Interested Article - Гассман, Витторио

Могила Витторио Гассмана. Рим. Кладбище Кампо Верано.

Витто́рио Га́ссман ( итал. Vittorio Gassman , 1 сентября 1922 — 29 июня 2000) — итальянский актёр и режиссёр театра и кино. В последние годы жизни проявил склонность к литературному творчеству. 7-кратный лауреат премии «Давид ди Донателло» за лучшую мужскую роль .

Биография

Витторио Гассман родился в пригороде Генуи. Его отец — немецкий инженер Генрих Гассманн (став актёром, одно «н» Витторио из своей фамилии убрал), мать — пизанка Луиза Амброн, еврейка по национальности. В детстве перебрался в Рим , где окончил классический лицей, а затем — Национальную академию драматического искусства.

Дебютировал на театральной сцене в Милане (1943), в кино — в 1945 (фильм «Встреча с Лаурой» К. А. Феличе; плёнка утрачена). Славу на театральных подмостках принесли Гассману роли в постановках Лукино Висконти « Гамлет » и « Табачная дорога » (по пьесе ). В 1948 году Гассман сыграл роль Джакомо Казановы в мелодраме Р. Фреда « ». Однако по-настоящему знаменитым его сделала роль уголовника Вальтера в неореалистическом фильме Джузеппе Де Сантиса « Горький рис » (1949).

В 1952 году возглавил созданный им «Театр итальянского искусства».

В 1956 году сыграл в спектакле « Отелло » и впервые выступил как кинорежиссёр, перенеся на экран свой спектакль «Кин, или Гений и распутство» (по пьесе Дюма-отца о великом английском актере Э. Кине ), в соавторстве с начинающим кинорежиссёром Ф. Рози . В 1958 году сыграл небольшую роль в экранизации повести Пушкина « Капитанская дочка », осуществлённой Альберто Латтуада под названием «Буря».

В 1964-1968 годах был женат на актрисе Жюльет Майниель , которая родила сына Алессандро , также ставшего актёром.

Творческий диапазон

Комедия по-итальянски

Если в начале своей карьеры Гассман считался именно мастером драматических ролей, то начиная с 1958, благодаря встрече с Марио Моничелли , Гассман выдвинулся в первый ряд актёров «комедии по-итальянски» . Приверженцы этого жанра отказались от чистой буффонады и обратились к исследованию комических аспектов повседневности в их неразрывной связи с драматическим началом (под влиянием установок неореализма ). Моничелли снял Гассмана в фильмах «Злоумышленники неизвестны» (считается, что именно эта картина положила начало «комедии по-итальянски»), «Большая война», « Гостиничный номер », в дилогии о Бранкалеоне , а в фильме «Россини! Россини!» запечатлел Гассмана в роли Людвига ван Бетховена ; Витторио Де Сика — в фильме « Страшный суд »; Марко Феррери — в фильме « Аудиенция ».

Востребованность за рубежом

В. Гассман в роли Анатоля Курагина в фильме К. Видора «Война и мир»

Талант Гассмана обратил на себя внимание и за пределами Италии, причём предложения поступали со стороны очень известных режиссёров. Он снялся в двух картинах американца Роберта Олтмена ; в весьма вольной экранизации « Бури » Шекспира , осуществлённой ещё одним американским режиссёром — Полом Мазурски , а также у такого крупного мастера французского кино, как Ален Рене . Наконец, поляк Кшиштоф Занусси пригласил Гассмана на главную роль в одном из наиболее углублённо-философских своих фильмов — «Парадигма».

Гассман и Дино Ризи

Чаще всего Гассман снимался у известного итальянского комедиографа Дино Ризи . Их сотрудничество началось в 1960 году; в общей сложности Гассман снялся в пятнадцати фильмах режиссёра. Среди них наибольшего внимания заслуживают два: состоящая из отдельных новелл картина « Чудовища », где Гассману довелось сыграть двенадцать ролей, в том числе одну женскую, и трагикомедия « Запах женщины ». За роль слепого офицера Фаусто в «Запахе женщины» Гассман был удостоен приза как лучший исполнитель мужской роли на МКФ в Канне (1975). В последний раз Гассман снялся у Ризи в фильме « » (1990), виртуозно воссоздав образ отринутого своей семьей, не вполне адекватного психически старика, единственным другом которого является его внучка.

Гассман в сознании отечественного зрителя

Для отечественного зрителя Витторио Гассман ассоциируется, прежде всего, с фильмом Дино Ризи «Именем итальянского народа» (в советском прокате — «Полмиллиарда за алиби»), с премированным на IX МКФ в Москве лирическим кинороманом Этторе Скола « Мы так любили друг друга » и с лучшим фильмом Валерио Дзурлини , кафкианской притчей « Татарская пустыня ». Фильм бельгийского режиссёра Андре Дельво «Бенвенута», хотя и был в советском прокате, но не слишком запомнился нашим зрителям. Не очень известна у нас и экранизация « Войны и мира » Толстого , выполненная Кингом Видором , в которой Гассман сыграл Анатоля Курагина.

Награды

Государственные награды Италии

Избранная фильмография

Актёр

Режиссёр

  • 1956 Кин (совместно с Ф. Рози)
  • 1968 Алиби
  • 1972 Без семьи (по роману Гектора Мало )
  • 1983 От отца к сыну (совместно с Алессандро Гассманом)

Книги Витторио Гассмана

  • 1981 — «Большое будущее за плечами» ( Un grande avvenire dietro le spalle , автобиография)
  • 1990 — «Записки из-под лестницы» ( Memorie del sottoscala , роман)
  • 1992 — «Недержание слов» ( Mal di parola , сборник рассказов)
  • 1992 — «Любовные письма о прекрасном» ( Lettere d’amore sulla bellezza )
  • 1997 — «Искренняя ложь» ( Bugie sincere )

Литература

  • Витторио Гассман // Актёры зарубежного кино. — Выпуск 3-й / Сост. А. В. Брагинский . — Л. : Искусство, 1966. — С. 36—53.

Примечания

  1. (итал.) . Globo D'oro (8 мая 2020). Дата обращения: 28 июля 2023. 26 июля 2023 года.
  2. Дата обращения: 2 января 2020. 2 января 2020 года.
  3. Дата обращения: 2 января 2020. 2 января 2020 года.
  4. Дата обращения: 2 января 2020. 2 января 2020 года.

Ссылки

  • — официальный сайт Витторио Гассмана
Источник —

Same as Гассман, Витторио