Interested Article - Комиссаржевский, Фёдор Фёдорович

Фёдор Фёдорович Комиссарже́вский ( 23 мая ( 4 июня ) 1882 года , Венеция 17 апреля 1954 , , США) — русский театральный режиссёр , педагог, теоретик театра, художник и переводчик. Сын певца Ф. П. Комиссаржевского , брат В. Ф. Комиссаржевской . Основатель театра имени В. Ф. Комиссаржевской . После эмиграции стал одним из ведущих театральных режиссёров Англии , с 1939 года жил и работал в США .

Биография

Его отец, известный певец Ф. П. Комиссаржевский , в своё время тайно обвенчался в Царском Селе с дочерью офицера Преображенского полка Марией Николаевной Шульгиной, в браке с которой родились три дочери: Вера , Надежда и Ольга. Во время гастрольного турне Ф. П. Комиссаржевский познакомился с польской княжной Курцевич, на которой вскоре женился; в этом браке в Венеции и родился в 1882 году сын Фёдор.

Получил архитектурное образование. Вошёл в число пайщиков Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской, который открылся 28 (15) сентября 1904 года в здании петербургского «Пассажа» спектаклем «Уриэль Акоста» Гуцкова. Это был демократичный интеллигентный театр, основу репертуара которого составляли произведения Г. Ибсена , А. П. Чехова и А. Н. Островского С 1904 по 1909 год Фёдор Фёдорович возглавлял постановочную часть театра, для которого перевёл пьесы Августа Стриндберга , Кнута Гамсуна и Карло Гольдони . Поставил на сцене пьесы «Бесовское действо» А. М. Ремизова ( 1907 ), «Чёрные маски» Л. Н. Андреева ( 1908 , совместно с А. П. Зоновым ), «Праматерь» Ф. Грильпарцера ( 1909 , оформление А. Н. Бенуа ) и « Хозяйка гостиницы » К. Гольдони ( 1909 ). Режиссёрские работы были близки к классическим традициям символизма .

В 1909 году вместе с Н. Н. Евреиновым организовал театральное кабаре под названием « Веселый театр для пожилых детей ».

В 1910 году переехал в Москву. Через некоторое время (при участии К. В. Бравича и П. М. Ярцева ) открыл свою театральную школу. В студии поставил спектакли « Фауст » Гёте и « Идиот » Достоевского. Большое внимание уделял проблемам актёрского перевоплощения, придерживался традиционному построению спектакля и системы К. С. Станиславского . Был режиссёром Театра К. Н. Незлобина , в труппе которого иногда играла его сестра , поставил спектакли « Мещанин во дворянстве » Мольера ( 1911 ), « Не было ни гроша, да вдруг алтын » А. Н. Островского ( 1910 ), « Принцесса Турандот » К. Гоцци ( 1912 ) и « Идиот » по Достоевскому ( 1913 ).

На сцене Малого театра поставил спектакль « Лекарь поневоле » Мольера ( 1913 ). Мастерская Комиссаржевского готовила универсальных актёров, кроме актёрского мастерства, владевших сценическим движением и вокалом. Среди актёров были Игорь Ильинский и Михаил Жаров . На основе школы-студии и при участии ряда бывших сотрудников « Свободного театра » Ф. Ф. Комиссаржевским и В. Г. Сахновским в 1914 году был организован , в репертуар которого вошли «Гимн Рождеству» (по Ч. Диккенсу ), «Каждый человек» (моралите XV в.), « Скверный анекдот » по Достоевскому ( 1915 ). В 1918 году Комиссаржевский ушёл из театра, и в 1919 году он закрылся. Но в 1924—1925 годах театр работал вновь, возобновлённый Сахновским. Были поставлены: «Отжитое время» («Свадьба Кречинского» и «Дело» А. В. Сухово-Кобылина, режиссёр Н. О. Волконский), «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (режиссёр Сахновский) и др.

После революции был оперным режиссёром, работал в Большом театре и оперном театре Зимина . Ставил оперы « Евгений Онегин » и « Князь Игорь ». В 1918 году вместе с В. М. Бебутовым организовал Театр-студию ХПСРО , в котором ставились как драматические, так и оперные спектакли . Здесь Комиссаржевский поставил, в частности, «Похищение из сераля» В. А. Моцарта и « Сказки Гофмана » Ж. Оффенбаха ; большой удачей режиссёра стала постановка « Бури » У. Шекспира (совместно с Бебутовым).

У Ф. Ф. Комиссаржевского было много жён, но официальных, по некоторым сведениям, всего три. Первой женой была молодая актриса Елена Комиссаржевская (ур. Акопян, 1895—1981), впоследствии жена основателя « Летучей мыши » Н. Ф. Балиева и артистка труппы «Le Théâtre de la Chauve-Souris».

В 1919 году эмигрировал в Лондон . Уже в июне 1919 года представил оперные сезоны, с оперным тенором Владимиром Розингом и дирижёром Адрианом Боултом .

Преподавал в Королевской академии драматического искусства . Среди его студентов были многие известные актёры: Джон Гилгуд , Чарльз Лоутон , , Кристофер Пламмер , и будущая жена, оскароносная английская актриса Пегги Эшкрофт .

С 1925 по 1936 год ставил в английском театре пьесы Антона Павловича Чехова : «Иванов» ( 1925 ), « Дядя Ваня » ( 1926 ), « Три сестры » ( 1926 ) и « Чайка » ( 1936 ).

В 1936 году поставил « Короля Лира » Шекспира в Королевском Шекспировском театре в Стратфорд-на-Эйвоне ( 1936 ). Часто свои спектакли оформлял сам, изучал историю костюма.

С 1923 по 1924 год поставил на сцене Театра Елисейских полей спектакли: «Дорога в Лувр» А. Милна (на английском языке), «Клуб мандариновых уток» А. Дювернуа и П. Фортуни, «Дуэнья» Р. Шеридана. Был приглашен режиссёром Английского театра .

В 1925 году открыл свой частный маленький театр «L’Arc-en-Ciel». В 1931 году сделал свою инсценировку и эскизы костюмов для « Пиковой дамы » А. Пушкина, спектакль был поставлен на сцене театра «Madeleine» французским составом труппы Н. Балиева « Le Théâtre de la Chauve-Souris »

После начала Второй мировой войны Комиссаржевский переехал в США. Работал в театрах, поставил « Преступление и наказание » Ф. Достоевского ( 1947 ) и оперу « Воццек » А. Берга (1952).

Семья

Фёдор Комиссаржевский первым браком был женат на русской актрисе Е. А. Балиевой (1895—1981), вторым на английской актрисе Пегги Эшкрофт и третьим браком сочетался с Эрнестин Стоделл ( , 1912—2008) известной танцовщице балета модерн. Через два года после смерти Фёдора, в 1956 году, Эрнестин Стоделл вышла замуж за известного литературного критика ( ), вдовца, у которого были дочери Элизабет (Elizabeth Huss) и Маргарет (Margaret Davis), которая брала уроки в студии Стоделл и познакомила их.

  • — сын Елены Акопян и Фёдора Комиссаржевского
  • Таня Метакса (Tanya K. Metaksa), 1936 г.р. — дочь Эрнестин Стоделл и Фёдора Комиссаржевского
  • Кристофер Комиссаржевский — сын Эрнестин Стоделл и Фёдора Комиссаржевского.
  • Бенедикт Комиссаржевский, 1947 г.р. — сын Эрнестин Стоделл и Фёдора Комиссаржевского
  • Джон Чэмберлен-мл. (John Chamberlain Jr.) — сын Эрнестин Стоделл и Джона Чэмберлена
  • Элизабет Чэмберлен — Хасс (Elizabeth Chamberlain — Huss)
  • Маргарет Чэмберлен — Дэвис (Margaret Chamberlain — Davis)

Известные родственники

Через 57 лет после смерти Комиссаржевского, 13 октября 2011 года, тридцатилетний приёмный сын Бенедикта (сына режиссёра) , Джошуа, решением суда присяжных штата Коннектикут был признан виновным в зверских убийствах . 9 декабря 2011 года суд присяжных рекомендовал приговорить Джошуа к смертной казни .

Творчество

Постановки в Театре Комиссаржевской

Сочинения

  • 1910 Федор Комиссаржевский. «История костюма» = уникальные материалы по истории костюма с древнейших времен до конца 19-го века. — СПб. , 1910 .
  • 1916 Ф. Ф.Комиссаржевский. . — М. : «типо-литография Коркина», 1916.
  • 1916 Ф. Ф.Комиссаржевский. . — 1916.
  • 1929 Theodore Komisarjevsky. «Myself and the theatre» = Мемуары. Дневники. Письма. — Лондон , 1929.
  • 1931 Theodore Komisarjevsky. «Costume of the theatre». — Лондон , 1931.
  • 1935 Theodore Komisarjevsky. . — Лондон , 1935.
  • 1999 Ф. Ф.Комиссаржевский. «Я и Театр» = Мемуары. Дневники. Письма (Переписка Ф.Ф. Комиссаржевского) / Перевод И.Л. Алпатовой. — М. : Искусство, 1999. — 278 с. — ISBN 5-210-01355-3 .
  • 2000 Поль Фор. Поль Мари Верлен. Морис Метерлинк. Шарль Ван Лерберг. Антонен Арто. «Французский символизм. Драматургия и театр» = «Le symbolisme francais: La dramaturgie et le theatre» / Составитель: Вадим Максимов. Перевод: Федор Комиссаржевский.. — М. : Ars Pura. Французская коллекция, 2000. — 480 с. — 4000 экз. ISBN 5-93762-002-X .
  • 2000 Ф. Ф.Комиссаржевский. «Письмо Ф. Ф. Комиссаржевского правлению художественно-просветительного союза рабочих организаций (сезон 1918/1919 г.)» = «Оперная режиссура: история и современность» (Сборник статей и публикаций). — М. : РИИИ, 2000. — С. 118—120. — 480 с. — (Антология). — 250 экз. ISBN 5-86845-035-3 .
  • 2005 Ф. Ф.Комиссаржевский. . — М. : Астрель, АСТ, 2005 . — 336 с. — 10 000 экз. ISBN 5-17-018578-2 .
  • 2009 — Горестный эпистолярий. Письма Ф. Ф. Комиссаржевского В. Г. Сахновскому, О. Д. Каменевой, А. В. Луначарскому и др. 1915 1919 . Публ., вст. ст. и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 324—351. ISBN 978-5-91674-027-1
  • Канва судьбы. Ф. Ф. Комиссаржевский. Автобиография. Приложение: Письма Ф. Ф. Комиссаржевского К. С. Станиславскому (1910—1915) / Публ., вступ. статья и коммент. М. В. Хализевой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. С. 792—820.
  • Хроника несостоявшегося возвращения. Ф.Ф. Комиссаржевский – Е.К. Малиновская: письма 1917–1934. Приложение: Письмо Н.Я. Береснева Ф.Ф. Комиссаржевскому (1924) /  Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 369–418.
  • «Великий герцог без трона, без родины и без денег». Письма Ф.Ф. Комиссаржевского  к М.А. Бенуа 1930-х годов / Публ., вступит. статья и коммент. М.В. Хализевой  // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 419–458.
  • Публиковал статьи по вопросам театра в журналах «Студия» и «Маски».
  • Автор статей в Британской энциклопедии .

Адреса

В Москве

Некоторое время жил в доме № 8 по Настасьинскому переулку . Здесь же, в особняке конца XIX века (№ 5, стр. 1) находился возникший из студии театр имени В. Ф. Комиссаржевской, которым он руководил.

Примечания

  1. Theodore Komisarjevsky // (англ.) — 2000.
  2. Театральная энциклопедия. В пяти томах + дополнительный том 2. — Советская энциклопедия, 1963. — 1216 с. — 43 000 экз.
  3. Энциклопедия «Театр: Балет, опера, драма» (в трёх томах) = CD. — Кордис & Медиа, 2003.
  4. Л. Мнухин, М. Авриль, В. Лосская. «Российское зарубежье во Франции 1919-2000». — Дом-музей Марины Цветаевой . — М. : Наука, 2008. — ISBN 978-5-02-036267-3 .
  5. К. С. Театр ХПСРО // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М. : Советская энциклопедия, 1965. — Т. 5 .
  6. Richard E.Menneen. «Theodor Komisarjievsky's Production of The Merchant of Venict». — Theatre Journal. — 1979 . — С. 386.
  7. Alison Leigh Cowan (2008-01-09). (неопр.) . The New York Times . из оригинала 12 февраля 2015 . Дата обращения: 12 декабря 2011 . {{ cite news }} : Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) ( ссылка )
  8. В 1954 году, когда умер Ф. Ф. Комисаржевский Бенедикту было 7 лет. Далее, с 1956 года , все происходящие события относятся к истории семьи Чэмберлен — Стоделл
  9. Кончина Е. А. Балиевой // НРС. Новое русское слово (Нью-Йорк). 1981. 17 марта.
  10. Ксения Образцова. . Pravda.ru (10 ноября 2010). 24 февраля 2012 года.
  11. Alison Leigh Cowan (2007-07-31). (неопр.) . New York Times . из оригинала 16 октября 2017 . Дата обращения: 24 октября 2011 . {{ cite news }} : Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) ( ссылка )
  12. . Дата обращения: 9 ноября 2010. 9 ноября 2010 года.
  13. Deb Feyerick, Brian Vitagliano. (2011-12-09). (неопр.) . CNN . из оригинала 12 февраля 2015 . Дата обращения: 12 декабря 2011 . {{ cite news }} : Википедия:Обслуживание CS1 (неизвестный язык) ( ссылка )
  14. . Дата обращения: 23 января 2015. 23 января 2015 года.

Литература

  • 1928 Крыжицкий Г. . — М. Л. , 1928.
  • 1954 Сазонова Ю . Ф. Ф. Комиссаржевский // Новое русское слово .— Нью-Йорк, 1954.— 16 мая (№ 15359).— С. 2.
  • 1961 Ильинский И. «Сам о себе». — Л. , 1961.
  • 1972 Гатова Л . Путь актрисы: В Америке. Письма // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1972.— 9 января (№ 22489).— С. 4.
  • 1976 Любомудров М. «Ф.Ф. Комиссаржевский – режиссёр и теоретик сцены» = У истоков режиссуры. — 1976 .
  • 1979 Richard E.Menneen. . — Theatre Journal. — The Johns Hopkins University Press, 1979 . — С. 386.
  • 1991 Бартошевич А. «Федор Комиссаржевский. Чехов и Шекспир» // Московский наблюдатель . — 1991. — Вып. 11 .
  • 1997 Иванов В. В . Федор Федорович Комиссаржевский // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографический словарь. М.: РОССПЭН, 1997. С. 299—301.
  • 2008 М.Авриль, Т.Гладкова, В.Лосская (Париж); Л.Мнухин, Н.Осипова, Т.Полуэктова, О.Ростова, Н.Рыжак, В.Телицын (Москва). = Биографический словарь в трёх томах. — Дом-музей Марины Цветаевой . — М. : Наука, 2008 - 2010 . — ISBN 978-5-02-036267-3 . от 26 января 2012 на Wayback Machine
  • 2009 Горестный эпистолярий. Письма Ф. Ф. Комиссаржевского В. Г. Сахновскому, О. Д. Каменевой, А. В. Луначарскому и др. 1915—1919 / Публ., вступит. статья и коммент. В. В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 4 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. С. 324—351.
  • 2019 Хроника несостоявшегося возвращения. Ф.Ф. Комиссаржевский – Е.К. Малиновская: письма 1917–1934. Приложение: Письмо Н.Я. Береснева Ф.Ф. Комиссаржевскому (1924) / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 7 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 369–418.
  • 2019 «Великий герцог без трона, без родины и без денег». Письма Ф.Ф. Комиссаржевского  к М.А. Бенуа 1930-х годов / Публ., вступит. статья и коммент. М.В. Хализевой  // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 7 / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2019. С. 419–458.

Ссылки

  • (англ.) . Encyclopædia Britannica .
  • . на сайте Энциклопедии Санкт-Петербург.
  • . на сайте belcanto.ru. 24 февраля 2012 года.
  • . Энциклопедия Кругосвет.
Источник —

Same as Комиссаржевский, Фёдор Фёдорович