Семибоярщина
- 1 year ago
- 0
- 0
Семибоя́рщина — принятое историками название правительства русского государства периода 1610—1612 годов, состоявшего из семи бояр .
Причиной начала семибоярщины послужило поражение войск Василия Шуйского и приглашённых им по Выборгскому договору союзных шведских войск Якоба Делагарди , понесённое от войск Речи Посполитой в битве при Клушино 24 июня ( 4 июля ) 1610 года и последовавшее за этим насильственное смещение царя Василия Шуйского. Боярская дума избрала польского королевича Владислава царём, но он не принял православие (принятие которого было непременным условием избрания на царство) и не прибыл на венчание на царствование.
Обстоятельства таковы, что Россия оказалась одновременно:
Кроме того, Россия почти одновременно перенесла:
Последовательная цепь событий привела к возникновению периода «Семибоярщины»
Таким образом, дорога на Москву полякам была открыта. С другой стороны, из Калуги, к Москве быстро двинулся Лжедмитрий II.
17 (27) июля народ, недовольный неудачами Шуйского, стал собираться под окнами царского дворца с криками «Ты нам больше не царь!». Воевода Захарий Ляпунов собрал своих людей на Лобном месте и поддержал эти требования. Заговорщики, собравшись в районе Серпуховских ворот , объявили себя Земским собором и низложили Василия Шуйского с престола, а затем насильно постригли его в монахи Чудова монастыря .
Народное восстание попыталась обуздать Боярская дума, которая узаконила бунт и предприняла попытку предотвратить союз черни с подошедшими к стенам Москвы «ворами». Бояре во главе с Мстиславским образовали временное правительство, получившее название «Семибоярщины». Одной из задач нового правительства стала подготовка выборов нового царя. Однако «военные условия» требовали незамедлительных решений. Чтобы избежать борьбы боярских кланов за власть, было решено не избирать царём представителей русских родов .
Фактически власть нового правительства не распространялась за пределы Москвы: на западе от Москвы, в Хорошёве , встало войско Речи Посполитой во главе с гетманом Жолкевским , а на юго-востоке, в Коломенском — вернувшийся из-под Калуги Лжедмитрий II , с которым был и отряд Яна-Петра Павловича Сапеги . Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в среде московского простонародья множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они. В результате было решено договориться с Жолкевским и пригласить на престол королевича Владислава на условиях его перехода в православие, как о том уже было договорено между Сигизмундом и тушинской делегацией.
17 ( 27 ) августа 1610 года бояре с гетманом Жолкевским , согласно которому русским царём становился Владислав Ваза — сын Сигизмунда III. Речь не шла о вхождении в состав Речи Посполитой, поскольку московские бояре сохраняли автономию, равно как гарантировался официальный статус православия в границах России. Договор с представителями Сигизмунда позволил снять «тушинскую угрозу» для Москвы, поскольку Сапега согласился присягнуть царю Владиславу.
Опасаясь Самозванца, бояре пошли далее и в ночь на 21 сентября ( 1 октября ) тайно впустили отряд Жолкевского в Кремль, после отъезда которого в октябре должность командира гарнизона отошла Александру Гонсевскому . «Правой рукой» коменданта Кремля стал боярин Михаил Салтыков . После появления интервентов в Кремле представители «Семибоярщины» фактически превратились в заложников, а после капитуляции польско-литовского гарнизона многие из них были «освобождены» и приняли участие в избрании нового русского царя.
При описании современными Смутному времени источниками боярских комиссий встречаются обороты о «седмочисленных боярах». Словообразование «Семибоярщина» встречается позднее, в XIX веке. В (1831 год), термин « » встречается впервые.
Боярские комиссии в отсутствие царя формировались и раньше. Как правило, состав этих групп ограничивался семью персонами или немного количественно отличались. Котошихин пишет по этому поводу:
«А пойдучи в поход на войну, или по монастырем молитися, или для гулянья в далние и в ближние места, двор свой царской и Москву для оберегания, приказывает одному человеку боярину, а с ним товарыщам околничим двум человеком, да думным дворяном двум же человеком, и думным дьяком».
Совет имел следующих участников:
Небольшая группа во главе с патриархом Гермогеном поддерживала царя Василия Шуйского . Сам патриарх стоял за Шуйского даже в день свержения последнего.
Партия Голицыных рассчитывала свергнуть Шуйского и провозгласить царём Василия Голицына . При этом Голицыных поддерживал воевода Ляпунов .
Тушинский боярин Дмитрий Трубецкой тайно вёл переговоры в Москве в интересах Лжедмитрия.
Клан Романовых , изначально ориентировавшийся на Голицыных, рассчитывал посадить на трон Михаила Романова .
Возглавлявший думу князь Мстиславский не имел чёткой позиции, но тяготел к признанию польского королевича русским царём.
С середины июля 1610 года войска самозванца, которые насчитывали несколько тысяч человек, расположились в Коломенском. Почти одновременно, 17 (27) июля , был свергнут Василий Шуйский , 19 (29) июля он насильно пострижен в монахи, а 20 (30) июля по провинциальным городам разослали грамоты с оповещением об этом событии. 24 июля ( 3 августа ) коронный гетман Жолкевский был уже в 7 верстах от Москвы со стороны Хорошевских лугов. В связи с этим, приходилось выбирать уже между Лжедмитрием II и королевичем Владиславом .
Историк Соловьёв оценивает сложившуюся ситуацию так:
«Если у самозванца могли быть приверженцы в низших слоях московского народонаселения, то бояре и все лучшие люди никак не могли согласиться принять вора, который приведет в Думу своих тушинских и калужских бояр, окольничих и дворян думных, который имение богатых людей отдаст на разграбление своим козакам и шпыням городским, своим давним союзникам. Поэтому для бояр и лучших людей, для людей охранительных, имевших что охранять, единственным спасением от вора и его козаков был Владислав, то есть гетман Жолкевский с своим войском. Главою стороны Лжедимитриевой был Захар Ляпунов, прельщенный громадными обещаниями вора; главою стороны Владиславовой был первый боярин — князь Мстиславский, который объявил, что сам он не хочет быть царем, но не хочет также видеть царем и кого-нибудь из своих братьев бояр, а что должно избрать государя из царского рода».
Боярская дума не могла выбирать царя без участия Земского собора , однако положение требовало быстрого принятия решения. Поэтому сразу после свержения царя за Москвы были созваны те представители земства, которые были в наличии. События описываются по-разному. У Костомарова :
«Захар Ляпунов с Салтыковым и Хомутовым взошли на высокое Лобное место и стали приглашать бояр, патриарха, духовных, дворян, детей боярских и весь православный народ на всенародное собрание за Серпуховскими воротами. Народ отовсюду повалил за Серпуховские ворота. Съехались туда бояре. Прибыл и патриарх»
В Московском летописце действия изложены более жестко:
«Вся Москва и внидоша во град (то есть в Кремль) и бояр взяша и патриарха Ермогена насильством и ведоша за Москву-реку к Серпуховским воротам».
В этом случае исследователи сталкиваются с казусом права. В период отсутствия главы государства необходима политическая воля и исполнение закона, но силовое давление на одного (или нескольких) представителя власти можно расценить как незаконный акт, а следовательно и решение Земского собора в этом случае может быть признано не бесспорно легитимным. Не менее важен вопрос, а было ли собрание людей, созванных через набат, действительно собором? По данным исследователя В. Н. Латкина, который использовал материалы Столяровского хронографа, где перечислены чины, присутствовавшие на Соборе 1610 года, Земской Собор созвали в минимальном составе.
«И Бояря, князь Федор Иванович Мстиславской, и все Бояря, и Окольничие, и Думные люди, и Стольники, и Стряпчие, и Дворяне, и гости, и торговые лучшие люди съезжались за город…»
С. Ф. Платонов объясняет наличие в Москве земских чинов из провинции тем, что они находились в столице по службе.