Белозерки (Московская область)
- 1 year ago
- 0
- 0
Матро́на Моско́вская (урождённая Матро́на Дими́триевна Ни́конова ; 1881 , 1883 или 1885 , село Себино, Епифанский уезд , Тульская губерния (сейчас Кимовский район , Тульская область ) — 2 мая 1952 , рабочий посёлок Сходня , Химкинский район (сейчас Городской округ Химки ), Московская область ) — святая Русской православной церкви .
Матрона родилась в крестьянской семье в 1881 году (житие святой). Существуют версии, что она родилась в 1883 (данные сельскохозяйственной переписи Тульской губернии 1911 года) или 1885 году (регистрационная книга Даниловского кладбища 1952 года). Девочка родилась незрячей, у неё не было глазных яблок . В семье было четверо детей: Пелагея (1873 г. р. (по другим данным Мария)), Иван (1885 г. р.), Михаил (1888 г. р.). Ещё трое братьев и сестра умерли во младенчестве: Михаил (1870—1871), Устинья (1876—1878), Иван (1879—1880) и Андрей (12.08.1882—05.08.1883). Руководитель Союза возрождения родословных традиций В. В. Бибиков предположил, что Матрона могла быть приёмным ребёнком . Днём рождения святой считается 22 ноября , день памяти Матроны Константинопольской .
Согласно житию, когда родилась Матрона, немолодые к тому времени родители, Наталья Никитична и Дмитрий Иванович Никоновы, хотели оставить слепую девочку в приюте князя Голицына в соседнем селе Бучалки . Но матери приснилось: белая птица с человеческим лицом, слепая, села ей на правую руку. Наталья Никонова решила, что сон вещий, и оставила ребёнка .
Житие сообщает, что уже с восьми лет Матрона имела глубокую веру, способность исцелять больных и предсказывать будущее. В возрасте около 17 лет у неё отнялись ноги . Матрона указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после Причастия и знала, что к ней подойдёт женщина, которая сознательно отнимет у неё способность ходить. Так и случилось. «Я не избегала этого — такова была воля Божия», — говорила Матрона. После этого до конца дней своих она была «сидячей» .
В отрочестве Матрона имела возможность путешествовать. Дочь местного помещика Лидия Александровна Янькова (1885 г. р.) брала её с собой в паломничества. Они побывали в Киево-Печерской лавре , Троице-Сергиевой лавре , в Санкт-Петербурге , других городах и святых местах России . В 1899 году в Кронштадтском соборе Матрона встретила святого праведного Иоанна Кронштадтского . По преданию, по окончании службы он попросил прихожан расступиться перед подходящей к солее Матроной и громко сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России ».
В 1912 году умер Дмитрий Иванович Никонов, отец Матроны.
После революции Матрона и её подруга Лидия Янькова, оставшись без крова, подались искать работу и еду в городе. Примерно в 1925 году Матрона перебралась в Москву . Жила где придётся, у друзей и знакомых, но не у своих братьев, которые стали большевиками . Брат Михаил, член ВКП(б) с 1919 года, был избран председателем сельского совета, а затем — заместителем председателя исполнительного комитета , в 25 км от уездного города.
В 1942—1949 годах Матрона жила в Москве, в старинном деревянном особняке по адресу: Староконюшенный переулок , дом № 30 (не сохранился), близ Арбата , где занимала угол в 48-метровой комнате односельчанки Е. М. Ждановой и её дочери Зинаиды . В 1950—1952 годах жила под Москвой, в Сходне по адресу: улица Курганная, дом № 23, у дальних родственников, в семье Курочкиных.
Согласно житию, святая Матрона днём принимала людей (до сорока человек в день), исцеляя их и давая советы, как поступать, а ночью молилась . Регулярно исповедовалась и причащалась . Ещё при жизни её почитали монахи Троице-Сергиевой лавры .
Согласно житию, Матрона предсказала свою смерть за три дня, продолжая принимать людей. У неё спросили: «Матронушка, как же нам жить? С кем же мы теперь останемся, с кем советоваться будем?» На это она ответила:
После моей смерти таких не будет как я, а вы приходите на могилку, я там всегда буду, я вам также буду помогать и молиться за вас, как при жизни моей. Разговаривайте со мной, все горести свои поверяйте мне, я буду вас видеть и слышать, что душе вашей скажу, то и делайте.
— Жданова З. В. . — Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993. — С. 26 .
Скончалась в Сходне 2 мая 1952 года. Сохранились посмертные фотографии святой . Отпевание в храме Ризоположения на Донской улице совершил хорошо знакомый Матроне и почитавший её протоиерей Николай Голубцов .
Похоронена 4 мая, в Неделю святых Жён-мироносиц . На похороны пришло много народу. Даниловское кладбище было выбрано самой Матроной, чтобы «слышать службу», — в те годы кладбищенская церковь была одной из немногих действующих в Москве .
Могила стала местом паломничества , оставаясь таковым даже после перенесения останков Матроны в Покровский монастырь. На месте могилы возведена часовня .
До 1993 года первоначальная могила Матроны на Даниловском кладбище в Москве если и почиталась, то очень узким кругом лиц. О жизни Матроны известно прежде всего из книги «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», написанной Зинаидой Ждановой (1917—2007), впервые выпущенной в 1993 году. Книга сразу получила огромную популярность, тираж первого издания превысил 150 тысяч экземпляров, затем последовали многочисленные переиздания .
Синодальной комиссией была назначена экспертная группа, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав недостоверные, на взгляд экспертов, и несоответствующие официальному богословию сведения. Эта версия жития в настоящее время размещена на православных сайтах: « Православие.ru », « Седмица.ru », сайте Покровского монастыря , а книгу Ждановой некоторые исследователи называют апокрифической .
15―16 сентября 1997 года Комиссия по канонизации святых Священного синода Русской православной церкви рассмотрела материалы к канонизации в лике местночтимых святых Московской епархии приснопамятной Матроны Никоновой, которые представил патриарх Алексий II, и не нашла препятствий для благословения патриархом её местночтимой канонизации .
В ночь на 8 марта 1998 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II была вскрыта могила святой Матроны, её мощи доставлены в московский Данилов монастырь , затем перенесены в Покровский храм на территории Покровского монастыря и помещены в серебряную гробницу ( раку ). К ним открыт ежедневный доступ с 7 (в воскресенье с 6) до 20 часов .
День 8 марта как день обретения мощей Матроны стал одним из православных праздников — дополнительным днём празднования в честь святой блаженной Матроны Московской .
2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая святая Московской епархии РПЦ. Определением Архиерейского Собора РПЦ 3—8 октября 2004 года причислена к лику общецерковных святых .
Частицы мощей святой Матроны доставлялись для поклонения в города России: Волгоград , Вологду , Красноярск , Липецк , Новокузнецк , Пермь и другие [ источник не указан 149 дней ] .
Матрона Московская является одной из самых известных и почитаемых в России святых . К её мощам в Покровском храме ежедневно, согласно « Православной энциклопедии », приходят поклониться около 5 тысяч человек ; портал « Правмир » сообщает, что в выходные дни очередь к мощам растягивается на 7—8 часов . В Покровском монастыре находится икона Божией Матери « Взыскание погибших », написанная около 1915 года, с которой Матрона не расставалась до конца жизни . В селе Себино существует родник святой Матроны Московской, освящённый в 2014 году . В 2021 году, в ознаменование 140-летия со дня её рождения, этот родник был благоустроен, в частности, установлена ротонда и заменена на металлическую старая деревянная лестница .
Считается, что по молитвам святой Матроны происходят чудеса и исцеления, в том числе с невоцерковленными и неправославными людьми , ведётся запись письменных свидетельств этого . Поклониться святой Матроне приезжают паломники из других городов и стран . Чудотворная сила святой Матроны признана всей иерархией Русской православной церкви , включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла , который призывал всех обращаться к святой Матроне за помощью не только в решении жизненных проблем, но и в даровании сил несения страданий:
Мы должны не забывать её страдальческий образ и проникаться не только желанием освободиться от своих крестов, но и глубочайшим убеждением в том, что достойное несение креста — это и есть путь ко спасению. И потому просить Матрону нужно не только о том, чтобы она молитвами своими пред Богом сняла с нас наши кресты, исцелила нас от наших страданий, но и о том, чтобы нам даны были силы достойно нести свой крест, во славу Божию и себе во спасение…
Чудотворная сила Матроны Московской прямо связана с её страданиями, с её муками, с несением ею спасительного креста. И да поможет всем нам Господь, прибегая к помощи святой праведной Матроны, взывая о её содействии в решении наших жизненных проблем, одновременно наполнять свой ум и своё сердце силой её примера, пониманием того, что означает для человека несение креста, который Бог на него возлагает .
15 февраля 2018 года Священный синод Румынской православной церкви включил блаженную Матрону Московскую в свой месяцеслов .
Матрону Московскую стали почитать в Маланкарской церкви после посещения предстоятелем данной церкви Покровского женского монастыря Москвы в ходе официального визита в Россию в 2019 году, когда он провёл много времени в молитвах у раки с мощами Матроны Московской. Незадолго до кончины он оставил предсмертную записку, в которой упомянул, что «пережил духовное обновление, молитвенно обращаясь к святой Матроне». По его благоволению имя Матроны Московской недавно внесено в богослужебный календарь данной церкви. Патриарх Кирилл 25 апреля 2023 года отметил, что описанный факт внесения русской святой в святцы Древней Восточной Церкви — первый в истории .
Критике подвергаются первоначальное жизнеописание блаженной Матроны и некоторые аспекты её почитания.
Книга Зинаиды Ждановой «Сказание о житии блаженной старицы Матроны», выпущенная в 1993 году Ново-Голутвинским монастырем и ставшая самой популярной народной версией рассказов о Матроне, подверглась резкой критике со стороны членов Комиссии по канонизации : митрополита Ювеналия (Пояркова) , тогдашнего председателя Комиссии; епископа Тихона (Емельянова) , тогдашнего председателя Издательского совета; игумена Дамаскина (Орловского) , составителя житий новомучеников, секретаря Синодальной комиссии по канонизации святых; протодиакона Андрея Кураева . Последний посвятил этой книге немало страниц в своей работе «Оккультизм в Православии» .
Акт о канонизации блаженной Матроны, подписанный патриархом Алексием II , содержит отдельный пункт с указанием на необходимость составления жития подвижницы. Иначе говоря, версия Зинаиды Ждановой не получила статуса официального жития .
В церковной среде «Сказание» критиковалось, в частности, из-за ряда высказываний, приписанных Матроне. Помимо того, были признаны недостоверными и некоторые другие сведения, в том числе рассказ о встрече Матроны со Сталиным осенью 1941 года . В частности, историки Московской духовной академии пришли к выводу, что такой встречи не было. Таким же был вывод и Синодальной комиссии по канонизации святых. Иеромонах Иов (Гумеров) , занимавшийся в 1997 году подготовкой материалов к канонизации Матроны Никоновой, впоследствии заявил: «Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина» .
Рассказ о встрече Матроны со Сталиным считают недостоверным и светские исследователи .
Академик РАЕН Павел Флоренский критически оценивал ажиотаж, возникший вокруг святой Матроны .
Также одним из критиков является бывший протодиакон Андрей Кураев , который указывал на непозволительное окружение её образа различными суевериями и на догматически сомнительные истории, содержащиеся в книге Ждановой .
Критики называют культ Матроны «недостаточно христианским»; помимо того, ряд СМИ указывает на экономическую выгоду от паломничества в Покровский монастырь, где находятся её мощи .