Иисус Христос
- 1 year ago
- 0
- 0
Второ́е прише́ствие Иисуса Христа — событие, ожидаемое во всех христианских конфессиях и в исламе , предвозвещённое в Новом Завете . Одно из догматических положений Церкви , зафиксированное в Никео-Цареградском Символе веры , в его 7-м члене:
Верую <...> во Единого Господа Иисуса Христа <…> паки Грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
Оригинальный текст (греч.)Πιστεύω εἰς ἕνα Κύριον Ἰησοῦν Χριστόν <…> πάλιν ἐρχόμενον μετὰ δόξης κρῖναι ζῶντας καὶ νεκρούς, οὗ τῆς βασιλείας οὐκ ἔσται τέλος
Некоторые из пророчеств Ветхого Завета о « дне Господнем » (дне Яхве ) в христианской традиции также связываются со Вторым пришествием.
Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет. И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?
— Иоил.
Теме второго пришествия Иисуса Христа посвящено множество пророчеств Нового Завета . В том числе, сам Иисус Христос в них неоднократно говорит о своём втором пришествии ( Мф. ; ; ; Мк. ; Лк. ), о нём повествуют и апостолы ( 1Ин. ; 1Кор. ; 1Фес. ) и потому оно было общим убеждением Церкви во все времена и вошло почти во все древние символы веры .
В текстах Библии Иисус Христос и апостолы не только не указывают определённо на день и час второго пришествия, но даже прямо говорят о невозможности для человека знать это ( Мф. ; Деян. , ; 2Пет. и др.).
Иисус говорил своим ученикам о втором пришествии:
Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет. Мф.
Некоторые учёные считают, что в этой фразе Иисус сказал не «род», а «поколение». Что если бы он хотел сказать «род», то употребил бы слово genos (род), а не genea (поколение) .
В таком случае, учитывая предыдущие заявления Иисуса и если буквально понимать сказанное, Второе пришествие должно было случиться во время жизни людей, живущих в одном поколении с Иисусом, но в неизвестный день и час.
По мнению историка , ранние христиане ожидали возвращения Иисуса во время жизни поколения, при котором умер Иисус, и то, что Иисус не явился, удивило сообщества ранних христиан
Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. 1Ин.
Апостолы также указали некоторые признаки этого времени, как то: появление многих лжехристов ( Мф. ; 1Ин. ), распространение проповеди евангельской по всему миру, всем народам ( Мф. ), оскудение веры и любви в людях ( Мф. ; Лк. ), страх перед бедствиями, которые должны постичь Землю ( Лк. ) и явление беззаконника ( греч. ὁ ἄνομος ) ( 2Фес. ), то есть антихриста .
В притче о смоковнице ( Мф. , ; Лк. ) Иисус Христос указал способ определения приближения Дня Господня: когда деревья распускаются — то лето близко. Когда «пришествие Сына Человеческого» будет «близко, при дверях», то ученики будут способны это узнать ( Мф. ). Христос просит учеников увидеть приближение Царствия Божьего и восклониться ( Лк. , ).
Как и в пророчествах Ветхого Завета , пророчества Нового Завета говорят о том, что второму пришествию будут предшествовать многие катаклизмы (землетрясения) и знамения на небе (помрачения солнца и луны, падения звёзд с неба).
И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою.
— Мф.
Согласно текстам Нового Завета, Второе пришествие Христово для суда над миром будет видимым для всех людей на Земле .
С учением о Втором пришествии Христа тесно связана доктрина о Восхищении (Вознесении) Церкви , основанная на ряде отрывков Нового Завета ( «потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» 1Фес. , а также 1Кор. и др.) Согласно им, при Втором пришествии Церковь будет восхищена на небо для встречи со Христом.
В христианском богословии существуют разные мнения относительно времени Восхищения Церкви: будет ли оно происходить одновременно со Вторым Пришествием, либо за некоторое время до него (перед периодом или в середине периода Великой скорби ).
Автор «Лекций по систематическому богословию» Генри Кларенс Тиссен нашёл утверждения о том, что Восхищение и Второе пришествие — разные события, разделённые во времени, уже в древних христианских произведениях: трактате «Против ересей» Иринея Лионского и «Пастыре» Гермы . Однако, по мнению Тиссена, в первые века христианства «существовала некоторая путаница в этом вопросе» . После провозглашения Миланского эдикта и в последующем обретении Христианской церковью легального статуса, «Церковь обратилась к аллегоризации тех мест Писания , которые говорят о пришествии Господа» , — отметил Тиссен .
Второе пришествие Иисуса Христа будет славным: Он явится не уничижённым сыном человеческим, как в первый раз, но как истинный Сын Божий, окружённый ангелами, служащими Ему ( Мф. ; ; Мр. ; 1Фес. и проч.).
Перед вторым пришествием произойдёт воскресение умерших во Христе и изменение верных, оставшихся в живых. В некоторых христианских конфессиях ( баптисты , пятидесятники и др.) считают, что в это время произойдёт восхищение Церкви и встреча её с Иисусом Христом в облаках. ( 1Фес. , ; 1Кор. ; Флп. ; 1Ин. ).
После Страшного суда наступит вечность, — блаженная в общении с Иисусом Христом для одних и мучительная — для других. ( Ин. ; Дан. и проч.)
Брань антихриста с Церковью Христовой будет продолжаться три с половиной года ( ), и по окончании этого времени будет пришествие Христово [ источник не указан 77 дней ] .
Согласно тексту Нового Завета этому событию будут предшествовать:
Майтрея (санск. Maitreya — «Милосердный») — в мифологии буддизма — ожидаемый Будда. В буддийских легендах рассказывается, что Будда встретил Майтрейю на небесах Тушита и назначил его своим преемником на земле, дабы он появился в образе Будды в далёком будущем.
Вот что говорил о приходе Бодхисаттвы Майтрейи (который в будущем станет Буддой) Великий мудрец Гаутама Шакьямуни Будда , основатель буддизма: «Итак, мои братья! В те дни предстанет в мире Возвышенный, Который будет вещать под именем Майтрейя (трёх архатов , достигших совершенного просветления), одаренный мудростью и справедливостью блаженный Отрок, знающий мир, несравненноподобный Вождь, укротитель человечества, Учитель дэв и людей, вознесенный Будда, равный Мне. Он восстановит нормы — милосердные в начале, милосердные в середине и милосердные в конце. Он будет проповедовать жизнь полноценную, истинную — внешне и духовно. И Он будет возглавлять многотысячное Братство, как Я сейчас возглавляю многосотенное братство…» — вольный перевод отрывка из сутры «Львиный рык миродержца» (Cakkavatti Sīhanīda sutta), входящей в « Дигха-никая ».
Согласно исламскому вероучению, в конце времён перед Концом Света появится Аль-Масих ад-Даджаль (лжемессия, антихрист). Его появление ознаменует те испытания, которые выпадут людям. Владычество ад-Даджаля продлится несколько лет, после чего он соберёт под своим предводительством огромную армию и начнёт войну против тех, кто отверг его. И в этот момент явится с небес Иса и сокрушит Даджаля. Затем Иса объединит мир под единым владычеством и на основе единой религии ислама.
В одном из хадисов сподвижника пророка Мухаммеда Абу Хурайры приводится рассказ о втором пришествии Исы: «Посланник Аллаха сказал: „Клянусь Тем, в чьих руках моя жизнь. Скоро, очень скоро сын Марьям сойдёт к вам как судия справедливый. Он разобьёт кресты, убьёт свиней, отменит налог с иноверцев и настолько умножит богатство, что никто уже не будет желать его. И это будет так, что один земной поклон станет предпочтительней земного мира и всего, что есть в нём“».
В иудейской эсхатологической литературе описывается приход двух мессий. Первым придёт мессия, сын Иосифа, чтобы пострадать и погибнуть, после чего второй мессия, сын Давида, явится, чтобы воцариться и править .
Иудаизм признаёт за Пришествие Мессии только такое положение дел, при котором будут осуществлены пророчества древних еврейских пророков — в частности, на всей Земле установится всеобщий, вечный мир, исчезнет зло, преступность:
Христиане ожидают реализации этих пророчеств при «втором пришествии Иисуса Христа», различаясь при этом с иудеями в вопросе «приходил ли уже мессия раньше», то есть будет ли это Пришествие Мессии вторым или первым.
По мнению части католиков и протестантов , иудаизм и христианство представляют собой «эсхатологическое единство» и, соответственно, еврейские представления о Мессии идентичны представлениям о Втором Пришествии Иисуса. В христианской среде широкое распространение получили взгляды о том, что в Новом Завете недвусмысленно сказано, что во время или после Второго пришествия все иудеи уверуют в Иисуса Христа. Эти представления основаны на понимании высказывания в Рим.11:26 «и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова». Разное понимание того, кого следует понимать под «Израилем» (этнических евреев или христиан как « духовный Израиль »), приводят к различным богословским выводам.
Ранние христиане воспринимали пророчество о втором пришествии буквально, ожидая прихода Иисуса Христа во плоти и наступления Царства Божия ещё при их жизни.
Одна из первых исторически документированных попыток духовно возглавить иудеев связана с иудеем Симоном бен Косеба ( Бар-Кохба , «сын звезды»), объявившем себя мессией. Бар-Кохба в 131 году повёл своих сторонников на вооружённое восстание против Римской империи , освободил только что отстроенный Иерусалим ( Элия Капитолина ) и был объявлен царём иудейским. Палестинские христиане первоначально примкнули к восстанию, но отказались называть Бар-Кохбу мессией, что привело к конфликту, и в конечном итоге обострило отношения христиан с правоверными иудеями . Летом 135 года восстание было подавлено императором Адрианом , а вера ранних христиан в быстрое наступление второго пришествия пошатнулась.
В последующие века находились люди, заявлявшие, что являются Иисусом Христом. К некоторым из них общество относилось как к психически больным или мошенникам, другим удавалось собрать вокруг себя то или иное количество последователей.
Среди тех, кто утверждал, что является пришедшим во второй раз Иисусом Христом, были: