С 2007 года в Чечне женщины должны носить хиджаб в государственных учреждениях . В марте 2017 года парламент Чечни принял закон, разрешающий школьницам носить хиджаб в школах республики .
Доисламская традиция ношения платков
Женщины разных евразийских культур носили платки на голове задолго до появления ислама. Самые ранние найденные статуэтки, изображающие жриц с покрытой головой, датируются 2500 г. до н. э. Знатные женщины в древней Месопотамии , а также в Византии , Греции и Персии носили вуаль как знак респектабельности и высокого статуса . У ассирийцев были сумптуарные законы , в которых указывалось, какие женщины должны и какие не должны покрывать голову, в зависимости от класса, звания и занятия в обществе . Рабыням и проституткам носить вуаль запрещалось, за нарушение запрета они подвергались суровым наказаниям . Таким образом, вуаль была не только указателем аристократического звания, но также служила «различием между „респектабельными“ женщинами и <…> общедоступными» .
Строгое уединение и покрытие почтенных женщин также были обычными в Древней Греции . Между 550 и 323 годами до н. э., до христианства, респектабельные женщины в классическом греческом обществе должны были уединиться и носить одежду, которая скрывала их от глаз незнакомых людей .
Неясно, содержит ли Танах указания в отношении вуалирования, но раввинская литература представляет её как вопрос скромности ( ) . Скромность стала важной раввинской добродетелью в раннеримский период, и, возможно, она была предназначена для того, чтобы отличать еврейских женщин от не еврейских в греко-римском, а затем в вавилонском обществе . Согласно раввинистическим предписаниям, замужние еврейские женщины должны покрывать свои волосы, хотя сохранившиеся изображения завуалированных еврейских женщин могут отражать общие римские обычаи, а не конкретные еврейские обычаи . По словам , в начале христианства еврейские женщины закрывали голову и лицо .
Некоторые археологические данные свидетельствуют о том, что ранние христианские женщины в Риме покрывали свои головы. Сочинения Тертуллиана указывают на то, что ряд обычаев ношения платья ассоциировался с различными культами, к которым примерно в 200 году относились ранние христиане. Самый известный раннехристианский взгляд на вуалирование — это отрывок из первого послания к Коринфянам (11:4-7), в котором говорится : «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается». На эту точку зрения, возможно, оказали влияние римские языческие обычаи, такие, как покрытие на голове, которую носили жрицы Весты , а не еврейские обычаи . В свою очередь, жёсткие нормы, касающиеся покрытия и уединения женщин, найденные в христианской византийской литературе, были подвержены влиянию древнеперсидских традиций, и есть основания полагать, что они значительно отличались от реальной практики .
Смешение населения привело к сближению культурных традиций греческой, персидской и месопотамской империй и семитских народов Ближнего Востока . Возможно, что завуалирование и уединение женщин утвердились среди евреев и христиан, прежде чем распространиться на городских арабов высших классов и, в конечном счете, среди городских масс . В сельской местности было принято обычно покрывать волосы, но не лицо .
Всемирный день хиджаба
С 2013 года во всём мире 1 февраля отмечается неофициальный праздник — всемирный день хиджаба . В первый же год мероприятия прошли в более чем 67 странах; в последующие годы мероприятия проходили, в том числе, в России и на Украине .
См. также
- Куфия , мужской головной платок, популярный в арабских странах
- Одежда в исламе
- Покрытие головы в христианстве
Примечания
- ↑ , с. 278.
- ↑ : [ 4 января 2023 ] / В. О. Бобровников // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 44-45. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9 .
- ↑ Антон Мухатаев. . КоммерсантЪ (10 июля 2013). Дата обращения: 16 февраля 2021. 24 июня 2017 года.
- . CBBC Newsround . 2018-08-07. из оригинала 30 апреля 2019 . Дата обращения: 16 февраля 2021 .
- Пиотровский М. В. Ислам. Политиздат . 1988. с. 237
- «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они туго затягивали свои покрывала. Так их будут лучше отличать [от других женщин] и не подвергнут оскорблениям. Аллах — прощающий, милосердный», Аль-Ахзаб ( Османов ) . «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают», ан-Нур ( Кулиев ) . «Если вы просите у них [жён Пророка] какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец», Аль-Ахзаб .
- «Если женщина снимет одежду не в доме своего мужа, то великий и могучий Аллах опозорит её» (« Сахих аль-Бухари », 2708)
- ↑ Martin Asser (2006-10-05). . BBC News . из оригинала 11 апреля 2021 . Дата обращения: 1 апреля 2021 .
- . ТАСС (29 января 2018). Дата обращения: 16 февраля 2021. 18 мая 2018 года.
- Jewel Topsfield. (англ.) . The Sydney Morning Herald (6 апреля 2016). Дата обращения: 16 февраля 2021. 26 августа 2016 года.
- ↑ . BBC News . 2018-05-31. из оригинала 9 февраля 2018 . Дата обращения: 16 февраля 2021 .
- . BBC . 2008-02-09. из оригинала 22 января 2021 . Дата обращения: 16 февраля 2021 .
- (англ.) . (20 марта 2018). Дата обращения: 16 февраля 2021. 9 июня 2021 года.
- Дата обращения: 7 декабря 2013. Архивировано из 15 декабря 2013 года.
- . Дата обращения: 7 декабря 2013. 11 декабря 2013 года.
- . Дата обращения: 7 декабря 2013. 11 декабря 2013 года.
- . Дата обращения: 7 декабря 2013. 12 декабря 2013 года.
- . Дата обращения: 7 декабря 2013. Архивировано из 26 марта 2014 года.
- . BBC News . 2016-09-01. из оригинала 28 декабря 2020 . Дата обращения: 16 февраля 2021 .
- . BBC News . 2017-10-01. из оригинала 3 марта 2021 . Дата обращения: 1 апреля 2021 .
- от 25 августа 2018 на Wayback Machine // IslamTV. 27.04.2010.
-
*
.
Российская газета
. Дата обращения: 10 января 2013.
8 февраля 2013 года.
- . Дата обращения: 10 января 2013. 20 апреля 2013 года.
- . Газета.ру . Дата обращения: 10 января 2013. 28 марта 2013 года.
- . Русская служба Би-би-си . Дата обращения: 10 января 2013. 25 ноября 2012 года.
- НТВ . Дата обращения: 10 января 2013. 29 декабря 2012 года.
- . РИА Новости . Дата обращения: 10 января 2013. 25 ноября 2012 года.
- . Росбалт (11 февраля 2015). Дата обращения: 13 июня 2017. 8 июня 2017 года.
- . Дата обращения: 15 июля 2017. 31 марта 2017 года.
- Kahf, Mohja. From Royal Body the Robe was Removed: The Blessings of the Veil and the Trauma of Forced Unveiling in the Middle East (англ.) . — University of California Press , 2008. — P. 27.
- ↑ Ahmed, Leila. . — New Haven: Yale University Press , 1992. — С. 15.
- ↑ El Guindi, Fadwa . The Oxford Encyclopedia of the Islamic World (2009). Дата обращения: 22 августа 2016. 12 июня 2018 года.
- Ahmed, Leila. . — New Haven: Yale University Press , 1992. — С. 27—28.
- ↑ Richard Freund. . University of Hartford. Дата обращения: 22 августа 2016. Архивировано из 4 августа 2016 года.
- Ahmed, Leila. . — New Haven: Yale University Press , 1992. — С. 26—28.
- . Дата обращения: 15 июля 2017. 5 февраля 2017 года.
- . Дата обращения: 15 июля 2017. 28 июня 2017 года.
- . Дата обращения: 15 июля 2017. 10 июля 2018 года.
Литература
- научная
- // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 278. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- . — New Haven, Connecticut: Yale University Press . — ISBN 9780300055832 .
- . — Berg Publishers, 1999. — 242 с. — ISBN 1859739296 .
- (англ.) / Gabriel T., Hannan R.. — NY: Continuum, 2011. — 204 p. — ISBN 9781441187352 .
- Swami V., Miah J., Noorani N., Taylor D. (англ.) // . — London: The British Psychological Society , 2014. — Vol. 105, Issue 3 . — P. 352—363 . — doi : .
- богословская
- Мутаххари М. Вопрос хиджаба. — Садра, 2012. — 240 с. — ISBN 978-5-906016-02-7 .
|
В другом языковом разделе
есть более полная статья
(англ.)
.
|
- 2021-08-29
- 1