Ой, то не вечер
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вечер» ( итал. Il Crepuscolo — Сумерки) — мраморная аллегорическая скульптура, представляющая аллегорию Вечера (или Сумерек), созданная Микеланджело Буонарроти в 1524—1531 годах. Скульптура входит в композицию надгробия Лоренцо II, герцога Урбинского (внука Лоренцо Великолепного) в капелле Медичи во Флоренции. Парная к ней скульптура называется « Утро ». Размеры скульптуры: 155 x 170 см, максимальная наклонная длина 195 см
Новая сакристия (ризница) была задумана как мемориальная капелла Джулиано Медичи , брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Это был замысел папы Льва X , но заказчиком стал папа Климент VII , другой член семьи Медичи , который активно поддерживал этот проект.
Микеланджело работал над скульптурой в течение 1524 — 1534 годов . По утверждению Фрица Эрпеля, скульптура была почти готова в марте 1526 года , а окончательно доработана в 1534 году , когда Микеланджело уехал в Рим, не установив скульптуру на месте и не завершив гробницу .
Существовала терракотовая модель скульптуры, описанная в каталоге Кристофа Готлиба Мурра (1797) . Однако, о ней ничего неизвестно с 1802 года , когда коллекция была распродана .
«Вечер» — изображение пожилой мужской фигуры атлетического телосложения. Её лицо едва намечено, как и в скульптуре « Дня », что контрастирует с полированной поверхностью мрамора в изображении тела . «Вечер» засыпает, его левая рука едва поддерживает тело, голова склоняется на грудь, а правая нога, как кажется, через несколько мгновений выпрямится, и «Вечер» ляжет ровно в полном забытьи. По интерпретации В. Н. Лазарева , «словно пытаясь подчеркнуть, что наступают сумерки, когда все предметы кажутся затянутыми паволокой, Микеланджело сознательно оставил незавершенными лицо, руки и ноги» .
Как утверждал известный исследователь скульптуры М. Я. Либман , «„Вечер“ — погружён в смутные размышления» . Немецкий историк искусства Герберт фон Айнем писал, что «кажется, все силы покинули слабое тело (…) „Вечера“. Голова незавершена, но гнетущая атмосфера пожилого возраста и ностальгии переданы безошибочно» .
В биографическом романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961) о скульптуре написано, что: «(…) Лицо „Вечера“ — было портретом его собственного, со впалыми глазами, костлявым носом, бородатого лица» .
В японском аниме-сериале « Эрго Прокси » ( 2006 ) все четыре статуи-аллегории выступают советниками правителя города Ромдо (Рим?). Скульптура «Вечера» — персонификация Джорджа Беркли, влиятельного ирландского философа, который известен своими работами о субъективном идеализме , запечатлёнными в его книге «Быть — это чувствовать» ( лат. «Esse est percipi» ) .