Interested Article - Техника иконописи

Техника иконописи обычно заключается в том, что на деревянную основу с выбранным углублением — « ковчегом » (или без него) наклеивается ткань — « паволока ». Далее наносится меловой или алебастровый грунт — « левкас ». После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы. Затем (в отдельных случаях) делается « графья » или « прорезь », прорезающая контур, с помощью заточенной иглы, позволяющая не сбиться в последующей работе. Что является важным требованием в работе с ликом . Этот процесс в русском иконописании называется «знаменить», а мастер, выполняющий эту работу, называется «знаменщик» .

Следующим этапом является позолота площадей нимбов и фона. Далее работа разделяется между личниками (они работают с лицом, а также с тем, что входит в понятие лика языка иконописи - « маленькие лица нашего существа » руки и ноги) и доличниками (в их работу входит все остальное - тело, одежды, палаты, архитектура, деревья, скалы и прочее) .

Первый этап непосредственно живописной работы — « роскрышь » — прокладка основных тонов. Краски (яичная темпера на натуральных пигментах ) в первую очередь накладываются на фоны, затем покрываются элементы пейзажа, растительность (« тра́вы »), строения (« пала́ты ») и пр., а также одежды персонажей (« доли́чное »). После этого тёмным тоном (« санкирем ») заполняются контуры ликов и другие обнажённые участки тела (« лично́е »). Далее следует повторная обводка контуров рисунка. Следующий этап — « пробелка » доличного и « охрение » личного — постепенное высветление выпуклых частей изображения. Процесс работы над ликом завершает наложение « оживок » — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения.

На заключительной стадии следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист .

В русской иконописи икону создавали несколько мастеров, а если по каким-то причинам икона была написана от начала до конца одним мастером, то это было исключением и присутствие других мастеров как бы имелось ввиду. По словам Павла Флоренского , « икона, даже первообразная, никогда не мыслилась произведением уединенного творчества, она существенно принадлежит соборному делу Церкви, и даже если бы по тем или иным причинам икона была от начала до конца написана одним мастером, то какое-то идеальное соучастие в ее написании других мастеров подразумевалось » .

Важный и обязательный этап живописи — выполнение подписи, однозначно связывающей изображение с первообразом. По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем — натуральной олифой .

Символика процесса иконописи

Иконописец, создавая икону, подобен Богу -Творцу в создании мира (аналог семи дней Творения в книге Бытие Ветхого Завета ). Первым на иконе появляется свет (название фона в иконописи), затем раскрывается позем (земля) и вода, растения, животные, строения, одежды и пр., последним появляется лик человека. После завершения живописи икона подвергается олифлению , «варёным маслом» (елеем) что рассматривается как аналог обряда елеопомазания .

Материалы, используемые в иконописи, представляют растительный ( доска ), минеральный ( пигменты красок ) и животный (яйцо темперы, рыбный или мездровый клей) мир.

Образ не создаётся иконописцем, но проявляется на иконе, о чём свидетельствует терминология: изображение постепенно раскрывается в ходе роскрыши и последующих процессов иконописания.

Примечания

  1. .

Литература

См. также

Источник —

Same as Техника иконописи