Interested Article - Проблемные пьесы Шекспира

Изабелла и Анджело. Сцена из «Меры за меру» ( , 1909).

Проблемные пьесы Шекспира ( англ. Shakespeare's problem plays ) — термин, предложенный литературоведом для трёх жанрово размытых произведений английского драматурга, созданных в самом начале XVII века: « Троил и Крессида » (ок. 1602), « Конец — делу венец » (ок. 1603), « Мера за меру » (ок. 1604), — и впоследствии закрепившийся в шекспироведении . Тесно примыкающей по духу к указанным драмам Боас также считал, с оговорками, трагедию « Гамлет » (ок. 1601).

Название «проблемные пьесы Шекспира» введено Боасом в книге «Шекспир и его предшественники» («Shakespeare and His Predecessors», 1896) ввиду аналогий с популярным в конце XIX века типом « новой драмы » вроде « Кукольного дома » Генрика Ибсена (1879) и « Профессии миссис Уоррен » Бернарда Шоу (1893), где авторы, пренебрегая традиционными трагическим и комическим эффектами, сосредотачивались в первую очередь не на возбуждении смеха или сострадания, а на обсуждении тех или иных социальных, этических проблем, анализе психологии героев .

Сам Бернард Шоу, в целом относившийся к творчеству Шекспира с изрядной долей скепсиса и презиравший викторианское « бардопоклонство », высоко оценивал именно «проблемные» вещи классика :

В таких непопулярных пьесах, как «Конец — делу венец», «Мера за меру» и «Троил и Крессида», мы видим, что Шекспир хотел и был готов начать двадцатый век, если бы только семнадцатый это ему позволил.

Неопределённость жанра

Каталог пьес в Первом фолио. Пьеса «Троил и Крессида», открывающая раздел трагедий, в оглавлении пропущена.

В Первом фолио (1623) «Троил и Крессида» входит в раздел трагедий , а «Конец — делу венец» и «Мера за меру» — в раздел комедий ; однако условность такой классификации издавна бросалась читателям в глаза.

Так, в «Троиле и Крессиде» нет обычной для шекспировских трагедий гибели главных героев: пьеса оканчивается несчастливо, но всего лишь изменой Крессиды и разочарованием Троила в возлюбленной; умирают только второстепенные персонажи — Патрокл и Гектор. Текст насыщен саркастическими шутками, причём по количеству непристойных каламбуров данная пьеса опережает все остальные произведения Шекспира . (Обилием шуток, в том числе чёрного юмора и непристойной игры слов, выделяется среди трагедий и «Гамлет» .) Анонимный автор предисловия к первому изданию пьесы ( ин-кварто , 1609) называет «Троила и Крессиду» комедией, хвалит её «соль остроумия» и «полные пригоршни комизма», — обращая, впрочем, внимание читателей и на серьёзность замысла ; на титульном листе пьеса обозначена как историческая хроника ( Historie ) .

«Конец — делу венец» и «Мера за меру», формально имея благополучные развязки, отличаются от ранних жизнерадостных комедий Шекспира гнетущей атмосферой , почти трагической напряжённостью конфликтов , поднятием острых социальных тем — таких, как сословные предрассудки , пуританское лицемерие . Явная искусственность счастливых финалов в них «окрашена горьковатым сомнением» , неоднозначностью.

Шекспировские проблемные пьесы описывали как «мрачные комедии» , «драмы идей» , «философские пьесы» . Иногда их относят к трагикомедиям ; при этом всё же очевидны принципиальные отличия от поздних романтических трагикомедий драматурга.

Некоторые характеристики

Критики давно заметили, что на рубеж XVI—XVII веков в творчестве Шекспира приходится некий перелом, знаменующий переход от гуманистического оптимизма 1590-х годов к зрелым трагедиям. Перед тем, как чёткое трагическое мировосприятие окончательно выкристаллизовывается в « Отелло » (ок. 1604), « Короле Лире » (ок. 1605), « Макбете » (ок. 1606), — в «Гамлете» и проблемных пьесах мир предстаёт загадочным, противоречивым , зловеще амбивалентным, запутанно-хаотичным, зыбким, нестабильным; всё пронизывает чувство сомнения, растерянности, ощущение разлада, «вывихнутости века» ( «the time is out of joint» , «время вышло из пазов» — Гамлет) .

Те же умонастроения проявились и у других современников драматурга. Последние годы царствования Елизаветы I были отмечены жёстко реакционной политикой правительства , экономическим спадом и духовным кризисом в обществе .

Шекспировские проблемные пьесы характеризуются резкими переходами тона , скептической иронией , элементами сатиры и гротеска . Исследователи XX века выделяли в них черты маньеризма .

Разочарование в обернувшихся неосуществимой утопией идеалах Возрождения выразилось, в частности, в распаде ренессансной мечты о гармонии души и тела . Если в ранних комедиях чувственная, эротическая тема обычно подавалась у Шекспира с жизнелюбивой весёлостью, то, начиная с «Гамлета», сексуальность зачастую вызывает отвращение, осуждение, ассоциируется с пороком, болезнью .

Сразу две проблемных пьесы, «Конец — делу венец» и «Мера за меру», используют нигде больше у Шекспира не встречающийся сюжетный ход, известный как « » — подмену девушки в постели .

Во всех трёх пьесах имеются яркие роли персонажей-циников, не принимающих по-настоящему важного участия в основных сюжетных перипетиях, но активно обсуждающих других героев и комментирующих действие: Терсит и Пандар («Троил и Крессида»), Пароль («Конец — делу венец»), Луцио («Мера за меру»).

…такие мерзкие фигуры, как Терсит и Пандар… уже не эпизодические персонажи, а как бы олицетворение образа бездуховного мира. Одно их соседство с героями античного эпоса придаёт событиям осады Трои оттенок грязного фарса. Они цинично превращают всякое высокое явление жизни в его противоположность, низводя любовь до похоти, героизм до бахвальства, мудрость до коварства интриги. Не опошлить всякое проявление духовности они не могут — иначе как же им жить? — но самое страшное: в своих разоблачениях они оказываются всегда правыми (таков парадокс трагикомедии!), ибо не может уцелеть ничто высокое в этой дурацкой и бессмысленной резне, какой представляется Шекспиру Троянская война .

Примечания

  1. , с. 482.
  2. , с. 421—422.
  3. F. S. Boas. Shakespere and his predecessors. — London, 1896. — P. 345.
  4. , с. 467—468.
  5. См., например, отзыв о пьесах «Конец — делу венец» и «Мера за меру» в « » Шоу (1910).
  6. G. B. Shaw. Preface / Plays: Pleasant and Unpleasant, vol. I. — London, 1898. — p. xxi.
  7. , с. 401.
  8. , с. 192—193.
  9. Ср. замечание Пушкина : «Сцена тени в „Гамлете“ вся писана шутливым слогом, даже низким…»
  10. , с. 232—233.
  11. , с. 477.
  12. , с. 248.
  13. , с. 470.
  14. , с. 247.
  15. , с. 429—431.
  16. , с. 171.
  17. , с. 422, 517.
  18. , с. 235.
  19. , с. 423.
  20. , с. 94.
  21. , с. 549—550.
  22. , с. 24.
  23. , с. 76.
  24. , с. 468.
  25. , с. 469.
  26. , с. 478.
  27. Игорь Рацкий . Шекспир / БСЭ . 3-е издание, том 29. — М. : Советская энциклопедия, 1978. — Стр. 369.
  28. , с. 557.
  29. , с. 552.
  30. , с. 98—99.
  31. , с. 420—421.
  32. Попов, П. Г. Жанровое решение спектакля. — Всероссийский центр художественного творчества, 2008.

Литература

Источник —

Same as Проблемные пьесы Шекспира