Западное христианство
- 1 year ago
- 0
- 0
Эзотерическое (от др.-греч. ἐσωτερικός — внутреннее, тайное, скрытое) христианство — термин, которым характеризуют себя некоторые оккультные учения, претендующие на обладание «скрытым», «истинным» пониманием христианства, доступным, по их мнению, только для узкого круга «просвещённых», «инициированных» и в высшей степени образованных людей .
Сами последователи эзотерического христианства расценивают христианство как религию , исполненную великих таинств , и открыто утверждают существование и обладание определёнными эзотерическими доктринами и практиками, дающими к ним ключ .
С точки зрения известного миссионера протодиакона Андрея Кураева , «Протестантизм прав — в христианстве не существует эзотерического учения. Но протестантизм забыл об эзотерике культа, о его таинственности» , и, таким образом, термин «эзотерическое христианство» не используется и трактуется как неприемлемый. В то же время, известный философ и историк В. В. Бычков отмечает «раннехристианскую и раннепатристическую эзотерическую традицию на сокрытие сущностных христианских истин от непосвященных» .
Учения, относящие себя к эзотерическому христианству, часто объединяет несколько общих признаков:
Ранние христиане использовали слово греч. μυστήριον ( мистерии ) для обозначения таинств христианской церкви. В Ветхом Завете слово «mysterion» эквивалентно еврейскому sôd, «тайна» ( Прит. ; Иудифь. ; Сир. ; 2 Мак. ).
В Новом Завете слово таинство обычно применяется по отношению к возвышенному откровению Евангелия ( Матфея. ; Колоссянам. ; 1 Тимофею. ; 1 Коринфянам. ), воплощению и жизни Спасителя и Его проявлению в проповедях апостолов ( Римлянам. ; Ефесянам. ; ; Колоссянам. ; ). Теологи называют таинством раскрытие истин, которые превосходят естественный ум, так как, в узком понимании, таинство — истина , превосходящая тварный интеллект .
Невозможность достижения понимания таинства рациональным путём приводит, по мнению оккультистов, к внутреннему или скрытому пути понимания христианских таинств, который получил название эзотерического в эзотерическом христианстве .
Эзотерики полагают, что даже будучи открытыми и при наличии веры, таинства все равно остаются неясными и сокрытыми пока длится смертная жизнь, если только понимание таинств не делается возможным при помощи эзотерики .
Некоторые современные ученые [ кто? ] полагают, что на ранних стадиях христианства ядро устного обучения было унаследовано от палестинского и эллинистического иудаизма , который сформировал основу тайной устной традиции, в IV веке названной disciplina arcani , которая, как полагают богословы, придерживающиеся господствующего мнения, содержится только в частях литургии и в некоторых других традициях, которые остаются частями некоторых ветвей основного христианского течения (например, доктрина транссубстанциации, как полагают католические теологи, была частью disciplina arcani ) .
Эзотерики уверены, что disciplina arcani , практиковавшаяся в раннем христианстве, являлась неким тайным, эзотерическим учением, отличавшимся от явного учения.
Однако в христианском понимании термин disciplina arcani имеет иное, довольно узкое значение. Например, согласно Православной энциклопедии:
Disciplina arcani (реже arcana; лат. — тайное учение), совр. термин, означающий правило древней Церкви не допускать присутствия некрещеных (включая оглашенных) при совершении таинств — прежде всего Крещения и Евхаристии. D. a. подразумевала запрет на разглашение чинопоследования таинств и их смысла, а также точной формулировки крещального Символа веры и молитвы «Отче наш» до перехода желающего креститься в разряд «приступающих ко просвещению» .
Действительно, процедура оглашения в первые века совершалась в обстановке тайны. Георгий Флоровский указывает, однако, что тайна относилась не к учению, а к формулам и обрядам и имела скорее педагогический смысл:
И потому сообщаемый и разъясняемый в это время Символ надлежит «памятью начертывать в сердце», повторять его устно, не записывая на бумагу, и читать его тайно, чтобы кто не подслушал. Эта disciplina arcani, распространяющаяся в Церкви, в особенности в IV веке, имеет пастырский и педагогический смысл и может быть отражает Александрийскую тeopию о ступенях ведения. Возможно, что в ней отразилась и практика древних языческих мистерий… Она относится не столько к учению, сколько к формулам и обрядам .
Тертуллиан писал о вынужденном сокрытии сведений о христианском богослужении в обыденной жизни ввиду непонимания и насмешек со стороны язычников; при этом язычники все равно знали, что совершается в Церкви .
Крупный специалист по античности и христианской истории академик С. С. Аверинцев указывал на принципиально иной смысл явления disciplina arcani в раннем христианстве по сравнению с эзотеризмом гностиков или масонов:
Вообще говоря, любое религиозное и тем более мистическое сознание принуждено создавать для себя систему сакральных знаков и символов, без которых оно не могло бы описывать своё «неизрекаемое» содержание; <…>это так же присуще византийскому богословию, как даосской, или буддийской, или индуистской мистике.
Если иметь в виду только эту универсальность символического языка, легко проглядеть существенное различие между историческими типами и «стилями» символики. Поэтому подчеркнем, что для христианской традиции самый главный акцент лежит <…> не на атмосфере тайны и «оккультного» намека на сокрываемое от непосвященных (ср. роль символики мистериальных и гностических сообществ от Элевсина до новоевропейского масонства). Разумеется, элементы того и другого могут быть без труда выявлены в сложном составе христианской традиции (раннехристианская «disciplina arcani»<…>), но их модальность внутри христианской символики как целого всякий раз определяется центральным аспектом этого целого: сакральный знак и символ есть знамение, требующее веры. <…>
Выраженная в сакральном знаке «тайна» есть в христианской системе идей не столько эзотерическое достояние немногих, сберегаемое от толпы, сколько военная тайна, сберегаемая от врагов . <…> Место мистериально-гностической оппозиции посвященные/непосвященные заступает совсем иная оппозиция соратники/противники ; в число последних включены «враги зримые и незримые» — люди и бесы .
Некоторые современные течения эзотерического христианства обращаются к сочинениям Оригена (как и к другим отцам церкви и библейским толкованиям), чтобы утвердить идеи реинкарнации в качестве части христианской традиции , хотя Ориген в работе « Против Цельса » и других своих работах явно отрицает реинкарнацию .
В течениях средневекового западного эзотеризма, например алхимии и астрологии , были соединены христианская теология и доктрины эзотерического содержания .
В своей Апологии Пико делла Мирандола («Apologia J. Pici Mirandolani, Concordiae comitis», опубликованная в 1489 году) утверждает, что есть два типа « магии »: теургия ( божественная магия ) и гоетия ( демоническая магия ). Эти дисциплины были названы « Операцией Звёзд », в то время как алхимия была « Операцией Солнца », а астрология — « Операцией Луны ». Все они отнесены к активным, или «оперативным» дисциплинам, равно как и Каббала . Представители эзотерического христианства могут практиковать все эти течения, или традиции, и стать адептами, , астрологами , и герметиками-каббалистами , но тем не менее существуют эзотерики- христиане , практикующие только пассивные, или созерцательные дисциплины, которые помогают им лучше постигать «тайные знания», получаемые от Высших Сущностей.
В XVI и XVII веках это направление было доведено до логически завершенной формы развитием теософии и розенкрейцерства . Движение и масонство также активно развивались в это время.
Многие современные течения эзотерического христианства принимают идею перевоплощения, а также сложную энергетическую структуру человеческого существа (таких, как эфирное тело , астральное тело , и ). Эти течения делают акцент на необходимости внутренней духовной работы, которая приведет к обновлению человека в Павловском смысле. Рудольф Штайнер и Макс Гендель опубликовали несколько духовных упражнений в своих трудах, чтобы помочь развитию последователей. В том же самом ключе написаны и сочинения , чьей целью было развитие аскетических техник и медитаций.
Георгий Гурджиев называл своё учение «Четвёртым Путём» — путём сознания, на котором студент учился работать с отрицательными сторонами и страданиями своей обычной жизни и преобразовывать их, чтобы прийти к жизни истинной («Жизнь только тогда жизнь, когда Я Есть».) Согласно всем этим ученым-эзотерикам, совокупность этих методов (часто связываемых с такими восточными методами медитаций, как медитация чакр или визуализация ) приведёт к спасению души и к полному возрождению человека. Этот процесс зачастую подразумевает существование духовного тела, склонного к воскрешению (и потому названному в христианской терминологии Телом Воскресения) . Некоторые эзотерические христиане в наши дни включают в свои верования техники традиционных магических практик, таких как каббала , теургия , гоэция , алхимия , астрология и герметизм .