Второе народное ополчение
- 1 year ago
- 0
- 0
Авраа́мий (в миру Аве́ркий Ива́нов Па́лицын ; ок. 1550 , Протасьево — 13 [23] сентября 1626 или 1627 , Соловецкий монастырь ) — русский церковно-политический деятель, писатель и публицист . Келарь Троице-Сергиева монастыря . Племянник летописца Варлаама Палицына .
Авраамий Палицын родился в селе Протасьеве близ Ростова около 1550 года . Происходил из старинного служилого дворянского рода Палицыных . В 1580-х годах Палицын служил воеводой в Коле и, возможно, в Холмогорах , а в конце десятилетия (в 1587 или 1588 году ) подвергся опале : был сослан в Соловецкий монастырь , где бывшего воеводу постригли в монахи . По мнению ряда исследователей, этот поворот в судьбе Палицына был связан с его участием в неудачном заговоре Шуйских .
В 1594 году положение старца Авраамия (именно такое имя Палицын получил при пострижении) несколько улучшилось. Он перешёл в Троице-Сергиев монастырь , где в 1607 или 1608 году стал келарем . В период осады монастыря поляками Авраамий находился в Москве, откуда оказывал помощь осаждённым. В 1610 году, после падения Василия Шуйского , троицкий келарь отправился вместе с московским посольством под Смоленск «прошати на царство» королевича Владислава . Во время поездки Авраамию удалось получить подтверждение ряда льгот, которыми обладал монастырь. Ограничившись этим, келарь не стал отстаивать основные требования посольства (о прекращении осады Смоленска и о немедленном приезде королевича Владислава в Москву) и поспешно уехал, не удосужившись объясниться с другим участником посольства, ростовским митрополитом Филаретом . По мнению одних исследователей, отъезд Авраамия граничил «с изменой русскому национальному делу» . Другие же историки, наоборот, считают, что келарь поступил благоразумно: он «предвидел, что послов за их упорство возьмут в неволю и отправят в Польшу, а потому рассудил заранее убраться» .
В 1611 году келарь обратился к публицистической деятельности. Вместе с Дионисием , архимандритом Троице-Сергиева монастыря, Авраамий писал и рассылал грамоты в «смутные города», призывая к объединению для борьбы с врагом и к оказанию посильной поддержки Первому ополчению . До наших дней дошли списки трёх таких грамот: от июня 1611 года, от октября 1611 года и от апреля 1612 года . Василий Ключевский отмечал большую роль Авраамия Палицына во Втором народном ополчении в Смутное время :
В рати кн. Пожарского числилось больше сорока начальных людей, все с родовитыми служилыми именами, но только два человека сделали крупные дела, да и те были не служилые люди: это — монах А. Палицын и мясной торговец К. Минин . Первый по просьбе кн. Пожарского в решительную минуту уговорил казаков поддержать дворян, а второй выпросил у кн. Пожарского 3—4 роты и с ними сделал удачное нападение на малочисленный отряд гетмана Хоткевича, уже подбиравшегося к Кремлю со съестными припасами для голодавших там соотчичей .
Авраамий принимал активное участие в работе Земского собора 1613 года , на котором был избран первый русский царь из дома Романовых , организовал оборону Троице-Сергиева монастыря во время осады его поляками (1618) , участвовал в заключении Деулинского перемирия (1618) . Воцарение Михаила Фёдоровича Романова могло дополнительно упрочить положение Авраамия, однако этого не произошло: в 1620 году старец внезапно вернулся туда, где начиналась его духовная карьера, — в Соловецкий монастырь. В каком статусе приехал туда инок (как ссыльный? как человек, добровольно ушедший на покой?) и в чём причины такого поворота событий, — неясно. утверждал, что вернувшийся из плена патриарх Филарет решил свести с Авраамием счёты, обвинил его в злоупотреблениях и отправил в ссылку . Ничем не аргументированная, эта точка зрения не нашла поддержки у современных исследователей: так, Янкель Солодкин заметил, что, по всей вероятности, «знаменитому келарю в самом деле не удалось поладить со своенравным патриархом», однако нет никаких оснований связывать отъезд Палицына с его «поведением в смоленском посольстве» .
Авраамий Палицын скончался 23 сентября ( 3 октября ) 1626 или 1627 года.
Литературное наследие келаря Авраамия включает три грамоты, которые были написаны им в соавторстве с архимандритом Дионисием (Зобниновским), а также «Историю в память впредъидущим родом» (полное название — « История в память впредъидущим родом, да не забвенна будут благодеяния Божия, иже показа нам Мати Слова Божия, от всей твари благословенная приснодевая Мария; и како соверши обещание свое к преподобному Сергию, еже яко неотступна буду от обители твоея » ). Ранняя редакция начальных глав этого произведения относится к январю — маю 1619 года , а окончательная версия всего литературного памятника в целом — к 1620 году .
«История…» состоит из 86 глав, которые могут быть условно объединены в три части.
Каждая часть «Истории…» существовала в рукописной традиции на правах самостоятельного произведения , причём вторая, известная как «Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря», не утратила этот статус даже после первой публикации . Главы, входящие в состав «Сказания…», представляют собой самостоятельное сочинение, имеющее завершённый сюжет, вступление и заключение. Эта часть «Истории…» пользовалась огромной популярностью в XVII— XIX веках : в указанный период появилось около 226 её списков .
По мнению исследователей, «История в память впредъидущим родом» является одним из самых ярких литературных произведений Смутного времени . Её ценность как исторического источника вызывает более разноречивые суждения. Н. М. Карамзин считал сведения «Истории…» абсолютно достоверными, а её автора охарактеризовал как «летописца <…> беспристрастного» . Однако ещё Н. И. Новиков заметил: «Слог <…> в сей книге больше витиеватый, нежели сходный со историческою правдою» . К этому же выводу впоследствии пришёл и Н. И. Костомаров , попутно отметивший, что учёный инок «не был очевидцем осады монастыря и писал по слухам и преданиям» . Сомнения в достоверности сообщаемых Авраамием сведений высказывали также Д. П. Голохвастов и И. Е. Забелин . Несколько иначе оценил «Историю…» С. И. Кедров, посвятивший жизни и деятельности Авраамия Палицына обширную монографию и ряд статей. По мнению учёного, троицкий келарь в самом деле «нарушает рамки исторической объективности», преувеличивая свои заслуги. Но даже с учётом этого недостатка «История в память впредъидущим родом» обладает очень большой познавательной ценностью, так как «даёт обильный материал для изучения событий одной из величайших эпох русской исторической жизни» .
Личность Авраамия Палицына привлекала внимание многих деятелей культуры, обращавшихся к истории Смутного времени. Троицкий инок является одним из героев оратории Степана Дегтярёва «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811), неоконченной оперы Бориса Асафьева «Минин и Пожарский» (1936—1938, либретто Михаила Булгакова ) и романа Михаила Загоскина « Юрий Милославский, или Русские в 1612 году » (1829). Отдельные события жизни Авраамия запечатлены художниками А. П. Сафоновым («Келарь Авраамий Палицын в стане казаков Трубецкого под Москвой») и В. М. Васнецовым («Архимандрит Троицкой лавры преподобный Дионисий вместе с келарем Авраамием Палицыным диктуют грамоту о собрании народного ополчения для освобождения Москвы от поляков»). Кроме того, в 1913 году состоялась премьера фильма « Трёхсотлетие царствования дома Романовых », в одном из эпизодов которого появляется Авраамий Палицын; исполнителем этой роли выступил Евгений Иванов .