Эмо, Анджело (проведитор)
- 1 year ago
- 0
- 0
Анджело Амброджи́ни по прозвищу Полициа́но ( итал. Angelo Ambrogini detto Poliziano , лат. Angelus Politianus ; 14 июля 1454 , Монтепульчано — 28 или 29 сентября 1494 , Флоренция ) — итальянский поэт , гуманист и драматург , один из приближённых правителя Флорентийской республики Лоренцо Великолепного .
Родился 14 июля 1454 года в семье Бенедетто Амброджини, доктора права и гонфалоньера города Монтепульчано , принадлежавшего Сиенской республике , и Антонии Салимбени . В возрасте 10 лет лишился своего отца, павшего жертвой покушения, после чего не позже 1469 года перебрался во Флоренцию к родственникам. Невзирая на бедность, сумел окончить местный университет , где среди его учителей были известный философ Марсилио Фичино , а также осевшие в Италии византийские учёные Иоанн Аргиропул , Ландино и Андроник Каллист .
В 1470 году, в возрасте 15 лет, обратил на себя внимание других флорентийских гуманистов , в частности, , переложив гекзаметром вторую и третью песнь «Илиады» и заслужив прозвище «Юного Гомера» ( лат. Homericus juvenis ) . Посвятив свою работу Лоренцо Медичи , получил возможность заниматься в богатой библиотеке последнего. Своё прозвище Полициано ( «Пульчанский» ) получил, исходя из наименования своего родного городка на латыни — Mons Politianus .
В 1473 году по рекомендации Браччи и Фичино стал секретарём и придворным поэтом Лоренцо Медичи, а спустя два года — воспитателем его старшего сына Пьеро . В 1476—1478 годах, находясь под впечатлением от триумфального участия брата Лоренцо Джулиано в рыцарском ристалище , создал поэму «Стансы на турнир» ( Le stanze per las Giostra ). В 1477 году для поправления своего материального положения получил бенефиций при приорате Сан-Паоло . В мае-августе 1478 года по заказу Лоренцо написал произведение « О заговоре Пацци », предназначенное для широкого круга читателей и сразу после своего завершения напечатанное в типографии Никколо ди Лоренцо делла Манья . Формально используя в качестве образца сочинение Саллюстия « О заговоре Катилины », создал оригинальное произведение, соединяющее в себе черты исторического сочинения и политического памфлета . Не ставя себе задачей изложить собственную моральную и политическую позицию, последовательно оправдал в нём расправу Лоренцо Медичи со своими политическими противниками, обосновав его право на укрепление власти и восхваляя достоинства его убитого Пацци брата. В то же время, защитив Лоренцо от кинжалов заговорщиков, всячески затушевал в нём личное участие в описываемых событиях .
Получив за свою преданность прозвище «Тень Лоренцо», отказался в 1479 году сопровождать своего патрона в опасной поездке в Неаполь для переговоров с осадившим Флоренцию королём Фердинандом I , за что попал в немилость к изначально недолюбливавшей его супруге Лоренцо Клариче Орсини и был вынужден отправиться в изгнание, побывав в Венеции , Падуе , Вероне и Мантуе . Сблизившись в последней с кардиналом-дьяконом Франческо Гонзага , написал там в июне 1480 года поэму « Сказание об Орфее » . Получив прощение, в августе 1480 года вернулся во Флоренцию , и в ноябре того же года стал профессором греческой и латинской литературы в университете . Хотя вскоре ему доверено было обучение второго сына Лоренцо Джованни (будущего папы Льва X) , проживал он уже не в доме Медичи, а на собственной вилле во Фьезоле , всецело погрузившись в занятия наукой и поэзией и удалившись от политических дел.
Внёс большой вклад в гуманистическую филологию , особенно разработкой метода исторической критики текста, когда каждый текст воспринимается в контексте эпохи, которой он принадлежит. Его филологические штудии во многом продолжили линию, начатую Данте и Петраркой . Способствуя развитию гуманистической филологии, применил её достижения к анализу творчества Вергилия , Горация , Овидия , Персия , Ювенала , в лекциях, которые он читал в университете Флоренции . Развивая методические принципы Колюччо Салютати , Леонардо Бруни , Поджо Браччолини и Лоренцо Валла , исследовал слово как подлинное и непосредственное проявление сущности человека, понимаемого не в качестве абстрактного индивида , а в конкретном общественном контексте, рассматривая любые словосочетания и выражения в связи с определённой историко-культурной средой .
В 1481 году прочитал курс, посвящённый «Воспитанию оратора» Квинтилиана и «Сильвам» Стация . Разборам творчества латинских поэтов посвятил свои составленные гекзаметром авторские вступления, назвав их по примеру Стация «сильвами». В 1489 году по совету Лоренцо Медичи опубликовал многие из них в виде отдельного сборника «Смесь» ( итал. Miscellania ) .
В собственном поэтическом творчестве активно способствовал формированию ренессансного литературного стиля в латинском и итальянском вариантах. Лучшими его творениями стали итальянские поэмы «Стансы на турнир» и «Сказание об Орфее », в которых доминирует идея гармонии человека и природы — одна из ведущих идей всей ренессансной культуры. Обращает на себя внимание и его латинская элегия на смерть Альбьеры дельи Альбицци, невесты Сиджизмондо Лоттеринги делла Стуффа, в которой реальная флорентийская девушка, умершая 14 июля 1473 года, мастерски отождествляется с античной нимфой , прелести которой представляются в единстве с красотой окружающей природы, а сама её смерть объясняется завистью богов .
Как поэт он многое черпал не только из античной латинской, но и из народной итальянской литературы, что вполне соответствовало его представлениям о процессе развития и совершенствования языка. Подобно Лоренцо Медици и Луиджи Пульчи , экспериментировал с народным фольклором , охотно обращаясь к риспетти и баллатам , не только вкладывая в них образы и мотивы античной лирики , но и воспроизводя поэтическую форму и метрическую организацию тосканской песни . Его поэзия жизнерадостна, пронизана чувством восторга перед красотой природы и призывом наслаждаться ею, как и красотой самого человека. В итальянских стихах поэта античные мифы переплетались с мотивами тосканской народной лирики. Так, его баллада « Добро пожаловать, май » выдержана в стиле флорентийских майских песен, которые распевали в хороводах юноши и девушки, прославляя весну и любовь .
Не установлено, когда Полициано рукоположён был в священники, но в 1486 году он стал каноником митрополита . В 1488 году он участвовал в дипломатической миссии ко двору папы Иннокентия VIII , а в 1491 году посетил Болонью , Феррару , Падую и Венецию, где собирал рукописи для библиотеки Медичи . С 1490 года преподавал в университете Флоренции не только литературу, но и философию Аристотеля , предваряя свои лекции обширными поэтическими введениями . Среди них, бесспорно, выделяется прочитанная в 1492 году «Ламия» ( лат. Lamia ) — вступительная речь к курсу аристотелевской аналитики, в которой он излагает историю философской мысли в форме античной басни .
В ночь на 9 апреля 1492 года Полициано находился при смертном одре Лоренцо Медичи, подробно описав кончину своего покровителя в письме другу Якопо Антикварио. Однако, опубликовав его в 1494 году в собрании своих посланий, адресованном наследнику покойного Пьеро, он отказался перейти на службу режиму Савонаролы , и 29 сентября 1494 года скончался фактически в общественной изоляции , будучи безосновательно обвинён новыми властями в «язычестве», «безбожии» и «содомии» . Захоронение его в монастыре Сан-Марко, разорённое, возможно, ещё в конце XV столетия, не сохранилось .
Реальная личная жизнь никогда не имевшего своей семьи Полициано является предметом дискуссии, хотя ещё во второй половине XIX века высказывались предположения о его гомосексуальности . В то же время, интимные отношения с Лоренцо, в которых его, в частности, подозревала супруга последнего Клариче, подвергаются обоснованным сомнениям со стороны современных исследователей .
Сохранилось немного подлинных прижизненных изображений Полициано, из числа которых обращают на себя внимание фреска Доменико Гирландайо «Утверждение устава францисканского ордена папой Гонорием III», написанная около 1483 года для капеллы Сассетти в церкви Санта-Тринита , где он изображён вместе со всеми тремя детьми Лоренцо, и другая, также работы Гирландайо, «Благовещение Захарии» (1490), для капеллы Торнабуони в церкви Санта-Мария-Новелла , где он изображен между Кристофоро Ландино и Джентили де Бекки. Также известны три медали работы Никколо Фьорентино , датированные приблизительно 1494 годом .
В поэме «Стансы на турнир» (1476—1478), посвящённой брату Лоренцо Медичи — Джулиано и его возлюбленной Симонетте Веспуччи , ради которой в январе 1476 года был устроен роскошный турнир, мифологическая основа произведения служит автору для создания ренессансной идиллии , одухотворяющей природу и обожествляющей человека. В ней художественно воплощена и характерная для гуманизма проблема соотношения доблести и Фортуны. Ведущая тема поэмы — любовь, дающая радость и счастье, но и лишающая человека внутренней свободы. Прекрасный юноша-охотник и лесной полубог Юлио (Джулиано), влюблённый в нимфу (Симонетту), горюет об утраченной свободе; «Где твоя свобода, где твоё сердце? Амур и женщина отняли их у тебя». Нимфа среди прекрасных цветов — этот образ из поэмы Полициано навеял и ряд образов в живописи Боттичелли , в том числе в его известном шедевре « Весна », воплотившем восхитительное описание поэтом сада Венеры . Из-за гибели Джулиано от рук заговорщиков поэма осталась незаконченной, и о смерти главного героя в ней не сообщается ничего, однако, оборвав её на 368-й строке второй песни, Полициано искусно придал ей художественную завершённость . Первый полный перевод поэмы на русский язык осуществлен был в 2009 году Александром Триандафилиди.
В написанной для театра поэме «Сказание об Орфее» (1480) новаторски соединил распространённый в средневековом городе жанр миракля , «священного представления», с известным античным мифом об Орфее — певце, обладавшем волшебной силой, но не сумевшем сохранить свою возлюбленную Эвридику , навсегда оставшуюся в подземном царстве. Гуманистическую идиллию гармонии человека и природы не нарушает в этой драме даже гибель Орфея, который в поэме Полициано являет собой символ поэзии, меняющей мир. На русский язык «Сказание об Орфее» переводилось С. В. Шервинским (1933).