Interested Article - Руины

Руины каменной часовни в Шотландии

Руи́ны (от лат. ruere «падать»), или разва́лины — останки разрушенного здания , сооружения , их группы или целого населённого пункта . Отдельные постройки превращаются в руины как по неосторожности (отсутствие регулярного обслуживания и ремонта), так и по причине умышленного разрушения. Населённые пункты становятся руинами из-за оттока населения , боевых действий или стихийных бедствий . При отсутствии надлежащей консервации руины со временем неуклонно разрушаются под действием погодных факторов и стихийной разборки на строительные материалы.

Руины городов

Известны случаи, когда города, разрушенные в древности стихией, сохранили для археологов картину повседневной жизни того времени. Классические примеры — Помпеи и Геркуланум , погибшие при извержении Везувия в 79 году.

В Новейшее время города, подвергшиеся масштабному разрушению, обычно отстраиваются заново. Предвестником такого подхода послужило восстановление Лиссабона после землетрясения 1755 года . Иногда при реконструкции города пытаются воссоздать существовавшую ранее застройку (как, например, при восстановлении Варшавы и Дрездена после Второй мировой войны ). Чаще город полностью застраивается заново (так, например, поступили с Гавром и Кёнигсбергом ). В качестве напоминания о масштабе разрушений после восстановления города одно или несколько зданий оставляют в руинированном состоянии: например, , Мемориальная церковь кайзера Вильгельма в Берлине , мельница Гергардта в Волгограде .

В течение последних десятилетий полному или частичному разрушению в ходе военных действий подверглись такие города, как Сараево , Кабул , Грозный , Багдад , Алеппо , Волноваха , Мариуполь и другие.

Руины отдельных построек

Руины подмосковной усадьбы Пущино-на-Наре (XVIII век)

История Европы знает немало периодов, когда сотни и тысячи зданий определённой категории оказывались в течение короткого времени заброшенными и превращались в руины. Так, во время инициированного Генрихом VIII закрытия английских монастырей бесхозными оказались монастырские комплексы, особенно в сельской местности . Король раздавал секуляризованные земли своим приверженцам, которые перестраивали готические аббатства в усадебные дома либо разбирали их на строительные материалы. С заброшенных монастырских построек первым делом демонтировали дорогостоящую металлическую крышу , что ускоряло разрушительные процессы.

Другой эпизод интенсивной руинизации связан с конфискациями и разрушениями замков непокорных шотландских феодалов в XVII веке. Во время Епископских войн 1639—1640 гг. король распорядился пробивать бреши в родовых замках своих оппонентов и демонтировать их кровли, чтобы сделать их непригодными для проживания. Эта практика была узаконена под названием . В результате большой процент шотландских замков к концу XVII века представлял собой руины. Позже (даже в XX веке ) владельцы некоторых замков (напр., Слэйнс ) разбирали их крышу из-за нежелания платить значительный налог на недвижимость (который по британскому праву взимается только со зданий, имеющих крышу) и тем самым превращали их в развалины.

История также знает много случаев, когда в руины превращались памятники истории и культуры после перехода территории к другому государству — как неудобные напоминания о предыдущих хозяевах этой земли. Так, в части Восточной Пруссии , отошедшей в 1945 г. к СССР , почти не сохранилось многочисленных прежде орденских замков и рыцарских мыз — разве только в виде руин . В течение XX века правительство Турции часто обвиняли в молчаливом поощрении разрушения построек византийского периода или, по меньшей мере, в равнодушии к их ухудшающемуся состоянию .

После обретения независимости правительство Ирландии негласно способствовало упадку и руинизации усадеб английских аристократов , поскольку такие резиденции воспринимались как символы колониального угнетения . После Октябрьской революции подавляющее большинство дворянских загородных усадеб и сельских храмов на территории СССР превратилось в руины, ибо рассматривались как архитектурные рудименты инфраструктуры «классово чуждого эксплуататорского общества» .

Эволюция отношения к руинам

До эпохи Возрождения руины не рассматривались в качестве ценности, а их части использовались при возведении новой постройки на том же месте. Руины даже таких выдающихся зданий, как Колизей , служили каменоломней — источником материала для новых построек (см. сполии ).

Античные руины начали привлекать интерес как памятники ушедшей эпохи с наступлением Возрождения , а в периоды Просвещения и романтизма стали цениться также и средневековые руины. К ним стали относиться как к осязаемым памятникам прошедших времён. Созерцание руин предрасполагало к элегическому оплакиванию идеализированного прошлого, особенно на фоне промышленной революции , воспринимавшейся как угроза традиционному образу жизни .

Искусственная башня-руина в Орловском парке Стрельны

Мода на руины началась с открытия Геркуланума в 1738 году и Помпей в 1748 году , после чего по всей Европе стали производиться раскопки и исследования древних объектов. Хорошо сохранившиеся в Италии античные здания с расчищенными фресками стали частью европейского культурного кода : Помпеи стали обязательным пунктом в Гран-туре по Европе. Неоклассицизм придал греко-римским древностям статус эстетического канона, и потому руины, в особенности хорошо сохранившиеся, пополнили список образцов для подражания. Гравюры Пиранези подчеркивали различие между величественными античными сооружениями и утилитарной архитектурой современности; тем самым художник символично свысока судил о культуре настоящего .

Руины стали объектом натуры для многих художников того времени. Пейзажи, изображавшие ведуты Римской Кампаньи , вдохновляли Николя Пуссена и Клода Лоррена , которые помещали мифологические сюжеты в римский пасторальный пейзаж. Художники передавали живописное родство руин и ландшафта , идеализировали природу и наделяли её сущностными смыслами .

Элегия Вордсворта о Тинтернском аббатстве , вошедшая в сборник « Лирические баллады » (1798), положила начало традиции воспевания руин. Фридрих и другие живописцы соревновались между собой в изображении полуразрушенных средневековых замков , здесь проходили встречи поэтов-романтиков, собрания деятелей национально-освободительного движения и т. д. В Европе начала XIX века возник настоящий культ руин .

В Третьем рейхе при участии Альберта Шпеера была сформулирована т. н. теория ценности руин ( Ruinenwert ): при проектировании общественных зданий учитывалось, как они будут выглядеть в случае разрушения — с тем, чтобы по величественности не уступать развалинам Древнего Рима . Символизм руин выразился и в гимне ГДР под названием «Возрождённая из руин».

Символизм и эстетизация руин

В Западной Европе руины начинают воспринимать именно как руины и сохранять в этом качестве в эпоху Возрождения . В эпоху Просвещения руины приобрели особую ценность, и начали наделяться самыми разными свойствами и функциями — историческими, психологическими, политическими и философскими. Появилось стремление сохранять руины для поддержания чувства цельности и связности истории, как знаки великого прошлого. В западных обществах руины играли важную роль в консолидации национальной идентичности. Философы, от Дени Дидро до Жана Бодрийяра , начали обращать внимание на значимость развалин и пытались раскрыть секрет притягательности руин .

Дидро считал, что полезность руин состоит в том, что они стимулируют желание и создают субъективность, которая сдерживает общество. Руины говорят о великом равенстве всего сущего перед смертью, но при этом позволяют человеку «почувствовать себя более одиноким», балансируя на самом краю «потока», который «увлекает народы один за другим в бездну, общую для всех». Дидро утверждал, что руины возвращают нас к нашим склонностям, по мере того как время и смерть оспаривают значение сообществ и народов .

Немецкий философ Георг Зиммель тоже участвовал в прославлении руин. В своем знаменитом эссе 1907 года «Руина: эстетический опыт» Зиммель писал о примиряющем по сути воздействии руин на человека и о том, что руина парадоксальным образом является окном в будущее, показывая, что предмет, который превратился в руину, продолжает существовать и развиваться даже после того, как подвергся «насилию, которое дух совершил над ним, формируя его по своему образу» . Зиммель считал, что руины — это не синоним разложения, потому что они создают «новую форму» и «новый смысл» .

Искусственные руины

Для эстетики романтизма характерна эстетизация процесса обветшания, что своеобразно преломилось в английской культуре парков 2-й половины XVIII века. Пейзажные парки того времени представляли собой инсценировку естественного ландшафта с добавлением искусственных руин . Этот тип архитектурного каприза был широко представлен в императорских, великокняжеских и дворянских усадьбах царской России , даже под стенами Московского Кремля (см. Итальянский грот ).

Руины в усадьбах и парках были призваны побуждать созерцателей к размышлению о влиянии времени и бренности человеческой жизни. Эстетизация разрушения временем прочных каменных сооружений как визуальный фактор, была призвана способствовать меланхолическому и романтическому настроению у наблюдателя . Как писал английский писатель XVIII века в своем популярном справочнике по поэтике английских садов, «при виде руин естественным образом приходят на ум мысли об изменчивости, разрушении и опустошении, а за ними тянется и длинная вереница других образов, слегка окрашенных меланхолией, которую внушают развалины» .

«Руины символизируют победу вечной Природы над созданием рук человеческих, напоминают о бренности всего сущего. Ползучие растения, мох , чертополох завершают распад неорганической природы и придают картине особую живописность. Ко второй половине XVIII в. руины стали столь неотъемлемым элементом романтического пейзажа, что возникла мода на искусственные руины в садово-парковой архитектуре».

Руины современных зданий

Последствия деиндустриализации : руины автомобильного завода Packard в Детройте

Руины объектов распространены на территориях, подвергшихся деиндустриализации (как, например, Ржавый пояс США ). Малопосещаемые торговые центры , пришедшие в упадок, называют в обиходе «ящиками с призраками» (англ. ghostbox ).

Экономический упадок привёл к сворачиванию строительства масштабных объектов («недострои», «долгострои») и возникновению многочисленных руин на территории бывшего СССР , особенно по мере депопуляции промышленных окраин. С началом экономического кризиса в 2008 г. прекратилось дорогостоящее строительство многих торговых центров , что привело к возникновению нового поколения руин посреди густонаселённых районов . В 2017 г. общая площадь заброшенных и недостроенных объектов на территории Санкт-Петербурга составляла не менее 2,6 млн м².

Примечания

  1. См. статью Замки Калининградской области .
  2. См., напр.: Oğuz Tanındı, Mete Aksan. Archaeological Destruction in Turkey. TAY Project, 2002.
  3. Simon Marsden (photos), Duncan McLaren (text). In Ruins: The Once Great Houses of Ireland, 1980, expanded ed. 1997.
  4. Roland Vogt, Wayne Cristaudo, Andreas Leutzsch. . — : , 2014. — 359 с. — ISBN 9781412852234 .
  5. от 22 мая 2019 на Wayback Machine // Зенкин С. Н. Французский романтизм и идея культуры. М.: РГГУ, 2001, с. 32-39.
  6. Huyssen A. Authentic Ruins: Products of Modernity // Ruins of Modernity. P. 17-28.
  7. , с. 30.
  8. Томан И. Б. Из истории культа руин в Европе и России // Актуальные вопросы изучения духовной культуры в контексте диалога цивилизаций: Россия — Запад — Восток. Материалы Международной научно-практической конференции "Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVI Кирилло-Мефодиевские чтения. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2015. С.192-205
  9. Андреас Шёнле. . М., НЛО, 2018.
  10. , с. 6—7.
  11. Дидро Д. Салон 1767 года / Пер. с фр. Вал. Дмитриева // Дидро Д. Салоны: В 2 т. М.: Искусство, 1989. Т. 2. С. 67.
  12. , с. 14.
  13. , с. 227—233.
  14. , с. 228–229.
  15. Roland Mortier Ruines et jardins // La poétique des ruines en France. Genève: Droz, 1974. P. 107—125 , Pp. 236 (фр.)
  16. Observations on Modern Gardening, and Laying out Pleasure-grounds, Parks, Farms, Ridings etc. (1801) / , — 2010 Pp. 176 ISBN 978-1169724983 (англ.)
  17. От факта к вымыслу. Сборник. М., Радуга, 1987. С. 400.
  18. . Информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг» . Дата обращения: 26 ноября 2018. 18 ноября 2018 года.
  19. . newslab.ru. Дата обращения: 26 ноября 2018. 18 ноября 2018 года.
  20. (12 ноября 2011). Дата обращения: 26 ноября 2018. 18 ноября 2018 года.
  21. . РБК Недвижимость. Дата обращения: 26 ноября 2018. 22 ноября 2018 года.
  22. Алексей Иванов. . — Litres, 2018-06-23. — 795 с. — ISBN 9785457571334 . 18 ноября 2018 года.
  23. . Dp.ru (21 августа 2017). Дата обращения: 26 ноября 2018. 6 августа 2018 года.

Литература

  • Архитектура забвения: руины и историческое сознание в России Нового времени. — Москва: Новое литературное обозрение, 2018. — 309 с. — ISBN 978-5-4448-0889-4 .
  • Зиммель Г. Избранное: В 2 т. Созерцание жизни. Руина.. — Москва: Юристъ, 1996. — Т. 2. — 607 с. — ISBN 5-7357-0175-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Руины