Interested Article - Юпитер (бог)

Юпи́тер ( лат. Iūpiter и лат. Iuppiter ) — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец всех богов, римлян.

Третий сын Сатурна и Опы . Брат Плутона , Нептуна , Цереры и Весты , а также своей жены Юноны .

Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния — иды .

Храм Юпитера стоял на Капитолии , где Юпитер вместе с Юноной и Минервой входил в тройку главнейших римских божеств — Капитолийскую триаду .

Соответствует древнегреческому Зевсу ; также в некоторых аспектах соотносится с Тинией этрусской мифологии .

Юпитер в облаках. Фреска из Геркуланума , 1-37 год н. э.

У римлян бог-громовержец Юпитер имел прозвание « Фульгуратор » (лат. fulgurator — «мечущий молнии »).

Этимология

Имя «Юпитер» ( лат. Iuppiter , косвенные падежи от основы Iovi-/Iove- ) происходит от архаического латинского Iovis pater / Diēspiter , восходящего к праиндоевропейскому *Dyēus Ph 2 tēr («бог-отец»). Носивший это имя бог был богом дневного света в праиндоевропейской мифологии . Отсюда же произошли имена богов ряда других индоевропейских народов: греческое Зевс ( др.-греч. Ζεύς , в звательном падеже др.-греч. Ζεύ πατὴρ , древнеиндийское Дьяус пита ( санскр. Dyáus Pitā ), иллирийское Dei-pátrous и т. д.

Многообразие бога Юпитера

Функции Юпитера были разнообразны, так как он совместил в себе черты нескольких местных италийских богов.

  • Юпитер Тонанс ( Iuppiter Tonans ) (гремящий) посылал дождь , гром ;
  • Юпитер Фульгур ( Iuppiter Fulgur ) (молнийный, блещущий) посылал молнии ;
  • В римском государственном культе Юпитер именовался «Оптимус Максимус Сотер» ( Optimus Maximus Soter ) («Лучший, Величайший, Спаситель»);
  • Юпитер Виктор ( Iuppiter Victor ) даровал победу;
  • Юпитер Лациарис ( Iuppiter Latiaris ) был богом союза латинских племён;
  • Перед посевом приносились жертвы (обряд назывался совершением трапезы daps ) Юпитеру Дапалису ( Iuppiter Dapalis ), он покровительствовал земледелию, ему были посвящены праздники сбора винограда виналии , он считался гарантом верности клятве;
  • Юпитер Терминус ( Iuppiter Terminus ) был хранителем границ;
  • Юпитер Либертас ( Iuppiter Libertas ) был защитником свободы;
  • Юпитер Феретриус ( Iuppiter Feretrius ) был богом войны и победы, с ним был связан обычай триумфа , когда победоносный полководец отправлялся на Капитолий, чтобы в храме принести Юпитеру жертву из взятой на войне добычи и сложить к ногам его статуи свой лавровый венок .

Цицерон утверждает, что теологи его времени различали трёх Юпитеров:

Мифологические источники

Юпитер. Мраморная статуя I века.

Юпитер восходит к существовавшей в мифологии индоевропейцев концепции верховного бога-громовержца Диэуса . Так, в древнегерманской мифологии Юпитеру соответствует бог Тор . У ряда индоевропейских народов имя верховного божества связано с четвергом . По-латински четверг — Jovis dies (день Юпитера, отсюда фр. jeudi , итал. giovedi , исп. jueves , кат. dijous и т. д.), по-немецки — Donnerstag, по-английски — Thursday (от имени Тора или Доннера).

По теории Жоржа Дюмезиля , Юпитер соответствует праиндоевропейскому богу магической царской власти в «Архаической триаде», включавшей также Марса и Квирина . В концепции Джеймса Джорджа Фрэзера Юпитер выводится от духа дуба и деревьев, о чём должны свидетельствовать его эпитеты: фругифер («плодоносный»), фагутал («бук»), румин («смоковница»), вимин («тростник»). Овидий в «Метаморфозах» называет дуб деревом Юпитера .

Юпитер как верховное божество

Ему посвящены сутки полной Луны ( иды ), когда небесные светила озаряют землю и днём и ночью. В эти дни Юпитеру приносились жертвы на вершинах гор и холмов. На римском Капитолии ему жертвовали белую овцу на северной вершине холма. Итальянцы, в частности римляне, верили, что все, что происходит на небе, происходит по воле Юпитера. Особое внимание они обращали на молнии и дожди. Молнии расценивались как знаки этого бога, поэтому места их попадания в землю становились священными. Дождями Юпитер оплодотворял землю, благодаря чему она производила растения. Особенно почитали Юпитера виноградари; 19 августа устраивались праздники по случаю начала сбора винограда, а 11 октября отмечали окончание этих работ. Когда римляне перешли от десятидневной недели к семидневной, Юпитеру посвящался четверг. От этого бога зависели порядок в мире, смена времен года, месяцев, ночи и дня. С неба Юпитер все видел, и ни одно преступление не могло остаться безнаказанным. Клятва именем Юпитера не могла быть нарушена под страхом божественной кары.

Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством авгуров , посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства , его власти и мощи. Его главный храм находился на холме Капитолий в центре Рима, поэтому Юпитера дополнительно называли Юпитером Капитолийским. Этот храм был религиозным центром всего государства. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы.

«Юпитер и Фетида» («Jupiter et Thétis»), художник Жан Энгр , 1811 год , масло, 330×257 см.

Считалось, что именно Юпитер защищает римские законы и государство, являясь небесным правителем Рима. В эпоху Римской империи Юпитер стал покровителем власти императоров . Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов , первое в году заседание сената ) проходили в капитолийском храме Юпитера.

Культ Юпитера был распространён во всех римских провинциях и в войске. С ним отождествляли множество местных верховных богов в странах Сирии , Малой Азии и т. д. (например, Юпитер- Таранис у кельтов). В изложенной Секстом Юлием Африканом истории о поклонение волхвов сообщается о воздвижении в персидском храме статуи с подписью «Юпитеру-Солнцу, Всемогущему Богу, Царю Иисусу посвящают это изображение все силы Персии» .

При этом в монотеистических религиях Юпитер рассматривался как единственный бог . [ неавторитетный источник ]

Изображение храма Юпитера Капитолийского отчеканено на денарии 75 года до н. э. при M. Volteius .

После заката Римской империи имена Юпитера и Зевса стали употребляться практически без различий. Юпитер, как и Зевс, изображался полным достоинства, с бородой, часто на троне, с орлом , молнией и скипетром .

Именем бога названа пятая планета от Солнца Юпитер , крупнейшая в Солнечной системе .

Иконография

См.: Иконография Зевса .

Примечания

  1. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1987. — Т. 1 : А—К. — 671 с.
  2. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
  3. Adams D. Q., Mallory J. P. The Oxford Introduction To Proto-Indo-European And Indo-European World. — Oxford: University Press, 2006. pp. 409—431.
  4. от 23 июля 2019 на Wayback Machine .
  5. Publius Ovidius Naso. . — Liber I, 106, 1791.
  6. Секст Юлий Африкан, «События, происшедшие в Персии во время воплощения Господа нашего Иисуса Христа».
  7. . Дата обращения: 29 сентября 2009. Архивировано из 7 февраля 2009 года.
  8. . Дата обращения: 30 марта 2013. Архивировано из 2 ноября 2013 года.

Литература

Источник —

Same as Юпитер (бог)