Монтгомери, Роджер, 1-й граф Шрусбери
- 1 year ago
- 0
- 0
Роджер Меннерс, 5-й граф Ратленд ( англ. Roger Manners, 5th Earl of Rutland ; 6 октября 1576 года — 26 июня 1612 года , Кембридж) — английский аристократ, меценат, военный деятель и дипломат.
Роджер Меннерс родился и провел детские годы в замке Хелмсли у реки Рай (ржаная река) в Северном Йоркшире. Он получил блестящее классическое образование. C 6 лет с ним занимались домашние учителя, которые готовили его к обучению в Кембридже, где в своё время учились его отец и дядя. В 1587 году, в возрасте 11 лет, он был отправлен на учёбу в Куинз-колледж Кембриджского университета . На следующий год, в 1588, умер его отец — Джон Меннерс, 4-й граф Ратленд ; Роджер в возрасте 12 лет стал 5-м графом Ратлендом и, по тогдашним правилам, «подопечным государства», как все мальчики из аристократических семей, потерявшие отцов до своего совершеннолетия. В его владение перешел фамильный замок Бельвуар в Лейстершире с большой, постоянно пополняемой библиотекой. Лорд-казначей королевы Елизаветы I Уильям Сесил, 1-й барон Бёрли, поручил попечение над юным графом государственному деятелю и ученому Фрэнсису Бэкону , который выбрал ему в качестве наставника выдающегося педагога Джона Джегона, вслед за которым граф Ратленд позже перешел в . 20 февраля 1595 года он закончил этот колледж и во время торжественной церемонии, в которой участвовали его старшие друзья граф Эссекс и граф Саутгемптон , получил степень .
В сентябре 1595 года графу Ратленду было разрешено выехать за границу, в январе 1596 года он сел на корабль в Плимуте и через Францию и Швейцарию добрался до Италии, где стал слушателем в знаменитом Падуанском университете . В Швейцарии он познакомился с выдающимся ученым Гаспаром Вазером, с которым потом переписывался. В Падуе его однокурсниками были два студента из Дании — Розенкранц и Гильденстерн. В Италии Роджер Меннерс тяжело заболел лихорадкой, дело было настолько серьезно, что он даже составил завещание, однако болезнь отступила. Вернувшись в 1597 году в Англию, граф Ратленд принял участие в морской экспедиции графа Эссекса и сэра Уолтера Рэли против Испании, флот вышел из Плимута, но жестокий шторм не дал ему уйти далеко от берегов Англии. В этой экспедиции вместе с графом Ратлендом были его друг граф Саутгемптон и поэт Джон Донн . В 1598 году Роджер Меннерс продолжил своё юридическое образование в Грейс Инн — одной из четырёх придворных юридических корпораций, славившейся своими театрализованными праздниками.
5 марта 1599 года, по настоянию родственников и с согласия королевы граф Ратленд женился на падчерице графа Эссекса Елизавете Сидни, дочери поэта Филиппа Сидни , национального героя, умершего от ран, полученных на поле боя. Невесте было 14 лет. Вскоре после свадьбы, граф Ратленд, произведенный в пехотные полковники, самовольно, без разрешения королевы, присоединился к графу Эссексу в его походе в Ирландию, где 30 мая того же года после взятия крепости Кахир был посвящён в рыцари, однако по настоянию королевы Елизаветы уже в июне 1599 года он был вынужден вернуться в Англию. Замечен в пренебрежении службой при дворе ради ежедневных походов в театр вместе со своим другом графом Саутгемптоном. 10 июля того же года Ратленд получил степень Магистра Искусств в Оксфорде , затем короткое время служил в Голландии под началом графа Нортумберленда , а 14 июня 1600 года был назначен на почетные должности констебля Ноттингемского замка и хранителя Шервудского леса .
8 февраля 1601 года граф Ратленд принял участие в мятеже графа Эссекса против королевы Елизаветы и был одним из тех, кто был задержан в доме Эссекса. 23 февраля 1601 года граф Эссекс был казнен. Граф Ратленд вместе с графом Саутгемптоном и двумя младшими братьями Фрэнсисом и Джорджем, также участвовавшими в мятеже, был заключен в Тауэр, допрошен Тайным Советом и оштрафован на гигантскую по тем временам сумму 30 тыс. фунтов стерлингов, после чего сослан в замок Аффингтон под надзор его дяди эксквайра Роджера Меннерса. Только в 1602 году по ходатайству казначея королевы лорда Сесила Роджеру Меннерсу было разрешено вернуться в замок Бельвуар.
После смерти королевы Елизаветы в 1603 году, по приказу нового короля Якова I граф Ратленд, как и другие участники мятежа Эссекса, был освобожден от наказания и вскоре вместе со своей женой, крестницей королевы Елизаветой Сидни-Ратленд встречал короля в своем замке Бельвуар — здесь король остановился по пути из Шотландии в Лондон, где в это время свирепствовала чума. Для короля была представлена пьеса-маска Бена Джонсона «Метаморфозы цыган». Граф Ратленд прибыл в Лондон вместе с королём, и во время коронации Якова I 2 июня 1603 года был награждён орденом Рыцаря Бани, а 9 июня 1603 года получил почетные должности хранителя Бирквуд Парка, Йоркшира, Нортхэмптоншира и замка Клипстон. Через несколько дней он был направлен Яковом I с посольством в Данию, где вручил королю Христиану IV Орден Подвязки и был представителем короля Якова I при крещении наследника датского престола. Торжества проходили в замке Эльсинор, где граф Ратленд вновь встретился со своими падуанскими однокурсниками Рознекранцем и Гильденстерном. 20 сентября 1603 года Ратленд был назначен лордом-лейтенантом Линкольншира, а затем попечителем Грантхэма. Его жена Елизавета интересовалась литературой, её поэтический салон посещали крупнейшие поэты того времени — Джон Донн , Бен Джонсон , Майкл Дрейтон, Джордж Чапмен, Фрэнсис Бомонт, Джон Флетчер .
В 1609 году граф Ратленд стал попечителем Беннингтона и Мэнсфилда, но к этому времени он уже тяжело болел, однако успел основать в Боттесфорде, в пяти милях от замка Бельвуар, школу и дом престарелых. 26 июня 1612 года в возрасте 36 лет Роджер Меннерс, 5-й граф Ратленд, умер в своем кабинете в Кембридже. Его тело было забальзамировано и через месяц доставлено в фамильную усыпальницу Ратлендов недалеко от замка Бельвуар в церкви Пресвятой Девы Марии в Боттесфорде, где и было захоронено, причем никому не было позволено увидеть лицо покойного. Об этом необычном погребении в церкви сохранилась особая запись. Погребальная служба была проведена через два дня после похорон, во внутреннем храме замка Бельвуар. Вдова графа Ратленда Елизавета Сидни-Ратленд на похоронах не присутствовала и в завещании графа упомянута не была. Она умерла через несколько недель после похорон мужа, в возрасте 27 лет, и была похоронена в соборе Св. Павла в Лондоне, в могиле её отца Филипа Сидни. Тем не менее, в церкви Пресвятой Девы Марии в Боттесфорде можно видеть общее надгробие Роджера Меннерса и Елизаветы Сидни. Несмотря на существовавшую в Англии 17-го века традицию, ни один поэт, в том числе и те, кто бывал в гостях у Елизаветы Ратленд, не почтил память этих выдающихся представителей высшей английской знати поминальными стихами и поэмами.
В 1920-е годы авторы, поднимающие так называемый шекспировский вопрос , то есть не признающие, что автором шекспировских пьес является уроженец Стратфорда-на-Эйвоне Уильям Шакспер (так эти авторы пишут фамилию того, кого принято считать Шекспиром), включили в число возможных кандидатов в авторы шекспировских произведений и графа Ратленда. Эта идея была впервые предложена Д. Х. Мадден, наибольшую поддержку получила у немецкого автора Карла Бляйбтроя и далее была поддержана некоторыми другими авторами, которые в шекспироведении получили наименование «антистратфордианцы» . Среди них и русский юрист, автор работ по риторике П. С. Пороховщиков , эмигрировавший в США и написавший книгу «Шекспир без маски». По версии И. Гилилова , 5-й граф Ратленд и его жена Елизавета Сидни являются подлинными авторами произведений , которые написал Шекспир . Доказательства этой версии представлены в книге Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса», 1997.
В пользу Ратленда говорят такие факты:
Ратлендианская версия не является самой популярной среди антистратфордианцев (большинство их в настоящее время высказывается за кандидатуру графа Оксфорда , хотя Оксфорд умер в 1604 году, а произведения Шекспира продолжали появляться до 1612 года). Как и другие антистратфордианские версии, эта гипотеза отвергается научным сообществом шекспироведов как псевдонаучная. Антистратфордианцы, в свою очередь, отвергают классическое шекспироведение, называя его «великим обманом», однако выражают благодарность стратфордианцам, которые, по их мнению, кропотливо работая над шекспировской темой, добывают все больше косвенных доказательств, что Шекспир — это не уроженец Стратфорда.