Питер Стивен Пол Брук
(
англ.
Peter Stephen Paul Brook
;
21 марта
1925
—
2 июля
2022
) —
английский
режиссёр
театра
и
кино
.
Биография
Питер Брук родился в Лондоне в еврейской семье — его родители были эмигрантами из
Двинска
(
Витебской губернии
) Саймон (Семён Матвеевич) Брук и Ида Юдельсон. Двоюродный брат советского и российского режиссёра
Валентина Плучека
.
Учился в
, но из-за болезни прервал занятия и два года провёл в
Швейцарии
. Вернувшись в Англию, изучал лингвистику, закончил
Оксфордского университета
, во время учёбы снял малобюджетный фильм «Сентиментальное путешествие» — экранизацию романа
Лоренса Стерна
и поставил «Доктора Фаустуса»
Кристофера Марло
(1942). Театральным событием стал его спектакль «
Ромео и Джульетта
» (1947), вызвавший оживлённые споры в английской театральной критике
; в нём он использовал свою идею «пустого пространства», убрав со сцены за полчаса до премьеры многие декорации.
В 1968 году приглашён
Жаном-Луи Барро
в
Париж
, где основал
, созданный под эгидой
ЮНЕСКО
и
. Со своей интернациональной труппой он периодически выезжал в далёкие гастроли, часто в экзотические места Африки и Азии. В 1973—1974 годах работал в
США
, с 1974 года жил и работал в Париже (
).
Творчество
Как
театральный режиссёр
Питер Брук испытал влияние идей
Бертольта Брехта
,
Всеволода Мейерхольда
,
Ежи Гротовского
, а также
Антонена Арто
. По поводу искусства актёра Брук писал:
Школа Мейерхольда делала акцент на выразительности тела. Гротовский по-своему развил это направление и вызвал особый интерес к языку тела и движения. С другой стороны, Брехт настаивал на том, что актёр должен быть не наивным дурачком, каковым его считали в девятнадцатом веке, а думающим, размышляющим человеком своего времени. Школа Станиславского и её последователи уделяли огромное внимание проблемам эмоциональной погружённости актера в роль. Все три направления необходимы.
Брук много ставил как классику, так и современную драматургию, но его любимым драматургом всегда оставался
У. Шекспир
. На его трактовку шекспировских пьес оказала влияние книга
Я. Котта
«Шекспир — наш современник» (англ. изд. 1964), к которой он написал предисловие
[
источник не указан 4059 дней
]
. При этом пьесы Шекспира он мог ставить и в стиле «
эпического театра
» Брехта, как это было в его легендарном «
Лире
», и в стиле
«театра жестокости»
. Режиссёр сказал однажды: «
... Признаем, что всё, что произошло от человека, называющегося Шекспиром, и обрело жизнь на листах бумаги, имеет совсем иную природу, чем произведение любого другого автора. Это не „шекспировское видение мира“, а скорее, „шекспировский мир“, сродни реальному
»
. Другим любимым его драматургом был
А.П.Чехов
. Питер Брук ставил также оперы
.
Признание и награды
Командор орденов
Британской империи
(1965) и
Почётного легиона
(2013)
, удостоен
Ордена Кавалеров Почёта
(1998).
Лауреат
Европейской театральной премии
(1989),
Премии Киото
(1991),
Международной премии Ибсена
(2008),
премии принцессы Астурийской
(2019).
Почётный доктор
Университета Адама Мицкевича
в
Познани
(Польша, 2004).
Постановки
Театральные спектакли
-
1946
— «Порочный круг» / «Vicious circle», по пьесе
Ж-П. Сартра
«
За закрытыми дверями
» /
,
Лондон
— с
Алеком Гиннессом
(
Гарсэн
) и
Дональдом Плезенсом
(
Коридорный
);
16 июля
—
11 августа
-
1946
— «Братья Карамазовы», инсценировка А. Гиннесса
по мотивам одноимённого романа
Ф. М. Достоевского
/
,
Лондон
— с
Алеком Гиннессом
(
Митя Карамазов
)
-
1947
— «Мёртвые без погребения» / «Men Without Shadows» и «Добродетельная шлюха» /
Ж-П. Сартра /
,
Лондон
-
1950
— «
Мера за меру
»,
У. Шекспира
— с
Джоном Гилгудом
-
1952
— «
Зимняя сказка
» У. Шекспира — с Джоном Гилгудом
-
1955
— «
Гамлет
» У. Шекспира — с
Полом Скофилдом
(
Гамлет
)
-
1956
— «
Кошка на раскалённой крыше
»
Т. Уильямса
/
,
Париж
— с
Жанной Моро
(
Мэгги
)
-
1957
— «
Визит старой дамы
»
Ф. Дюрренматта
-
1958
— «
Тит Андроник
» У. Шекспира — с
Лоренсом Оливье
-
1962
— «
Король Лир
» У. Шекспира — с
Полом Скофилдом
-
1964
— «Марат/Сад»
П. Вайса
(премия
«Тони»
за режиссуру) — с
Глендой Джексон
(
Шарлотта Кордэ
)
-
1966
— «US»
-
1968
— «Эдип»
Сенеки
-
1971
— «
Сон в летнюю ночь
» У. Шекспира — с
Беном Кингсли
и
Патриком Стюартом
(премия
«Тони»
за режиссуру)
-
1977
— «Король Убю»
А.Жарри
-
1979
— «Беседа птиц», по поэме
Аттара
-
1981
— «
Вишнёвый сад
»
А. П. Чехова
/
,
Париж
— с
Наташей Пэрри
(
),
Мишелем Пикколи
(
Гаев
),
Нильсом Ареструпом
(
Лопахин
)
-
1985
— «Махабхарата»,
по древнеиндийскому эпосу
-
1987
— «
Буря
» У. Шекспира
-
1992
— «Impressions de Pelléas», по опере
Клода Дебюсси
-
1992
— «Человек, который принял свою жену за шляпу», по книге
Оливера Сакса
-
1995
— «Кто там», по текстам
Антонена Арто
,
Бертольта Брехт
,
Гордона Крэга
,
Мейерхольда
,
Станиславского
,
Мотокиё Дзэами
-
1995
— «Счастливые деньки»
Сэмюэла Беккета
-
1998
— «Je suis un phénomène», по книге
Александра Лурии
-
1998
— «
Дон-Жуан
» В. А. Моцарта (фестиваль оперного искусства в
Экс-ан-Провансе
)
-
2004
— «
Великий инквизитор
», по роману
Достоевского
Братья Карамазовы
-
2006
— «Sizwe Banzi est mort», по
Атолу Фугарду
и др. (
Авиньонский фестиваль
)
-
2008
— «Фрагменты», по Беккету
-
2009
— «Love is my sin», по сонетам Шекспира
-
2010
— «Warum warum», на тексты А. Арто, Г. Крэга,
Ш.Дюллена
,
Вс. Мейерхольда
, Мотокиё Дзэами и У. Шекспира
-
2010
— «
Волшебная флейта
» Моцарта (премия
Мольера
)
Фильмы
Книги
-
The empty space. New York: Discus Books, 1968 (многочисл. переиздания).
-
The shifting point : 1946—1987. New York: Harper & Row, 1987.
-
The open door: thoughts on acting and theatre. New York: Parthenon Books, 1993.
-
Threads of time: recollections. Washington: Counterpoint, 1998.
Публикации на русском языке
-
.
-
-
«Пустое пространство. Секретов нет». М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2003.
-
«Нити времени». М.: Артист. Режиссёр. Театр, 2005.
Примечания
-
Брук Питер //
Большая советская энциклопедия
: [в 30 т.]
/ под ред.
А. М. Прохоров
— 3-е изд. —
М.
:
Советская энциклопедия
, 1969.
-
Peter Brook //
(англ.)
— 2000.
-
-
↑
-
— 1711.
-
— 2012.
-
-
Юлия Добровольская.
. — Litres, 2017-09-05. — 547 с. —
ISBN 9785040654154
.
29 декабря 2017 года.
-
(англ.)
. The Princess of Asturias Foundation. Дата обращения: 26 ноября 2019.
9 июля 2021 года.
-
Проскурникова Т.
. —
Алетейя
, 2002. — 488 с. —
ISBN 9785893293814
.
29 декабря 2017 года.
-
. — Известия, 1970. — 1794 с.
29 декабря 2017 года.
-
Брук П.
Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью. / Перев. с англ. М. Ф. Стронина.. — СПб.; М: Малый драматический театр; Артист. Режиссёр. Театр, 1996. — С. 93. — 270 с.
-
Брук П.
Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью. / Перев. с англ. М. Ф. Стронина.. — СПб.; М: Малый драматический театр; Артист. Режиссёр. Театр, 1996. — С. 99—100. — 270 с.
-
Брук П.
Блуждающая точка. М., 1996. С. 100.
-
Юрий Димитрин.
. — Litres, 2017-09-05. — 303 с. —
ISBN 9785457258563
.
29 декабря 2017 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 4 марта 2015.
24 декабря 2014 года.
-
См.:
Медведев, Павел
.
(недоступная ссылка)
/
СПбГАТИ
Литература
-
Проскурникова Т. Б.
Театр Франции. Судьбы и образы. Очерки истории французского театра второй половины XX века. — СПб.: Алетейя; Москва.: Государственный институт искусствознания, 2002 г. — 472 с.
-
100 великих режиссеров / Авт.- сост. И. А. Мусский. — М.: Вече, 2006. — 480 с. («100 великих»).
-
Davies A.
Filming Shakespeare’s Plays: The Adaptations of Laurence Olivier, Orson Welles, Peter Brook and Akira Kurosawa. Cambridge: Cambridge UP, 1988
-
Ortolani O.
Peter Brook. Frankfurt/Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1988.
-
Hunt A.
,
Reeves G.
Peter Brook. Cambridge; New York: Cambridge UP, 1995
-
Peter Brook: Oxford to Orghast/ Richard Helfer, Glenn Loney (eds.). Amsterdam: Harwood Academic Publishers, 1998
-
Moffitt D.
Between two silences: talking with Peter Brook. Dallas: Southern Methodist UP, 1999
-
Croyden M.
Conversations with Peter Brook, 1970—2000. New York: Faber and Faber, 2003
-
Kustow M.
Peter Brook: a biography. New York: St. Martin’s Press, 2005
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|