Русское чудо (фильм, 1963)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства , характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.
Однозначного мнения насчёт происхождения стиля не существует. Противоположны точки зрения на временную связь церковной и гражданской форм. Одни исследователи находят в русском узорочье черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы. Изобрели распространённые и хорошо известные нам сейчас подиры.
Распространено мнение о связи русского узорочья с европейским поздним ренессансом и маньеризмом .
В развитии стиля выделяют два этапа: ранний (стиль Алексея Михайловича ) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича ) .
Своеобразным манифестом нового стиля стала московская церковь Троицы в Никитниках (1630—1650-е гг.), по образцу которой впоследствии создавались сооружения в других городах Русского государства .
Начиная с 1680-х годов русское узорочье вытесняется русским барокко . Иногда эти понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются .
В XIX веке русское узорочье — источник цитат и объект имитаций для архитектуры эклектики и историзма .
В начале XX века — один из основных источников вдохновения для архитектуры модерна .
На протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию. Для первой половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете , с трапезной , приделами и колокольней . Они обычно имеют пять глав , главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов . Композиция утрачивает монументальную ясность.
Наос в плане имеет поперечную ориентацию, таким образом увеличивается степень индивидуального в молении и литургии .
Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции . При этом декор фасадов становится также более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру .
Шатровые завершения храмов, колоколен и покрытие крылец. Два или три шатра у таких храмов как правило не имели конструктивного значения, а являлись декоративным элементом. Сходными по архитектурному решению памятниками являются церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря , Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде и другие .
Барабаны пятиглавия обычно были глухими, также как и шатры, являясь декоративным элементом (в отличие от световых барабанов).
Бочкообразные кровли.
Шатровое покрытие. Ползучее крыльцо. Гирьки .
Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.
Площадь декора на стенах очень велика. Колонки, ширинки , карнизы, наличники, изразцы .