Объединённое государственное политическое управление
- 1 year ago
- 0
- 0
Государственное совещание в Москве ( Московское государственное совещание ) — всероссийский политический форум, созванный Временным правительством . Проходил в Москве 12 (25) — 15 (28) августа 1917 г. Совещание было созвано Временным правительством для информирования граждан России о политической ситуации в стране и объединения поддерживающих его сил среди разных слоёв и групп российского общества.
Формально идею проведения Совещания выдвинул министр-председатель Временного правительства А.Ф. Керенский . Его предложение было оформлено постановлением заседания Временного правительства № 144 от 27 июля 1917 г., в котором цель Совещания определялась как единение государственной власти со всеми организованными силами страны ввиду исключительности переживаемых событий.
На Совещании присутствовало 2414 человек: 488 бывших депутатов Государственной думы всех созывов, 129 представителей от Советов крестьянских депутатов, 100 от Советов рабочих и солдатских депутатов, 147 от городских дум, 117 от армии и флота, 313 от кооперативов, 150 от торгово-промышленных кругов и банков, 176 от профсоюзов, 118 от земств , 83 от интеллигенции, 58 от национальных партий и движений, 24 от духовенства и т. д.
Советы были представлены делегациями ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦИК Советов крестьянских депутатов, состоявшими из меньшевиков и эсеров. Большевики — представители от Советов — намеревались выступить на Совещании с декларацией, разоблачающей контрреволюционный, по их мнению, смысл совещания, а затем покинуть его. Однако эсеро-меньшевистские руководители ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов не допустили их в состав делегации. Большевики тем не менее смогли присутствовать на Совещании в числе профсоюзной, кооперативной и некоторых других делегаций, но были лишены возможности зачитать свою декларацию и передали её в президиум Совещания для оглашения.
Председательствовал на Совещании А. Ф. Керенский . Открывая Совещание, он констатировал кризисное положение в стране ("…Все мы ощущаем в душе своей смертельную тревогу… Голодающие города, все более и более расстраивающийся транспорт, падение в промышленной и заводской работе, открытый отказ поддерживать государство великими жертвами имущества и достояния своего со стороны многоимущих, исчезновение национальных богатств… То же и еще большее мы видим и в политических настроениях, где процесс распада на все новые партии и группы сталкивается со все более поднимающим голову стремлением некоторых национальностей государства Русского искать спасения не в более тесном единении с живыми силами государства Российского, а в стремлении отмежевать судьбу свою от нас…") и заявил, что "Как только Временное правительство или кто-нибудь другой пойдет, может, самыми железными, самыми решительными шагами, но удовлетворяя до конца только одну какую-нибудь задачу и какой-нибудь один интерес, он уничтожит то, что существует сейчас, и он откроет и начнет сам великую гражданскую войну и великое потрясение, где, может быть, погибнем все мы…".
В первый день работы Совещания с докладами выступили министр внутренних дел Н. Д. Авксентьев , министр торговли и промышленности С. Н. Прокопович ("…Война нам стоит колоссально дорого… При таком положении вещей абсолютная свобода торговли, абсолютная неограниченная собственность на продукты и на средства производства должны были бы привести к обнищанию народных масс,… и поэтому регулирующее вмешательство государства – регулирующее в смысле установления твердых цен, в смысле определяющего влияния на распределение продуктов в стране… и, наконец, вмешательства в известных случаях в производства, – является государственной необходимостью… Дальнейшее падение производительных сил угрожает гибелью всему государству…"), заместитель министра-председателя и министр финансов Н. В. Некрасов ("…Сейчас приходится рассчитываться за все грехи прошлого, но было бы ошибкой, с одной стороны, слагать всю вину на прежнюю, царскую власть, а с другой стороны, перелагать результаты всего этого на плечи будущих поколений… Новый революционный строй обходится государственному казначейству гораздо дороже, чем обходился старый строй.").
В прениях участвовали 84 человека.
Главными событиями Совещания стали выступления А. Ф. Керенского , Верховного главнокомандующего Л. Г. Корнилова ("Только армия, спаянная железной дисциплиной, только армия, ведомая единой, непреклонной волей своих вождей, только такая армия способна к победе."), генерала А. М. Каледина ("…расхищению государственной власти центральными и местными комитетами и Советами должен быть немедленно и резко поставлен предел… Время слов прошло, терпение народа истощается."), Н. С. Чхеидзе ("…Правительство должно помнить, что, только опиhаясь на деятельное участие демократических организаций в тылу и на фронте, оно сможет выполнить свою огромную задачу…"), А. И. Гучкова ("…В центре этого трагического хаоса русской жизни стоит, как первопричина, современная русская государственная власть. /та власть больна тем, что ее нет. Эта власть – тень власти, подчас являющаяся со всеми подлинными и помпезными атрибутами власти… Вся власть принадлежит безответственным людям, а вся ответственность лежит на людях безвластных.").
На Совещании выступили также М. В. Алексеев , Г. А. Алексинский , Е. К. Брешко-Брешковская , А. И. Гучков , П. А. Кропоткин , В. А. Маклаков , П. Н. Милюков , В. Д. Набоков , Г. В. Плеханов , М. В. Родзянко , В. В. Руднев , П. П. Рябушинский , Д. Б. Рязанов , И. Г. Церетели , Н. С. Чхеидзе , В. В. Шульгин и другие.
На Совещании произошёл раскол между умеренными и революционными группами. В выступлениях Л.Г. Корнилова, А. М. Каледина, П. Н. Милюкова, В. В. Шульгина и др. была сформулирована следующая программа: ликвидация Советов, упразднение общественных организаций в армии, война до победного конца, восстановление смертной казни, суровая дисциплина в армии и в тылу — на фабриках и заводах.
За продолжение проводимых изменений и реформ (не отрицая и также подчёркивая имеющиеся проблемы) высказывались Г. А. Алексинский, Е. К. Брешко-Брешковская, Г. В. Плеханов, И. Г. Церетели, Н. С. Чхеидзе и др. Были и голоса за решительную радикализацию политики (в частности, Д. Б. Рязанов ).
В то же время, например, П. П. Рябушинский заявил, что Россия управляется мечтой, невежеством и демагогией. Представитель Совета съездов представителей промышленности и торговли С. Н. Соколовский заявил: "…Перед нами прошло много представителей обоих лагерей и все они звали к единению. И все-таки я чувствую, что единения нет в этом зале, и завтра, когда мы разойдемся, мы разойдемся в разные стороны, и несчастная Россия снова будет предоставлена своему развалу и распаду… В области экономического строительства необходима цельная, ясная и откровенная программа, без недомолвок и без туманных определений. Нужно честно и прямо сказать массам правду…".
А. Ф. Керенский, подводя итоги Совещания, заявил, что его значение состояло в том, что представители всех классов, партий и национальностей России открыто высказали своё мнение о мерах, которые нужны для спасения государства; в обществе достигнуто большее взаимопонимание; Временное правительство будет стараться претворить в жизнь все предложения, направленные на примирение и объединение страны; правительство исходит из того, что совещание высказалось за продолжение войны, сохранение верности союзникам, в связи с чем самыми важными являются вопросы укрепления армии, а также возрождения и укрепления финансово-хозяйственной жизни.
Никаких документов (резолюций, манифестов и т.п.) на Совещании не было принято.
Значительная часть московских рабочих, организованных революционными политическими силами, в связи с Совещанием объявила однодневную всеобщую забастовку в день начала его работы, в которой участвовало свыше 400 тыс. человек. К стачке присоединились рабочие пригородов, близлежащих поселков и станций железных дорог; бастовали и в некоторых других городах.
Совещание получило негативную оценку в советской историографии как сговор контрреволюционных сил для подготовки корниловщины .