Пшеничнова, Надежда Николаевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Наде́жда Никола́евна ( На́дя ) Ру́шева ( 31 января 1952 , Улан-Батор — 6 марта 1969 , Москва ) — советская художница - график . Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 тыс. рисунков. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле , в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге , Национальном фонде культуры, Городском музее Сарова Нижегородской области и Государственном музее А. С. Пушкина в Москве.
Прошло более 160 выставок её работ в разных странах: Японии , Германии , США , Индии , Монголии , Польше и многих других. На арт-рынке рейтинг Нади Рушевой по версии ЕХР — 4А, «состоявшийся профессиональный художник с индивидуальным стилем».
Надежда Рушева родилась 31 января 1952 г. в Улан-Баторе в Монголии в семье советского художника Николая Константиновича Рушева (1918—1975). Её мать — первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева (1926—2015). Летом 1952 года семья переехала в Москву.
Надя начала рисовать с пяти лет, причём никто не обучал её рисованию, также до школы её не учили читать и писать. В семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, она начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к « Сказке о царе Салтане » Пушкина , за то время, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. В 1964 году прошла первая официальная выставка художницы-вундеркинда.
Скончалась 6 марта 1969 года в больнице в возрасте 17 лет из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг (геморрагический инсульт).
Среди её работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады , произведениям А. С. Пушкина , Л. Н. Толстого , М. А. Булгакова . Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов.
Работа над « Мастером и Маргаритой » стала для неё последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах , Елена Сергеевна Булгакова , вдова Михаила Афанасьевича , оставила свой автограф «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо — Надю Рушеву».
Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображён балет « Анна Каренина ». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы, и главную роль в нём танцевала Майя Плисецкая .
Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело, и она никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя.
Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа…
То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют доказательств своей первозданности.
— писатель Ираклий Луарсабович Андроников о цикле «Пушкиниана»
Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира.
— скульптор Василий Алексеевич Ватагин
Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, — теперь нечего бояться преждевременной оценки.
— из посмертной статьи академика В. А. Ватагина в журнале «Юность»