Interested Article - Богоявленский монастырь (Москва)

Богоявле́нский монасты́рь — недействующий православный мужской монастырь в Москве , расположенный в Богоявленском переулке Китай-города . Являлся вторым по древности московским монастырём после Даниловского . Был основан в конце XIII века князем Даниилом Александровичем . Обитель формально закрыли в 1919 году и окончательно упразднили в 1929-м.

В 1991 году собор монастыря вернули Русской православной церкви , ныне он действует как приходской храм.

История

XIII—XVI века

Богоявленский монастырь был основан московским князем Даниилом Александровичем в конце XIII века и строился деревянным. По преданию, одним из игуменов обители являлся Стефан — старший брат преподобного Сергия Радонежского . Будущий митрополит Алексий принял здесь постриг в 1313 году .

Деревянный собор, возведённый с основанием монастыря, обветшал и пострадал от пожаров . В 1342 году его перестроили в камень на пожертвования боярина Протасия . Это был одноглавый , четырёхстолпный с тремя апсидами храм. Его ширина не превышала 11,5 метра, а длина — 17,5 метра. Фасады делились на три части тонкими лопатками , поперёк их опоясывали две ленты белокаменной резьбы. Фундамент, столпы и солеи сохранились под четвериком современной постройки . По стилю храм был близок Троицкому собору Сергиева монастыря .

Обитель горела ещё дважды: в 1451 году при нашествии ордынского царевича Мазовши и во время московского пожара в 1547-м . В первый раз повреждения восстановили с помощью великого князя Василия II и возвели трапезную . Во второй раз монастырь был отремонтирован при правлении Ивана Грозного после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 году. В конце XVI века во владения монастыря перешли несколько дворов в Коломенском .

XVII—XVIII века

Памятная доска на фасаде собора, 2014 год

В Смутное время Богоявленский монастырь оказался в центре сражений за Китай-город в 1611—1612 годах, из-за чего он был разграблен и сожжён. В 1624-м при Михаиле Фёдоровиче построили новый каменный собор. Боярыня Ксения Репнина , племянница князя Юрия Буйносова-Ростовского , в 1672 году подарила монастырю двор на Никольской улице . На нём возвели ворота с надвратной церковью Рождества Иоанна Предтечи . Монастырь был поделён на две части: в южной находились соборный храм, настоятельские покои и братские , в северной — хозяйственные помещения .

В 1685 году в обители открыли Богоявленскую школу. В ней заведовали греческие монахи Иоанникий и Софроний Лихуды . Учениками были дети из простого народа и из высших аристократических фамилий. Срок обучения составлял около пятнадцати лет. Через два года после открытия в школе обучалось более 180 человек. В 1687 году её объединили со школой Симеона Полоцкого и перевели в здание при соседнем Заиконоспасском монастыре . На новом месте учреждение переименовали в Славяно-греко-латинскую академию, а впоследствии преобразовали в Московскую духовную академию .

В конце XVII века монастырь перестроили в стиле нарышкинского барокко . После постройки новых келий в 1692 году по благословению патриарха Адриана началось возведение нового собора, сохранившегося до нашего времени. Он строился на деньги Натальи Нарышкиной , матери Петра I , и средства князей Голицыных и Долгоруковых . В него перенесли чудотворную Казанскую икону , которая в Смутное время находилась в ополчении Минина и Пожарского . Нижняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была освящена в декабре 1693-го, верхний храм в честь Богоявления Господня — в 1696 году. Через год в нём создали придел в честь святителя Алексия . В 1705-м верхний храм украсили лепными барельефами в итальянском стиле, выполненными мастерами из Швейцарии под руководством архитектора Джованни Марио Фонтана : « Коронование Богоматери », « Рождество Христово » и «Богоявление Господне». По другой версии, руководителем работ был Джованни Франческо Росси .

В 1739 году в здании колокольни, пострадавшей от Троицкого пожара и восстановленной, устроили придел во имя святых страстотерпецев Бориса и Глеба , который позже был обновлён и освящён в честь Спаса Нерукотворного . В нём летом совершались ранние заупокойные обедни .

В середине XVIII века на средства князей Долгоруковых в соборе устроили два придела: в честь великомученика Георгия Победоносца , воздвигнутый в 1747 году, и во имя святого апостола Иакова Алфеева , созданный в 1754-м. Последний позже упразднили и использовали как ризницу , а около 1900 года освятили во имя Феодосия Черниговского . В 1764-м монастырские земли были секуляризованы . В 1782 году надвратную церковь отремонтировали, расписали и украсили лепниной .

XIX—XX века

Башня Богоявленского храма, 2015 год
Памятник братьям Лихудам у Богоявленского собора, 2009 год

Перед вступлением французских войск в Москву архимандрит Гедеон вывез из монастыря ризницу, а остальные ценности спрятали в стене церкви. Перед отступлением армии по приказу Наполеона была совершена попытка подорвать Кремль . При взрыве в Богоявленском соборе осколки пробили кирпичную кровлю, были выбиты окна, на колокольне погнулся крест. Храм отремонтировали и заново освятили в 1813 году .

В 1867 году в соборе выставили для поклонения святыни из русского Пантелеимонова монастыря на Афоне : икону Божией Матери « Скоропослушницу », мощи великомученика Пантелеимона , крест с частицей Животворящего Древа , часть от камня Гроба Господня . В 1873-м в храме устроили придел во имя святого Пантелеимона и выстроили Афонскую часовню . В 1880 году её перестроили по проекту архитектора Александра Каминского .

Несмотря на протесты Московского археологического общества , в 1905 году была снесена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи. На её месте построили доходный дом , а в храме устроили одноимённый придел .

После Февральской революции 1917 года в обители находилась резиденция епископа Иоасафа (Каллистова) , назначенного управляющим Московской епархией . Монастырь закрыли в 1919-м, однако приходская община продолжала жить на его территории. В 1922 году, во время Гражданской войны , из храма в фонд помощи голодающим изъяли церковные ценности . В 1929-м из монастыря выселили его обитателей, позднее разобрали колокольню, башню монастырской ограды XVII века, Алексиевский придел и другие постройки. В помещениях монастыря в разное время находились мучной склад, общежитие студентов Горной академии , производственное предприятие и другие организации .

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году рядом с монастырём упал сбитый бомбардировщик . Стоявшие на том месте здания были полностью разрушены, а взрывная волна уничтожила верхнюю часть храма . После завершения войны на территории монастыря построили административное здание Народного комиссариата внутренних дел .

После 1980-х

В 1982 году Богоявленский собор передали Государственному академическому русскому хору имени Свешникова . По заказу дирекции научно-исследовательский институт «Спецпроектреставрация» подготовил проект восстановления собора. Вместе с реставрацией проводились и археологические работы под руководством Леонида Беляева и Н. П. Пахомова. Им удалось открыть культурные слои , относящиеся к XIII веку, фрагменты стен и столпов XIV столетия .

В 1991 году главный храм монастыря вернули Русской православной церкви и были возобновлены богослужения . В том же году освятили придел в честь святителя Московского Алексия. В 1992-м был освящён приставной престол во имя священномученика Владимира Киевского . Со временем в верхнем храме восстановили многоярусный иконостас , лепнину, скульптуры, Царские врата . В 1993 году к Богоявленскому собору были приписаны ещё два храма — в честь святителя Николая «Красный звон» и церковь Космы и Дамиана в Старых Панех , а в 1994-м — часовня в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы у Воскресенских ворот . В 1995 году при монастыре открыли учительскую семинарию , готовившую социальных педагогов. Позже она была преобразована в Регентско-певческую семинарию, просуществовавшую до 2012 года .

Современность

Современный вид интерьера Богоявленского собора

Из монастырских построек на 2018 год сохранились собор Богоявления с колокольней, нижний храм в честь Казанской иконы Божией Матери, братские кельи и настоятельские палаты. Собор украшают три белокаменных портала высотой пять метров. Фасады декорированы резьбой, наличниками на окнах. Трапезная и четверик соединены широкой галереей. В интерьерах встречается живопись, мозаика , керамика , скульптурные композиции на мифологические сюжеты. Царские врата сделаны в виде креста, а в его центре находится образ Благовещения . У ограды собора расположен памятник братьям Лихудам, установленный в мае 2007 года . В 2011-м был освящён главный престол нижнего храма в честь Казанской иконы Божией Матери .

Некрополь

В нижнем храме до 1930-х годов находился некрополь с усыпальницами знатных родов — Голицыных , Шереметевых , Долгоруковых , Салтыковых , Ромодановских , Репниных . Всего в нём помещалось более 150 могил. Высокую художественную ценность представляли надгробные памятники Михаила Голицына , генерал-аншефов Григория Юсупова и Александра Меншикова , сенатора Алексея Голицына . Почётное место занимала гробница генерал-фельдмаршала Михаила Голицына , сооружённая французским скульптором Жаном-Антуаном Гудоном в 1765 году. В 1935-м её переместили в некрополь Донского монастыря . Большая часть из памятников XVIII века — пристенные надгробия в стиле барокко , выполненные в плоскостной манере. Их украшают ленты, гирлянды, букеты, сложные драпировки тканей и фигуры-олицетворения. В дореволюционных изданиях их авторство приписывали ведущим французским мастерам . В 1930-е годы захоронения были разграблены . Лишь наиболее ценные для историков памятники перевезли в Донской монастырь .

Настоятели

Примечания

  1. . Православие.ru. Дата обращения: 26 июня 2018. 17 июля 2012 года.
  2. , с. 161—165.
  3. , с. 4—10.
  4. , с. 136—137.
  5. , с. 10.
  6. , с. 13—16.
  7. , с. 10—15.
  8. , с. 17—18.
  9. , с. 21.
  10. , с. 80—81.
  11. , с. 5—6.
  12. , с. 16—20.
  13. .
  14. , с. 26.
  15. . Узнай Москву. Дата обращения: 26 июня 2018. 18 июля 2018 года.
  16. , с. 80—81.
  17. . Православие. База данных. Дата обращения: 26 июня 2018. Архивировано 26 марта 2007 года.
  18. . Иверское благочиние города Москвы. Дата обращения: 26 июня 2018. 18 июля 2018 года.
  19. , с. 36.
  20. , с. 89.
  21. . Наше наследие. Дата обращения: 26 июня 2018. 2 ноября 2014 года.
  22. Рункевич С. Г. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  23. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.

Литература

  • Беляев Л. Древние монастыри Москвы (конец XIII – начало XV вв.) по данным археологии: [Электронная версия на CD-диске]. 3-е доп. изд. — М. : ИА РАН, 2010.
  • Бродский Я. Москва. Спутник туриста: путеводитель. — М. : Моск. рабочий, 1987. — 463 с.
  • Вострышев М. . — М. : Эксмо, 2012. — 543 с. — ISBN 978-5-4438-0072-1 .
  • Вострышев М., Шокарев С. Вся Москва от А до Я. Энциклопедия. — М. : Алгоритм, 2011. — 1064 с.
  • Монахиня Павла (Адамова), Семёнова Г. и др. Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря. — М. : Храм Богоявления Господня, 2014. — 48 с.
  • Москва. Китай-город: путеводитель / под ред. В. Козлова. — М. : АНО ИЦ «Москвоведение», 2007. — 320 с.
  • Снегирёв И. Богоявленский монастырь в Москве на Никольской улице. — М. : Тип. Бахметева, 1864. — 61 с.
  • Сорок сороков: альбом-указатель всех московских церквей / под ред. С. Звонарёва. — М. , 1988. — Т. 1. — 416 с.
  • Топычканов А. Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря. — М. : Православный приход храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, 2009. — 150 с. — ISBN 978-59901756-1-7 .
  • Указатель церквей и часовен Китай-города. — М. : Рус. печатня, 1916. — 31 с.
  • Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря: [работали: монахиня Павла (Адамова) и др.]. — Москва : Храм Богоявления Господня, 2014. — 48 с.
Источник —

Same as Богоявленский монастырь (Москва)