Лазурит (конструкторское бюро)
- 1 year ago
- 0
- 0
Лазури́т — Na 6 Ca 2 (AlSiO 4 ) 6 (SO 4 ,S, C O 3 ) 2 , также: лазуревый камень, ляпис-лазурь или лазурик , реже бухарский камень :312 — сульфатсодержащий непрозрачный минерал от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого цвета, подкласса каркасных силикатов . Лучшими считают камни сочного синего цвета или сине-фиолетовые, а также насыщенно голубые .
«Ляпис-лазурью» назывались только плотные и однородно окрашенные тёмно-синие разновидности лазурита лучшего качества, пригодные для ювелирных вставок и декоративно-прикладных изделий.
Название этого камня «ляпис-лазурь» ( лат. «lapis-lasure» ) появилось ещё в раннем Средневековье , обозначая его как «лазурный камень». Слово «лазурь» ( лат. lasure ) происходит от перс. «لاژورد» — лāжвард — синий камень, лазурит . Лазурит в Средневековье называли ляпис-лазурью . В Италии его называли Lapis Lazzuli , во Франции — Pierre d’Azur . Современное название «лазурит» появилось в XVIII веке .
По составу алюмосиликат с присутствием серы . Часть атомов кремния замещена анионами S 2− (чем больше анионов серы, тем гуще синий цвет лазурита). В ярко-синей разновидности содержание серы достигает 0,7 %. Фельдшпатоид .
В естественном состоянии камень насыщенного синего цвета с желтовато-белыми крапинками и прожилками. В древности люди принимали их за золото (на самом деле это серный колчедан ), отчего стоимость и престиж камня росли . Плиний Старший в 70 году , как и многие до него, сравнивал лазурит со всполохами молний на мрачном небе .
Твёрдость по шкале Мооса составляет 5,5. Растворяется в HCl с выделением H 2 S .
Кристаллы лазурита очень редки, имеют форму октаэдра или ромбододекаэдра . Обычно лазурит встречается в виде тонко- и среднезернистых массивных агрегатов или прожилок в мраморе .
Часто лазуритом называют также неоднородную по составу породу , образованную плотным срастанием зёрен лазурита, содалита , доломита и кальцита , иногда с диопсидом и полевыми шпатами .
Лазурит добывают в Афганистане ( Бадахшан ), в России (Южное Прибайкалье ), Аргентине , Чили , США , Мьянме , Таджикистане ( Памир ). Не уступает по качеству бадахшанскому байкальский лазурит, а памирский отличается более светлыми оттенками и ценится ниже.
Афганский лазурит добывают на месторождении Сар-э-Сангв в уезде Джарм, провинции Бадахшан в северо-восточном Афганистане.
Афганский лазурит признан красивейшим в мире. Копи в Бадахшане являются древнейшими
; в те времена этот камень сложными путями попадал из Афганистана в
Китай
,
Египет
,
Византию
и
Рим
.
Афганский лазурит из месторождения Сары-Санг был обнаружен в гробницах
фараонов
и при раскопках
Трои
.
По имеющимся сведениям, нелегальная добыча и сбыт бадахшанского лазурита является вторым по величине источником дохода движения
Талибан
, а также причиной коррупции правительственных структур Афганистана
.
Лазурит — известнейший минерал синего тона, который в своих лучших образцах имеет ценные декоративные качества. По классификации А. Ферсмана и М. Бауэра этот минерал отнесён к полудрагоценным поделочным камням первого порядка . Для сравнения можно отметить, что к тому же (первому) порядку поделочных камней относятся такие материалы, как: нефрит , везувиан , глауконит , содалит , амазонит , лабрадор , орлец , малахит , авантюрин , кварцит , дымчатый кварц , горный хрусталь , агат (с его разновидностями), яшма , еврейский камень и розовый кварц .
Изо всех синих непрозрачных камней, известных в древние времена, именно ляпис-лазурь относилась к наиболее высоко ценимым. Этот поделочный минерал использовался для изготовления амулетов , ваз, шкатулок и других дорогих изделий домашнего обихода, а также как материал для составления дорогих мозаик и инкрустаций. Современное название появилось только в Средневековье; во времена Плиния этот камень назывался сапфиром . Плиний приводит такое его описание: «Ибо сапфир тоже сверкает пятнышками, подобными золоту . Он также лазурного цвета, хотя иногда, но редко, бывает пурпурным». В приведённых словах он в деталях описывает ляпис-лазурь, имеющую синий цвет, иногда модулирующий до пурпурного, и очень часто содержащую рассеянные вкрапления пирита , который по блеску и цвету напоминает золото. :451
В Средние века лазурит в Западную Европу поставлялся преимущественно из Ирана и Афганистана. Он был редким, привозимым издалека, сложным из-за твёрдой текстуры при добывании и потому очень дорогим . Лучшей ляпис-лазурью в Европе долгое время считался среднеазиатский лазурит, отсюда, собственно, и происходило одно из его названий: бухарский камень. И даже после обнаружения крупных месторождений лазурита в Прибайкалье долгое время бухарское сырьё продолжало удерживать за собой пальму первенства.
…но способен ли байкальский лазуревый камень <…> заменить собою бухарскую ляпис-лазурь — это ещё вопрос, который в Петербурге покуда не решён и, вероятно, долго останется нерешённым. Причина этого, как я полагаю, не находится в связи с достоинством камня, но единственно зависит от коммерческих расчётов поставщиков. Найденные г. Пермикиным экземпляры лазуреваго камня превосходят все лучшие образцы, попадавшиеся до сего времени. Особенно замечателен лиловый и светло-фиолетовый лазурик, а также и розовый, нигде до сих пор не встречавшийся :315 .
— Михаил Пыляев , «Драгоценные камни, их свойства, местонахождение и употребление»
Ювелирный лазурит — тёмно-синий полиминеральный агрегат без видимых светлых включений. К ювелирным сортам относится плотный лазурит тёмно-синего, василькового и фиолетового цветов. Обрабатывается кабошоном или пластинами. В более низких сортах допускаются пятна белого, голубого и серого цвета, занимающие соответственно не более 15 % от общей площади поверхности камня. В самом дорогом лазурите из Бадахшана ( Афганистан ) обычны золотистые блёстки вкраплений пирита .
Лазурит используют в ювелирном деле как недорогой, но красивый поделочный камень . Лазурит — довольно мягкий и хрупкий минерал, легко обрабатывается и полируется.
Лазурит могут дополнительно красить в синий цвет или имитировать (подделывать) путём окраски в синий белых камней.
Из лазурита изготовляют декоративные вазы, шкатулки, статуэтки. В виде тонких пластин применяют для инкрустации в художественных мозаичных работах, а также для облицовки колонн , каминов и др. Один из наиболее ценных и наиболее древних минеральных пигментов .
Самые дорогие образцы высококачественного лазурита издавна считались царским (императорским) камнем и использовались для изготовления государственных регалий, предметов монаршего обихода и высочайших подарков. В частности, Михаил Пыляев пишет, что 1873 году, во время пребывания германского императора Вильгельма I в Санкт-Петербурге, Александр II сделал своему августейшему гостю множество богатых подарков, в числе которых было несколько ваз и других украшений для письменного стола, сделанных из «лазуреваго камня». Между этими подарками особенно тонкой работой выделялась миниатюрная модель памятника Петру I , в которой скала была сделана из превосходного лазурита, а сама статуя из матового серебра :316 .
Лазуритовым шаром, по виду напоминающим снимок Земли из космоса (такой эффект даёт фактура камня) украшена рукоятка гербовой печати президента Украины .
Переработка лазурита в пигмент для живописи была долгим и сложным процессом: требовалось не только перемолоть камень, но и отделить синий пигмент от примесей. Данную технику в Азии освоили гораздо лучше в сравнении с древними Грецией и Римом, где синий цвет оставался блеклым. Средневековые мастера очищали лазурит с помощью воска и вымачивания порошка в воде. Наибольшую популярность и конкуренцию лазуриту составили дешёвый синий пигмент — медная лазурь (Lapis armenus (из Армении), caeruleum Cyprium (с Кипра ) горная синева) и синяя "смальта", которая изготавливалась путем "спекания" кристаллического силиката кальция, меди и соды [ источник не указан 552 дня ] .
Перетёртый лазурит является натуральным пигментом ультрамарин , также называемый ляпис-лазурь. С маслом образует прозрачную (лессировочную) краску, поэтому для получения непрозрачных покрытий смешивают с другими связующими ( смолой , темперой , водяными красками (акварелью) и пр.) даже при использовании на картинах, в основном написанных масляными красками . В восточной живописи пигмент стал использоваться гораздо раньше, чем в Европе , но не ранее VI—VII веков. Например, ультрамарин широко использовался в росписях Кизила ( китайский Туркестан ), храмах Бамиан ( Афганистан ), древнего Согда ( Афрасиаб , Пенджикент , Шахристан и др.) и других памятников вдоль Шёлкового пути . Ультрамарин низкого качества использовался и в византийских рукописях уже в VII веке .
Большое применение ляпис-лазурь нашла в работах средневековых миниатюристов, поскольку краска не годилась для обширных поверхностей . Наиболее показательна серия манускриптов XV — начала XVI столетия, которую открывает Великолепный часослов герцога Беррийского . Миниатюры этого часослова — один из первых примеров достоверного изображения ландшафтов в европейской средневековой живописи. В отличие от более ранних манускриптов, фоном для пейзажей служит не золотой или орнаментальный фон, а изображение неба, для которого использовалась водяная краска на основе ляпис-лазури. Средневековые манускрипты производили впечатление подлинной драгоценности не только благодаря качеству и насыщенности иллюстраций, но также и благодаря пигментам, изготовлявшимся на основе драгоценных и полудрагоценных минералов, в том числе и ляпис-лазури.
В живописи натуральный ультрамарин использовался до конца 20-х годов XIX века, когда был вытеснен дешёвым искусственным ультрамарином, приз за изобретение которого был получен в 1828 году в Тулузе . Почти одновременно сходные способы производства ультрамарина были внедрены в Тюбингене и Ф. А. Кётигом в Мейссене . Уже к 1830 году работали фабрики по производству этой краски во Франции и Германии .