С 1913 года, после переезда из Новозыбкова в Киев, учился в
Киево-Печерской гимназии
. В 1919 году вместе с сестрой Любовью посещал частную школу-студию живописи
А. А. Экстер
. Вместе с другими учениками школы участвовал в праздничном авангардистском оформлении киевских улиц.
Более всего привлекал его театр; работу в нём он начал с участия в росписи декораций к спектаклю
К. А. Марджанова
«Фуэнтe Овехуна»
Л. де Вега
. Работал в
театре Соловцова
. С помощью К. А. Марджанова и вместе с друзьями
Сергеем Юткевичем
,
Моше Ваксом
и
Алексеем Каплером
создал кукольный театр, а затем экспериментальный театр «Арлекин», в котором поставил спектакль по сочинённой им самим пьесе, и, наконец, осуществил уличное представление по фольклорной пьесе «Царь Максимилиан».
В декабре 1921 года совместно с
Л. З. Траубергом
,
Г. К. Крыжицким
и
С. И. Юткевичем
написал манифест эксцентрического театра «Эксцентризм», который был провозглашён на организованном ими диспуте. В 1922 году вместе с Л. З. Траубергом организовали Театральную мастерскую «
Фабрика эксцентрического актёра
», и в том же году поставили в ней эксцентрическую переработку «
Женитьбы
»
Н. В. Гоголя
. За два года они поставили ещё 3 спектакля по собственным пьесам, а в
1924 году
перенесли свои эксперименты в область эксцентрической комедии в кино, преобразовав театральную мастерскую в киномастерскую «
ФЭКС
».
В 1924 году начал работать на кинофабрике «
Севзапкино
». Продолжавший театральные опыты первый короткометражный фильм Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга по собственному сценарию «Похождения Октябрины» (1924), был попыткой соединить политику (разоблачение нэпмана, помогавшего империалисту) с откровенной буффонадой и, по словам
Ю. Н. Тынянова
, «необузданным собранием всех трюков, до которых дорвались изголодавшиеся по кино режиссёры». Во второй эксцентрической короткометражке «Мишки против Юденича» (1925) снимались уже не эстрадные и цирковые актёры, пришедшие вместе с режиссёрами из театра (среди них был
С. А. Мартинсон
), а ученики киномастерской, в том числе
С. А. Герасимов
,
Я. Б. Жеймо
,
А. А. Костричкин
.
Первый полнометражный фильм Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — романтическая мелодрама «
Чёртово колесо
» (1926) по сценарию
А. И. Пиотровского
— был уже зрелой работой. Любовь к яркой эксцентрике сочеталась в ней с убедительным показом городского быта. На этом фильме сложился постоянный творческий коллектив «фэксов»; кроме режиссёров в него вошли кинооператор
А. Н. Москвин
и художник
Е. Е. Еней
, работавшие с Г. М. Козинцевым практически на всех его фильмах.
Следующий фильм «
Шинель»
(1926), экранизация «
Петербургских повестей
»
Н. В. Гоголя
, стал одним из шедевров советского немого кино. Сценарий
Ю. Н. Тынянова
, развивающий его лучшие стороны режиссёрский замысел, экспрессивное изобразительное решение и эксцентрическая, на грани гротеска игра актёров привели к созданию фильма, стилистически точно отвечающего манере Н. В. Гоголя.
Энергично и организованно работавший коллектив стремился в каждом фильме вести поиск в новом направлении, и в 1927 году выпустил современную комедию «Братишка» (1927) по своему сценарию, а сразу вслед за ней историческую мелодраму «
С. В. Д.
» (1927) по сценарию
Ю. Н. Тынянова
и
Ю. Г. Оксмана
, написанному на материале
восстания декабристов
. Оба фильма пользовались успехом у зрителей, особенно, «
С. В. Д.
» —
В. Б. Шкловский
назвал этот фильм «самой нарядной лентой Советского Союза».
С первой звуковой картиной «
Одна
» (1931) в творчестве Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга начался новый период. Г. М. Козинцев некоторое время работал в театрах, осуществляя постановки пьес У.
Шекспира
«
Король Лир
» (1941), «
Отелло
» (1943) и «
Гамлет
» (1954).
Его «
Дон Кихот
» (1957, художник
А. Санчес
, почётный диплом на Международном кинофестивале в
Ванкувере
, 1958) стал классическим образцом экранизации.
В 1962 году выпустил книгу «Наш современник Вильям Шекспир», ставшую теоретической подготовкой к двум его выдающимся шекспировским экранизациям: «
Гамлет
» (1964) и «
Король Лир
» (1970). В 1965—1971 годах руководил режиссёрской мастерской при «
Ленфильме
».
Написал историко-теоретические монографии «Глубокий экран» (1971) и «Пространство трагедии» (опубликована посмертно, 1973).
Родители —
Моисей Исаакович Козинцов
(1859—1930), санитарный врач, терапевт и педиатр
, и Анна Григорьевна Лурье, из киевской
раввинской
семьи
. Родители поженились в 1898 году в Киеве. В 1896 году отдельным изданием была опубликована диссертация доктора медицины М. И. Козинцова «Серноспичечное производство в санитарном отношении». Занимался также просветительской и краеведческой публицистикой, в частности был автором книг «Алкоголизм и общественная борьба с ним» и «Князь Николай Дмитриевич Долгоруков»
.
Брат матери —
Александр Григорьевич Лурье
(1868—1954), дерматовенеролог, профессор и заведующий кафедрой кожно-венерических болезней Киевского института усовершенствования врачей (1919—1954).
Вторая жена (с 1945 года) — Валентина Георгиевна Козинцева (урождённая Древницкая), дочь воздухоплавателя и парашютиста
(1868—1917) и секретарши
В. Б. Шкловского
Ольги Ивановны Гребнер; первым браком (1937—1945) замужем за
Б. В. Барнетом
.
Сын —
Александр Григорьевич Козинцев
(род. 1946), профессор, доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела антропологии Музея антропологии и этнографии РАН имени Петра Великого (
Кунсткамера
).
МКФ в Сан-Себастьяне (1965, Специальный приз жюри, фильм «Гамлет» (1964))
МКФ в Сан-Себастьяне (1965, Премия национальной федерации испанских киноклубов, фильм «Гамлет» (1964))
Союз польских журналистов (1965, Почётный диплом клуба кинокритиков, фильм «Гамлет» (1964))
«Золотой лавровый венок» Фонда
Д. О. Селзника
(1966, «За вклад в международное понимание путём разработки общечеловеческих тем и демонстрации кинематографического искусства высшего уровня», фильм «Гамлет» (1964))
МКФ в
Лиме
(1966, Премия нац. совета киноцензуры «Серебряная лама», фильм «Гамлет» (1964))
МКФ в
Панаме
(1966, Приз «Серебряное блюдо», фильм «Гамлет» (1964))
Премия «Фемина» (
Бельгия
) (1966, фильм «Гамлет» (1964))
МКФ в
Тегеране
(1972, Главный приз «Золотая статуэтка крылатого тура», фильм «Король Лир» (1970))
МКФ в
Чикаго
(1972, Приз «Серебряный Хьюго», фильм «Король Лир» (1970))
МКФ в
Милане
(1973, Золотая медаль, фильм «Король Лир» (1970))
Память
В Санкт-Петербурге, на доме по адресу
Малая Посадская улица
, 4а в 1975 году была установлена мемориальная доска (архитектор В. В. Исаева)
.
Библиография
Козинцев Г. М.
Собр. соч. в 5 тт. / Гл. ред.
С. А. Герасимов
; Сост. В. Г. Козинцева, Я. Л. Бутовский. — Л.: Искусство, 1982—1986.
Козинцев Г. М.
Чёрное, лихое время… Из рабочих тетрадей / Подг. текста, вступ. заметка и примеч. В. Г. Козинцевой. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1994. —
ISBN 5-87334-003-X
От балагана до Шекспира: Хроника театральной деятельности Г. М. Козинцева / Сост. и коммент. В. Г. Козинцевой и Я. Л. Бутовского. — СПб.:
Дмитрий Буланин
, 2002. —
ISBN 5-86007-289-9
Владимир Недоброво
.
ФЭКС: Григорий Козинцов, Леонид Трауберг. / Вступ. ст. Виктора Шкловского. — М.: Кинопечать, 1928.
Тынянов Ю. Н.
О фэксах // СЭ. — 1929. — № 14. — С. 10. Перепеч.:
Тынянов Ю. Н.
Поэтика. История литературы. Кино. — М.:
Наука
, 1977. — С. 346—348.
Добин Е. С.
Козинцев и Трауберг. — Л.-М.: Искусство, 1963.
Добин Е. С.
Гамлет — фильм Козинцева. — Л.-М.: Искусство, 1967.
Ваш Григорий Козинцев: Воспоминания. / Сост., редактура, примеч. и дополн. В. Г. Козинцевой и
Я. Л. Бутовского
. — М.: Артист. Режиссёр. Театр. 1996. —
ISBN 5-87334-011-0
(англ.)
//
The Guardian
— United Kingdom:
GMG
, 2007. — ed. size: 107899 — ISSN
Во всех публикациях и картинах до начала 1930-х годов —
Григорий Козинц
о
в
.
от 24 июля 2015 на
Wayback Machine
: Свидетельства о рождении Г. М. Козинцева и его старшей сестры не сохранились и факт их рождения в Киеве окончательно не установлен. Из Киева происходила семья матери, но после женитьбы в 1896 году и до переезда в Киев в 1913 году супруги М. И. и А. Г. Козинцовы с детьми жили в
Новозыбкове
.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 22 ноября 2013. Архивировано из
24 июля 2015 года.
Семья Козинцовых происходила из Стародуба, где одному брату Моисея Исааковича Козинцова принадлежала типография, а другой брат — юрист Юлий Исаакович Козинцев до переезда в Киев был частным поверенным при Стародубском окружном суде.
(неопр.)
. Дата обращения: 22 июля 2008.
26 июня 2012 года.
[www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/15028/bio/ Григорий Козинцев — биография — советские режиссёры — Кино-Театр. РУ]
(недоступная ссылка)
(неопр.)
. Дата обращения: 26 января 2013.
11 ноября 2012 года.
(недоступная ссылка)
(неопр.)
. Дата обращения: 23 ноября 2013.
1 декабря 2021 года.
от 11 ноября 2012 на
Wayback Machine
: Г. М. Козинцев жил у своей тёти Р. Г. Лурье до 1939 года, пока не переехал в построенный для ленфильмовцев дом № 4а на Малой Посадской улице.
от 11 ноября 2012 на
Wayback Machine
: По другим данным, Р. Г. Лурье родилась в 1876 году.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 июля 2015.
24 июля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 сентября 2016.
16 сентября 2016 года.
Киноведческие записки. — 2003. — № 63. — С. 187—197.
Источник: От балагана до Шекспира: Хроника театральной деятельности Г. М. Козинцева. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002
(неопр.)
. Дата обращения: 9 октября 2016.
8 октября 2018 года.
Литература
Григорий Козинцов, Георгий Крыжицкий, Леонид Трауберг, Сергей Юткевич
. Эксцентризм. — Эксцентрополис (бывший Петроград): Гостипография, 1922.
Григорий Козинцев.
«Пространство трагедии» («Дневник режиссёра»). — Искусство. — 1973. — 232 с.
Ссылки
Григорий Козинцев.
«Пространство трагедии» («Дневник режиссёра»). — Искусство. — 1973. — 232 с.
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны
неавторитетными источниками
или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки
ссылками на соответствующие правилам сайты
или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).