Interested Article - Преполовение
- 2020-10-10
- 1
Преполове́ние ( Преполове́ние Пятидеся́тницы , Преполовение Господне , греч. Μεσοπεντηκοστή ) — христианский праздник , отмечаемый на 25-й день по Пасхе . Отмечается всеми Православными , а также Восточнокатолическими церквями византийского обряда .
Этимологически рус. пол ~, полов ~ , греч. μεσο~ , англ. mid~ и т. п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Пятидесятницей ( днём Святой Троицы ).
История
Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древнейших христианских праздников. Отмечая, что ни в Апостольских правилах (правило № 37), ни в деяниях Антиохийского собора (правило № 20) праздник Преполовения ещё не упоминается, С. В. Булгаков относит его установление ко временам Иоанна Златоуста (конец IV века ) . Наиболее раннее на сегодня упоминание о нём в богослужебной литературе зафиксировано в грузинском переводе иерусалимского Лекционария VII—VIII веков. .
Гимнографические произведения, посвящённые Преполовению, датируются начиная с V века ( ) . Впоследствии песнопения к этому празднику пишут Андрей Критский ( VII век ), Иоанн Дамаскин ( VIII век ) и Феофан Исповедник ( IX век ) — их произведения используются в богослужении и в настоящее время . Православная энциклопедия упоминает в списке гимнографов Преполовения Иоанна Дамаскина и Козьму Маюмского (Иерусалимского) .
Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения Пятидесятницы был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Константинополя, некогда самого большого христианского храма в мире.
Литургика
Преполовение Пятидесятницы празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды по Пасхе и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья — неделя о самаритянке — совмещается со службой попразднества Преполовения Пятидесятницы. Предпразднства этот праздник не имеет .
Располагаясь в литургическом календаре между праздниками Пасхи и Сошествия Святого Духа , праздник Преполовения Пятидесятницы служит некоей связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Пятидесятницы Церковь напоминает и о приближении праздника Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа:
Просветившеся братие воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преискренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа…
Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии .
В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения Пятидесятницы «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озёрах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.
Богослужебные особенности
Накануне Преполовения Пятидесятницы великая вечерня совершается отдельно от утрени . Хотя на ней и стихословится рядовая кафизма (а не « Блажен муж », как обычно на великой вечерне), но положены:
- вечерний вход с кадилом
- три паремии , подчёркивающие главную литургическую тему праздника — призвание всех людей к воскресшему Христу:
- Мих. (обращение всех народов к Богу: « И будет Он судить многие народы, и обличит многие племена в отдаленных странах; и и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать »), Мих. (пророчество о рождении Христа в Вифлееме : « И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных », неточно цитируемое в Мф. ) — одна из 8 паремий навечерия Рождества Христова.
- Ис. (призыв идти к живым водам: « Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко ») — одна из 13 паремий навечерия Богоявления .
- Прит. (призыв обратиться к Премудрости « И скудоумному она сказала: „идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путём разума“ ») — одна из 3 паремий Богородичных праздников.
и так далее, как на великой вечерне. Однако стихиры Пасхи не поются .
Празднику законному преполовляющуся, всех Творче и Владыко, к предстоящим глаголал еси Христе Боже: приидите и почерпите воду безсмертия; тем же Тебе припадаем, и верно вопием: щедроты Твоя даруй нам, Ты бо еси источник жизни нашея .
— Преполовение. Кондак, глас 4.
Хотя совершается великая вечерня, на утрене нет полиелея , но только великое славословие . На Преполовение Пятидесятницы поются два праздничных канона — Феофана Исповедника (с воскресными ирмосами 4 гласа ) и Андрея Критского . Перед девятой песней канона «Честнейшая» не поётся. Катавасия составлена из ирмосов второго канона.
На литургии совершается рядовое чтение из Деяний Апостольских ( Деян. ), а евангельское чтение посвящено теме праздника — проповеди Христа в Храме в преполовение праздника кущей ( Ин. ). В сам день Преполовения задостойником является ирмос девятой песни второго праздничного канона: «Чужде матерем девство», в последующие дни (вплоть до отдания ) — ирмос девятой песни пасхального канона «Светися» .
Иконография
В иконографии подчёркивается тема Преполовения как праздника Христа-Учителя. Иконописцы отражают содержание праздничного Евангельского чтения Ин. , которое в седальне на утрени пересказывается следующим образом:
Владыка всех во храме стоя, празднику преполовившуся Пятдесятницы честныя, евреем беседуя, обличаше яве в дерзновении мнозе, яко Царь сый и Бог, мучительство тех дерзостное: нам же всем дарует за благоутробие, велию милость .
— глас 5.
При этом изображение может также трактоваться как более ранний эпизод из детства Иисуса:
Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
— Лк.
В таких изводах появляется изображение Богородицы и Иосифа.
Иисус изображается отроком или юношей, сидящим посреди внимающих Ему старцев. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота указывает « В храме Христос сидит на возвышенном седалище и в одной руке держит неразвернутый свиток, а другую протянул. По обе стороны его сидят книжники и фарисеи и, смотря друг на друга, недоумевают. За седалищем стоят Иосиф и Богородица. Она указывает ему на Христа » . При этом фигура Христа традиционно увеличена по сравнению с ними, подчёркивая его духовное превосходство.
Храмы
В Пскове есть построенная в XV-XVI веках церковь Преполовения Пятидесятницы на Спасском подворье , переданном в настоящее время Спасо-Елеазаровскому монастырю .
У славян
Названия дня
рус. Препалавиньё, Плавенья, Праплавенье , ю.-рус. Правая среда ; белор. Прапалавенне, Перапалаўная серада , Градавая, Грамавая, Палавенская серада, Серадапоніца ; укр. Рахманський великдень, Переполовення, Права середа ; болг. Русалския ден, Русальная среда .
Традиции
Этнографы неоднократно отмечали, что праздник Преполовения принадлежит к числу тех, «истинное значение которых почти совершенно непонятно для народа». Крестьяне по-своему интерпретировали символизм и церковные положения, приурочили к празднику те действия, которые, как считалось, должны были способствовать росту трав и хлебов, здоровью людей и скота .
В этот день освящали реки и озёра . «Эту воду пили, когда плохо, кто заболеет. Скотина с глаз съедеть, тогда идут за женщиной. Она ситу переворачивает и святой водой поливаеть, и он (скотина) весь встрепыхнётся и уставае (встаёт)» . Считалось что сакральная сила воды повышалась, если при её набирании и перенесении в дом соблюдались особые условия и запреты. Первейшим из таких требований было хождение по воду ранним утром до восхода солнца. Высоко ценилась вода, которую удавалось набрать раньше всех, её называли непочатой ( укр. непочата , рус. непитая ). При набирании запрещалось отливать воду из ведра или зачерпывать вторично, следовало соблюдать полное молчание при перенесении её в дом ( рус. немая вода ). Дома такой водой умывались, поили больных, кропили скот, ульи, хозяйственные постройки, использовали для гаданий ; сосуд с водой закапывали в поле, в винограднике, клали в основание строящегося дома и т. п.
При водосвятии в этот день обливали друг друга водой . На Подолье считали, что если в этот день облить водой ведьму, то она не сможет задерживать дожди и лето будет урожайным . Обычно на Преполовение во время засухи служили молебен .
Ходили в лес за травой. Делали в лесу яичницу (см. Кумление ).
В селе Ростошь Воронежской области на «Праплавенье» «молили курку». Женщины собирались и наряжались в кокошники. Еду готовила одна женщина. Мужчины сохой делали круг в земле, а в нём крест. В нём девушки «опахивались», танцевали, пели. Это делали на «планте» (площади, широкой улице). Ходили по планту с гармоникой .
В Сибири об этом дне говорили: «Богоматерь приплыла на камню» или «Богородица приплыла на святой льдинке» .
В Белоруссии народ давал своё объяснение дню: «В этот день Иисус Христос купался и переплыл через море. С этого дня разрешается купаться до Ильи (20 июля) ». На Преполовение советовали сажать лук, чтобы он не был слишком горьким. Говорили, что дикие птицы стерегут в этот день свои гнёзда, и поэтому их легко можно поймать. Существовало поверье, что если просушить одежду в «Перапалаўную сераду», которая также называлась сухою, исчезнет моль .
В Болгарии существует поверье, что в среду Преполовения (25 день после Пасхи), которая называется в народе «Русальная среда», русалки «собираются в дорогу», поэтому и женщины не пряли, не ткали, не шили и тому подобные занятия не практиковали ради здоровья. Согласно поверью, русалки приходят на «Спасовдень» ( Вознесение ). В болгарском селе Валя-Пержей (Молдавия) верили, что в этот день — здесь его называют ещё «Черната сряда» — приходят « русали » (или « русалки »); в церкви освящали полынь; женщины собираются их «встречать» за трапезой с постными блюдами и вином, в которое кладут полынь .
Поговорки и приметы
- Если на преполовение мелководье, то разлива не будет (пермск.) .
- В преполовение Богородица Волгу переплыла (Поволжье) .
- Преполовение, правая среда — рохманьский великдень (укр.) .
Примечания
- .
- ↑ Преполовение — греч. Μεσοπεντηκοστή ; англ. mid-pentecost , тж. meso-pentecost) — малый господский праздник. Православная энциклопедия. . Дата обращения: 7 августа 2010. 24 апреля 2012 года.
- ↑ Булгаков С. В. . Дата обращения: 7 августа 2010. 10 марта 2012 года.
- Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. — Т. T. 1. [Pt. 1.]. — С. 161. , ibid. [Pt. 2.] P. 128
- Дата обращения: 8 августа 2010. 9 августа 2011 года.
- . Дата обращения: 8 августа 2010. 19 апреля 2012 года.
- ↑ , с. 102.
- ↑ , с. 200.
- ↑ .
- , с. 113.
- ↑ .
- ↑ , с. 244.
- , с. 16.
- ↑ от 17 июля 2014 на Wayback Machine // РЭМ
- , с. 387.
- , с. 165.
- .
- ↑ , с. 376.
Литература
- Брокгауз и Ефрон. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Вода / Л. Н. Виноградова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 386–390. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах: Всенародный месяцеслов. — СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1901. — Т. 1. — 691 с.
- / Сост. Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
- Квилинкова Е. Н. // Вести Гагаузии. — 2001. — № 9, 16, 23 октября . 20 июня 2012 года.
- Ковалов А. И. // Международная научная конференция «Сохранение культурного наследия в странах Европы» (г. Кишинёв, 25–26 сентября 2008 г.). — Chişinău: "Busines-Elita" SRL, 2009. — С. 244—248 .
- Православие и традиционная народная культура Рязанской области. — Рязань: Ряз. обл. науч.-метод. центр нар. творчества, 2001. — 220 с. — (Ряз. этногр. вестн.).
- Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина; Сост. Ф. Селиванов, Б. Кирдан, В. Аникин. — М. : Художественная литература, 1988. — 431 с. — (Классики и современники). — ISBN 5-280-00027-2 .
- Васілевіч Ул. А. (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А. С.. — Мн. , 1992. — С. 554—612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
- Лозка А. Ю. Беларускі народны каляндар (белор.) . — Мн. : Полымя, 2002. — 238 с. — ISBN 98507-0298-2 . (белор.)
- Сапіга В. К. . — К. : Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9 . от 17 февраля 2014 на Wayback Machine (укр.)
Ссылки
- от 17 февраля 2013 на Wayback Machine
- Булгаков, С. В. Месяцеслов и Триодион православной церкви . — 1898.
- Булгаков, С. В. . — 1900.
- (недоступная ссылка с 12-05-2013 [3900 дней]) : « Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы»
- от 10 марта 2012 на Wayback Machine
- от 9 августа 2011 на Wayback Machine
- от 14 марта 2012 на Wayback Machine
- от 6 мая 2011 на Wayback Machine // Российский Этнографический Музей
- (недоступная ссылка с 12-05-2013 [3900 дней])
- 2020-10-10
- 1