Локк, Гэри
- 1 year ago
- 0
- 0
Мэтью Локк ( англ. Matthew Locke ; ок. 1621, Эксетер — август 1677, Лондон ) — английский композитор и теоретик музыки эпохи барокко . Наиболее значительный (до Пёрселла ) автор музыки для национального театра.
Детство и юношество Локка связаны с (англиканским) кафедральным собором Эксетера , где он пел в хоре и учился музыке у Эдварда Гиббонса (брата известного композитора Орландо Гиббонса ). В возрасте 18 лет ездил на континент в Гаагу , где вероятно был крещён в католики.
Одно из первых музыкальных сочинений Локка (совместно с Кристофером Гиббонсом, сыном Орландо) — маска «Купидон и смерть» (постановка 1653 г.). Совместно с четырьми другими композиторами написал музыку к пьесе У. Давенанта «Осада Родоса» (пост. 1656), которая считается важной вехой в истории английской национальной оперы , а также к пьесам Давенанта «Жестокие испанцы в Перу » (1658) и «История сэра Фрэнсиса Дрейка» (1659). Локк стоял у истоков специфически английского жанра семиоперы ; его перу принадлежат «Макбет» (1673, по одноимённой трагедии Шекспира), «Зачарованный остров» (1674, по «Буре» Шекспира; Локк — автор инструментальных вступлений ко всем актам) и «Психея» (1675; танцевальную музыку написал Дж.Б. Драги).
Помимо работы в музыкальном театре Локк писал светскую инструментальную музыку , он — автор торжественного марша для коронации Карла II (1661), музыки для придворного духового оркестра ( англ. His Majestys Sagbutts and Cornetts ), танцевальных сюит и другой музыки для консорта . Менее оригинальным считается вклад Локка в духовную музыку (написал двенадцать английских антемов и другие сочинения для англиканского богослужения, а также двенадцать латинских мотетов).
Ряд канонов Локка на латинские тексты вошёл в его научный труд «Соображения по поводу недавней книги <...> Томаса Сэлмона» (1672), основная проблематика которого — полемика с музыкантом-любителем Т. Сэлмоном (1648-1706), предлагавшим реформировать музыкальную нотацию путём её радикального упрощения.
В 1673 году Локк издал книгу с псевдо-греческим заголовком «Melothesia» (полный заголовок см. ниже), представляющий собой (первое английское) пособие для обучения инструменталистов новейшей технике игры basso continuo . В качестве моделей для упражнений Локк разместил собственную клавирную музыку (танцевальные сюиты и прелюдии), а также сочинения восьми других композиторов. На титульной странице он представляет себя как «придворный композитор (composer in ordinary) Его величества и органист капеллы Её величества» (имеются в виду Карл II и его супруга Екатерина Брагансская ).
Влияние Локка музыковеды отмечают в ранней музыке Пёрселла, который, возможно, был прямым учеником Локка. В любом случае, оба английских композитора были несомненно знакомы, о чём свидетельствует элегия Пёрселла «На смерть дорогого друга, господина Мютью Локка» (Z 472).