Прокл (архиепископ Константинопольский)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Святой Прокл Болонский» ( итал. San Procolo ) — одна из трех небольших мраморных статуй, созданных Микеланджело ок. 1494 −1495 гг. для гробницы Святого Доминика в одноименной базилике в Болонье .
Статуя изображает Прокла Болонского , итальянского , который был казнен римским императором Диоклетианом в Болонье.
Фигура Прокла собранна, полна протеста , а выражение лица напоминает значительно более поздние скульптуры Микеланджело — « Давида », « Моисея », « Брута » . Правая рука юноши словно передает готовность к действию, а левая придерживает длинный плащ. Левая нога выставлена вперёд, и вся тяжесть опирается на правую. Прокл одет в короткую подпоясанную тунику .
В композиции четко прослеживается контрапост , характерный для дальнейших работ Микеланджело.
По словам Виктора Лазарева , в ранних произведениях скульптора для гробницы Святого Доминика — « Ангел с канделябром », « Петроний » и «Прокл» — чувствуется влияние работ Якопо делла Кверча . По Либману, уже в этих статуях просматривается образ «героически прекрасного человека» .
По мнению Фрица Эрпеля, эта скульптура может считаться ранним автопортретом художника , хотя это мнения не разделяет Эрик Шильяно. Последний считает, что если это и можно считать автопортретом, то художник изобразил себя как «…сердитого юношу, готового смести со своего пути любые препятствия» .
Эта скульптура упоминается в биографическом романе Карела Шульца «Камень и боль» (1943):
(...) Святой Прокл (...) скинул плащ, чтобы палачу легче было совершить своё дело, и, вступив на путь, ведущий к небесам, принял мученический венец с сияющим ликом...
В биографическом романе «Муки и радости» (1961) Ирвинг Стоун , говоря о статуе «Прокл», отметил, что из всех ранних работ Микеланджело только она «содержала что-то первобытное в себе» .