Interested Article - Триодь
- 2021-02-17
- 2
Трио́дь, Триодио́н ( от др.-греч. τρία — « три » и ᾠδή, ᾠδά — « песнь ») — в православной церкви общее название богослужебных книг , содержащих трёхпесенные каноны («трипеснцы»), откуда и происходит название.
Триоди покрывают круг подвижных праздников года, даты которых находятся в зависимости от дня празднования Пасхи : от подготовительных седмиц к Великому посту (то есть от Недели о мытаре и фарисее ) до первого воскресенья после праздника Святой Троицы (то есть до Недели Всех святых ). Первые две подготовительные седмицы Триодь используется только в воскресной службе на Неделю о мытаре и фарисее и на Неделю о блудном сыне , а начиная со службы на субботу перед Неделей о Страшном Суде — ежедневно.
Изначально Триодь существовала в виде единого сборника, а затем была разделена на две части — «Триодь постную» и «Триодь цветную» .
Триодь постная
- Триодь по́стная, Трипе́снец ( ср.-греч. Τριῴδιον , от др.-греч. τρία — « три » и ᾠδή, ᾠδά — « песнь ») содержит в себе молитвословия на дни Великого поста с приготовительными седмицами к нему и Страстной седмицы начиная с Недели о мытаре и фарисее и до Великой субботы включительно. Содержит песнопения в основном авторов VIII и IX веков , среди которых: Андрей Критский , Косма Маюмский , Иоанн Дамаскин , император Лев Мудрый и Феофан Начертанный .
Триодь цветная
- Триодь цветна́я ( ср.-греч. Πεντηκοστάριον , от др.-греч. Πεντηκοστή — « Пятидесятница » ) заключает в себе песнопения от Недели Пасхи до Недели Всех святых, то есть следующего воскресенья после Пятидесятницы . Название «Цветная триодь» происходит от праздника Входа Господня во Иерусалим или Неделя ваий (Цветная Неделя), так как в ранней богослужебной традиции вторая часть Триоди начиналась со службы вечерни пятницы, накануне Лазаревой субботы , связанной с праздником Входа Господня во Иерусалим. В России такое деление Триоди сохранялось до середины XVII века и было изменено в ходе реформы патриарха Никона . В старообрядческих изданиях по древней традиции Триодь постная закачивается вместе с Четыредесятницей , а Триодь цветная начинается с Лазаревой субботы .
Когда цветная Триодь начинается с Пасхи, её называют « Пентикоста́рион» , «Пентикоста́рий» (от др.-греч. Πεντηκοστή — «Пятидесятница»), а постную Триодь называют просто «Триодью».
История
Триодь восходит к единому комплексу песнопений тропарно - стихирного типа, предположительно сложившемуся в VII веке и носившему название « Тропологий» ( Τροπολόγιον ). Впоследствии единый кодекс распался на минейную (тексты неподвижного годового круга), триодную (тексты подвижного пасхального круга) части и Октоих (тексты седмичного круга).
Гимнографический состав Триоди показывает, что за некоторыми исключениями полный канон присутствует на воскресных службах, в то время как на буднях — только трипеснец и четверопеснец. Следовательно, можно считать, что изначальной позицией для полного канона является воскресенье. Идея полного византийского канона могла быть связана со своеобразным «суммированием», собиранием всех библейских песней недели в службе воскресенья — первого и одновременно восьмого дня, «праздников праздника и торжества торжеств». В богословии времени эта идея соответствует теории άνακεφαλαίωσις, или «совозглавления», выдвинутой ещё святителем Иринеем Лионским : «Христос собирает в Себе всего человека и Собою исполняет всё». Таким образом, воскресенье как День Господень (κυριακή ήμέρα) «возглавляет» всю неделю и вбирает её в себя, что отражается в такой гимнографической конструкции, как канон .
Примечания
- Здесь и далее слово «седмица» означает семь дней
- Здесь и далее слово «Неделя» означает воскресенье
- Мясопустная родительская суббота — предпоследняя перед Великим постом
- Красовицкая М. С. от 11 декабря 2008 на Wayback Machine . / Литургика.
- . Дата обращения: 18 апреля 2014. 19 апреля 2014 года.
- А. А. Лукашевич. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XI : « — Гомар ». — С. 669-672. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X .
- . Дата обращения: 18 апреля 2014. 19 апреля 2014 года.
- . Дата обращения: 18 апреля 2014. 19 апреля 2014 года.
- . Дата обращения: 3 октября 2017. 19 апреля 2014 года.
- Дата обращения: 11 декабря 2018. 5 декабря 2018 года.
Литература
- Протоиерей Серафим Слободской . Закон Божий . — Ульяновск МЦ «Информсервис Лимитед», 1997. — 726 с ISBN 5-87225-014-2
- Протоиерей Г. Дьяченко. Полный Церковно-Славянский Словарь. — издательство «Отчий дом», 2000. — 1122 с ISBN 5-86809-048-9
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-02-17
- 2