Interested Article - Кондак
- 2020-12-10
- 1
Конда́к ( греч. κοντάκιον ) — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвящённой тому или иному церковному празднику .
Классиком жанра является преподобный Роман Сладкопевец (Мелод) (VI век) .
Древние кондаки
Родиной кондака стала Сирия и Антиохия благодаря трудам св. св. Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста , под влиянием трудов которого находился святой Роман Сладкопевец, который съел таинственный свиток, подобно пророку Иезекиилю ( Иез. ) и апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову ( Откр. ). Кондак явился нарративным и дидактическим жанром гимнографии и связан с поэтизацией проповеди, в отличие от аккламационного и доксологического начала, свойственного другому гимнографическому жанру - тропарю .
Древние кондаки представляли собой многострофные поэмы. Например, Кондак на Рождество Пресвятой Богородицы содержит двенадцать строф и, соответственно, двенадцать рефренов .
В Кондаке на Рождество Христово содержится двадцать пять строф и столько же рефренов. Широкое распространение получили кондаки, состоящие из двадцати четырёх строф (по числу букв греческого алфавита ). На такие кондаки по внешнему виду стали похожи акафисты , в которых теперь двенадцать кондаков чередуются с двенадцатью икосами . В других случаях последовательность первых букв всех строф кондака образовывала акростих, прославляющий Бога или конкретного святого, память которого отмечалась в этот день .
Каждая основанная на изосиллабизме строфа заканчивалась общим для всего кондака рефреном («Единый Человеколюбец» или «неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашея»). Первая строфа представляла собой вступление ( проимнон , кукуль ), последняя — молитву («Спаси Твою паству» или «сохрани со пастырем сих верных»). Пример первой строфы с рефреном из Кондака на Рождество:
Дева днесь Пресущественнаго раждает,
и земля вертеп Неприступному приносит;
Ангели с пастырьми славословят,
волсви же со звездою путешествуют;
нас бо ради родися Отроча Младо,
Превечный Бог.
Строфы читал канонарх , рефрен (припев) пел народ.
Со времени экспансии ислама в VII веке , кондак — как радостный и праздничный жанр в богослужении стал вытесняться более строгим, сложным и «задумчивым» каноном . Окончательная победа канона произошла лишь после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 года .
Однако на Руси хождение древних форм кондака, распеваемого в храмах особым «Кондака́рным распевом» Знаменного пения продолжалось: были распространены специальные сборники кондаков, например известный « Благовещенский кондакарь ». Принятый ещё в Киевской митрополии Студийский устав опирался на столичные обычаи Константинополя , в котором со времён святого Романа Сладкопевца получили распространение различные кондаки.
Но вслед за остальными поместными церквами Русская православная церковь в XV веке перешла на Иерусалимский устав , в традициях которого приоритет имеют уже Библейские песни в составе канонов. Кондак оказался «в тени», количество строф в нём сократилось до одной, и теперь кондак почти не отличается от тропаря . Новое своё развитие кондак получает в многочисленных акафистах.
Поздние кондаки
В позднейшем православном богослужебном обиходе сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом , которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах .
Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поётся и читается при отпевании священника или архиерея .
Кондаками также называются меньшие по объёму (в отличие от икосов ) строфы акафиста .
Устав о пении кондаков содержится в Типиконе (глава 52, а также главы 23, 4, 5, 12, 13, 15).
Известные кондаки
Примечания
- Дата обращения: 6 июля 2015. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
- от 7 июля 2015 на Wayback Machine .
- Диакон Владимир Василик . от 5 декабря 2018 на Wayback Machine — СПб., 2006. — С. 308.
Литература
- Вениамин (Краснопевков-Румовский). / Новая Скрижаль, или Объяснение о церкви, о литургии, и о всех службах, и утварях церковных, в четырёх частях. — М.: Изд-во Правосл. братства Свт. Филарета, митрополита Московского, 1999. — С. 78.
- Священник магистр Григорий Дьяченко. / Полный церковнославянский словарь со внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений. — Тип. Вильде, 1899. — С. 261.
- 2020-12-10
- 1