Interested Article - Петровское заговенье

Петровское заговенье — у православных славян праздник , посвящённый проводам весны, приуроченный к следующему после Троицы воскресенью — накануне Петрова поста ; местами — понедельник, первый день поста .

Другие названия

рус. Всесвятское, Русальное, Русальское, Русалкино, Ярилино, Крапивное , Яишное , Качальное, Луговое заговенье ; сербохорв. Пресвета, Петрове покладе, Сви свети, Водена недеља, Мале Троjце .

Традиции

По мнению некоторых исследователей Петровский пост был введен для отвлечения людей от купальской обрядности . В Петровское заговенье заканчивалась весна и наступало пролетье, в этот день проводились ритуалы, связанные с идеей умирания и воскресения .

На Руси проходили молодёжные гулянья , в которых принимали участие также молодые мужчины и женщины. Гулянья начинались с раннего утра или с обеда, продолжались до позднего вечера, а иногда шли всю ночь. Местом их проведения были обычно берега рек и озёр, где разводили костры, устраивали трапезы. Парни и девушки купались, мужчины и женщины принимали угощение, переходя от костра к костру. После захода солнца все раздевались и купались вместе. Затем старшие уходили домой, а молодежь продолжала гулять и развлекаться до самого утра .

В Новгородской губернии парни и девушки веселились весь день, а на закате шли с цветами и травами за околицу , обходили её кругом, а затем направлялись к полю. В момент, когда солнце скрывалось за горизонт, все становились на колени, кланяясь земле и восклицая: «Прощай, весна красная, прощай! Ворочайся скорее опять!». Затем с песнями шли на берег реки, где водили хороводы. Подобный обряд проводился и во Владимирской губернии, где прощаться с весной отправлялись все жители деревни во главе с девушками и молодыми женщинами .

В этот день в разных районах проводились обряды похорон-проводов русалки , соловушки, Горюна, Ярилы , Костромы , Чехони и т. д. Молодёжь изготавливала из соломы и старых вещей чучело (иногда с подчеркнутыми признаками пола), затем с плачем, причетанием и криком несли его к реке или на поле и там топили его или, разрывали на мелкие куски, разбрасывая их по полю .

«Яишным заговеньем» называли день в Вологодской губернии, в Васеляновской волости Кадниковского уезда его праздновали его во всех деревнях. Утром, после домашнего угощенья пирогом с яйцами, молодёжь шла к качелям, которые устраивались в постоянных местах. Качали молодёжь крестьяне — хозяева качелей, за плату. За катанье на качелях можно было в этот день расплатиться яйцами. С полудня начинались игры, песни и пляски. Главными в этот день были игры с яйцами: «перебой», «защурья», «по лотку» .

Яичным называлось заговенье и в некоторых местах Тюменского уезда . Там ближе к полудню народ шёл на берег реки, где разводили костры и варили яйца, окрашивая их в красно-коричневый цвет луковичной шелухой. У костров присаживались семьями, иногда по две-три семьи, а молодёжь поблизости катала яйца, водила хороводы. Затем проходили игры и состязания молодёжи. Завершался праздник вечером купаньем в реке; при этом горели костры, а мужчины стреляли из ружей. После купанья взрослые возвращались домой, а парни и девушки водили хоровод и играли всю ночь .

Игры, как правило, были связаны с любовно-брачной тематикой : « ящер », « горелки » , « пятнашки » , « коршун » , игры с мячом (« » , « » и др.).

См. также

Примечания

  1. , с. 346.
  2. , с. 306.
  3. , с. 220.
  4. , с. 237.
  5. , с. 10.
  6. , с. 169.
  7. , с. 134.
  8. , с. 568.
  9. , с. 121.
  10. , с. 568—569.
  11. , с. 220–221.
  12. , с. 382.
  13. , с. 253.

Литература

Ссылки

  • Тульцева Л. А.
Источник —

Same as Петровское заговенье