Interested Article - Футуризм

Умберто Боччони . Улица входит в дом. 1911

Футури́зм ( лат. « будущее ») — течение авангардного искусства 1910-х — начала 1920-х годов , прежде всего в поэзии и живописи Италии и России . В « Манифесте футуризма », опубликованном в 1909 году итальянским поэтом Филиппо Маринетти подчёркивалось стремление поэтов и живописцев «отразить в своих картинах ускорение темпа жизни и индустриализацию среды как приметы новой эры». Отсюда название течения .

Футуристы «с презрением отвергали прошлое, традиционную культуру во всех её проявлениях и воспевали будущее — наступающую эпоху индустриализма, техники, высоких скоростей и темпов жизни» .

Возникновение

Группа футуристов в Париже в 1912 году. Слева направо: Руссоло , Карра , Маринетти , Боччони , Северини .

Автор термина и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. 20 февраля 1909 года в газете « Фигаро » Маринетти опубликовал « Манифест футуризма ». Он был написан для молодых итальянских художников. Маринетти писал: «Самые старые среди нас — тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придёт новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора…» В манифесте Маринетти провозглашается « ».

Для футуризма в литературе характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. Живописцы посвящали свои картины поезду, автомобилю, самолётам (см. аэроживопись ) — всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело . Маринетти говорил: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».

Футуристы провозгласили пафос разрушения и взрыва. Воспевали войны и революции как омолаживающие силы одряхлевшего мира. Футуризм можно рассматривать и как своеобразный сплав ницшеанства и « Манифеста Коммунистической партии ». Динамика движения должна, по их замыслу, прийти на смену статике позирующих скульптур, картин и портретов. Фотоаппарат и кинокамера заменят несовершенство живописи и человеческого глаза.

Футуризм в изобразительном искусстве

Антонио Сант-Элиа . Урбанистический рисунок

Основоположниками футуризма в живописи и, отчасти в скульптуре, были итальянские художники Джакомо Балла , Умберто Боччони , Луиджи Руссоло , Карло Карра , Джино Северини .

В 1912 году в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов. Живопись футуризма складывалась под влиянием французского фовизма в отношении дерзости цветовых сочетаний и кубизма , у которого футуристы переняли принцип разложения формы на составляющие элементы. Но, в отличие от предыдущих течений французского постимпрессионизма , итальянские футуристы стремились использовать аналитический метод для создания новых форм, целостно выражающих динамику, экспрессию.

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны «энергические композиции», в которых фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются под острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, а скорость передаётся путём простого наложения последовательных фаз движения — так называемый «принцип симультанности».

Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель группы футуристов « Гилея ». Ему удаётся сплотить вокруг себя несколько ярких представителей футуристического направления, таких как Маяковский , Хлебников , Кручёных , Бенедикт Лившиц , Елена Гуро . В 1912 году был опубликован их первый манифест « Пощёчина общественному вкусу », в котором прозвучал призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с парохода современности».

В дальнейшем из русского футуризма стали появляться иные литературные направления и школы: имажинизм Есенина и Мариенгофа , конструктивизм Сельвинского , Луговского , эго-футуризм Северянина , будетлянство Хлебникова, ОБЭРИУ Хармса , Введенского , Заболоцкого , Олейникова и, наконец, « ничевоки ». К неофутуристам критики также причисляют метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова , а также Г. Айги , В. Соснору , А. Горнона , С. Бирюкова , Е. Кацюбу , А. Альчук , Н. Искренко . В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как К. Малевич , Д. Бурлюк , Н. Гончарова , О. Розанова , Л. Попова , Н. Удальцова , А. Экстер , А. Богомазов и другие.

Футуризм в архитектуре

В архитектуре основоположником футуризма считается Антонио Сант’Элиа . В 1912 году он организовал проектное бюро в Милане и, вдохновленный высотной архитектурой американских небоскрёбов (о которой он знал только из журналов), начал серию знаменитых проектных рисунков «Новый город» (Città Nuova), в которых отразил собственные представления о новом техническом веке. Большая часть этих рисунков была представлена на первой и единственной выставке группы «Новые тенденции» (Nuove Tendenze). Выставка проходила в мае-июне 1914 года в Милане. Знаменитый «Манифест футуристической архитектуры» (Manifesto dell’architettura futurista) был опубликован Сант’Элиа в августе 1914 года. Описанная в манифесте архитектура, представленная в рисунках архитектора, исполнена футуристической экспрессии. Автор представлял себе современный город в виде сложной системы гигантских ступенчатых многоуровневых зданий, террас и туннелей, связанных между собой переходами, галереями и мостами, футуристических заводов и электростанций.

Неофутуризм

Неофутуризм — постмодернистское движение в искусстве, дизайне и архитектуре конца XX — начала XXI века, связанный с идеалистической верой в лучшее будущее, в гармонию человека, природы и высоких технологий . Направление появилось и развивалось, начиная с ранних 60-х — конца 70-х годов, благодаря идейному лидеру ; американскому архитектору Бакминстеру Фуллеру ; финно-американскому архитектору и промышленному дизайнеру Ээро Сааринену ; английской архитектурной группе « Аркигрэм », датскому архитектору ; чешскому архитектору Яну Каплицкому ; шведскому художнику , итальянскому световому скульптору ; американскому концептуальному художнику Сиду Мид , американскому театральному сценаристу и русскому поэту Андрею Вознесенскому [ источник не указан 483 дня ] .

Неофутуризм возобновил своё существование в 2007 году после публикации «Манифеста Неофутуристического Города» , написанного дизайнером (бывшим исполнительным директором ЮНЕСКО ) для того, чтобы обрисовать футуристическое видение города Милана во время Всемирной выставки в Милане 2015 года .

Музей

Дом Матюшина

В 2006 году в Санкт-Петербурге открылся Музей петербургского авангарда , в доме на улице Профессора Попова , где жил выдающийся деятель русского авангарда, живописец, скрипач и композитор Михаил Матюшин .

См. также

Примечания

  1. White J. J. Futurism // (англ.)
  2. Власов В.Г. Футуризм // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб. : Азбука-Классика , 2010. — Т. X. — С. 240.
  3. Аполлон // Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура / Терминологический словарь. — М. : НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ —Эллис Лак, 1997. — С. 652.
  4. Ева Торнадо. (3 января 2015). Дата обращения: 25 марта 2015. 21 марта 2015 года.
  5. Vito Di Bari. . Дата обращения: 25 марта 2015. 1 июня 2015 года.

Литература

  • Б. Лившиц «Полутораглазый стрелец».
  • А. Кручёных «Кукиш прошлякам».
  • В. Маяковский «Как делать стихи».
  • В. Хлебников « Зангези ». «Наша основа».
  • Р. Якобсон «Грамматика поэзии».
  • Б. Шкловский «Про и контра».
  • Кедров К. А. «Звёздная азбука Велимира Хлебникова» (1982)
  • Кедров К. А. « Новые известия ».
  • С. Бирюков «Поэзия русского авангарда» (2001). «Поэзия русского футуризма» (1999). Новая библиотека поэта.
  • С. Джимбинов «Литературные манифесты от символизма до наших дней» (2000)
  • Sylvia Martin «Futurismus», Köln 2005.
  • Л. Мартынов. Воздушные фрегаты: Книга новелл. — М.: Современник, 1974
  • Аристархова Лада . // Культура . — 2008 . — 16 июня .
  • Азизян И. А. Итальянский футуризм и русский авангард // . 1/99. С. 300—329.
  • Бобринская Е. А. Футуризм. — М.: Галарт, 2000. — 192 с. — ISBN 5-269-00931-5
  • // Бобринская Е. А. / Энциклопедия русского авангарда
  • Бобринская Е. А. Футуризм и кубофутуризм. — М.: Галарт: Олма-Пресс, 2000. — 175 с. — (История живописи. XX век: Европа. Россия, 1910—1930). — ISBN 5-224-01672-X , ISBN 5-269-00992-7
  • О проявлении футуризма в искусстве ХХ века // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Том ХXI: по материалам VI Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART VI». 28 января 2021 года / Редакторы-составители А. И. Демченко, Е. А. Скоробогачева, Н. А. Хренов. − Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2021.С. 306—325.
  • Футуризм в искусстве: истоки, эстетика, эволюция // История науки и техники. 2016. № 7. С. 32-44.
  • Футуризм и Казимир Малевич // Культура и искусство. 2017. № 8. С. 53-61.
  • Второй футуризм: Манифесты и программы итальянского футуризма. 1915—1933 / Введ., сост., пер. с итал., комм. Е. Лазаревой. М.: Гилея, 2013
  • Безносов Денис . ] // . — 2013. — 1 августа.
  • Яворская Н. В. Кубизм и футуризм // Модернизм : Анализ и критика основных направлений / ред. В. В. Ванслов , Ю. Д. Колпинский . — М.: Искусство , 1969. — С. 37—78.
  • Итальянский футуризм: Манифесты и программы. 1909—1941: В 2 томах / Сост., предисл., вступл. к разд., коммент., кр. свед. об авторах и библ. Е. Лазаревой. М.: Гилея, 2020

Ссылки

  • Манифест нанофутуризма. URL.: (дата обращения- 14. 04. 2018).
Источник —

Same as Футуризм